Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом
статья по окружающему миру ( группа) на тему

Познакомить с историей создания Санкт -Петербурга

Дать представление о людях внесших вклад в развитие нашего города

Знакомить с культурным наследием нашего города

Закрепить у детей знания о культуре поведения  в обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл new_text2.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активную позицию в этом вопросе занимают педагоги дошкольных учреждений, так как первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, необходимо прежде всего самим хорошо изучить природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Продумать о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для нашей местности. А так же помочь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, помочь показать детям их родной город, чтобы вызвать чувства восхищения, гордости и любви. Исходя из этого, следует наметить следующие направления работы:

1. познакомить с символами нашего города (объяснить, что такое герб ,флаг,гимн).

2. познакомить с историей возникновения города, объяснить откуда произошло название

3. познакомить с названиями улиц города, подробно рассказать о близлежащих улицах, на которых живут дети

4. знакомить со зданиями города, их назначении, показать самые первые здания, рассказать об истории их создания

5. познакомить с людьми, прославившими наш город (рассмотреть фотографии, портреты)

6. знакомить с культурными достопримечательностями города (посещение музеев, театров)

7. познакомить с историей и бытом «старого» города

8. познакомить с реками и каналами

9. закрепить у детей знания о культуре поведения в обществе

Работу по ознакомлению детей с родным городом проводить в определенной последовательности. Составлении «Плана по Петербурговедению». В план включить: тематические занятия, игровую, трудовую, продук-тивную деятельность, а также работу по физическому развитию и активизации словарного запаса детей.

Основной формой работы с детьми по пополнению знаний о родном городе являются тематические занятия. Необходимо провести отбор и систематизацию занятий по следующим темам: «Город в котором я живу», «Реки, каналы, мосты», «Великие люди нашего города», «Я-Петербуржец»; «День рождение города», «Пригороды С-Пб», «Правила поведения в обществе»; «Символы города» и др.

При составлении занятий учитывать возрастные особенности детей, принимать во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Занятия строить так, чтобы вызвать у детей интерес, любознательность. Для повышения познавательной активности можно широко применять игровые приемы. Большой интерес у детей вызывают игры – занятия в «путешествия», «поездки».

При ознакомлении детей с родным городом целесообразно предложить родителям проводить целевые прогулки, экскурсии, которые интересны и полезны детям всех возрастов. Можно посещать экскурсии в  музей, в кукольный театр, к памятникам и др. Такие экскурсии не только позволяют познакомить с историей города, но и имеют большой воспитательный эффект. Во время прогулок по улицам города мы учим детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться, побуждаем желание работать вместе со взрослыми по благоустройству города.

 

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Поэтому после прогулок и экскурсий дети с удовольствием рисуют, лепят то, что им больше всего запомнилось, запало в душу: родную природу, исторические места, праздники, красивые здания. 

Эмоционально воспринимать окружающий мир детям помогает музыка. Слушая песни о Родине, о подвигах, о природе ребята радуются или печалятся, ощущают свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства.

При ознакомлении с историей малой родиной можно организовать поисковую деятельность: например расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предложить свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. 

На занятиях «Символы нашего города», детей можно познакомить и  рассказать  что такое герб, с помощью наводящих вопросов помочь дошкольникам разобраться в значении символов, изображенных на гербе ,значение флага и гимна для города. Проведенные с детьми игры «Найди герб Петербурга среди других», «Сложи герб по памяти» помогут закрепить знания дошкольников по данному разделу. а для закрепления флага можно предложить детям его нарисовать или сделать аппликацию.

Путешествие в прошлое завершить итоговым занятием «Наш город Петербург», которое можно провести в форме викторин, заданий и игр. 

А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама и я гуляем по городу» так же поможет закрепить полученные знания о городе .А наблюдение на прогулке за взрослыми помогут дошкольникам увидеть важность и значимость труда, и это является продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города. 

При ознакомлении с транспортом родного города можно провести интересные занятия путешествия «Транспорт на улицах нашего города», на котором предложить детям классифицировать транспорт по функциям, находить сходство и отличие. 

В ходе сюжетно-ролевых игр, ребята могут почувствовать себя водителем любой техники, строителем, продавцом или даже настоящими музыкантами.

Дидактические игры организуем как дополнительную работу по освоению ведущей темы. Это такие игры как: «Зеленый город»; «Кому что нужно»; «Стань другом природы»; «Собери свой город»; «Чрезвычайные ситуации в доме» и др. Именно от них зависит выбор детьми конкретных игровых сюжетов.

Особое внимание необходимо уделять внимание театрализованным играм, а именно играм драматизациям. Организовывая не только драматизацию сказок, но и обыгрывать с детьми потешки, небылицы, русские народные песни. Используя в работе все виды фольклора, мы тем самым приобщаем ребят к общечеловеческим нравственным ценностям. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Большое место в приобщении к народной культуре мы уделяем народным праздникам и традициям. Это «Праздник русской масленицы»; «Пасха»; «День рождения города» и др. 

И так, каждую тему мы подкрепляем различными видами деятельности. Это способствует эффективному и системному усвоению знаний о родном городе. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, можно представить во время общих праздников и развлечений.

Таким образом, воспитывая чувства любви и привязанности к родному городу, мы постепенно подводим детей к пониманию того, что их город – частица нашей Родины. В своих трудах Н.К. Крупская подчеркивала, что «Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей». Исходя из этого, продолжением нашей работы будет знакомство с другими городами России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю

    Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...

«Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем, городом»

Данный материал раскрывает специфику работы воспитателя с родителями в воспитании патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия в младшей группе на тему: «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с историей родного города».

laquo;Родной город» Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необх...