КОНСПЕКТ интегрированной НОД по развитию интереса к русской национальной культуре у детей пятого года жизни.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Тема: «Народная игрушка - матрешка»

Цели НОД : 1. Познакомить детей с историей возникновения матрёшки; активизировать словарь.

2. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.

3. Развивать интерес детей к народному творчеству.

4. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

5. Воспитывать любовь к народному искусству, музыке.

Формы и средства обучения: образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.

Материально-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение: русские народные мелодии в записи, костюм Матрёшки, платки для девочек, домик для Матрёшки, заборчик, лавочка, стол; заготовки для изготовления плоскостной матрешки, пшено, горох, фасоль, гречка, кофейные бобы, клеенки, салфетки и др. материал для украшения, картинки (формат А-3)

 

Оформление: У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек. В центре зала стоит домик матрёшки. Возле домика лавочка, забор.

 

Содержание НОД:

1 блок. Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в зал.

Воспитатель:

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим!

Воспитатель:

Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская ………

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка! Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо всегда! Ну что, готовы в путь дорогу?

Дети: Да.

Воспитатель: А вот на чём мы поедем в гости, отгадайте:

Черный дом по рельсам мчится, Только пар над ним клубится.

Дети: На паровозе!

Воспитатель: Все за мною становитесь, Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз, Ничего, что нет колёс! Друг за другом мы пойдём, За вагончиком вагон.

(Под музыку песни «Поезд» воспитатель с детьми «едут» по залу к домику). Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.

 

2 блок. Познавательно-развлекательный.

Матрёшка: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка: Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок.

Матрёшка: Не одна я в домике была, а с подружками своими.

Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.

Воспитатель: Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?

Дети: Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.

Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на лавочке.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая матрешка, да она не одна.

Кукла первая толста, а внутри она пуста, разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой — будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притертую, и сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех — чуть-чуть больше, чем орех!

- Ребята, давайте посчитаем матрешек. Сколько их? (Дети считают)

Вот пять кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут всех МАТРЕШКАМИ зовут!

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?

1 ребёнок. Матрёшка на окошке в ярком сарафане,

И вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

2 ребёнок. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:

Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

3 ребёнок. Они игрушки знатные, складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Воспитатель: Молодцы, ребятки!

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (показ картинки) Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин.

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца — старика-мудреца Даруму. Это была игрушка — неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Даруму, только поменьше. Раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. (показ картинки)

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

- А из чего сделана матрешка?

Самый подходящий материал — это сухая липа или береза. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале самая маленькая неразъемная куколка. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна матрешка может содержать в себе до 10-12 куколок.

Наиболее известны три вида матрёшек:

Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.

Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.(показ картинки)

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - …….

Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Воспитатель: Правильно вы заметили.

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни

Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь.

(Игра «Матрёшечка — матрёшка»)

Воспитатель:

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. (показ картинки) Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове……

Дети: Платок.

Воспитатель: А поверх сарафана………

Дети: Фартук.

Воспитатель:

Платок матрёшек украшает роспись.

Наши девочки – матрёшки

Не устали ваши ножки?

В центр зала выходите

Как танцуете нам покажите.

Воспитатель: Ребята, мы знаем, что матрешка изображает не только женщин, но и мужчин. Рассмотреть картинки с изображением матрешек Витязей, Бояр. И сейчас я приглашаю всех на танец «Матрешка».(Дети исполняют танец «Матрёшка»)

Воспитатель:

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. (показ картинки) У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Матрёшка.

Ах, матрёшечка – матрёшка.

Хороша не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В детском садике играть!

Воспитатель:

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сегодня мы с вами доделаем каждый свою матрёшку.

 

3 блок. Продуктивный.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки.

Наши матрёшки из пластилина уже готовы, а украшать мы их будем с помощью гороха, кофейных зёрен, пшена, фасоли, гречневой крупы. Эти продукты хотя и пищевые, но в таком виде мы их употреблять не будем.

Пальчиковая гимнастика.Приступаем к работе.

 

Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.

 

4 блок. Рефлексия.

Воспитатель:

Вот и матрёшки наши готовы. Давайте встанем в круг лицом друг к другу и покажем наших матрешек. Какие же красивые матрешки у вас получились! Затем встанем в полукруг и покажем матрешек гостям. И чтобы не было скучно нашей Матрешке, мы ей подарим подружек-матрешек. (Дети раскладывают свои работы на столе возле домика Матрешки)

Воспитатель: А сейчас, ребятки, я хочу у вас спросить, что нового узнали вы сегодня?

(Ответы детей)

Воспитатель: Понравилось ли вам, ребята,в гостях у Матрёшки?

Дети: Да, понравилось.

Воспитатель: А чем же мы с вами занимались сегодня? (Ответы детей.)

Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?

Дети: Спасибо!

(Воспитатель раздает конфеты «Ксюша» в виде матрешек)

Матрёшка: Ну, а сейчас пришло время расставанья. До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель:

А нам пора возвращаться в свою группу. Попрощаемся с гостями, скажем им: «До свидания!» В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.

Под музыку «Поезд» дети покидают зал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matryoshka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Народная игрушка - матрешка»

Цели НОД : 1. Познакомить детей с историей возникновения матрёшки; активизировать словарь.

              2.  Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.

              3.  Развивать интерес детей к народному творчеству.

              4.  Развивать творческие способности детей через приобщение  к  народному творчеству и прикладному искусству.

              5. Воспитывать любовь к народному искусству, музыке.

Формы и средства обучения: образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.

Материально-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение: русские народные мелодии в записи,  костюм Матрёшки, платки для девочек, домик для Матрёшки, заборчик, лавочка, стол; заготовки для изготовления плоскостной матрешки, пшено, горох, фасоль, гречка, кофейные бобы, клеенки, салфетки и др. материал для украшения, картинки (формат А-3)

Оформление: У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек. В центре зала стоит домик матрёшки. Возле домика  лавочка, забор.

Содержание НОД:

1 блок.  Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в зал.

Воспитатель:

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, гости дорогие!

Дети:  Здравствуйте!

Воспитатель:  Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети:  Да, любим!

Воспитатель:

Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская ………

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка!  Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо всегда!  Ну что, готовы в путь дорогу?

Дети: Да.

Воспитатель: А вот на чём мы поедем в гости, отгадайте:

Черный дом по рельсам мчится, Только пар над ним клубится.

Дети: На паровозе!

Воспитатель: Все за мною становитесь, Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз, Ничего, что нет колёс! Друг за другом мы пойдём, За вагончиком вагон.

(Под музыку песни «Поезд» воспитатель с детьми «едут» по залу к домику). Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.

2 блок.  Познавательно-развлекательный.

Матрёшка: Здравствуйте, дети!

Дети:  Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка: Я матрёшечка, я круглёшечка!  Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. 

Матрёшка: Не одна я в домике была, а с подружками своими.

Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.

Воспитатель:  Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?

Дети:  Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.

Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на лавочке.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая матрешка, да она не одна.

Кукла первая толста, а внутри она пуста, разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой — будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притертую, и сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех — чуть-чуть больше, чем орех!

- Ребята, давайте посчитаем матрешек. Сколько их? (Дети считают)

Вот пять кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут всех МАТРЕШКАМИ зовут!

Воспитатель:  Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?

1 ребёнок. Матрёшка на окошке в ярком сарафане,

                  И вся семья в матрёшке  как в доме деревянном.

2 ребёнок. Очень любят все матрёшки  разноцветные одёжки:

                  Всегда расписаны на диво  очень ярко и красиво.

3 ребёнок.  Они игрушки знатные,  складные и ладные.

                   Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Воспитатель:  Молодцы, ребятки!

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (показ картинки) Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин.

Однажды из Японии привезли игрушку -  большеголового деревянного японца — старика-мудреца Даруму. Это была игрушка — неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Даруму, только поменьше. Раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.  (показ картинки)

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки  и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

- А из чего сделана матрешка?

Самый подходящий материал — это сухая липа или береза. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале самая маленькая неразъемная куколка. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна матрешка может содержать в себе до 10-12 куколок.

Наиболее известны три вида матрёшек:

Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.

Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.(показ картинки)

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что  весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет -  …….

Дети:   Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Воспитатель:  Правильно вы заметили.

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни

 Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь.

  (Игра «Матрёшечка — матрёшка»)

Воспитатель:

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. (показ картинки)  Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове……

Дети:   Платок.

Воспитатель:  А поверх сарафана………

Дети:  Фартук.

Воспитатель:

 Платок матрёшек украшает роспись.

Наши девочки – матрёшки

Не устали ваши ножки?

В центр зала выходите

Как танцуете нам покажите.

Воспитатель: Ребята, мы знаем, что  матрешка изображает не только женщин, но и мужчин. Рассмотреть картинки с изображением матрешек Витязей, Бояр. И сейчас я приглашаю всех на танец «Матрешка».(Дети исполняют танец «Матрёшка»)

Воспитатель:

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. (показ картинки)  У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Матрёшка.

Ах, матрёшечка – матрёшка.

Хороша не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В детском садике играть!

Воспитатель:

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сегодня мы с вами доделаем каждый свою матрёшку. 

3 блок. Продуктивный.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки.

Наши матрёшки из пластилина уже готовы, а украшать мы их будем с помощью  гороха, кофейных зёрен, пшена, фасоли, гречневой крупы.  Эти продукты хотя и пищевые, но в таком виде мы их употреблять не будем.

Пальчиковая гимнастика.Приступаем к работе.

Звучат русские народные мелодии в записи, дети  изготавливают плоскостных матрёшек.

4 блок.  Рефлексия.

Воспитатель:

Вот и матрёшки наши готовы. Давайте встанем в круг лицом друг к другу и покажем наших матрешек. Какие же красивые матрешки у вас получились! Затем встанем в полукруг и покажем матрешек гостям. И чтобы не было скучно нашей Матрешке, мы ей подарим подружек-матрешек. (Дети раскладывают свои работы на столе возле домика Матрешки)

Воспитатель:  А сейчас, ребятки, я хочу у вас спросить, что нового узнали вы  сегодня?

(Ответы детей)

Воспитатель: Понравилось  ли вам, ребята,в гостях у Матрёшки?

Дети: Да, понравилось.

Воспитатель: А чем же мы с вами занимались сегодня?  (Ответы детей.)

Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?

Дети:  Спасибо!

(Воспитатель раздает конфеты «Ксюша» в виде матрешек)

Матрёшка:  Ну, а сейчас пришло время расставанья. До свидания!

Дети:  До свидания!

Воспитатель:

А нам пора возвращаться в свою группу. Попрощаемся с гостями, скажем им: «До свидания!» В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.

Под музыку «Поезд»  дети покидают зал.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Звездочка» г.Балашова Саратовской области»

КОНСПЕКТ

интегрированной НОД по развитию интереса к русской  национальной культуре у детей пятого года жизни.

                    Подготовила: Савченкова Е.В.

 

г.Балашов

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности на тему:"Удивительные животные наших лесов" для детей пятого года жизни.

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию для детей средней группы....

Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей пятого года жизни (средней группы детского сада) «О чём «рассказывает» одежда?»

Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей пятого года жизни (средней группы детского сада) «О чём «рассказывает» одежда?»...

Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой. Годовое планирование.

Годовое перспективное планирование по формированию культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой...

Статья "Использование различных форм работы с детской литературой для развития интереса к книге у детей пятого года жизни"

Статья по использованию различных форм работы с детской литературой для развития интереса к книге у детей пятого года жизни. Результат реализации проекта «Читаем вместе с родителями» как с...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей седьмого года жизни общей направленности Тема «Путешествие по выдуманным планетам!»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группедетей седьмого года жизни общей направленности  Тема «Путешествие по вы...

Выступление из опыта работы «Развитие интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры - этюды»

В опыте представлена система работы по развитию интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры-этюды....

Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования для детей пятого года жизни Тема «Деревья в снегу»

Цель: Создать условия для успешного освоения детьми дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования – кляксография, в процессе рисования зимнего пейзажа.Обучающие задачи:- формировать уме...