Конспект занятия. Образовательная область «Познавательное развитие", Раздел "Ознакомление с окружающим миром". Старшая группа. Тема: «Почему улетают птицы?».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
конспект занятия в старшей группе. Тема: "Почему улетают птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Направление «Познавательно – речевое»
Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира). Старшая группа.
Тема: «Почему улетают птицы?».
Цель: Формирование представлений о причинах отлёта птиц.
Задачи:
1.Уточнить представления детей о птицах (внешний вид, понятия: перелётные и зимующие птицы, названия птиц).
2. Познакомить детей с причиной отлёта птиц, различным характером корма и способом его добывания;
3. Познакомить детей с формой стаи во время перелёта птиц.
Ход занятия:
Занятие начинается на фоне звуков «Живой лес. Голоса птиц».
Воспитатель предлагает детям карточки с изображением различных птиц.
-Кто изображён на этих карточках? (птицы).
-Чем птицы по внешнему виду отличаются от других животных? (Ответы детей).
Воспитатель: Каких только птиц нет на свете!
-В какое время года птиц больше, зимой или летом? Почему? (Ответы детей).
-Как называют птиц, которые зимой улетают в тёплые края? А тех, которые остаются? (ответы детей).
-Каких зимующих птиц вы знаете? Дети называют зимующих птиц изображённых на карточках, потом, глядя на слайд «Зимующие птицы», проверяют себя.
-Кто может назвать перелётных птиц? Дети называют перелётных птиц, потом глядя на слайд, проверяют себя.
-А теперь давайте поиграем. Я называю птицу, если она перелётная – вы машете руками как крыльями, а если зимующая, то приседаете. (Дети играют).
-Почему многие птицы улетают? (ответы детей).
-Чем питаются птицы? (ответы детей: зёрнами, насекомыми).
-А мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: погибают или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, а насекомые исчезли…(птицам нечем прокормиться). (Дети делают вывод: Вот они и улетают в тёплые края, туда, где есть насекомые).
Воспитатель: Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными. (Слайд «Насекомоядные птицы»)
- Птиц, которые питаются плодами и семенами растений называют зерноядными. (Слайд «Зерноядные птицы»).
- Скажите, как отличить насекомоядных птиц от всех других? Не знаете? Может кто-то догадается? (Слайд «Скворец и овсянка» для сравнения птиц) (ответы детей).
-По клюву. Он прямой, удлинённый и заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых.
-Возьмите себе по одной карточке с изображением птицы. Посмотрите, у кого на карточке изображена насекомоядная птица. (Скворец, ласточка, иволга, соловей, трясогузка) Поместите их рядом с табличкой, на которой изображены насекомые. (На столе – табличка с изображением насекомых. Дети выполняют задание. Закрепляют названия птиц, обсуждают, все ли правильно выполнили задание).
-Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика роль этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. (Просмотр видеоролика «Трясогузка» взятого на You Tube).
-А теперь, посмотрите, у кого на карточке изображены зерноядные птицы и поместите их рядом с табличкой, на которой изображены зёрна. (Дети выполняют задание, называя птиц, вместе проверяют правильность его выполнения).
-У кого ещё остались карточки с изображением птиц? Покажите их всем детям. Кто знает этих птиц? (Гусь и утка). Чем они отличаются от птиц, про которых мы говорили раньше? (они умеют плавать). Поэтому этих птиц называют… (водоплавающими).
-Рядом с какой табличкой поместим этих птиц? (с водоёмом).
-Все эти птицы – перелётные. Как вы думаете, какие птицы улетают первыми? Почему? (ответы детей). Давайте рядом с ними поставим табличку с цифрой 1.
-Какие птицы улетят за ними – вторыми? (зерноядные). Поставим рядом с ними табличку с цифрой… (2).
-И в последнюю очередь – третьими, когда замерзают водоёмы, собираются в путь водоплавающие птицы. Поставим рядом с ними табличку с цифрой…(3).
-Рассмотрите фото гуся и сравните его с трясогузкой. (Слайд «Гусь и трясогузка»). Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
Отгадайте загадку «Купался, купался, а вышел из воды – сухим остался». О ком это?
-Почему гусь, выходя из воды, остаётся сухим? Не знаете? А где можно узнать? (Спросить у взрослых, прочитать в книжке, узнать в интернете). Узнаете, а потом мне расскажете.
Давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка «Улетают – улетел».
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх)
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета птиц)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полета птиц).
-Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Почему? Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку. (Слайд презентации с фотографиями летящих птиц).
Хотите ещё поиграть?
Игра «Птицы, гнезда, птенцы»
По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.
По команде « Птенцы» - присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)
Повторяем игру два раза.
-Перелетные птицы улетят на зиму в тёплые края, а зимующие останутся с нами. Им будет здесь холодно и голодно. Будем о них заботиться? Чем мы можем им помочь? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД область "Познавательное развитие" ("Ознакомление с социальным миром" старшая группа
Конспект ООД для детей старшей группы «Все профессии важны – все профессии нужны»Цель: Формирование бережного, уважительного отношения к труду взрослых.Задачи:- Формироват...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»
Задачи:- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космо...
Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» Старшая группа № 7 «Сказка» на тему: «Животные нашего края»
Программное содержание:Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края.Задачи:Образовательная: развитие речи, совершенствование точного последовательного воспро...
Презентация для дистанционного изучения "Мир вещей" в области познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром.(подготовительная группа)
Закреплять знания о назначении предметов, названиях материалов, из которых они сделаны;Расширять представления об истории создания предметов человеком, их функциях;Воспитывать уважительное отношение к...
Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Месяц/неделя Тема НОД Цель и задачи Используемая методическая литература (ФИО автора, стр.) Сентябрь 1 неделя «Здравствуй, детский сад, здравствуй школа» «Детский сад наш т
Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миромМесяц/неделяТема НОДЦель и задачиИспользуемая методическая литература (ФИО автора, стр.)Сентябрь1 неде...
Конспект ОД образовательной области «Познавательное развитие», Ознакомление с окружающим миром Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»
Знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить откуда произошли русские обычаи: гостеприимство и взаимопомощь, где их исторические корни....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Старшая группа Тема: «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты.» Тема недели: «Сад. Фрукты. Ягоды»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромСтаршая группаТема: «Во саду ли, в огороде: овощи и ...