Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в старшей группе "Знакомство с топшууром"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Комплексное занятие для детей старшей группы, цель которого - знакомство с алтайским народным струнным инструментом "топшуур", воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_topshuurom.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия
по региональному компоненту
в старшей группе.
Тема: «Знакомство с топшууром»
Цели и задачи:
1.Познакомить детей с алтайским музыкальным инструментом – топшуром, его внешним видом и звучанием.
2.Расширять кругозор детей, вызывать интерес к культуре алтайского народа, его традициям.
3.Развивать слуховое внимание, тембровый слух, закрепить знание детских музыкальных инструментов – колокольчик, погремушка, металлофон, бубен, ложки, трещотка, умение узнавать на слух данные музыкальные инструменты.
4.Развивать мелкую моторику рук, тренировать в умении рисовать, соединяя точки линиями.
5.Закреплять навык движения под музыку, умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой; учить двигаться ритмично, динамично, подчиняясь общему ритму, совершенствовать движение прямого галопа.
6.Учить эмоционально, выразительно передавать игровой образ «лошадка скачет», «волк бежит»; развивать ловкость и быстроту движений.
7.Развивать мышление детей.
Оборудование:
1.Музыкальные инструменты(колокольчик, погремушка, металлофон, ложки, бубен, трещотка), столик с небольшой ширмой.
2.Топшуур.
3.Столы у центральной стены по количеству детей.
4.Карточки с точечным изображением топшура (по числу детей).
5.Фломастеры.
6.Аудиозаписи с алтайской музыкой (композиторы В.Кончев, В.Хохолков)
7.Маска волка.
Ход занятия.
Под музыку В.Кончева дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель (МР).
МР: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их. А на каком языке мы можем поздороваться с нашими гостями?
Дети: На русском, на английском.
МР: Давайте споем английскую песенку.
Приветствие «Хэлло!»
МР: А еще мы с вами умеем здороваться на алтайском языке.
Дети говорят по-алтайски «Здравствуйте!»
МР: Ребята, давайте отправимся на занятие на лошадке. Садитесь на лошадь, берите поводья в руки… Но!
«Прямой галоп» (звучит алтайская мелодия «Аргымак»)
Садятся на стулья.
МР: Ребята, мы с вами знаем несколько детских музыкальных инструментов. Давайте поиграем.
Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха
«Угадай инструмент»
На столике за ширмой лежат знакомые детям музыкальные инструменты. МР вызывает одного ребенка, он за ширмой играем на каком-нибудь инструменте, дети отгадывают. Далее выходит другой ребенок и т.д.
Воспитатель: Дети, кто знает, как называется наша малая родина? Где мы живем? (дети отвечают) А как называется столица нашей республики?(ответы детей) Правильно, все мы живем в Горном Алтае. Нашу республику населяют разные народы – азербайджанцы, русские, армяне, украинцы, алтайцы. Алтайский народ имеет богатую культуру, множество легенд, сказаний, сказок, прекрасные песни и интересные танцы. Мы убедились, что вы знаете много музыкальных инструментов. А сегодня мы познакомимся еще с одним – алтайским народным инструментом, который называется топшуур.
Знакомство с топшууром
МР показывает детям топшуур, накрытый прежде красивым платком.
Воспитатель: Дети, топшуур – это струнный щипковый инструмент. Он имеет деревянный долбленый кузов овальной формы, закрытый сверху кожаной или деревянной декой. У топшуура длинный гриф, две волосяные струны. Общая длина его 75-77 см.
МР: Ребята, игрой на топшууре алтайские сказители сопровождали легенды, песни о могучих богатырях, высоких алтайских горах, бурных полноводных реках. Такие сказания исполняются своеобразным горловым пением, которое называется «кай» и представляет собой низкий горловой речитатив. Кай требует большого вокального искусства сказителя.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, как у алтайского народа появился топшуур? Существует красивая легенда.
«Давным-давно жили на Алтай два богатыря. Жили они на двух высоких горах, отделенных друг от друга быстрой рекой. Сначала жили богатыри дружно, а потом зависть разрушила их дружбу. Одна гора была лучше, каждому из богатырей хотелось обладать ею. Тогда богатыри решили: Построим через реку мост. А кто первым заговорит в это время о женщине, лишается права на лучшую гору…» Начали строить мост, и в одно прекрасное летнее утро богатыри услышали из густой чащи дивное пение женского голоса и бряцание инструмента. Обаятельное пение женщины поразило богатырей. Один из них, позабыв об условии, в восторге закричал: «О, уй кижи!» (О, женщина!). В этот момент засверкала молния, раздался подземный гул и гром, а за ним оглушительный треск. Мост и река провалились и образовали глубокую впадину. На том месте образовалось Телецкое озеро. Увлеченный видением, богатырь кинулся туда, откуда раздавались звуки. Он увидел на скале женщину, которая на его глазах ударила по камню инструментом и исчезла. От удара на камне остался отпечаток инструмента. По форме того отпечатка алтайцы и стали делать топшур».
МР показывает, как играют на топшуре. Предлагает поиграть некоторым детям.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами будем рисовать открытки. И не просто рисовать, а соединять точки. И в результате узнаем, что спрятано за этими точками.
МР: А во время работы вас будет сопровождать звучание топшура и прекрасная музыка нашего алтайского композитора В.Кончева.
Воспитатель предлагает пройти за столы. Звучит музыка. Дети работают, выясняют, что за точками «спрятано» изображение топшура. Свои работы помещают на мольберты, получается целая выставка.
МР: Ребята, у алтайского народа не только много песен, танцев, сказок, но и замечательные игры. С одной из таких игр мы сегодня познакомимся.
Игра «Лошади и волк»
Играющие выбирают вожака. Лошади пасутся на лугу. По сигналу вожака дети-лошадки выстраиваются друг за другом и берутся за пояс (паровозиком).вожак встает первым. На него нападает волк, вожак бегает, старается, чтобы волк его не задел. Не удержавшийся в цепочке ребенок-лошадка считается съеденным и выбывает из игры.
Воспитатель: Дети, алтайский народ очень гостеприимный. Если кто-то впервые приходит к ним в гости, алтайцы никогда не провожают такого гостя без подарка. Сегодня у нас на занятии тоже было много гостей. Давайте и мы, по обычаю алтайского народа, подарим им наши работы.
Дети вручают рисунки гостям, затем прощаются по-алтайски и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по художественному творчеству в старшей группе "Наша Армия сильна" с использованием технологий открытого образования ИКТ
В конспекте комплексного занятия по художественному творчеству "Наша Армия сильна" с использованием технологий открытого образования ИКТ в старшей группе интегрированы образовательные области "Х...
Конспект комплексного занятия "Бал в стране красок" ( старшая группа)
Цель занятия:-пробуждать и развивать у детей художественный вкус, изобразительные способности, помочь ощутить себя художником через открытие звуков. цвета, формы.- помочь детям освоить цветовую палитр...
Конспект комплексного занятия по декоративной лепке в старшей группе «По щучьему велению»
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.Программное содержание:- учить лепить игрушку-лошадку, пользуясь натурой, ...
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять ко...
Конспект комплексного занятия"Перелетные птицы" (для детей старшей группы)
Программные задачи:Математика: Закрепить знания детей об образовании чисел 6 и 7,умение вести счет в пределах 7, правильно называть геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги, разви...
Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в младшей группе "Ежик-тишка"
Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в младшей группе «Ёжик-Тишка» по мотивам сказки Л. Шубной «Радуга в ботинке» Образовательные задачи:развиват...
конспект открытого занятия по региональному компонента
Конспект открытого занятия по региональному компонента на тему "Моя семья"...