Конспект занятия для детей подготовительной группы «Озеро Байкал и его обитатели»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Некрасова Лилия  Валерьевна

Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере;  закреплять представления детей о рыбном богатстве озера Байкал, его разнообразии. Расширять и углублять представления о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.

Развивать любознательность, внимание, логическое мышление, доказательную речь.

Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  для детей  подготовительной  группы

«Озеро Байкал и его обитатели»

Программное содержание: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере;  закреплять представления детей о рыбном богатстве озера Байкал, его разнообразии. Расширять и углублять представления о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.

Развивать любознательность, внимание, логическое мышление, доказательную речь.

Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе.

Материалы:   Призентация «Озеро Байкал и его обитатели»,  Макет озера Байкал , карандаши, силуэты омуль,  голомянка, байкальские бычки;  фотография нерпы; диск «Звуки природы»; камешек с берега Байкала

Предварительная работа: Беседы об озере Байкал, его обитателях.

Просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», «Серебристое богатство Байкала», Рассматривание презентации «Моя Сибирь», «Батюшка –Байкал» , «Животные лесов Сибири » рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы: Чтение Сказок, стихов,  рассказов, легенд, о Сибири и Байкале из Хрестоматии для чтения детям дошкольного возраста по произведениям сибирских писателей и поэтов , чтение научно познавательной литературы энциклопедия  «Что где когда?»

Рассматривание иллюстраций; Вечер загадок о Байкале  ; Дидактические игры «Угадай , кто это?» ( рыбы Байкала); « Собери целое» ; Создание альбома «Мой Байкал»;

Ход занятия

Наша страна очень большая, в ней много красивых городов и один из таких городов, славный город Северобайкальск, в котором мы живем. Давайте посмотрим на экран Призентация  «Озеро Байкал и его обитатели».

Наш город  расположен в республике  Бурятия, а Бурятия – часть Сибири.

 Среди сопок таежных, наш город лежит а вокруг голубая страна – 

Это плещет Байкал, это горы взлетают, 
Твой покой охраняют надёжно хребты,

Отражаясь весною в зеркальном Байкале.

Ребята как вы думаете почему наш город получил такое название?

Ответы детей

Правильно ребята наш город расположен на берегу  озера  Байкал
Немало  сложено об этом месте  легенд, песен, сказаний. Ведь это пресноводное озеро одно из самых больших и глубоких на Земле. Самое  древнее по происхождению и разнообразию животного мира. Это озеро – священный дар природы. Я хочу рассказать вам о Байкале, чтобы вы могли гордиться, что живёте рядом с таким замечательным озером. Посмотрите, как красив Байкал, как разнообразна его природа. Чистая прозрачная вода, окруженная скалами, необычной красоты деревья. Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок. Байкал – одно из древнейших озёр планеты..

Байкал – самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды, и остался только один

Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвекаЧасто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой»

Давайте подойдем к карте и посмотрим, где находится наше  озеро Байкал?  

Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. - Вот он какой Байкал! На карте он имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса..

 Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в один из самых уникальных уголков нашего края – на озеро Байкал Подойдите все ко мне, встаньте в круг, сейчас я позову волшебные ветра Байкала и они помогут нам попасть прямо к озеру.

 Артикуляционная гимнастика «Звуки Байкала» и

физкультминутка «Прогулка»

«Рыбки» – втянуть щеки и вытянут губы «как рыбки»

«Пузырьки» – болтание языком

«Шум моря» – звук «ш-ш-ш» и шуршание ладошками

«Камушки» – смыкаем губы и издаем глухой звук

«Ветер» – дуем ртом, «слабый ветер», «сильный ветер».

- «Покажите, какие высокие деревья растут в нашей тайге» - Дети тянут руки вверх

- «Подул сильный ветер – закачались даже деревья» - Плавные наклоны в стороны

- «А молодые, не окрепшие деревца, пригнулись к самой земле» - Наклоны вперед с касанием рук пола

- «Я по травке на лугу в красных тапочках бегу» - Бег на месте

- «А трава хорошая, ну-ка тапки сброшу я!» - Махи ногами

- «Ой, трава щекочется! Мне смеяться хочется!» 

-  Ребята   присаживаются на стулья)

Мы с вами на берегу озера Байкал. Присядьте на нагретый солнцем песок и послушайте рассказ об обитателях озера.  

Дети садятся вокруг макета озера.   Рассказ воспитателя сопровождается показом фотографий                                                                                                                                  Байкал богат рыбой, в настоящее время в озере насчитывается 58 видов рыб. Давайте вспомним свами, какая рыба обитает у нас на Байкале, я знаю одну интересную игру, называется «Поймай рыбку» Дидактическая игра «Поймай рыбку»                        

Предлагаю вам населить наше озеро - макет, для этого необходимо собрать его обитателей.  Дети собирают шаблон  с изображением омуля, голомянки, байкальского бычка, окуня, щуки. Нерпы)

 Начинается на «о», 
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале. 
Вы, случайно, не слыхали?

(Омуль)    

Ребята находят силуэт рыбы  и прик лепляют на  макет озера                                                                                                                

Что за рыбка невеличка, 
Меньше вашей рукавички.
Бледно-розова, нежна – 
Студена вода, нужна.

 А на солнце рыбка тает.
Рыбьим жиром истекает.

   Что за рыбка иностранка.
   Это рыбка…(Голомянка
)                                                                                            

Что можно  еще сказать о голомянке? Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.                                                        Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название - вопрос? (Бычки)

Находят силуэт рыбы  и приклепляют на  макет озера                                        

 Молодцы, справились с заданием!

Лето на Байкале – это радость! Радость оттого, что мы живём в таком чудесном месте земли!

Посмотрите,  неподалеку от берега  греется на камне нерпа и смотрит на нас. Показываю фотографию

Относится нерпа к отряду ластоногих. Названа она так потому, что передние конечности у нее трансформировались в ласты. Ласты служат нерпе для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок – белёк.  Белёк длиной 60-80 см и массой 3-3,5 кг. Детёныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой нерпа может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Байкальская нерпа занесена в Красную  книгу.  Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга? А как вы думаете,  почему в Красную книгу занесли и нерпу? (ответы детей)

Динамическая пауза. 

Изобразить, как нерпа плавает, ныряет, лежит и греется на солнце

- Ребята,  какой сегодня солнечный день! (Звучит аудиозапись шума волн) 

Всё вокруг залито солнечным светом. По голубому небу медленно плывут облака. Мы встаём,  ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. На вдохе медленно поднимаем руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола, кончиками пальцев рук мы тянемся к солнышку.

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

На  Байкале  мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями)

А теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

Голомянку догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(Ходьба на месте)

Вот такая красота!!!

(Руки в стороны)

-Ребята подумайте и скажите мне, а всегда ли будет оставаться вода в Байкале чистой или нет. Может что – то изменится и от кого это зависит (Ответы детей).

Дидактическая игра « Да – нет»

Подумайте, что из названого засоряет, загрязняет озеро, а что, не засоряет, не загрязняет.

Бумага. Камни. Целлофан. Водоросли. Бутылки. Песок. Консервные банки. Рыбы. Бензин, автомобильное масло. Дождь. Заводы. Снег

Туристы любят отдыхать на Байкале но что случилось? Байкал потемнел, погрустнел, кажется, он хочет что-то сказать нам, давайте спросим:

О чем грустишь, Байкал любимый, 
О чем вздыхает твой прибой? 
Иль кто-то злой, неумолимый 
Порой глумится над тобой? 

И мне Байкал вздыхал в ответ: 
«Я жил на свете тыщи лет… 
Никто меня не обижал, 
Напротив, всякий уважал… 
Но за последние полвека… 
Не узнаю я человека! 
Как будто чистая водица 
Ему вовек не пригодится…»

Байкал один на всей планете, 
Другого – просто не дано… 
Мы все твои, Байкал мой, дети, 
И жить с тобой нам суждено! 
Не обижайте, люди, море! 
Байкал ведь тоже хочет жить: 
Играть волной, с ветрами споря 
И людям преданно служить! 

Беречь Байкал – святое дело: 
Его судьба – у нас в руках! 
Сама Природа нам велела, 
Чтоб жил Байкал родной в веках! 
И верю я: Байкалом будет 
России слава прирастать! 

И нам потомки не забудут 
За это должное воздать.
               М. Митюков

               

Я  предлагаю  вам, передавая друг другу камешек с берега Байкала, по цепочке назвать одно слово, которое относится к Байкалу (Култук,  чайка, омуль, голомянка, нерпа и. т.п.) Ребята, а что мы пожелаем нашему удивительному  озеру? Пожелания детей.

Вот как много сегодня мы увидели и узнали об обитателях  Байкала, очень интересное получилось у нас путешествие! Ну вот и закончилось наше путешествие. Давайте закончим его прекрасными стихами:

Нужен Байкал тебе и мне,
Нужен чистый воздух на заре,
Птичий гомон, и синева рек,
Солнце, дождик и белый снег.
Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть;
Пусть будет вечно он голубой
Наш добрый батюшка Байкал дорогой.

Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!

Изготовление  макета «Обитатели  Байкала»   Самостоятельная художественная деятельность  раскрашивание силуэтов  рыб и озера Байкал



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗИНТАЦИЯ "ОЗЕРО БАЙКАЛ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ"

Развитие познавательного интереса к озеру Байкал...

Конспект НОД "Чудо-озеро Байкал"

Данный материал помогает систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал.Врспитывать бережное отношение к пророде....

Конспект НОД "Секреты озера Байкал"

Занятие для дошкольников старшей группы...

Конспект занятия "Волшебное озеро Байкал"

Конспект занятия "Волшебное озеро Байкал" знакомит детей с озером, его обитателями, растительностью....

Проект "Озеро Байкал и его обитатели"

Муниципальное образование Тайшетский районМуниципальное казенное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад «Белочка»...

конспект занятия "Уникальное озеро Байкал"

Отчет по мини проекту "Уникальное озеро Байкал" открытое занятие для воспитателей и родителей со всей группой детей....

Презентация "Озеро Байкал и его обитатели"

Презентация для детей дошкольного возраста "Озеро Байкал и его обитатели"...