РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ
статья
Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными и природными особенностями родного села Архипо – Осиповка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Севостьянова Анна Владимировна
учитель – логопед
МБДОУ д/с № 8 «Буратино»
с. Архипо – Осиповка
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ
Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными и природными особенностями родного села Архипо – Осиповка.
Ключевые слова: достопримечательность, малая родина, всесторонне развитая личность, речевая активность, детская инициатива, организованная образовательная деятельность.
Я узнал, что у меня
есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
в поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною –
Это все мое, родное!
(В.Н. Орлов)
У каждого человека есть малая родина – место, где человек родился, где он провел свое детство, вырос, а кто-то прожил всю свою жизнь. С этим местом, связаны светлые воспоминания, первые успехи и неудачи, дружба, первая любовь. Чувство любви к своей малой родине закладывается еще с дошкольного возраста. Поэтому педагогам необходимо сформировать умение у ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться и другие социальные объекты. Ребенок с помощью взрослых откроет красоту достопримечательных мест, удивится чему-то новому, что поспособствует формированию нравственных чувств.
Об актуальности изучения родной местности дошкольниками упоминал еще Я. А. Каменский. В своей книге «Материнская школа» он отмечал, что ребенок пяти лет уже должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский.
В содержании образовательных программ для детей с ОНР, по которым ведется коррекционная работа во многих ДОУ, имеются несколько лексических тем, нацеленных на углубление представлений о городах Санкт – Петербург, Москва. В нашем ДОУ в процессе организованной образовательной деятельности, проведенной по конспектам Н.В. Нищевой, дети трудно усваивали изучаемый материал, наблюдалась низкая мотивация и слабая речевая активность. Но так как для наших детей местом рождения является село Архипо – Осиповка, поэтому основная задача всех педагогов и родителей – способствовать развитию детской инициативы и речевой деятельности посредством знакомства с объектами, достопримечательностями родного села, а так же развить познавательный интерес к своей малой родине.
Таким образом, необходимо постепенно реализовывать задачи по развитию речи старших дошкольников с ОНР через:
– формирование представлений детей о своем родном селе, обогащение словарного запас с помощью речевых игры, логических заданий;
– развитие географических представлений детей о Черноморском побережье, горах, реках с помощью ориентировки на карте;
– развитие связной речи детей, побуждать их свободно мыслить, пересказывать, составлять рассказы по сюжетным картинкам;
– знакомство с улицами родного села, достопримечательностями, а также его жителями и их профессиями;
– формирование представлений детей об историческом, культурном, природном своеобразии села Архипо – Осиповка;
– реализацию потребностей детей старшего дошкольного возраста в бережном отношении к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
С целью развития речи детей созданы все условия для ознакомления детей с родным селом:
1) составлен перспективный план работы;
2) создана соответствующая РППС (место, где собраны картотеки игр, упражнений, дидактический материал и т.д.);
3) подобраны наглядные и дидактические пособия, тематические игры:
– о социальных объектах, учреждениях;
– о достопримечательностях села (открытки, картины, фотографии презентаций);
– об истории села (соответствующая литература, тексты для пересказов, видеоролики и прочее);
– семейные фотоальбомы маршрутов выходного дня;
– о географическом положении (карта – модель схемы объектов села Архипо - Осиповка).
Данная информация о родном селе сформировала у детей стремление к речевой активности, это и желание ребенка рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от педагога; или вылепить, нарисовать какой – либо объект. Так же педагогу удалось научить детей замечать вокруг то прекрасное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает нас.
Рис. 1 Дети рассматривают достопримечательности села на карте – схеме.
Таким образом, при составлении различных речевых игр, педагог должен включить в них вопросы к детям, что необходимо для активизации познавательной деятельности, внимания, интереса у них, способствующих более успешному усвоению материала.
А так же, при подборе текстов о каких – либо исторических событиях не следует часто употреблять временные даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять выражения характерные истории («Давным – давно», «Много лет тому назад» и прочее).
Содержание текста должно быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, следует объяснить их значение.
В процессе организованной образовательной деятельности с достопримечательностями села, педагог рассказывает о различных объектах. В этом случае не следует подробно рассматривать детали строения, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает их друг от друга.
Эффективному усвоению материала по изучению родного села способствуют:
– целевые прогулки, организованные экскурсии с педагогами;
– применение методических разработок в организованной образовательной деятельности по развитию речи;
– презентации, виртуальные экскурсии, соответствующие изучаемой лексической теме;
– картотеки речевых, подвижных, артикуляционных, дидактических и пальчиковых игр;
– системы взаимодействия с родителями воспитанников, создание и интерпретация результатов анкет, проведение родительских собраний;
– подборки наглядного оборудования;
– беседы, тетради для индивидуальной или самостоятельной работы;
– маршруты выходного дня.
Таким образом, реализовывая задачи по развитию речи старших дошкольников с ОНР, взрослым необходимо способствовать развитию детской инициативы, направляя дошкольников на поиск новых знаний, формируя умения видеть достопримечательности родных мест, красоту природы родного села в разное время года, а так же развивать у них познавательный интерес к своей малой родине. Все это позволит сформировать всесторонне развитую личность.
Список используемой литературы:
- Абдулаева М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 22-24.
- Нищева Н.В Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Детство-Пресс. – 2009 – 560 с.
- Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной [Текст] // Методическое пособие. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.
- Никитин, В. Архипо-Осиповка: история (до середины 19 века) // В. Никитин // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://yug-gelendzhik.ru/arxipo-osipovka-istoriya-dorossijskaya-do-serediny-19-veka
Этапы работы
Название | Деятельность | Время реализации | Предполагаемый Результат |
Подготовительный Организация деятель-ности. | Изучение методической литературы Оформление речевой среды | Апрель - сентябрь 2018 | Пополнение развивающей предметно пространственной среды в группе по нравственно-патриотическому воспитанию. |
Анкетирование родителей. | Сентябрь 2018 | Изучение результатов анкет | |
- Создание карты – схемы села Архипо – Осиповка - Перспективый план на учебный год - Сбор и систематизация материала. Подбор, разработка и создание игр (см. картотеку дидактических игр по ознакомлению с родным селом), оборудования, презентаций, виртуальных экскурсий. Составление методических разработок для ООД по развитию речи.. - Составление перспективно - тематического планирования проведения игр и мероприятий по ознакомлению с родным селом по развитию речи. | Май 2018 2018-2019 учебный год | Создание необходимых игр, пособий, методических разработок организованной деятельности, оборудование для реализации проекта. Оформление бесед, тетрадей для самостоятельной работы. | |
Создание маршрутов выходного дня. Консультации для родителей. | Осуществление взаимодействия с родителями воспитанников. Предложены родителям варианты маршрутов выходного дня. | ||
Ознакомление с картой схемой села, показать месторасположения села и его объектов. Беседы, игры. | Сентябрь – октябрь 2018 | - Умение ориентироваться на карте – схеме села, усвоить расположение объектов. ¬ закрепление знаний о названиях улиц, достопримечательностях и социальных учреждениях. | |
Основной: Реализация проекта | Проведение коррекционно – образовательной деятельности по развитию речи с использованием карты схемы. Реализация подготовленных материалов, игр. Просмотр презентаций, фильмов о истории, виртуальных экскурсий по достопримечательностям родного села. Проведение экскурсий. | Сентябрь 2018 – май 2020 | - пополнение знаний у детей о родном селе, его истории, природных и архитектурных достопримечательностях, символике. ¬ повышение интереса к настоящему и историческому прошлому села. ¬ умение видеть красоту родного села, бережно относиться. |
Проведение консультаций для родителей, маршрутов выходного дня | - фото отчеты по маршрутам выходного дня. | ||
Проведение мониторинга с подобранным инструментарием. Создание альбомов «Родное село». | Май 2020 | - анализ результатов мониторинга. - Дети активно используют полученные знания в своей речи; - привлечено внимание родителей к обогащению знаний детей о своей малой Родине. | |
Заключительный |
Перспективно - тематическое планирование по развитию речи при ознакомлении с родным селом.
неделя | Тема | Тема методической разработки по развитию речи в рамках реализации проекта. | |
Сентябрь | Наше родное село. Мониторинг. | Индивидуально – подгрупповые речевые игры. | |
октябрь | 1 | Осень. | ООД «Осенние прогулки» |
2 | Овощи, огород. Труд взрослых на полях | «В наших огородах» Пересказ «Маша помощница» | |
3 | Фрукты сад. Ягоды. Труд взрослых в садах. | И.«Сельские сады» И. сбор урожая | |
4 | Лес. Грибы. Ягоды. | « Горы и леса» | |
ноябрь | 1 | «Модники и модницы» Одежда. Обувь. Головные уборы. | «Что же мне надеть?» |
2 | Игрушки. Из чего сделаны предметы. | «Детский мир» | |
3 | Бытовая техника. Электроприборы. | « Домашние помощники» И. «Феникс» Дидактическая игра «Новости» Игра «Навигатор» | |
4 | Мой уютный дом. Мебель. | И. «Дом вверх дном» Беседа «Архитектура современных зданий» Р.и. «Колокола» | |
декабрь | 2 | . Домашние животные | И.«Зоомагазин» Игра «Выпуск новостей» |
3 | Дикие животные. | «Жители нашего леса» Игра «Найди отличия» | |
4 | Новый год | «как жители села готовятся к новому году» И. «Ель или сосна?» Описательный рассказ «Елка на площади» | |
январь | 2 | Профессии. | И. « Все профессии нужны!» Презентация «наши Работники» И. «Кто где работает» |
3 | Инструменты. | «Папины помощники» «Какие бывают инструменты» Интерактивное занятие магазин «Строй мастер» | |
4 | Еда. Продукты питания. | «Магнит, Пятерочка» И. «Что же перекусить в кафе?» | |
февраль | 1 | Посуда. | - д.и. «Магазины» |
2 | Родное село. Наша улица. | - «Виртуальная экскурсия по селу Архипо – Осиповка» - Методическая разработка «Достопримечательность села Архипо – Осиповка» «Знакомые улицы» - Экскурсия в парк санаторий Архипо Осиповка, возложение цветов к памятнику неизвестных солдат. - Д.и. «Пословицы» Экскурсия на пограничную заставу «Есть такая профессии – родину защищать» | |
3 | Наша армия День защитника отечества | «История села» Презентация «Пограничная застава» Беседа о местных погибших солдатах. Игра «Памятник герою». | |
4 | Семья | Составление фото альбома «Выходные с семьей» Д.и. «Где работают твои родители? | |
март | 1 - 2 | Ранняя весна. Перелетные птицы. | ООД «Весенний парк Архипо – Осиповка» Д.и. животные нашего леса Игра «Пешие прогулки» Игра «Фотосессиия» |
3 | Подводный мир. Пресноводные и морские обитатели. | Р.и. «сельские водоемы» «Жители водоемов в Архипо – Осиповке» | |
Май апрель | 1 | Тело человека и уход за ним. | ООД « Что же лечат доктора?» Игра «Диспетчер» |
2 | Космос. | «Музей космонавтики» Словесная игра «Почемучка» | |
3 | Весенние сельскохозяйственные работы. Хлеб. | «Музей хлеба в нашем селе» Игра «Правда или действие». | |
4 | Транспорт. | «Сельский транспорт» | |
2 | День Победы. | Л.у. «наши ветераны» И.для м.м. «Георгиевская лента» | |
3 | Время года лето. Занятия летом. Насекомые. | ООД «Летние развлечения» Игра «Экскурсовод» Дидактическая игра «Впечатления Туриста». | |
4 | Школа. Школьные принадлежности. | Фотоэкскурсия ООД «Наша школа» |
Экскурсии : музей космонавтики, хлеба и вина, дельфинарий, погран застава, музей, санаторий архипо осиповка, мих укрепление
Сентябрь – «Экскурсия в библиотеку»
Познакомить с назначением библиотеки для села, с профессиями.
Октябрь – «Улицы села»
Продолжать знакомить с улицами села. Дать знания об улицах, названных в честь знаменитых людей. Познакомить с памятником Ленину.
Ноябрь – «Архитектура современных зданий»
Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. Познакомить с памятниками архитектуры.
Декабрь – «Предприятия села»
Дать знания о том, какие предприятия есть в нашем селе. Рассказать какую продукцию они производят. Какие есть магазины.
Январь – «Село-труженик»
Продолжать знакомить детей с трудом жителей села, с профессиями родителей. Побеседовать о почетных людях села.
Февраль – «Защитники Отечества»
Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. Познакомить с памятниками героям ВОВ села. Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну. Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников. Экскурсия на пограничную заставу.
Март – «Мое село»
Беседа о родном селе, о его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия). Познакомить с символами села, флаг и герб.
Апрель – «Природа родного края»
Познакомить с природными особенностями родного края. Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного села. Развивать чувство уважения к труду сельчан по благоустройству села, желание помочь в поддержании порядка и чистоты в селе. Благоустройство участка детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...
Влияние_малых_форм_фольклора_на_развитии_речи_детей_старшего_дошкольного_возраста
Пословицы, поговорки, скороговорки - особый вид устной поэзии, векамишлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленныхпоколений. Через особую организацию, интонационную окраску,использован...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления через художественную литературу».
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пост...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и достопримечательностями родного города
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкол...