Занятие по региональному модулю в старшей группе «В гостях у Полякай»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Занятие по региональному модулю в старшей группе «В гостях у Полякай»
Программное содержание.
1. Обобщить знания детей о быте и традициях мордовского народа, о предметах старины.
2. Создать эмоциональный настрой у детей, прививать интерес к изучению мордовского языка.
3. Закрепить знания детей о нашей республике, родном городе.
4. Формировать понятие о многонациональности республики.
5. Развивать у детей память, речь.
6. Воспитывать любовь к родному краю.
Методические приемы.
1. .Словесный.
2. .Наглядный.
3. Игровой.
4. Практический.
Материал и оборудование.
1. Экспонаты мини-музея «Национальная изба».
2. Чугунок с кашей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по региональному модулю в старшей группе «В гостях у Полякай» | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по региональному модулю в старшей группе «В гостях у Полякай»
6. Воспитывать любовь к родному краю. Программное содержание.
1. Обобщить знания детей о быте и традициях мордовского народа, о предметах старины.
2. Создать эмоциональный настрой у детей, прививать интерес к изучению мордовского языка.
3. Закрепить знания детей о нашей республике, родном городе.
4. Формировать понятие о многонациональности республики.
5. Развивать у детей память, речь.
Методические приемы.
1. .Словесный.
2. .Наглядный.
3. Игровой.
4. Практический.
Материал и оборудование.
1. Экспонаты мини-музея «Национальная изба».
2. Чугунок с кашей.
3. Деревянные ложки.
Ход занятия.
Дети входят в музей и осматриваются.
Сегодня мы с вами пришли в мини - музей, чтобы узнать, как люди жили раньше. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?
- Россия.
- А какой главный город России?
- Москва.
- А как называется наша республика?
- Наша республика называется Мордовия.
- А вы любите наш город?
- А как он называется?
- Саранск.
Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.
- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Русские, татары, грузины, мордва... Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в городе новых построек: большие красивые дома, большой кафедральный собор им. Ф. Ушакова.
- Какие еще постройки вы знаете?
- Спорткомплекс «Мордовия», стадион «Старт», «Жилищник», «Ледовый дворец», театр оперы и балета, реконструировался парк им. А.С. Пушкина и т.д.
А раньше этого ничего не было. Хотите узнать, как люди жили раньше? Давайте попросим нам рассказать об этом хранительницу старины бабушку Полину, а по-мордовски Полякай. А вот и она.
(Входит Полякай).
- Шумбратада, шабанят! (Здравствуйте, дети).
Дети: Шумбратада!
- Шумбратада, инжееньке! (Конакт)
(Здравствуйте, гости).
Полякай: Давайте с вами знакомиться!
- Монь лемозе Полякай.
(Меня зовут Полина)
- Кода Тонь лемце?
(Как тебя зовут?)
Дети: - Монь лемозе... Миша
(знакомится со всеми)
Воспитатель: Полякай, мы пришли к тебе узнать как люди жили раньше.
Полякай: А я вам сейчас расскажу.
Давным давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было ни какой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к "лесам и водоемам. Леса были очень богатые.
- Как вы думаете зачем люди ходили в лес?
(Ответы детей).
Правильно, в лес ходили на охоту, там собирали, грибы, ягоды, орехи, травы; рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу.
- Как вы думаете, чем они ловили рыбу?
(Ответы детей).
Нет, ребята, удочек и сетей тогда еще не было, а рыбу ловили неретом. Землю обрабатывали вручную, пахали на быках. Люди выращивали рожь, просо, гречиху, лен, коноплю. Вот перед вами ступа. В ней толкли из проса пшено, а из пшена, которое снова толкли, получали муку. Из муки пекли пшенные блины.
Дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из бревен.
Мордовский народ очень религиозен, поэтому, в каждом доме были красные углы, в которых обязательно были иконы.
(Иисуса Христа, икона Божьей Матери, Николая Чудотворца и другие).
Мебель была вся из дерева: это и кровати и лавки, столы, полки для посуды. Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтобы он не плакал. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки.
- Полякай, а наши дети знают слова одной мордовской колыбельной песенки.
Баю - баю, иднязе,
Ляень сетьме веднязе,
Удок, касат оцюста
Тума лаца тазаста.
(Баю, бай сыночек мой,
Ты моя вода речная,
Спи и вырастишь, сыночек,
Крепкий, сильный, как дубочек).
Дети в школе не учились, а нянчали своих младших сестренок и братишек, а еще они работали вместе с родителями в поле. А в свободное время играли, водили хороводы, веселились.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами тоже умеем играть в мордовские игры. Давайте сейчас поиграем в игру «Горшочки».
(Дети делятся на пары, один из пары горшечек, другой хозяин, тот кто остался без пары, покупатель. Покупатель выбирает себе горшочек и спрашивает у хозяина:
- Мисак сяканяцень (Продашь свой горшок).
Хозяин отвечает: Миса (Продам).
После этих слов оба дотрагиваются руками до горшочка, а остальные считают: фкя (один), кафта (два), колма (три) ласьк (беги). Дети бегут навстречу друг другу. Тот, кто первый прибежит и дотронется до головы горшка, тот и - хозяин, а другой становится покупателем.
Полякай: Молодцы, ребята! давайте продолжим нашу экскурсию.
Вся домашняя утварь была сделана из дерева, из глины, бересты и лыка. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало.
Одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи - панары, потом их вышивали и делали украшения
На ногах носили лапти,а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина.
Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее вот в таких сундуках. В праздники в каждом доме пекли пшенные блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили позу, это напиток такой, как квас.
А я хочу вас угостить кашей с тыквой, которую я приготовила в печке. Раньше вся семья садилась за большой стол на лавки, хозяйка ставила на стол большой чугун с едой, все брали ложки, а ложки были деревянные. Первым еду пробовал самый старший в семье, а затем все остальные.
- А вы хотите попробовать кашу из чугунка, деревянными
ложками?
Дети: Да
- Тогда рассаживайтесь на лавки за стол, берите ложки, а я
подам вам чугунок с кашей.
Дети угощаются и благодарят бабушку Полину.
- Спасибо (Сюкпря)
В знак благодарности за хорошую экскурсию, дети рассказывают стихотворение на мордовском языке и поют песню про Мордовский край.
- Молодцы, мне очень понравились и стихотворение и песня.
Я вижу, что вы любите наш Мордовский край.
Воспитатель: Дети, а вам понравилась наша сегодняшняя экскурсия? - Да!
- Придем еще в гости к Полякай?
- Да
А теперь давайте простимся с гостями и с бабушкой Полиной и пойдем в группу.
- Досвидания! (Няемозонк!)
- До новой встречи!
(Оду васедемозонк!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в старшей группе " В гости к бабушке Арине"
Каждый педагог ищет новые формы организации и проведения занятий, развивающие познавательную активность детей ....
Занятие по О.Г. в старшей группе: "В гостях у трех поросят"
Тема: В гости к трем поросятам.Програмное содержание: Продолжать учить детей слышать иразличать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, познакомить с гласным звуком "О". Учить выделять д...
Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в старшей группе "Знакомство с топшууром"
Комплексное занятие для детей старшей группы, цель которого - знакомство с алтайским народным струнным инструментом "топшуур", воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у лесных зверей"
Воспитание звуковой культуры речи, словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".
В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация &q...
Физкультурный досуг с региональным компонентом для старшей группы " В гостях у Лопшо Педунь"
Физкультурный досуг с региональным компонентом для старшей группы. К детям приходит удмуртский национальный персонаж Лопшо Педунь. Проводит с ними игры и соревнования. Проверяет насколько хорошо они з...
Конспект занятия по региональному модулю в подготовительной группе «Моя республика-Мордовия моя»
Цель: Закрепить знания детей о родном мордовском крае.Задачи:1.Обучающие:выявить знания детей о нашей многонациональной республике, знания о достопримечательностях родного города.2.Развивающ...