Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у лесных зверей"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Воспитание звуковой культуры речи, словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
«В гостях у лесных друзей»
Воспитатель: Богданова Л.П.
Североморск
2013 год.
Цель: воспитание звуковой культуры речи, словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
Задачи:
1.Развитие связной речи: формировать умение строить рассуждение, соблюдая структуру и используя различные типы связей между предложениями.
2. Звуковая культура речи: упражнять в подборе антонимов к словосочетаниям, слов-действий; развивать умение догадываться о значении незнакомого слова; учить различать смысловые оттенки существительных и глаголов.
3. Развитие словаря: упражнять в различных способах словообразования (с помощью суффиксов и приставок), в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; упражнять в подборе родственных слов, учить образовывать сложные слова.
4. Воспитательная: воспитывать внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь.
Материал к занятию: Белочка, Зайчик, Медвежонок, снегирь, конверт с письмом, снеговик, корзинка с грибами и орехами, зеркало, елочки.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли интересный конверт. Как вы думаете, что может быть в этом конверте? (письмо).
- Я не стала его открывать, решила, что это письмо мы прочтем все вместе.
Читаю письмо – «Дорогие ребята, приглашаем вас к нам в гости, в лесную школу». Ваши друзья.
- Ребята, как вы думаете, от кого могло прийти это письмо? (от Белочки и Зайчика).
- Правильно, это письмо пришло от наших друзей из леса. Вы хотите отправиться к ним в гости? (да). А чтобы нам скорее попасть в лес, нужно сказать волшебные слова: «Глаза закрой, улыбнись, вокруг себя повернись. Раз, два, три – в лесу окажись».
- Вот мы и в лесу. И нас уже встречают. Здравствуй, Белочка. Почему ты такая грустная, что у вас случилось?
Белочка: Мы вчера все вместе построили снеговика, а сегодня утром нашли его разрушенным. Мы не знаем, кто его разрушил, ведь все ночью спали.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог разрушить снеговика – ветер, ветерок или ветрище?
- Почему ветрище? Что делает ветрище? (дует, рвет, срывает). А что делает ветерок? (веет, ласкает). Давайте поможем зверятам собрать снеговика.
- Из чего сделан снеговик? Если он из снега, значит, он какой? (снежный). Туловище какое? (снежное). Голова? (снежная). Руки? (снежные). И даже лицо, у него какое? (снежное). Ну, вот и готов снеговик. Идемте дальше в вашу лесную школу.
- Прислушайтесь, ребята… Мне кажется, там, на полянке кто-то смеется. Подойдем поближе. Да это же медвежонок. Давайте спросим его, почему он так веселиться?
Медвежонок: - Я нашел зеркало, но оно непростое, оно показывает все наоборот.
- В этом зеркале толстый человек, становиться каким? (худым). Низкий человек кажется…(высоким), злой волк - …(добрым), трусливый заяц - …(смелым), пожилой человек - …(молодым), толстое дерево - …(тонким), старый дом - …(новым), холодные руки - …(горячими, теплыми).
- Ребята, а что еще бывает горячим? (чай, вода, огонь, печка, сердце.) Горячее сердце – это какое сердце, как по-другому сказать? (доброе, ласковое).
- Чудесное зеркало, не правда ли? Но нас ждут в лесной школе. Идем медвежонок с нами.
- Ребята, мне кажется, что около елки я вижу зайчика, он там что-то собирает. Подойдемте к нему поближе. Посмотрите в его корзинке сухие грибы и орехи. Он говорит. Что грибы нашел на веточках, а орехи в дупле. Как вы думаете, кто сделал эти запасы?
Если их сделала белка, значит, они чьи? А если бы их сделал волк – чьи они были бы? А если лиса? А если медведь? А если заяц?
- Как вы считаете, можно ли брать беличьи запасы? А зайчик говорит, что можно.
- Убедите зайчика, что нельзя брать беличьи запасы. (Я считаю, что… Во-первых…Во-вторых…В-третьих… Потому…)
- Давайте оставим грибы и орехи под елкой, чтобы белочка не голодала и пойдем в лесную школу к нашим друзьям.
- Ребята, смотрите, на елке снегирь сидит. Посмотрите, у него красная грудь – скажите одним словом какой он. (красногрудый.) у него черная голова – какой он? У него острый клюв – какой он? У него короткий хвост – какой он? Ребята, скажите, а снегирь птица перелетная или зимующая? (зимующая.) Вспомните слова, родственные к слову снегирь.
- Смотрите, снегирь к Кате подлетел. На елку… (перелетел). За елку… (залетел). Из-за елки … (вылетел). И высоко-высоко… (взлетел).
- Вот мы с вами и пришли в лесную школу к нашим друзьям. Только вот они почему то не веселые в своей школе сидят. Что у вас случилось Белочка?
Белочка: Нам на занятии учитель задал задание – прочитать дома сказку «Белоснежка и семь гномов» и ответить на следующие вопросы: Чем отличается сказка от рассказа? Почему Белоснежку так называют? И как можно назвать всех гномов по другому? Мы прочитали это сказку, а как правильно ответить на вопросы не знаем.
Воспитатель: - Ребята, поможем нашим друзьям? (да.)
Первый вопрос – чем отличается сказка от рассказа? (рассказ – это повествование каких-либо событий, а сказка – это вымысел, ….)
Второй вопрос – почему Белоснежку так называют? (она бела, как снег.)
И последний вопрос – угадать по имени, что делают. (Ворчун – ворчит, Добряк – добродушничает, Озорник – озорничает, Весельчак – веселится, Смельчак – отважится, Соня – спит, Художник – рисует.)
Белочка: -Спасибо вам, ребята. Теперь мы знаем, что такое сказка и что такое рассказ, почему Белоснежку так называют и что делают гномы.
Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. А чтобы мы быстро очутились там, нам надо вспомнить волшебные слова. «Глаза закрой, улыбнись, вокруг себя перевернись. Раз, два, три – в детском саду окажись».
- Ребята, вам понравилось наше путешествие в лесную школу? Скажите, чем вам запомнилось наше путешествие.
- А за то, что мы помогли зверятам, они приготовили для вас угощение. (раздаю орешки и грибочки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по развитию речи в старшей группе "По лесным тропинкам"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-244325-1646910550.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "На лесной полянке"
Задачи:Воспитывающие: Продолжать воспитывать доброжелательные отношения в группе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-1124877-1552224599.jpg)
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Лесные гости»
Цель: способствовать развитию речи как средству общения. Задачи:1. Образовательные: - расширять знания детей об окружающем мире;2. Развивающие: - создать условия для развития всех ...
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Лесные гости»
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Лесные гости»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-1451879-1674397998.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная»
Цель: познакомить детей со стихотворением Владимира Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».Задачи: помочь детям запомнить стихотворение В. Орлова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/04/picture-1343784-1636020776.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная»
с использованием мнемотаблицы...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По лесным тропинкам»
Занятие составлено по ФГОС ДО, соблюдены все части занятия....