Проект «Достопримечательности малой Родины»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Лихота Евгения Викторовна

Проблема

         Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его достопримечательностях. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.                                                                                                              Для решения этой проблемы возник этот проект.

Цель проекта:                                                                                    

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 230

Проект

«Достопримечательности малой Родины»

с 08.10 по 12.10.18г.

D:\4 Планы 2018-2019\6 Мой город СЕверобайкальск\c386256df85c23343e976d5875de9c09.jpg

Составила: Лихота Е.В.

г.Северобайкальск, 2018г.

Актуальность: 

       Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой Родине – месту, где родился, к своему родному городу. Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу. Формирование у детей любви к Родине это – накопление ими социального опыта жизни о своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. И одна из важных наших задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребёнке.
Проблема

        Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его достопримечательностях. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.                                                                                                              Для решения этой проблемы возник этот проект.

Цель проекта:                                                                                    

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения родного города, его названия, улицах ближайшего окружения, его символике.

- формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Северобайкальска.

- развивать любознательность, ценностное отношение к миру природы;

- развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

Участники: - дети  старшей  группы, родители;

- воспитатели; муз.руководитель, физ.руководитель.

- помощник воспитателя;

Вид проекта:

  • Краткосрочный  (08.10 по 12.10.18г.),
  • групповой,
  • познавательно-речевой,   творческий.

Ресурсы:

1. Информационные:

- иллюстративные - материалы;

2. Научно-методические:

- консультативная работа с родителями.

3. Дидактическое обеспечение:

- подбор произведений;

- сюжетных картинок;

- подбор тематических дидактических игр.

4. Кадровые:        

- воспитатели., мл.воспитатель, муз.руководитель, физ.руководитель

5. ТСО:

- ноутбук;

- фотоаппарат.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный:

  • Определение темы (проблемы проекта);
  • вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;
  • обсуждение проекта  воспитателем с  родителями;
  • сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2. Основной:

  • Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

3. Обобщающий:        

  • Систематизация материалов;
  • Проведение  выставки детского творчества.
  • Пополнение альбомов с речевым материалом.

Ожидаемый результат:

- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ, сплочение детско-родительского сообщества;

- участие родителей в жизни детского сада и группы;

- систематизированы знания детей об истории города и его достопримечательностях, символике города.  

 - участие семей воспитанников в воспитательно-образовательном  процессе.

 - создано методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- повышение интереса к коллективной и командной работе с детьми, родителями;

- переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам).

Методический продукт:  

1. Оформление в группах информационных стендов  по теме.

2. Проведение творческих выставок в группах по теме проекта.   Работы детей по тематике проекта:

- «Вот эта улица, вот этот дом….»;

- «Мой дом»;

-  «Машины на улицах нашего города».

3. Создание фотоальбома  «Наш любимый город».

1. Подготовительный этап

   Цель: создать условия для реализации проекта.

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
  2. Подобрать атрибуты для игровой деятельности;
  3. Подобрать дидактический материал и игры;
  4. Иллюстрации по теме проекта.

2. Основной этап

Организованная образовательная деятельность по осуществлению проекта:

ОО

II неделя октября

с 08.10.18г. по 12.10.18г

Р.Р.

Развитие речи:  ОС «Мой родной город» - X - №2 (п/пл)

Обучение грамоте: «Буковка и  Слышь в гостях у ребят» - X - №2 (п/пл)

Драмматизация: «Теремок»

П.Р.

Регионоведение:  «Почему наш город получил такое название?» - X - №2 (п/пл)

ФЭМП: ОС «Дома на нашей улице» - X - №2 (п/пл)

Познавательно-исследовательская деятельность: ОС « Рыбка золотая - волшебница такая!» -  Опыт «С водой и без воды» - X - №2 (п/пл)

Просмотр познавательных презентаций: «Мой Северобайкальск», «Виртуальная экскурсия по городу», «Северобайкальск город рожденный у Байкала».

Х.Э.Р.

КП «Город мастеров» Цветотворчество: ОС «Мой дом» - X - №2 (п/пл)

Рисование: «Вот эта улица, вот этот дом….» - X - №2 (п/пл)

Аппликация: ОС «Машины нашего города» - X - №2 (п/пл)

ИЖЗ № 22 - 16«Охрана жизни и здоровья  при работе с кисточкой и карандашом».

ИБДС № 05 -16«Работа с ножницами и другими специальными инструментами»

Культурные практики

Понедельник:

КП ЦПО «Мы разные, но мы вместе» - Ф

15.15-15.40

КП ЦЭ «Цифровая лаборатория  «Знайка»/ЦЭОД «Росинка»

16.00-16.25/16.35-17.05

Вторник:

 ТС «В гостях у сказки» - Ф

15.15 – 15.40

КП ЦРП «Веселый паровозик»/ ЗОЖ и ОБЖ «Школа Аркадия Паровозова» - Ф

16.00-16.25

Среда:

ЦРИ «Сказки Фиолетового  леса»/ ЦК «Мастерская Самоделкина»

15.20 – 15.45/15.50-16.15

Четверг:

КП CХТ «Город мастеров» «Цветотворчество» - Ф

15.50 – 16.15

КП ЦСРИ «Игровой городок»

16.15-17.15-Ф

Пятница:

КП ЦИСТиГ «Фиксики» - Ф

15.20-16.20

С.К.Р.

ИЖЗ № 03 – 16 «Безопасность детей на участке дошкольного учреждения»

ИЖС № 21-16 «Охрана жизни и здоровья на прогулке».

ИБДС № 39 - 16 - «Правила поведения во время прогулки (сезонные: осень, зима, весна, лето)»

ФЦКМ: «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям нашего города»

Эмоционально-смысловое общение педагога с детьми:

1. «Самый внимательный горожанин» - уметь припоминать то, что видел и слышал по дороге в детский сад; рассказывать об увиденном, вычленяя главное, описывая его; выделять объекты, характерные для города, как крупного населенного пункта.

2. «Город, в котором мы живём», рассматривание буклетов, иллюстраций о родном городе – рассказать об истории города, познакомить с историческими местами, достопримечательностями, вызвать интерес к историческому прошлому города, воспитывать патриотические чувства…

3. «Памятники  нашего города» - воспитывать у детей уважение, бережное отношение к родному городу. Формирование понимания ценности и важности своего города в жизни каждого ребенка и для страны вообще.

4. «Город мой  - Северобайкальск» -  обобщить знания о возникновении родного города, его названия, улицах ближайшего окружения, его символике. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране. Создать условия для стимулирования познавательных интересов, расширения кругозора детей.

5. «Как город строился»  -  воспитывать любовь к родному городу. Формировать умение отображать в рисунке моменты постройки нашего города;  строительную технику, строителей БАМа.

Дидактическая игра:   «Выложи герб из фрагментов», «Где находится памятник?»,

«Путешествие по городу»,

 «Подбери пару» - Научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

«Вершки и корешки» - Закреплять знания детей о растениях и плодах.

«Что сначала, что потом» - Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

 «Во саду ли, во огороде» (классификация огород, сад, фрукты, овощи) - Учить детей различать классификацию растений, обобщать.

«Поможем маме» - Учить детей правильно называть овощи и определять их на схеме. Развивать быстроту мышления, память.

«Разложи по корзинкам», «Сварим суп и компот» - Учить детей правильно называть, различать и обобщать фрукты, овощи, ягоды.

Настольно-печатные игры: «Символы Бурятии», «города Северобайкальск» - способствовать проявлению желанию играть  настольными  играми, прививать интерес к родной стране.  «Контуры», «Пазлы», «Счет», «Время», «Лото», «Домино»,  «Времена года»,  «Мои первые цифры», «Большой – маленький», «Найди похожую фигуру», «Что к чему?», «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Строительная игра «Строители сказочного городка» - с использованием строительного материала.

Игры со строительным материалом "Лего" - развить конструктивные способности; научить соотносить величину постройки с величиной объекта; Деревянный строитель, мягкий конструктор из EVA материала.

Игры с деревянным конструктором - закрепить знания о строительных деталях, применять их в постройках.

Сюжетно-ролевая игра:  «Строители» работа по технологической карте.

Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций: Фотоальбом «Достопримечательности нашего города», «Природа нашего края», «Памятные места г.Северобайкальска».

Работа с картой Бурятии: рассмотреть,  найти озеро Байкал, определить каким цветом, почему, найти расположение города Северобайкальск – продолжать знакомить с физическими картами, расширять кругозор, мышление, внимание.

Игры с театрами -  совершенствовать умение развивать сюжет по сказкам.

Ф.Р.

Подвижные игры: «Ловишки - перебежки» -повторение Карточка №2 (3-4 неделя сентября), «Караси и щука» (картотека подвижных игр) Карточка №3 (1-2 неделя октября)

-  Продолжать учить детей играть в коллективе;  выбирать ведущего, используя знакомые считалки.

Хороводная игра: «Дедушка водяной»  (картотека хор/игр карточка 2)

Утренняя гимнастика  Комплекс с кольцом    картотека (карточка №5 1-2 неделя октября).

Гимнастика после сна  пробудка:   «Пробуждение солнышка» (картотека октябрь с 1 -15, карточка №3)

Дыхательная гимнастика  «Комар» - (картотека дыхательных гимнастик, карточка №6).

Физминутки:  «По дорожке» (картотека физминуток  карточка№6).

Артикуляционная гимнастика «Гармошка», «Барабанщик», «Загнать мяч в ворота», «Парашютик» (картотека артикуляционных гимнастик карточка №6)

Пальчиковая гимнастика:  «Город это улицы..»   (картотека пальчиковых гимнастик карточка №6).

Гимнастика для глаз: «Овощи», (картотека карточка №6)

Прогулка: картотека осенний период с 26,27,28,29,30.

Трудовые поручения: раскладывать к занятиям некоторые материалы на столы; собирать со стола кисточки после занятия; убирать строительный материал; расставлять стулья в групповой комнате, зале; раскладывать карандаши; поливать растения; опрыскивать растения; помогать накрывать на стол (расставлять салфетницы, хлебницы). (Картотека трудовых поручений)

«Уход за комнатными цветами» (полив, рыхление, опрыскивание) – продолжать учить ухаживать за растениями - Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла).

Продолжить изучение Модели трудового процесса «Лесенка» трудовых процессов.

Самостоятельная  деятельность

Побуждать детей во время  утреннего круга рассказывать о своих желаниях узнавать, о теме проекта  в разных центрах, о своем настроении.

Привлекать детей во время  обеденного круга рассказывать о своих впечатлениях за день, что запомнили, что еще бы хотели сделать после сончаса.

Дежурство: по столовой – правильная сервировка, раскладывание салфеток по салфетницам, закрепить правильное ношение кружек, раскладывание столовых приборов; по уголку природы – полив цветов, наблюдение, уход за прорастающей рассадой,  учить определять потребность цветов в поливе;  по занятиям – подготовка  материала  для занятий.

Работа в центре экспериментирования, «Кинестический песок»,  «Сухой – мокрый», «Тонет - плавает».

Работа в центре «Самоделкин» - строительство по замыслу, объединяясь в микро группы, использовать  разнообразный конструктор для достижения единой цели.

Д/И: игры со счетными палочками, с геометрическими фигурами, с бусами, конструктором.

Подвижные игры по инициативе детей, в спортивном центре по желанию детей игры  со спортивным инвентарем:  кеглями, мячами, обручами, скакалками, веревочками, кубиками.

Заинтересовать детей театрализованной деятельностью с разными видами театра.

В центре «Город Мастеров»: рисование по желанию,  раскрашивание в книжках-раскрасках, вырезание, апплицирование по желанию, лепка по замыслу.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень»;

составление рассказа по сюжетным картинкам к сказкам «Репка», «Колосок».

Рассматривание альбомов: «Город Северобайкальск», «Природа Северного Байкала»,

 - развивать творчество, речь, память; воспитывать любознательность.

Рассматривание иллюстраций, картин по теме проекта.

Индивидуальная работа

ОО РР:

«Доскажи словечко», «Скажи  наоборот», «Назови одним  словом» - Егор Ш., Вадим Д, Макар М.,  Ярик Т,  Миша В, Илья Г.

Составление рассказов из личного опыта: «Моя  прогулка по городу» -  упражнять в умении составлять рассказ из личного опыт- Таисия К., Таисия М., Лев М., Макар М., Артем М; А. Никита, В. Михаил, Г. Илья, Д. Надежда, И. Анюта  

Игра м/п с мячом «Скажи наоборот» - учить подбирать антонимы, обогащать речь прилагательными -  С.  Матвей, Т. Ярик, Ф. Артем,  М. Лев

ОО СКР:

Дежурство по столовой  - продолжать закреплять  у дежурных умение сервировать стол к обеду, аккуратно раскладывать  столовые приборы, расставлять хлебницы; после обеда - аккуратно   убирать со стола посуду.-  С.  Матвей, Т. Ярик, Ф. Артем,  М. Лев, В. Михаил, Г. Илья; Таисия К., Таисия М., Лев М., Макар М., Артем М; А. Никита, В. Михаил, Г. Илья, Д. Надежда, И. Анюта  

«Помоги другу?» - развивать желание помогать от чистого сердца, просто так, воспитывать дружелюбное отношение друг у другу - Артем Ф., Лев М, Миша В., Тимой Б., Виталина П.; Вадим Д., Егор Ш., Ярик ., Макар М., Миша В.

Дежурство в уголке природы - уход за комнатными растениями - учить детей различать потребность растений во влаге, свете, тепле - Вадим Д., Егор Ш., Ярик Т., Макар М., Миша В.

Рассматривание альбомов с иллюстрациями природы, животных родного края; улицами, видами,  достопримечательностями нашего города - все дети подгруппами

ОО ПР:

Рассматривание альбома о природе родного края – формировать умение видеть красоту природы, воспитывать любовь к Родине - В. Михаил, Г. Илья, Д. Надежда, И. Анюта, К. Ярослава.

Игры на ориентировку в пространстве относительно себя «Вверху, внизу, справа, слева, впереди» - К. Вова,  К. Ярослава,  К. Диана, М. Макар, М. Таисия; С. Юлия, С. Кирилл, Б. Тимофей, Д. Вадим, Г. Лилия    

Д/И «Вчера, сегодня, завтра» - совершенствовать умения соотносить происходящие события со временем – Диана К., Юля С., Надя Д., Ярослава К., Виталина П. 

Д/И «Посчитай от 10 до 1» - совершенствовать умение счета в обратном порядке –

 И. Анюта, К. Вова, Макар М., Таисия К., Тимофей Б.

ОО ХЭР: 

И/У «Вырежи и наклей» - Закрепление умений  воспитанников работать ножницами, вырезая  из квадрата круг, из прямоугольника – овал и распределяя  композицию на всем листе – Юля С., Надя Д., Диана К., Ярослава К., Лиля Г.,

Закрашивание раскрасок «Город» карандашами  в одном направлении – все дети подгруппами.

Д/И «Назови музыкальный инструмент» -  способствовать знанию музыкальных инструментов - Вадим Д., Егор Ш., Ярик Т, Макар М., Миша В.

ОО ФР:

П/И  с мячом «Назови улицы города», «Раз, два, три, ну-ка повтори» - Г. Илья,

И. Анюта, К. Вова, Макар М., Таисия К.

М/П «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем» -формировать умения передавать заданные водящим действия при помощи пантомимы, называть действие, правильно. – С.  Матвей, Т. Ярик, Ф. Артем, Ш. Егор, М. Лев

Игры в спортивном уголке с мячами, скакалками, обручами «Попади в кольцо», «Поймай, не урони» - Вадим Д., Лев М., Макар М., Артем Ф.,  Надя Д., Юля С., Диана К., Кирилл С.

Работа по развитию основных движений: подбрасывание и ловля мяча двумя руками -

Взаимодействие с родителями

Консультации: «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет», «Играя – обучай»

Памятка для родителей: «Прогулка по городу».

3. Заключительный:

  • Систематизация материалов;
  • Проведение  выставки детского творчества.
  • Пополнение альбомов с речевым материалом.
  • Выставка рисунков по теме проекта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому  поселению Солнечный, уважение к жит...

Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ

Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными и природными особенностями родного села Архипо – Осиповка....

«Главные достопримечательности малой Родины»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие,  художественно – эстетическое развитие, физическое развитиеВиды детской д...

Экскурсионно-образовательный маршрут по достопримечательностям малой родины "Экскурсия по Хреновскому конному заводу".

Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых....

Проект «Моя малая родина – город Калуга. Достопримечательности».

Информационный индивидуальный проект «Моя малая родина – город Калуга. Достопримечательности»....