Программа дополнительного образования "Национальный фестиваль"
рабочая программа на тему

Сухорукова Елена Сергеевна

Важная задача современного образования – воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, взаимопонимания и взаимоуважения между людьми. Особенно актуальна данная проблема для России - страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур.

Авторская программа «Национальный фестиваль» имеет социально-личностную направленность, рассчитана на воспитание у детей 3-7 лет чувства толерантности.

Новизной программы (отличием от других программ дополнительного образования данной направленности) является продолжительность ее реализации (4 года) и достаточно большая насыщенность содержания. Программы  дополнительного образования данной направленности, как правило, рассчитаны на старший дошкольный возраст.

Особенность программы заключается в том, что изучение каждого блока заканчивается (закрепляется) проектной работой, которую выполняют воспитанники совместно с родителями. 

Цель программы: воспитание толерантной личности, с активной жизненной позицией на основе общечеловеческих ценностей, принципов соблюдения прав и свобод личности.

Задачи программы:

1.      воспитать у ребенка чувства любви к своей семье, дому, улице, городу;

2.      развить интерес у ребенка к истории своей семьи;

3.      познакомить с природой родного края, страны, сформировать бережное отношение к природе  и всему живому;

4.      воспитать уважение к труду;

5.      развить интерес к русским традициям;

6.      познакомить с коренными народами Ямала;

7.      сформировать элементарные знания о правах человека;

8.      расширить представления о городах России;

9.      познакомить детей с символами государства и города (герб, флаг, гимн);

10.  развивать чувства гордости за достижения своей страны;

11.  формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_natsionalenyy_festival.docx75.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА -
ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

(МАДОУ «Улыбка»)

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ»

возраст воспитанников: 3-7 лет
срок освоения: 4 года, 144 часа

Автор: Сухорукова Елена Сергеевна, заместитель заведующего по НМР

г. Лабытнанги

2014 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из основных задач современного образования – воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, взаимопонимания, взаимоуважения между людьми разных убеждений. Особо актуальна данная проблема для России - страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, умеющий строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с другими людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи – важный фактор в развитии ребёнка, влияющий  на его стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность в целом. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом.

Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями.

В этом возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций, т.е. формируется толерантное поведение.

Одним из авторов программ по формированию у детей толерантного сознания, В.В. Глебкин, отмечает, что «сложно быть миролюбивым по не воле, постоянно ожидая за отклонение от навязанных тебе норм миролюбия и уважение к другим отнюдь не миролюбивого удара палкой». У ребенка необходимо выработать определенную модель поведения, установку на толерантность.

В литературе появляется новый термин – педагогика толерантности, трактуемый как приобщение молодого поколения к искусству бесконфликтности, к умению жить в “мире непохожих людей и идей”.

Воспитание детей в духе толерантности – это:

  1. приобщение  к культуре своего народа;
  2. формирование уважения к иной культуре;
  3. формирование взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия.

Причинами проявления негативного отношения к людям других национальностей: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. у детей дошкольного возраста помимо детской непосредственности и ограниченного жизненного опыта являются:

  1. отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;
  2. незнание основных законов и правил человеческого общежития и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

К концу дошкольного детства ребенок должен знать:

  1. нашу страну населяют люди разных национальностей;
  2. у каждого народа есть свой язык, обычаи, традиции и т.д.

Анализ программ воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них недостаточно затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания: существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимания национально-региональному компоненту. Программы же дополнительного образования данной направленности рассчитаны на старший дошкольный возраст.

Однако, прежде чем ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что ему близко и знакомо. Несмотря на то, что многие впечатления детьми 3-4 лет не осознаются ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Таким образом, необходимо начинать работу по нравственно-патриотическому воспитанию (и развитию толерантности) начиная с младшего дошкольного возраста и продолжать в течение всех четырех лет нахождения ребенка в детском саду.

Авторская программа «Национальный фестиваль» имеет социально-личностную направленность, рассчитана на воспитание у детей 3-7 лет чувства толерантности.

Новизной программы (отличием от других программ дополнительного образования данной направленности) является продолжительность ее реализации (4 года) и достаточно большая насыщенность содержания.

Особенность программы заключается в том, что изучение каждого блока заканчивается (закрепляется) проектной работой, которую выполняют воспитанники совместно с родителями.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. В связи с этим реализация данной программы предполагает тесное сотрудничество между воспитанниками, родителями и педагогом. Только совместные усилия взрослых помогут закрепить у ребенка доброжелательное отношение к народам разных стран, воспитать его добрым, отзывчивым человеком, т.е. воспитать толерантную личность.

Цель программы: воспитание толерантной личности, с активной жизненной позицией на основе общечеловеческих ценностей, принципов соблюдения прав и свобод личности.

Задачи программы:

  1. воспитать у ребенка чувства любви к своей семье, дому, улице, городу;
  2. развить интерес у ребенка к истории своей семьи;
  3. познакомить с природой родного края, страны, сформировать бережное отношение к природе  и всему живому;
  4. воспитать уважение к труду;
  5. развить интерес к русским традициям;
  6. познакомить с коренными народами Ямала;
  7. сформировать элементарные знания о правах человека;
  8. расширить представления о городах России;
  9. познакомить детей с символами государства и города (герб, флаг, гимн);
  10. развивать чувства гордости за достижения своей страны;
  11. формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Основа содержания программы: 

  1. Формирование представлений ребенка о себе как об уникальной, самоценной, неповторимой личности. 
  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий. 
  3. Формирование знаний об окружающем мире в соответствии с программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п. различных национальностей).
  4. Воспитание активной жизненной позиции на основе: 
  • осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их - не в ущерб другим; 
  • осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию; 
  • осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности; 
  • осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми; 
  • развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других;
  • умения делать свой выбор и принимать решение;
  • умения прислушиваться к мнению других;
  • умения мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы; 
  • интереса к жизни других людей. 
  • умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других; 
  • знания правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»).

Планирование занятий осуществляется по блокам:

  • во второй младшей и средней группе – «Я – человек», «Дружная семья», «Моя Родина»;
  • в старшей и подготовительной группах по тем же блокам с добавлением блока «Земля наш общий дом».

Тематические блоки повторяются каждый год. Изменяются их содержание, объем и сложность познавательного материала. Систематическое изложение материала идет от близкого и понятного ребенку к более сложному и определяется возрастными особенностями детей.

Программа рассчитана на 4 года обучения: по 36 часов в год (всего 144 час.). Занятия проводятся по подгруппам один раз в неделю. Продолжительность занятий во второй младшей группе – 15 минут, в средней группе 20 минут, в старшей – 25 минут и в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Выделены следующие задачи обучения, воспитания и развития детей  по каждому блоку:

Первый год обучения (вторая младшая группа, 3-4 года):

Блок «Я-человек»

Формировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода, а также умение различать других детей по особенностям их внешнего вида, поведения, привычек. Воспитывать умение быть внимательными по отношению друг к другу. Формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Вовлекать детей в ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, помогать понять состояние сверстника, правильно отреагировать, пережить соответствующие чувства. В рамках простых, несложных сюжетов добиваться положительного морального содержания игровых и реальных взаимоотношений детей друг с другом как членов одного коллектива.

Блок «Дружная семья»

Формировать понятия «семья», «родственники». Воспитывать уважение к членам своей семьи, желание заботиться о близких. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.  Знакомить детей со сказками народов мира.

Блок «Моя Родина»

Знакомить с природой родного края и с природой некоторых регионов России (животный и растительный мир, климатические условия). Дать первоначальные представления о народах Ямала и России. Познакомить и научить играть в игры народов севера и других регионов России.

Второй год обучении (средняя группа, 4-5 лет)

Блок «Я-человек»

Углублять представления детей о людях по полу и внешнему виду. Сравнивать людей разного возраста и пола, выделять некоторые особенности их внешности. Формировать умение сравнивать разные ярко выраженные эмоциональные состояния людей, изображенных на картинках; видеть проявление эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонации голоса. Приучать проявлять заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя или родителя, но и в отдельных случаях самостоятельно. В рамках простых, несложных сюжетов добиваться положительного морального содержания игровых и реальных взаимоотношений детей друг с другом как членов одного коллектива.

Блок «Дружная семья»

Укреплять представления детей о родственных связях. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близким людям. Сформировать  понятия «традиции», «семейные традиции», «семейные праздники». Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду.

Блок «Моя Родина»

Знакомить с понятиями «страна», «Родина большая и малая», «народ». Показать разнообразие национальностей России: особенности их языка, быта, культуры, их праздники и традиции. Знакомить с фольклором народов России. Воспитывать чувство любви к Родине.

Третий год обучение  (старшая группа, 5-6 лет)

Блок «Я-человек»

Формировать представление о многообразии народов мира, о некоторых особенностях их внешнего вида. Дать представление о том, что некоторые национальные особенности внешнего вида зависят от климатических условий, национальных традиций и культуры. Знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка. Формировать понятие о том, что у каждого ребенка есть права и обязанности.

Блок «Дружная семья»

Знакомство с понятием и правилами домашнего этикета. Воспитывать уважительное отношение к старшим и бережное отношение к младшим членам семьи. Формировать представление о своей социальной роли в семье. Дать понятие о распределение трудовых обязанностей в семье, формировать представления детей о своих трудовых обязанностях в семье.

Блок «Моя Родина»

Закреплять понятия «Малая и большая Родина». Познакомить с понятием «многонациональное государство». Показать расположение Ямала на карте России и показать его значимость для страны. Знакомить с коренными народами Ямала: традициями, фольклором, праздниками, играми и т.д. Познакомить с историей родного города Лабытнанги, раскрыть его особенности и показать достопримечательности. Воспитывать любовь к родному городу и краю.

Блок «Земля – наш общий дом»

Познакомить с некоторыми народами России: их обычаи, традиции, культура, искусство, фольклор, игры, праздники и т.д. Воспитывать уважительное отношение к разным народам России.

Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа, 6-7 лет)

Блок «Я-человек»

Закреплять представление о многообразии народов мира. Развивать коммуникативные навыки. Показать возможность использовать жесты, мимику в общении людей, говорящих на разных языках, а также различное значение некоторых жестов у людей разных национальностей. Воспитывать толерантность. Закреплять знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Блок «Дружная семья»

Дать понятие «История семьи». Познакомить с понятием «генеалогическое древо». Воспитывать чувство принадлежности к своей семье, своему роду. Показать разнообразие мира профессий.

Блок «Моя Родина»

Познакомить детей с достижениями нашей страны, с великими людьми России. Познакомить с гербом, флагом и гимном России, города Лабытнанги. Формировать эстетическое отношение к цветам Российского флага и знакомить с их символическим значением. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Блок «Земля – наш общий дом»

Воспитывать уважение к людям других национальностей, расширяя национальное самосознание до осознания своей общности с другими нациями. Познакомить детей с тремя основными человеческими расами и их особенностями (европеоидная, монголоидная, негроидная). Создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов. Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас. Формировать чувства уважения и симпатии к разной национальной культуре, обычаям, играм, традициям.

Основная форма работы по данной программе – тематическое занятие. Однако, в связи с особенностями дошкольного возраста каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности, занятиями музыкой, изодеятельностью, ручным трудом и т.д.

Воспитание национальной толерантности предполагает использование различных средств – общение, традиции, использование художественной литературы и произведений искусств, национальных кукол, подвижных игр, фольклора. Немаловажным является организация экскурсий в музеи, а также создание собственно в ДОУ национального мини-музея.

Изучение каждого блока программы заканчивается созданием совместно родителем и ребенком проекта по определенной теме.

Ожидаемый результат:

В результате реализации программы дети должны:

  1. Иметь представления об обычаях, традициях, культуре народов России.
  2. Знать, понимать и принимать некоторые отличия между людьми различных национальностей.
  3. Знать сказки, игры различных народов.
  4. Уметь разрешать конфликтные ситуации мирным путем.
  5. Иметь представление о семейных и родственных отношениях.
  6. Знать об истории родного города.
  7. Уметь анализировать разные ситуации общения и взаимодействия людей.
  8. Знать основные понятия, изучаемые в процессе освоения программы (родина, страна, народ, этнос, человек, раса, права и обязанности человека, генеалогическое древо, герб, флаг, гимн, традиции и др.).
  9. Иметь представление о Конвенции  о правах ребенка, знать некоторые ее статьи.

В связи с тем, что толерантная личность – это личность с развитыми коммуникативными навыками, умеющая понять и принять другого человека, помимо диагностики знаний, умений, навыков возможно использование различных методик для характеристики взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Таких, как методика «Секрет» (Лисина М.И.), проективная методика «Рисунок человека», различные опросники и т.д.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
вторая младшая группа (первый год обучения)

Тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

Блок I. Я - человек

1.1

Человек и его имя

1

2

3

1.2

Такие разные лица

-

2

2

Блок II. Дружная семья

2.1

Моя семья

1

3

4

2.2

Понятие семьи в народном творчестве

-

6

6

Блок III. Моя Родина

3.1

Край, в котором я живу

1

9

10

3.2

Путешествие по России

1

10

11

ИТОГО

4

32

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Блок I. Я - человек (5 часов)

  1.  «Человек и его имя» (3 часа) – Знакомство с понятиями «имя», «фамилия», для чего нужно человеку имя и фамилия. Показать разнообразие имен. Знакомство со «взрослыми» и «детскими» именами.
  2.  «Такие разные лица» (2 часа) - Конкретизация  представлений детей о своем лице. Объяснение некоторых особенностей внешнего вида людей.

Итоговая работа: «Моя визитная карточка»

Блок II. Дружная семья (10 часов)

  1. «Моя семья» (4 часа) - Формирование понятий «семья», «родственники». Воспитание чувства уважения к членам своей семьи, желания заботиться о близких. Формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.
  2.  «Понятие семьи в народном творчестве» (6 часов) - Знакомство детей со сказками народов мира по тематике. Показ различных взаимоотношений в семье через чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и т.д.

Итоговая работа: Альбом «Семейные традиции»

Блок III. Моя Родина (21 час)

  1. «Край, в котором я живу» (10 часов) - Знакомство с природой Ямала (с животным и растительным миром, климатическими условиями). Формирование первоначальных представлений о народах Ямала. Знакомство с играми народов Севера.
  2.  «Путешествие по России» (11 часов) - Знакомство с природой России (с животным и растительным миром, климатическими условиями). Формирование первоначальные представления о народах России. Знакомство с играми народов России.

Итоговая работа: Фотовыставка «Край, в котором я живу»

Критерии оценки эффективности усвоения программы (первый год обучения):

Оценка эффективности реализации программы и уровня сформированность знаний, умений и навыков детей осуществляется 2 раза в год по следующим критериям:

  1. Имя человека.
  2. Семья.
  3. Родина.
  4. Игры народов России.

Высокий уровень: Воспитанник знает, что у каждого человека есть свое имя и фамилия, зачем человеку имя и фамилия, может назвать не менее 10 различных имен. Имеет представление  о том, что у каждого народа есть «свои» имена. Имеет представление о том, что такое фамилия, для чего человеку фамилия. Знает основные внешние признаки, по которым людей отличают друг от друга – глаза, нос, губы рост и т.д. Ребенок имеет представление о том, что такое «семья», знает ее функции, называет всех членов своей семьи, знает их имена. Знает названия некоторых животных, проживающих в России и на Ямале. Знает и умеет играть в игры народов России и в частности народов Севера.

Средний уровень: Воспитанник знает о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, однако затрудняется в объяснении функции имени и фамилии. Знает основные внешние признаки, по которым людей отличают друг от друга – глаза, нос, губы рост и т.д. Ребенок знает понятия «семья», затрудняется в определении ее функций, называет всех членов своей семьи, знает их имена. Знает названия некоторых животных, проживающих в России. Под руководством педагога играет в игры народов России и в частности народов Севера.

Низкий уровень: Воспитанник знает о том, что у каждого человека есть свое имя, однако объяснить для чего человеку имя объяснить не может. Не может объяснить, по каким внешним признакам людей отличают друг от друга. Ребенок затрудняется в объяснении понятия «семья». Затрудняется назвать животных, проживающих на территории Россия. В игры народов России и в частности народов Севера может играть только под руководством педагога.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
средняя группа (второй год обучения)

Тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

Блок I. Я - человек

1.1

Это – я, а это - ты

1

1

2

1.2

Я дарю тебе улыбку

-

2

2

Блок II. Дружная семья

2.1

Я, ты, он, она – вместе дружная семья

1

5

6

2.2

Традиции семьи

1

5

6

Блок III. Моя Родина

3.1

С чего начинается Родина

1

9

10

3.2

Народные традиции

1

9

10

ИТОГО

5

31

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Блок I. Я - человек (4 часа)

  1.  «Это – я, а это - ты» (2 часа) - Формирование представления детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица (цвету глаз, волос, кожи, форме носа, ушей), манере ходить, говорить, по полу, возрасту и т.д.
  2.  «Я дарю тебе улыбку» - Формирование умения сравнивать разные ярко выраженные эмоциональные состояния людей, изображенных на картинках; видеть проявление эмоционального состояния в мимике, жестах, интонации голоса людей. Развитие умения адекватно воспринимать различные эмоциональные состояния человека.

Итоговая работа: Коллаж «Палитра настроения».

Блок II. Дружная семья (12 часов)

  1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» (6 часов) - Укрепление представлений детей о родственных связях, о способах поддержания родственных связей.
  2.  «Традиции семьи» (6 часов) - Формирование понятий «традиции», «семейные традиции», «семейные праздники».

Итоговая работа: Конкурс плакатов «Семейные традиции».

Блок III. Моя Родина (20 человек)

  1. «С чего начинается Родина»  (10 часов)- Знакомство с понятиями «страна», «Родина большая и малая», «народ».  Расширение представлений детей о разнообразии народов России.
  2. «Народные традиции»  (10 часов)- Знакомство с различными национальностями России: особенности их языка, быта, культуры, их праздники, традиции. Знакомство с фольклором народов России.

Итоговая работа: «Народный календарь по временам года».

Критерии оценки эффективности усвоения программы (второй год обучения):

Оценка эффективности реализации программы и уровня сформированность знаний, умений и навыков детей осуществляется 2 раза в год по следующим критериям:

  1. Родственные связи.
  2. Эмоции.
  3. Родина.
  4. Народы России.
  5. Обычаи, праздники, традиции.

Высокий уровень: Воспитанник имеет представление о родственных связях, о способах поддержания родственных связей. Понимает эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации голоса, позе и т.д. Проявляет заботу о близких людях, о пожилых людях, малышах. Может объяснить понятия «Родина», «Большая родина», «Малая родина». Знает название некоторых народов России. Знает некоторые обычаи, праздники, традиции народов России.

Средний уровень: Воспитанник имеет представление о родственных связях, однако затрудняется в определении способов поддержания родственных связей. Не всегда может определить эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации голоса, позе и т.д. Проявляет заботу только о близких людях. Может объяснить понятие «Родина», затрудняется в определении понятий «Большая родина», «Малая родина». Знает название некоторых народов России.

Низкий уровень: Воспитанник затрудняется в определении понятия родственные связи. Не всегда может определить эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации голоса, позе и т.д. Проявляет заботу только о близких людях. Не может объяснить понятия «Родина», «Большая родина», «Малая родина». Не знает названия народов России.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
    старшая группа (третий год обучения)

Тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

Блок I. Я - человек

1.1

Все мы разные – все мы равные

1

3

4

1.2

Маленьким детям – большие права

1

5

6

Блок II. Дружная семья

2.1

Домашний этикет

-

3

3

2.2

Мамины помощники

-

2

2

Блок III. Моя Родина

3.1

Россия на карте мира

-

2

2

3.2

Не маленький Ямал

1

6

7

3.3

Любимый город Лабытнанги

1

4

5

Блок IV. Земля наш общий дом

4.1

Знакомство с народами России

1

-

1

4.2

Народы Поволжья и Урала

-

2

2

4.3

Народы северного Кавказа

-

2

2

4.4

Народы Сибири и Севера

-

2

2

ИТОГО

5

31

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Блок I. Я - человек (10 часов)

  1.  «Все мы разные – все мы равные»  (4 часов)- Формирование представления о многообразии народов мира, о некоторых особенностях их внешнего вида. Представлений о том, что некоторые национальные особенности внешнего вида зависят от климатических условий, национальных традиций и культуры.
  2.  «Маленьким детям – большие права» (6 часов) - Знакомство детей с «Конвенцией о правах ребенка», показ значимости документа для каждого ребенка. Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие. Знакомство с некоторыми статьями документа.

Итоговая работа: Выставка «Национальный калейдоскоп».

Блок II. Дружная семья (5 часов)

  1. «Домашний этикет»  (3 часа)- Знакомство с понятием и правилами домашнего этикета. Воспитание уважительного отношения к старшим и бережное отношение к младшим членам семьи.
  2.  «Мамины помощники» (2 часа) - Формирование представления о своей социальной роли в семье, своих трудовых обязанностях.

Итоговая работа: Альбом «Моя семья – моя гордость».

Блок III. Моя Родина (14 часов)

  1. «Россия на карте мира» (2 часа) - Закрепление понятий «Малая и большая Родина». Формирование понятия «многонациональное государство».
  2.  «Не маленький Ямал» (7 часов) - Показать расположение Ямала на карте России и его значимость. Знакомство с коренными народами Ямала: традициями, фольклором, праздниками, играми и т.д.
  3.  «Любимый город Лабытнанги» - Знакомство с историей родного города Лабытнанги, с его особенностями и достопримечательностями.

Итоговая работа: «Мой город через 10 лет».

Блок IV. Земля наш общий дом (7 часов)

  1. «Знакомство с народами России» (1 час)- Воспитание уважительного отношения к людям других национальностей, расширяя национальное самосознание до осознания своей общности с другими нациями.
  2.  «Народы Поволжья и Урала» (2 часа) - Формирование чувства уважения и симпатии к другой национальной культуре, обычаям, играм, традициям народов Поволжья и Урала.
  3.  «Народы северного Кавказа» (2 часа) - Формирование чувства уважения и симпатии к другой национальной культуре, обычаям, играм, традициям народов северного Кавказа.
  4.  «Народы Сибири и Севера» (2 часа)- Формирование чувства уважения и симпатии к другой национальной культуре, обычаям, играм, традициям народов Сибири и Севера.

Итоговая работа: Презентация «Национальные блюда России».

Критерии оценки эффективности усвоения программы (третий год обучения):

Оценка эффективности реализации программы и уровня сформированность знаний, умений и навыков детей осуществляется 2 раза в год по следующим критериям:

  1. Национальные особенности.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Домашний этикет.
  4. Многонациональное государство.
  5. Народы Ямала.
  6. Родной город.
  7. Народы России.

Высокий уровень: Воспитанник знает, от каких условий зависят национальные особенности внешнего вида людей.  Имеет представление о Конвенции по правам ребенка, может рассказать о некоторых статьях документа. Знает понятие «этикет» и правила домашнего этикета. Может объяснить понятие «многонациональное государство». Знает название некоторых коренных народов ЯНАО, знает их традиции, обычаи и т.д. Знает историю и основные достопримечательности родного города. Имеет представление, о том, какие народы проживают на территории России.

Высокий уровень: Воспитанник знает, от каких условий зависят национальные особенности внешнего вида людей.  Имеет представление о Конвенции по правам ребенка, но не может рассказать о статьях документа. Знает понятие «этикет», однако затрудняется в определении правил домашнего этикета. Может объяснить понятие «многонациональное государство». Знает название некоторых коренных народов ЯНАО, не знает их традиции, праздники. Знает некоторые достопримечательности родного города. Имеет представление, о том, какие народы проживают на территории России.

Низкий уровень: Воспитанник не может назвать условия, от которых зависят национальные особенности внешнего вида людей. Не может рассказать о Конвенции о правах ребенка. Не знает что такое «этикет». Затрудняется в объяснении понятия «многонациональное государство». Знает название некоторых коренных народов ЯНАО. Не знает достопримечательности родного города. Не может назвать народы, проживающие на территории России.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
    подготовительная группа (четвертый год обучения)

Тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

Блок I. Я - человек

1.1

Дружат дети на планете

1

3

4

1.2

Права и правила

-

5

5

Блок II. Дружная семья

2.1

История моей семьи

1

2

3

2.2

Профессии родителей

1

2

3

Блок III. Моя Родина

3.1

Моя страна – великая Россия

1

3

4

3.2

Знакомство с геральдикой

-

4

4

Блок IV. Земля наш общий дом

4.1

Знакомство с народами стран мира

1

-

1

4.2

Наши соседи

-

6

6

4.3

Человеческие расы и народы земли

-

6

6

5

31

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЧЕТВЕРТЫЙ ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Блок I. Я - человек (9 часов)

  1.  «Дружат дети на планете» (4 часа)- Закрепление представления о многообразии народов мира. Показать возможность использовать жесты, мимику в общении людей, говорящих на разных языках, а также различное значение некоторых жестов у людей разных национальностей. Воспитывать толерантность.
  2.  «Права и правила» (5 часов)- Закрепление знаний детей о Конвенции ООН о правах ребенка.

Итоговая работа: Конкурс «Шире круг».

Блок II. Дружная семья (6 часов)

  1. «История моей семьи» (3 часа) - Знакомство с понятием «генеалогическое древо».
  2.  «Профессии родителей» (3 часа) - Формирование понятия «профессия», знакомство с различными профессиями. Формирование понятий «мужские» и «женские» профессии.

Итоговая работа: «Генеалогическое древо нашей семьи».

Блок III. Моя Родина (8 часов)

  1. «Моя страна – великая Россия» (4 часа) - Знакомство детей с достижениями нашей страны, с великими людьми России. Воспитание чувство гордости за свою страну, людей, которые в ней живут.
  2.  «Знакомство с геральдикой» (4 часа) - Знакомство с понятиями «герб», «флаг», «гимн», со значением изображений на флаге и гербе России, города Лабытнанги.

Итоговая работа: Конкурс «Герб детского сада и группы».

Блок IV. Земля наш общий дом (13 часов)

  1. «Знакомство с народами стран мира» (1 час)- Воспитание уважения к людям других национальностей, расширяя национальное самосознание до осознания своей общности с другими нациями.
  1. «Наши соседи» (6 часов) - Знакомство детей с некоторыми странами ближнего зарубежья.
  2. «Человеческие расы и народы земли» (6 часов) - Знакомство детей с тремя основными человеческими расами (европеоидная, монголоидная, негроидная), показать особенности их внешнего вида, их культуры, традиций, обычаев.

Итоговая работа: Объемный коллаж «Дружный хоровод».

Критерии оценки эффективности усвоения программы (четвертый год обучения):

Оценка эффективности реализации программы и уровня сформированность знаний, умений и навыков детей осуществляется 2 раза в год по следующим критериям:

  1. Символы России.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Эмоции.
  4. Генеалогическое древо.
  5. Мир профессий.
  6. Расы.

Высокий уровень: Воспитанник знает и отличает символы России и родного города (герб, флаг, гимн) от символов других стран. Знает основные положения Конвенции о правах ребенка. Понимает значение жестов, используемых в общении, знает о различном значении некоторых жестов у людей разных национальностей. Знает понятие «генеалогическое древо». Может объяснить, что такое профессия, привести примеры «женских» и «мужских» профессий, назвать профессии своих родителей. Знает три основные человеческие расы, может назвать отличительные признаки внешнего вида у людей различных рас.

Средний уровень: Воспитанник знает некоторые символы России и родного города (герб, флаг). Знает некоторые положения Конвенции о правах ребенка. Понимает значение жестов, используемых в общении. Затрудняется в определении  понятия «генеалогическое древо». Может объяснить, что такое профессия, назвать профессии своих родителей. Знает три основные человеческие расы, затрудняется в определение отличительных признаков внешнего вида у людей различных рас.

Низкий уровень: Воспитанник знает некоторые символы России и родного города (герб, флаг). Знает о  Конвенции о правах ребенка, однако не может рассказать о содержании данного документа. Не всегда понимает значение жестов, используемых в общении. Затрудняется в определении понятия «генеалогическое древо». Не может объяснить, что такое профессия, назвать профессии своих родителей. Не знает три основные человеческие расы, отличительные признаки внешнего вида у людей различных рас.

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При организации занятий по программе «Национальный фестиваль» учитываются следующие принципы:

  1. принцип «позитивного центризма» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);
  2. принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
  3. принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов;
  4. принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  5. принцип деятельностного подхода;
  6. принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности;
  7. принцип минимакса – каждый дошкольник на занятиях узнает все, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум. Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника;
  8. принцип культуросообразности – обеспечение учета национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представления, знания, мораль, труд, искусство);
  9. принцип сотрудничества с семьей. Полноценное развитие и воспитание ребенка – дошкольника возможно только при согласовании усилий ДОУ и семьи.

Для организации оптимального уровня освоения программы в педагогическом процессе используются различные технологии обучения:

  1. Групповые технологии.
  2. Игровые технологии.
  3. Технологии проблемного обучения.
  4. Технологии проектного обучения.
  5. Технологии дифференцированного обучения.

Большую роль в обучении играет метод проектов. Каждый блок программы заканчивается (закрепляется) подготовкой проекта, который является совместной работой детей и родителей.

В процессе реализации данной программы используются различные методы организации образовательного процесса:

  1. Методы устного изложения знаний педагогом и активизация познавательной деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.
  2. Практические методы - целевые прогулки и экскурсии, игровая деятельность.
  3. Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ.
  4. Поисково-исследовательские методы – проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач.
  5. Методы оценки и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям, проведение срезовых занятий, диагностики.
  6. Методы самостоятельной работы по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.
  7. Метод проектной деятельности – постановка проблемы, поэтапное решение, презентация.

Развитию чувства толерантности способствует применение следующих приемов:

  1. Чтение детской художественной литературы (в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании начатков мировоззрения и первоначальных основ социальной активности).
  2. Игры с национальными куклами (с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей).
  3. Применение подвижных игр, с использование национальных атрибутов (в своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием).
  4. Рассматривание картин и иллюстраций (способствуют развитию мышления, внимания и наблюдательности, речи ребенка, расширению круга интересов, пробуждают творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры).
  5. Разучивание пословиц и поговорок (несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих»).

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материалы и оборудование, необходимые для реализации программы:

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Аудиозаписи.
  4. Видеофильмы.
  5. Плакаты, иллюстрации, картины.
  6. Куклы в национальных костюмах.
  7. Географическая карты России, карта мира, глобус.
  8. Предметы народно-прикладного искусства.
  9. Атрибуты для национальных игр.
  10. Принадлежности для занятий декоративно-прикладным творчеством и рисованием.

 

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безюлюва Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум, 2003.
  2. Богун П.Н. Игра, как основа национальных видов спорта. – СПб.: Просвещение, 2004.
  3. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов ССР. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  4. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2005.
  5. Дозорова М.А. «Семья»: я+мама+пап+2 бабушки+2 дедушки». - М: АРКТИ, 2008.
  6. Козлова С.А. Социальное развиатие дошкольника. Советы родителям. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  7. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  8. Лукомский В.К. Русская геральдика. – М.: ГПИБ России, 1996.
  9. Лымарь Л.А. Мой северный край: разработка внеклассных мерлоприятий. – Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009.
  10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2004.
  11. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  12. Писарева А.Е. Живем в ладу: Патриотическое воспитание в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2077
  13. Ривина Е.К. Российская символика. – М.: АРКТИ, 2005.
  14. Щуркова Н.Е. Воспитание: новы взгляд с позиции культуры. – М.: педагогический поиск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...