Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад №46 комбинированного вида
Опыт работы по теме
«Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»
Воспитатель Иванова В.А.
Я хочу познакомить вас с темой своего педагогического опыта, которая посвящена нравственно-патриотическому воспитанию.
Знание родного края – наша
сила и величие Родины.
Ф.А. Щербина
Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. С ранних лет нужно воспитывать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живёт; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории; формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своему Отечеству.
Ранее задачи по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников были определены в комплексной программе «Детство»; на сегодняшний день, в Федеральных государственных образовательных стандартах, в разделе «Социальное развитие дошкольников» определена задача: «формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».
Исходя из этих требований, я вывела актуальность данной темы. Кроме того, диагностический уровень компетентности детей по нравственно-патриотическому направлению также говорит о том, что эта тема актуальна на современном этапе.
Объект исследования – процесс формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Предмет исследования – использование метода проектов в образовательной работе по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Новизна моей темы заключается в том, что я разработала систему нравственно-патриотического воспитания и использовала в этой системе инновационные методы работы с детьми и родителями, такие, как проект.
Определила для себя цель. Согласно цели поставила следующие задачи:
- воспитание у детей чувства любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, к родному посёлку и улице, на которой он живёт;
- воспитание гражданственности, любви к Родине, интереса к прошлому и настоящему всей страны и малой родины в частности;
- развитие познавательной активности в процессе использования метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников;
- вовлечение родителей в совместную поисковую деятельность, повышение уровня компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
Исходя из цели и задач наметила предполагаемый результат:
- развитие информационной и социально-коммуникативной компетентности.
Составила план работы по теме:
- подбор и изучение литературы;
- перспективное планирование по ознакомлению с символикой;
- разработка конспектов занятий, бесед, проектов, экскурсий, консультаций для родителей и пр.;
- пополнение и корректировка развивающей среды;
Часть развивающей среды можно увидеть на выставке.
- внедрение в практику разработанной системы;
- привлечение родителей к участию в проектной деятельности;
- подведение итогов, диагностика.
Определила направления работы:
- «Я и моя семья»
- «Ознакомление детей с родным краем»;
- «Ознакомление детей с государственной и краевой символикой».
По направлениям работы разработала серию конспектов занятий.
Ранее известные методы и приёмы, используемые при решении задач программы «Детство» не носят комплексного подхода к решению задач по нравственно-патриотическому воспитанию, поэтому я попробовала внедрить метод работы, который является инновационным для нашего детского сада – это метод проектной деятельности.
Я хочу познакомить вас с наиболее интересными формами и методами работы. Это:
- «Клуб интересных встреч», куда мы приглашали представителя «82 СРЗ». В доступной форме он рассказывал детям о военных кораблях, о боевых походах и о проведении текущего ремонта кораблей на нашем заводе для того, чтобы они всегда были на страже Родины;
- в рамках планов преемственности организовывались экскурсии в школу, где дети знакомились с новой для себя школьной жизнью, в которую скоро войдут;
- в библиотеку – там мы узнали много нового и интересного о прошлом нашего посёлка, посмотрели фильм о настоящем;
- в ДК «Судоремонтник». Это была изумительная встреча с директором ДК Зубровым Иннокентием Авраамовичем. Он является автором песни о нашем посёлке, которую мы называем своим гимном;
- К памятнику защитникам Заполярья.
В нашей группе сложилась хорошая традиция празднования государственных праздников:
- День защитника Отечества;
- День победы, с приглашением ветеранов ВОВ;
- День России;
а также:
- День матери,
- День посёлка.
Подводя итоги по теме можно отметить, что тема эта актуальна, показывает взаимосвязь различных видов деятельности в работе с детьми, прослеживает развитие детей на протяжении двух лет, показывает возрастную преемственность в работе по патриотическому воспитанию.
Эта тема имеет перспективы для дальнейшего развития в работе с детьми дошкольного возраста. Опыт работы предложен для педагогов ДОУ, работающих по теме нравственно-патриотического воспитания.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание» (методические рекомендации);
2. Г.В. Серебрякова «Нравсвенно-патриотическое воспитание», 2009 год;
3. А. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», 2008 год;
4. И.Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (методическое пособие) 2004 год;
5. М.Д. Зацепина «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников», 2009 год;
6. И.В. Брезгина «Городу иметь герб» - Мурманск, 1999 год;
7. Е. Двинин «Край, в котором мы живём» - МКИ, 1966 год;
8. С. Малахов «Мурманск советский», МКИ, 1970 год;
9. «Как научить детей любить Родину» (пособие для реализации Государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Формирование, гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста".
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....
Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.
Актуальность гендерного воспитания:•Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне э...
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей с задержкой психического развития
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатамФормирование первичных пр...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомлениес правилами дорожного движения»...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...
Перспективный план бесед по формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Формирование у детей гендерной, семейной, гражданской пренадлежности, патриотических чувств, чувства пренадлежности к мировому сообществу....
Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...