Конспект дидактической игры (экспериментирование) «Приключения Карандаша и Гвоздика» подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хамидуллина Людмила Васильевна

Цель НОД: создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.

Задачи:

1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева.

2. Создавать условия для развития речи.

3. Создавать условия для развития логического мышления.

4. Способствовать диалогическому общению со сверстниками и воспитателем.

5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.

6. Создавать условия для экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  дидактической игры (экспериментирование).

Название игры: «Приключения Карандаша и Гвоздика».

Возраст: подготовительная группа

Оборудование: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, гвозди, таз с водой, деревянные палочки по количеству детей, деревянные бруски, металлические пластины, картинки – раскраски, волшебный карандаш, мультимедийный проектор.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Цель НОД: создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.

Задачи:

1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева.

2. Создавать условия для развития речи.

3. Создавать условия для развития логического мышления.

4. Способствовать диалогическому общению со сверстниками и воспитателем.

5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.

6. Создавать условия для экспериментирования.

Ход игры:

Часть (этапы)

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационный этап 

Собрать внимание детей и мотивировать их на предстоящую деятельность.

Создает игровую ситуацию, ставит игровую цель.

Обсуждение игровых действий, игровых правил

-Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

-А сейчас мы с вами возьмемся за руки и образуем круг. Сегодня мы вместе узнаем много нового и интересного, а еще мы будем работать с волшебным экраном (показываю на экран).

(слайд № 2)

- Ребята, посмотрите что это?  Правильно, к нам пришло смс-письмо. Вам интересно узнать что в нем? Читаю письмо: ««Здравствуйте, ребята, мы с карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?

(слайд № 3)Карандаш говорит, что он самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

А я-гвоздь утверждаю, что я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

Ребята, помогите нам, пожалуйста, разобраться кто же из нас главнее и важнее!»

-Ну, что ребята, поможем карандашу и гвоздю?

(Подходим к первому столу, на котором лежат две коробки).

-Посмотрите, ребята, какие красивые коробочки!

-Как вы думаете что в этих коробках?

-А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?

-А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)

-Если мы пошумим или потрясем коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

-А по запаху можно различить?

-Как же нам узнать?

-Ну, что откроем коробочки?

-Из чего сделан карандаш?

-Из чего сделан гвоздь?

Дети обращают внимание на экран.

Здороваются.

-Да!

-Да!

Дети подходят к столу, рассматривают коробочки, отвечают на вопросы.

-Да.

-из дерева

-из железа, металла.

Содержательный этап

Методические  указания  по реализации игрового замысла.

1. Дидактическая игра «Из чего сделано»

-Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки, предметы на которых сделаны из дерева и картинки, предметы на которых сделаны из металла.

-Назовите, какие предметы делают из дерева?

 -А какие предметы делают из металла.

-Что мы можем сказать?

2. Сравнение дерева и металла.

(слайд №4)Привлекаю внимание к экрану.

-Но Гвоздь все не унимается: «А у металла поверхность - гладкая! Вот!»

- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?

-Возьмите металлическую пластину, обследуйте ее, затем деревянный брусок.

-Отличаются ли они? Чем?

-Какие они на ощупь?

-Какая поверхность у металлической пластины?

-А какая у деревянного бруска?

-Давайте повторим новое слово «шероховатая» 

-Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.

Что вы чувствуете?

-Какой вывод можно сделать?

(слайд №5)

И Карандаш гордится этим.

-А еще он говорит, что дерево мягче металла.

-Как вы думаете, прав Карандаш?

-Давайте проверим.

3. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

Вбиваю гвоздь в дерево, затем в металлическую платину.

- Какой можно сделать вывод?

- Давайте проверим другим способом. Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? 

Теперь попробуйте сломать деревянную палочку. Что можно сказать?

Стол, стул, кровать, диван, дверь.

Ложка, вилка, кастрюля, плита.

есть много предметов и из дерева, и из металла.

Дети отвечают и следуют указаниям воспитателя.

-гладкая.

-шероховатая, шершавая.

Повторяем все вместе.

-пластина – холодная. Брусок – теплый.

-металл – холодный, а дерево – теплое.

-дерево мягкое, а металл твердый.

-прочный.

-спичка хрупкая.

- Какой можно сделать вывод?

(слайд №6)

-Ребята, посмотрите на наш волшебный экран. Гвоздик и карандаш такие красивые! Они вам улыбаются потому, что вы молодцы! Они вас приглашают потанцевать, вставайте в круг (провожу физкультминутку под музыку).

(слайд №7)

- Гвоздик и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке.

Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».

А Гвоздик призадумался. Как вы думаете почему?

- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?

5. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой карандаши, затем гвоздики).

-Какой можно сделать вывод? 

-А у нас здесь есть еще предметы. Что это?

-Как железным человечкам перебраться на другой берег?

(слайд №8)

- Так наши друзья и поступили.

Перебрались на другой берег.

Гвоздь: Как я устал!

Карандаш: А я есть очень хочу!

Гвоздь: Давай сварим уху.

Карандаш: Я пойду рыбу ловить, и я пойду.

Гвоздь: А кто будет костер разводить?

- Ребята, как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.

(карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня.)

-Сварили друзья ухи, сели есть.

Потом друзья отправились в путь к новым приключениям.

- дерево хрупкое, металл – прочный.

Дети отвечают на вопросы.

Дети наблюдают.

-металл тяжёлый, а дерево легкое.

- матрешки и железные человечки.

- на лодке.

Дети отвечают и комментируют .

Попращались с Гвоздиком и Карандашом.

Завершение игры Подведение итогов игровой деятельности

Привлекаю внимание к экрану.

-Гвоздь и Карандаш говорят : «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного».

_Скажите, нам удалось помирить гвоздя и карандаша? Что мы доказали сегодня? 

- У меня есть волшебный карандаш. Передавая его друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.

Привлекаю внимание на экран.

-Ребята, карандаш и гвоздик так вами довольны, что решили на память подарить вам картинки - раскраски, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла. Подходите к столу и выбирайте любую.

-А я прощаюсь с вами, вы мне очень понравились.

-что карандаш и гвоздь для нас оба важны.

Дерево: шершавое, шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое.Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый.

Дети идут разукрашивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Цель этого занятия систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности....

Тема НОД: «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Возрастная группа  - старшая, дети 5-6 лет.Воспитатель Алексеенко Н.Г.Тема: «Свойства и качества дерева и металла».Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе....

Конспект НОД "Приключение Карандаша и Гвоздика"

Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла)Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Социально-комм...

Конспект НОД Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздика» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми 6-7 лет

Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования....

Конспект занятия в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»

laquo;Приключения Карандаша и Гвоздика»Цель: обобщение знаний детей о свойствах дерева и металла;Задачи:учить узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств;развивать речь дет...

Технологическая карта ООД по познавательному развитию в подготовительной гркппе "Приключения Карандаша и гвоздика"

занятие с детьми подготовительной к школе шруппе, о свойствах дерева и железа...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Конспект открытого занятия в старшей группе :"Приключения Карандаша и Гвоздика"...