КОНСПЕКТ интегрированной НОД по развитию интереса к русской национальной культуре у детей пятого года жизни.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Тема: «Народная игрушка - матрешка»
Цели НОД : 1. Познакомить детей с историей возникновения матрёшки; активизировать словарь.
2. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
3. Развивать интерес детей к народному творчеству.
4. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
5. Воспитывать любовь к народному искусству, музыке.
Формы и средства обучения: образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.
Материально-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение: русские народные мелодии в записи, костюм Матрёшки, платки для девочек, домик для Матрёшки, заборчик, лавочка, стол; заготовки для изготовления плоскостной матрешки, пшено, горох, фасоль, гречка, кофейные бобы, клеенки, салфетки и др. материал для украшения, картинки (формат А-3)
Оформление: У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек. В центре зала стоит домик матрёшки. Возле домика лавочка, забор.
Содержание НОД:
1 блок. Организационный.
Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в зал.
Воспитатель:
Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим!
Воспитатель:
Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ………
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно, матрёшка! Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда! Ну что, готовы в путь дорогу?
Дети: Да.
Воспитатель: А вот на чём мы поедем в гости, отгадайте:
Черный дом по рельсам мчится, Только пар над ним клубится.
Дети: На паровозе!
Воспитатель: Все за мною становитесь, Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз, Ничего, что нет колёс! Друг за другом мы пойдём, За вагончиком вагон.
(Под музыку песни «Поезд» воспитатель с детьми «едут» по залу к домику). Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.
2 блок. Познавательно-развлекательный.
Матрёшка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка: Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок.
Матрёшка: Не одна я в домике была, а с подружками своими.
Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.
Воспитатель: Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?
Дети: Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.
Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на лавочке.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая матрешка, да она не одна.
Кукла первая толста, а внутри она пуста, разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой — будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую, и сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех — чуть-чуть больше, чем орех!
- Ребята, давайте посчитаем матрешек. Сколько их? (Дети считают)
Вот пять кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут всех МАТРЕШКАМИ зовут!
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?
1 ребёнок. Матрёшка на окошке в ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке как в доме деревянном.
2 ребёнок. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
3 ребёнок. Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (показ картинки) Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин.
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца — старика-мудреца Даруму. Это была игрушка — неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Даруму, только поменьше. Раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. (показ картинки)
Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.
- А из чего сделана матрешка?
Самый подходящий материал — это сухая липа или береза. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале самая маленькая неразъемная куколка. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна матрешка может содержать в себе до 10-12 куколок.
Наиболее известны три вида матрёшек:
Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.
Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.(показ картинки)
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - …….
Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
Воспитатель: Правильно вы заметили.
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
(Игра «Матрёшечка — матрёшка»)
Воспитатель:
Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. (показ картинки) Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове……
Дети: Платок.
Воспитатель: А поверх сарафана………
Дети: Фартук.
Воспитатель:
Платок матрёшек украшает роспись.
Наши девочки – матрёшки
Не устали ваши ножки?
В центр зала выходите
Как танцуете нам покажите.
Воспитатель: Ребята, мы знаем, что матрешка изображает не только женщин, но и мужчин. Рассмотреть картинки с изображением матрешек Витязей, Бояр. И сейчас я приглашаю всех на танец «Матрешка».(Дети исполняют танец «Матрёшка»)
Воспитатель:
И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. (показ картинки) У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
Матрёшка.
Ах, матрёшечка – матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В детском садике играть!
Воспитатель:
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сегодня мы с вами доделаем каждый свою матрёшку.
3 блок. Продуктивный.
Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки.
Наши матрёшки из пластилина уже готовы, а украшать мы их будем с помощью гороха, кофейных зёрен, пшена, фасоли, гречневой крупы. Эти продукты хотя и пищевые, но в таком виде мы их употреблять не будем.
Пальчиковая гимнастика.Приступаем к работе.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.
4 блок. Рефлексия.
Воспитатель:
Вот и матрёшки наши готовы. Давайте встанем в круг лицом друг к другу и покажем наших матрешек. Какие же красивые матрешки у вас получились! Затем встанем в полукруг и покажем матрешек гостям. И чтобы не было скучно нашей Матрешке, мы ей подарим подружек-матрешек. (Дети раскладывают свои работы на столе возле домика Матрешки)
Воспитатель: А сейчас, ребятки, я хочу у вас спросить, что нового узнали вы сегодня?
(Ответы детей)
Воспитатель: Понравилось ли вам, ребята,в гостях у Матрёшки?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: А чем же мы с вами занимались сегодня? (Ответы детей.)
Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?
Дети: Спасибо!
(Воспитатель раздает конфеты «Ксюша» в виде матрешек)
Матрёшка: Ну, а сейчас пришло время расставанья. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель:
А нам пора возвращаться в свою группу. Попрощаемся с гостями, скажем им: «До свидания!» В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.
Под музыку «Поезд» дети покидают зал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matryoshka.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Народная игрушка - матрешка»
Цели НОД : 1. Познакомить детей с историей возникновения матрёшки; активизировать словарь.
2. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
3. Развивать интерес детей к народному творчеству.
4. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
5. Воспитывать любовь к народному искусству, музыке.
Формы и средства обучения: образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.
Материально-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение: русские народные мелодии в записи, костюм Матрёшки, платки для девочек, домик для Матрёшки, заборчик, лавочка, стол; заготовки для изготовления плоскостной матрешки, пшено, горох, фасоль, гречка, кофейные бобы, клеенки, салфетки и др. материал для украшения, картинки (формат А-3)
Оформление: У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек. В центре зала стоит домик матрёшки. Возле домика лавочка, забор.
Содержание НОД:
1 блок. Организационный.
Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в зал.
Воспитатель:
Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим!
Воспитатель:
Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ………
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно, матрёшка! Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда! Ну что, готовы в путь дорогу?
Дети: Да.
Воспитатель: А вот на чём мы поедем в гости, отгадайте:
Черный дом по рельсам мчится, Только пар над ним клубится.
Дети: На паровозе!
Воспитатель: Все за мною становитесь, Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз, Ничего, что нет колёс! Друг за другом мы пойдём, За вагончиком вагон.
(Под музыку песни «Поезд» воспитатель с детьми «едут» по залу к домику). Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.
2 блок. Познавательно-развлекательный.
Матрёшка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка: Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок.
Матрёшка: Не одна я в домике была, а с подружками своими.
Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.
Воспитатель: Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?
Дети: Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.
Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на лавочке.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая матрешка, да она не одна.
Кукла первая толста, а внутри она пуста, разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой — будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую, и сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех — чуть-чуть больше, чем орех!
- Ребята, давайте посчитаем матрешек. Сколько их? (Дети считают)
Вот пять кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут всех МАТРЕШКАМИ зовут!
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?
1 ребёнок. Матрёшка на окошке в ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке как в доме деревянном.
2 ребёнок. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
3 ребёнок. Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (показ картинки) Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин.
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца — старика-мудреца Даруму. Это была игрушка — неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Даруму, только поменьше. Раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. (показ картинки)
Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.
- А из чего сделана матрешка?
Самый подходящий материал — это сухая липа или береза. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале самая маленькая неразъемная куколка. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна матрешка может содержать в себе до 10-12 куколок.
Наиболее известны три вида матрёшек:
Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.
Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.(показ картинки)
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - …….
Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
Воспитатель: Правильно вы заметили.
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
(Игра «Матрёшечка — матрёшка»)
Воспитатель:
Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. (показ картинки) Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове……
Дети: Платок.
Воспитатель: А поверх сарафана………
Дети: Фартук.
Воспитатель:
Платок матрёшек украшает роспись.
Наши девочки – матрёшки
Не устали ваши ножки?
В центр зала выходите
Как танцуете нам покажите.
Воспитатель: Ребята, мы знаем, что матрешка изображает не только женщин, но и мужчин. Рассмотреть картинки с изображением матрешек Витязей, Бояр. И сейчас я приглашаю всех на танец «Матрешка».(Дети исполняют танец «Матрёшка»)
Воспитатель:
И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. (показ картинки) У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
Матрёшка.
Ах, матрёшечка – матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В детском садике играть!
Воспитатель:
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сегодня мы с вами доделаем каждый свою матрёшку.
3 блок. Продуктивный.
Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки.
Наши матрёшки из пластилина уже готовы, а украшать мы их будем с помощью гороха, кофейных зёрен, пшена, фасоли, гречневой крупы. Эти продукты хотя и пищевые, но в таком виде мы их употреблять не будем.
Пальчиковая гимнастика.Приступаем к работе.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.
4 блок. Рефлексия.
Воспитатель:
Вот и матрёшки наши готовы. Давайте встанем в круг лицом друг к другу и покажем наших матрешек. Какие же красивые матрешки у вас получились! Затем встанем в полукруг и покажем матрешек гостям. И чтобы не было скучно нашей Матрешке, мы ей подарим подружек-матрешек. (Дети раскладывают свои работы на столе возле домика Матрешки)
Воспитатель: А сейчас, ребятки, я хочу у вас спросить, что нового узнали вы сегодня?
(Ответы детей)
Воспитатель: Понравилось ли вам, ребята,в гостях у Матрёшки?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: А чем же мы с вами занимались сегодня? (Ответы детей.)
Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?
Дети: Спасибо!
(Воспитатель раздает конфеты «Ксюша» в виде матрешек)
Матрёшка: Ну, а сейчас пришло время расставанья. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель:
А нам пора возвращаться в свою группу. Попрощаемся с гостями, скажем им: «До свидания!» В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.
Под музыку «Поезд» дети покидают зал.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Звездочка» г.Балашова Саратовской области»
КОНСПЕКТ
интегрированной НОД по развитию интереса к русской национальной культуре у детей пятого года жизни.
Подготовила: Савченкова Е.В.
г.Балашов
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности на тему:"Удивительные животные наших лесов" для детей пятого года жизни.
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию для детей средней группы....
Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей пятого года жизни (средней группы детского сада) «О чём «рассказывает» одежда?»
Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей пятого года жизни (средней группы детского сада) «О чём «рассказывает» одежда?»...
Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой. Годовое планирование.
Годовое перспективное планирование по формированию культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой...
Статья "Использование различных форм работы с детской литературой для развития интереса к книге у детей пятого года жизни"
Статья по использованию различных форм работы с детской литературой для развития интереса к книге у детей пятого года жизни. Результат реализации проекта «Читаем вместе с родителями» как с...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей седьмого года жизни общей направленности Тема «Путешествие по выдуманным планетам!»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группедетей седьмого года жизни общей направленности Тема «Путешествие по вы...
Выступление из опыта работы «Развитие интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры - этюды»
В опыте представлена система работы по развитию интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры-этюды....
Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования для детей пятого года жизни Тема «Деревья в снегу»
Цель: Создать условия для успешного освоения детьми дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования – кляксография, в процессе рисования зимнего пейзажа.Обучающие задачи:- формировать уме...