Непосредственная образовательная деятельность по вариативной программе «Наш дом Приморье» Тема « Лотос- символ Кировского района»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Непосредственная образовательная деятельность
по вариативной программе «Наш дом Приморье»
Тема: Красная Книга Приморья. Лотос- символ Кировского района
Цель: Познакомить детей с растениями Приморья и Символом Кировского района - лотосом. Расширять представления о Красной Книге. Воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира.
Задачи:
- познакомить детей с реликтовым растением - лотосом; дать представления о его особенностях, значении в жизни человека;
- развивать познавательную активность в ходе экспериментальной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки (умение внимательно слушать вопрос, рассуждать, делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой информации) ;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lotos.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное казенное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» с.Комаровка
Непосредственная образовательная деятельность
по вариативной программе
«Наш дом Приморье»
Тема « Лотос- символ Кировского района»
:
воспитатель Абушенкова С.С
Тема: Красная Книга Приморья. Лотос- символ Кировского района
Цель: Познакомить детей с растениями Приморья и Символом Кировского района - лотосом. Расширять представления о Красной Книге. Воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира.
Задачи:
- познакомить детей с реликтовым растением - лотосом; дать представления о его особенностях, значении в жизни человека;
- развивать познавательную активность в ходе экспериментальной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки (умение внимательно слушать вопрос, рассуждать, делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой информации) ;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к занятию:
-ноутбук; фото-пазлы с изображением цветов; лепестки на каждого ребенка, свеча на каждого ребенка, таз с водой, цветок лотоса для игры, спортивное оборудование для создания полосы препятствий, фоновая запись,
Ход занятия:
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о…. А о чем мы будем вести беседу вы узнаете, если сложите эти пазлы.
(предлагает детям собрать пазлы с изображение цветов дальневосточной природы) .
Воспитатель: О чем будет сегодня наш разговор?
Дети: О цветах.
Воспитатель: Эти цветы растут в Приморском крае, они занесены в Красную книгу края, у каждого цветка имеется свое название, но у всех цветов общее строение (есть корень, стебель, листья, цветок), растения различаются по строению цветка, разновидностью стебля и листьев, имеют разные виды корней, люди составляют Книгу легенд об этих цветах) .
Воспитатель: (обращает внимание на собранные пазлы с лотосом)
А что вы можете рассказать об этом цветке?
(Дети предполагают что это кувшинка, похож на лилию и др.)
Воспитатель: Предположения все разные. Вы хотите о нем узнать побольше?
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель: Как нам это сделать?
Дети: Можем спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, посмотреть телевизор…
Воспитатель: Все это верно. А я вам предлагаю отправиться в гости к самой Хранительнице дальневосточной природы. Она наверняка много знает об этом цветке. Как, согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите с собой фотографию незнакомого цветка, что бы Хранительница вам о нем рассказала.
Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи, выполнять движения по тексту.
К Хранительнице природы
Попасть совсем легко.
Лететь, ползти не надо
И ехать далеко…
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок-
Сихоте-Алиня вот отрог.
На сопках там багульник, видишь?
Шумит тайга. Её ты слышишь?
Над ней синеют небеса-
Откройте поскорей глаза!
Во время, «путешествия» детей, воспитатель перевоплощается в Хранительницу дальневосточной природы- надевает на голову венок из цветов и набрасывает на плечи платок.
3. Решение проблемы
Хранительница: Здравствуйте! Вы кто такие и откуда? Зачем пожаловали в мои владения?
Дети: Мы хотим узнать все об этом цветке (показывают фотографию лотоса) .
Хранительница: Этот цветок- чудо нашей дальневосточной природы, его ускользающая жемчужина. Называется он лотосом, а точнее – лотос Комарова, по имени знаменитого исследователя нашего края. Лотос является символом нашего Кировского района. Этот цветок растет в водоемах. Путь к нему не близкий. Вы готовы идти к этому цветку?
Дети: Да.
Хранительница: Но прежде хочу у вас спросить- знаете ли вы правила поведения в природе?
Проводится игра «Передай цветок». Детям предлагается встать в круг и передавать цветок лотоса (сделанный оригами, при этом называя правила поведения в природе
Хранительница: Вижу, знаете как себя вести. Теперь можно и в дорогу отправляться.
Дети вместе с Хранительницей отправляются к озеру с лотосами, преодолевая препятствия- «кочки», «упавшее бревно», «тонкий мостик» и др. По ходу продвижения звучит музыкальное сопровождение.
Дети останавливаются около импровизированного озера- монитор.
Хранительница: Вот мы с вами и пришли. Давайте полюбуемся этим прекрасным цветком.
Предлагает детям присесть на стульчики перед экраном. Демонстрация презентации о лотосе.
Хранительница: (читает стихотворение о лотосе)
Там, где дорога уходит в поля,
Озера синий платок.
Розовой прелестью, словно заря,
Манит всех лотос цветок.
Лотос – загадочной древности цвет,
Он, как лампада, горит.
Древних веков посылает привет,
Тайны Востока хранит.
Хранительница: Нравится вам цветок. Лотос –очень древнее растение. Его возраст более 100 мил. лет. Он видел динозавров и ящеров, гигантские папоротники и пережил ледниковый период. Таким прекрасным он явился в наш мир. Лотос – растение водное. Его корень находится глубоко в отложении ила. Длинный стебель, побираясь через толщу воды, выносит на поверхность дивный цветок. У лотоса есть свои секреты. Хотите о них узнать?
Дети: Да.
Хранительница: Вот перед вами наш лотос. Каждый лепесток- это его секрет. А вот и мой лепесток-секрет о лотосе. (Цветки обладают несильным, но приятным ароматом. Лепестки меняют свой цвет от белого в начале дня до розового к полудню. Плоды представляют собой орешки, образующиеся в углублениях цветка. Плод лотоса так и называется - многоорешек. Семена эти съедобны. В странах Азии из них готовят конфеты, вываривая орешки в сахаре. готовят заменитель кофе. Из корней готовят муку. Стебли лотоса ядовиты. Китайцы делают из него более 300 видов лекарств, а также, употребляют в пищу. Но для этого необходимо знать, какие части растения и в какое время следует использовать.) Лотос полезное растение- лекарь, пекарь, кондитер.
(проведение эксперимента) Подойдите к столу и возьмите по одному лепестку. Теперь натрите одну сторону свечой. Опустите лепесток в воду. Что заметили?
Дети: Сторона, которая не была натерта свечой, стала мокрой. Сторона, которую мы натерли свечой, оказалась сухой. С нее скатывались капельки воды.
Хранительница: Это секрет лотоса. Его нежные лепестки покрыты тонким слоем воска, и поэтому, проходя через ил и толщу воды, лотос всегда остается чистым. У многих народов лотос-символ чистоты сердца и ума.
Лотос приспособился к нашим дальневосточным условиям, стал морозостойким растением. Обычно слой ила, в котором зимуют корневища, не промерзает и температура придонного слоя воды не опускается ниже +4 С. Это тоже секрет лотоса.
Ученые открыли поразительный факт: в ночь перед тем, как распуститься, бутон лотоса неожиданно нагревается… На следующие сутки, если ночью теплеет, эта естественная "печь" убавляет обороты, но температура бутона остается неизменной, почти человеческой - 35 градусов. Подобный трюк, "придуманный" лотосом, помогает и самим насекомым. Когда поутру бутон вновь раскроется, пчела или жук, отогревшись за ночь, бодрехонько вылетают оттуда, (показ слайда с насекомыми на лотосе). Лотос-естественная печка. И это тоже его секрет.
Лотос меняет свое положение вслед за солнцем И это тоже секрет лотоса.
Физминутка Давайте с вами представим, что мы лотосы. (Под спокойную музыку проводится.)
Раз, два, три – выросли цветы (сжимать и разжимать кисти рук) .
К солнцу тянут лепестки. (поднять руки через стороны вверх, сложив ладошки в виде «бутончика»)
Солнцу улыбнулись, за ним повернулись. (повороты туловища в стороны, руки с «бутончиком» вверху) .
Лучик лепестков коснулся- лотос миру улыбнулся! (медленно открывать «бутон» и опустить руки через стороны вниз)
Хранительница: Вот сколько секретов у лотоса. Этот цветок занесен в Красную книгу России и Приморского края, является символом Кировского района. Подумайте, почему его нужно оберегать (предлагается детям самостоятельно определить причины, по которым лотос нужно охранять)
(Предполагаемый ответ) : Лотосу приходится трудно. Нередко гибнут его цветы в букетах любителей экзотики. Редеют лотосовые поля и тогда, когда уходит влага при осушении земель. Питательные корневища растения с удовольствием поедает разная местная живность, особенно дикие свиньи («даже у навозного жука есть желание поесть меда из лотоса», — гласит бенгальская поговорка). Да и домашний скот не проходит мимо аппетитных стеблей и корневищ лотоса.)
Лотос - прекрасное чудо планеты.
Стал исчезать он не с этого лета.
Этот красивый нежный цветок
Ярко сияет как огонек.
Люди жилища им украшали,
В пищу когда-то его потребляли.
И, наконец, стал известен он всем …
Быстро исчез, малочислен совсем.
Хранительница: Сегодня вы многое узнали. А что бы не забыть все новое, предлагаю все зарисовать.
У многих народов есть легенды о лотосе. И в наших краях ходят о нем легенды…
(Рассказ Хранительницы прерывают встревоженные голоса птиц (фоновая запись)
Хранительница: К сожалению, нам придется расстаться. Что-то случилось и меня зовут. А на память о нашей встрече, я дарю вам книгу «Легенды лотоса», а ваши «секреты» сложите в шкатулку, расскажите всем о замечательном цветке - лотосе.
Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи, выполнять движения по тексту.
Обратно в детский сад
Попасть совсем легко.
Лететь, ползти не надо
И ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок-
И вот уж виден наш забор,
За ним наш сад и группа.
Как хороша прогулка наша.
Закончились чудеса – откройте поскорей глаза.
Вовремя возвращения детей в детский сад, Хранительница перевоплощается обратно в воспитателя.
Воспитатель: Рада снова вас видеть. Встречались с Хранительницей? Что нового узнали?
Дети рассказывают о лотосе.
4. Постановка новой задачи.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие. Предлагаю вам нарисовать этот замечательный цветок и дома близким рассказать о нем. Прежде чем мы с вами будем рисовать цветок лотоса, давайте подготовим наши пальчики к работе – проведем гимнастику, (пальчиковая гимнастика) .
Пальчиковая гимнастика «Лотос»
(Пальцы сжаты, ладони соединены пальцами кверху, локти в упоре на столе.)
Лотоса нежные цветки
Распускают лепестки.
(Медленно разводим пальцы и ладони, руки от локтя до запястья прижаты друг к другу.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Дети легко дуют на пальцы (не раздувая щек). Покачивание руками влево, вправо.)
Перед дождиком цветки
Закрывают лепестки,
(Медленно сжать пальцы и сомкнуть ладони.)
Головку наклоняют,
Как будто засыпают.
(Наклонить руки со сжатыми ладонями вперед.
Воспитатель: Теперь возьмите кисточки и приступайте к работе.
Дети работают под спокойную музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу по необходимости.
4. Презентация:
Воспитатель: Какие красивые получились лотосы. Несите их на наше озеро и будем любоваться.
Дети ставят свои работы на импровизированное озеро из ткани. Воспитатель под спокойную музыку читает стихотворение:
Как символ нежной чистоты
В природе лотос расцветает…
От его дивной красоты
Вдруг все как будто замирает…
Подует легкий ветерок,
Бутоны лотоса качнуться,
И в мире звездно-голубом
От длительного сна проснутся.
Прелестно голову склонив,
На воду лепестки роняют,
Как розовые мотыльки
Они над озером летают.
Божественная благодать,
В душе покой и безмятежность…
И чудный лотос дарит вам
Свою любовь, добро и нежность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы. По сюжету русской народной сказки «Маша и медведь». ГБДОУ Д/С №23 Кировского района города Санкт-Петербурга. Воспитателя Краснокутской Любови Алексеевны
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы.По сюжету русской народной сказки «Маша и медведь».ГБДОУ Д/С №23 Кировского района города Санкт-Петербурга.Воспитателя ...
Презентация к занятию по вариативной программе "Наш дом Приморье" "Лотос - символ - Кировского района"
Лотос является символом нашего Кировского района. Этот цветок- чудо нашей дальневосточной природы, его ускользающая жемчужина.Вид внесен в список редких и нуждающихся в охране видов растений...
Конспект НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Вариативная программа «Наш Дом Приморье» Тема: Хозяин тайги
Конспект НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие»...
Презентация к занятию по вариативной программе "Наш дом Приморье" "Хозяин тайги"
Презентация к конспекту НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» вариативная программа «Наш Дом Приморье»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Книголюбы». Тема: Сказка-именинница «Аленький цветочек»
Данное занятие предназначено для детей 6 – 7 лет. Продолжительность занятия 30 минут. Особенность занятия заключается в том, что его тематика связана с юбилейной датой...
Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих ТНР Тема: «Прогулка по Кировскому району»
Данное занятие проводилось на базе логопедического детского сада Кировского района 196 с детьми ТНР....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Государственные символы России»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8»Теремок» г. Рассказово Конспектнепосредственно обра...