Игра-экспериментирование в подготовительной группе "Экспедиция на Байкал"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Игра-экспериментирование в подготовительной группе "Экспедиция на Байкал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspeditsiya.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – экспериментирование
в подготовительной группе
«ЭКСПЕДИЦИЯ НА БАЙКАЛ»
Воспитателя МБДОУ г. Иркутска детского сада
комбинированного вида №150 Погодаевой О. В.
Иркутск 2012
Цель:
Формировать предпосылки экологического сознания у старших дошкольников. Уточнять их представления о способах безопасного для окружающего мира природы поведения. Дать детям знания о роли воды в жизни растений и животных. Познакомить с простейшими одноклеточными организмами водоёма. Учить дошкольников самостоятельно делать выводы в процессе исследовательской деятельности. Закрепить принцип составления пищевой цепочки. Дополнить познания детей об озере Байкал и его значении в мире. Воспитывать бережное отношение к природе Байкала и ответственность за его сохранность, поощрять проявления заботливого отношения к окружающей среде.
Оборудование:
- Фрагмент фильма «На дне Байкала».
- Микроскопы световые «Натуралист», лупы учебные.
- Предметные стёкла, стаканчики.
- Колба №1 с байкальской чистой водой.
- Колба №2 с ржавой водой.
- Мазут. Птичьи перья. Салфетки.
- Слайд «Простейшие».
- Слайд «Пищевая цепочка».
- Вода для исследования с простейшими одноклеточными организмами
- Стаканы с мазутной «плёнкой» на поверхности воды.
- Опорные карточки.
- Дидактическая игра «Как нам озеро сберечь, от беды предостеречь?»
- Надувные шары-«сердечки» на ниточках, «сердечки»-значки.
- Белые халаты.
Этапы:
Педагог входит в группу, держа на ниточках красные воздушные шары - «сердечки».
– Здравствуйте мальчики и девочки! Я пришла в гости и хочу с вами познакомиться. Меня зовут Ольга Владимировна. Это - мой сюрприз (педагог показывает на шары), но об этом расскажу позже. Я работаю воспитателем в другом детском саду.
– А кем вы хотите стать? Уже знаете? (Ответы детей).
– А вы любите путешествовать? Кто из вас был на Байкале? (Ответы детей).
– Чем знаменит наш Байкал? Что можете рассказать о нём? (Ответы детей).
– Я вас приглашаю в экспедицию на Байкал. Кто знает, чем отличается путешествие от экспедиции? (Предположения детей).
Путешествие – это отдых. А в экспедиции люди работают: изучают, наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы. Помогают им в этом специальные приборы, сложная техника.
(Воспитатель показывает фрагмент из фильма «На дне Байкала», комментирует).
– Вот это судно, на котором мы отправляемся. Оно называется «Байкал» (стоп-кадр). Здесь находится лаборатория. А мы сегодня будем лаборантами и поможем ученым исследовать Байкальскую воду. Нам будет помогать глубоководный аппарат «Мир», который опустится на дно Байкала и доставит воду для исследования.
– Приглашаю пройти в нашу лабораторию. Оденьте халаты. Нам уже поступили пробы воды из Байкала. (Педагог показывает колбу №1 с прозрачной чистой водой).
– Какая она? (Чистая, прозрачная).
– А зачем нужна вода? (Ответы детей).
Вода, подобно солнцу и воздуху, абсолютно необходима для всего живого. А для многих растений и животных вода является ещё и домом. Давайте исследуем Байкальскую воду.
– Подойдите к микроскопам. Посмотрите в окуляр – это верхняя часть зрительной трубки. (Дети рассматривают каплю воды под микроскопом).
– Что вы увидели? Там кто-то плавает? (Да).
Капля похожа на маленький прозрачный пруд. Множество юрких созданий шныряет во все концы этого крохотного озера. Одни из них круглые, как мячик, другие похожи на яйцо, у третьих тело вытянуто в виде трубки, а четвёртые наделены изогнутой ножкой. У кого-то на теле имеются маленькие реснички, у других – жгутики, с их помощью обитатели водяной капли передвигаются.
– Что же это за существа? (Предположения детей).
Это простейшие из существующих на нашей земле животных: амёбы, инфузории-туфельки, эвглены зелёные и микроскопические растения - большинство из них состоит всего из одной клетки. (Показ слайда «Простейшие»).
– А как вы думаете, какую роль в жизни Байкала играют эти одноклеточные существа, с которыми вы познакомились? Для чего они нужны? (Предположения детей).
Многие из них очищают воду Байкала, поглощая вредные вещества. Но особенно нужны эти крохотные существа потому, что ими питаются мелкие рачки, мальки рыб и другие животные, живущие в Байкале. (Показ слайда «Пищевая цепочка»).
ИНФУЗОРИЯ – РАЧОК – РЫБА
Итак, мы исследовали каплю воды из Байкала.
А в колбе №2 нам доставили образец другой воды. Она взята из ржавой затонувшей бочки. Исследуем и эту воду. (Воспитатель показывает колбу №2, взбалтывает ржавую воду. На каждом столе стоят стаканчики с ржавой водой).
– Рассмотрите воду через лупу. Что вы видите? (Грязь).
– А как вы думаете, в этой воде могут жить живые организмы? (Предположения детей).
– Сравним воду в колбах №1 и №2. В какой из них «живая» вода, а в какой – «мёртвая»? (Ответы детей).
– В колбе №1 – «живая» вода, а в колбе №2 – «мёртвая». А почему? (Предположения детей).
– В первой колбе живут простейшие организмы, а во второй - никто не живет.
– Что случится, если в такую «мёртвую» воду поселить живые существа из первой колбы? (Они погибнут).
– А такую воду можно пить? (Нет).
– Так значит, для жизни всему живому нужна чистая вода. К сожалению, вода не всегда бывает чистой. А кто загрязняет воду? (Люди).
– Как люди её загрязняют? (Моют машины, бросают мусор, плавают на неисправных судах и т. д.).
– Так можно поступать? (Нет).
– А как вы, девочки и мальчики , можете помочь Байкалу? Ведь он может заболеть! (Не бросать мусор, битые стёкла, железные банки, делать другим замечания).
– Наша экспедиция продолжается. Возле Листвянки на поверхности Байкала обнаружили мазутное пятно. Это может привести к экологической катастрофе! К этому месту уже направили группу спасателей.
(Воспитатель показывает в колбе мазут).
– Вот, посмотрите, что собой представляет мазут: тёмная маслянистая жидкость. И если эта жидкость попадёт в воду, то на её поверхности образуется плёнка.
( Воспитатель наливает в стакан с чистой водой немного мазута. Становится видно, как на поверхности воды образуется плёнка).
– Как вы думаете, к чему это может привести? (К гибели животных и растений).
– Почему животные могут погибнуть? (Предположения детей).
Образующаяся на поверхности воды плёнка препятствует попаданию кислорода из воздуха в воду. Поэтому водные животные и растения постепенно задохнутся от недостатка кислорода и погибнут.
У истоков Ангары, где было обнаружено это мазутное пятно, живут водоплавающие птицы.
– Как вы считаете, а им грозит опасность? (Предположения детей).
Проведём такой эксперимент…
( На столах стоят стаканы с мазутной плёнкой на поверхности воды, лежат птичьи перья).
– Опустите перо в стакан с водой с маслянистой плёнкой на поверхности. Достаньте перо. Что вы видите? (Перо слиплось).
– Водоплавающие птицы, которые кормятся рыбой, садятся на воду с плёнкой. Перья у них слипаются. Как вы думаете, смогут ли птицы летать с такими слипшимися крыльями? (Нет).
– К чему это приведёт? (К гибели птиц).
Спасатели, отправившиеся на место аварии, с большим трудом собрали разлившийся мазут. А наша экспедиция завершилась.
– Вам понравилось быть лаборантами?
– Наши исследования на сегодня закончились. Снимите халаты, возьмите знаки и подойдите ко мне. Поиграем в игру «Как нам озеро сберечь, от беды предостеречь?» Восклицательный знак – символ тревоги, опасности. Красное сердце – это знак добра и любви. Слушайте мои вопросы и поднимайте нужный знак.
– Что происходит когда…
-Заводы и фабрики сбрасывают отходы в воду!
-Учёные-экологи следят за чистотой воды.
-Через трубопроводы отходы со сточными водами текут в водоём!
-Простейшие одноклеточные организмы очищают воду от примесей.
-При мытье машин, мотоциклов, велосипедов мазут и масло смываются в озеро!
-Спасатели собирают маслянистую плёнку с поверхности воды.
– Мы выяснили, что вода нужна всем. Без неё не могут жить люди, животные, растения. Но всему живому нужна чистая вода. Это показали наши опыты. Важно сохранить голубое богатство нашей планеты! Надеюсь, вы будете бережно относиться к природе. Своими добрыми делами, заботой и любовью поможете сохранить Байкал.
– Я возвращаюсь к своему сюрпризу и предлагаю вступить в клуб «Добрые сердца».
– Кто вступит в этот клуб, тому я вручаю символ клуба «Доброе сердце». (Воспитатель раздаёт шары).
– Посмотрите, как нас много. И чтобы стало ещё больше, я вам хочу подарить эту красивую шкатулку. В ней лежат эмблемы нашего клуба – красные «сердечки». Подарите их своим родным и друзьям и расскажите, как мы все вместе можем спасти Байкал и окружающую нас природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Озеро Байкал и его обитатели»
Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; закреплять представления детей о ры...
Ланирование образовательной деятельности в подготовительной группе "Ветры Байкала"
Материал поможет воспитателям, провильно спланировать день при такой тяжёлой теме "Ветры байкала"...
Конспект игры-экспериментирования в подготовительной группе «Почему листья осенью желтеют»
Игра-экспериментирование...
Конспект дидактической игры (экспериментирование) «Приключения Карандаша и Гвоздика» подготовительная группа
Цель НОД: создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.Задачи:1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах м...
Конспект продуктивной деятельности (лепка) в подготовительной группе "Озеро Байкал"
Продолжать знакомить детей с приёмом лепки- цветовой растяжкой (вода). Учить определять границы растяжки. Развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику. Учить предвидеть...
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы Озеро Байкал
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы Озеро Байкал...
Конспект игры - экспериментирования в подготовительной группе «Как очистить воду. Фильтрация воды».
Одно из задач современного образования является формирование у дошкольника представления о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечи...