Статья "Использование различных форм работы с детской литературой для развития интереса к книге у детей пятого года жизни"
статья (средняя группа) на тему

Статья по использованию различных форм работы с детской литературой для развития интереса к книге у детей пятого года жизни. Результат реализации проекта «Читаем вместе с родителями» как средство развития интереса к книге у детей 5-го года жизни». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ

С ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА

К КНИГЕ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

«Чтобы подготовить человека

духовно к самостоятельной жизни

надо ввести его в мир книг»

В.А. Сухомлинский.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Актуальность проблемы приобщения детей к чтению литературы на современном этапе обуславливает поиск в области организации деятельности по данному направлению. Не случайно в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования данное направление представлено двух образовательных областях (г.II, п.2.6):

  • «Речевое развитие» включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • «Художественно-эстетическое развитие» предполагает восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в кругу детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

Между тем, в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Идет подмена грамотных литературных шедевров на компьютерно-информационные технологии, которые снижают статус детской литературы. Для того, чтобы избежать этого, следует в первую очередь развить устойчивый интереса к книге как к самостоятельному, наглядному объекту литературы и далее создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

Интерес к книге и чтению, желание её рассматривать естественным образом формируется у ребёнка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде.

Первые уроки воспитания ребенок получает в семье, где он видит, слышит и чувствует, как в действительности живут люди. Но и взрослые изменились, для многих из них формирование юного талантливого читателя на сегодняшний день не является приоритетом. Поэтому так необходима работа с родителями, чтобы они понимали, что художественная литература должна занимать важное место в жизни дошкольника.

Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, построить образовательный процесс с учетом интеграции образовательных областей, является метод проектирования.

Таким образом, мы убедились в необходимости создания совместного проекта и целесообразности организации значительной части образовательной работы одновременно с детьми и родителями. Стало очевидно, что решать возникающие проблемы и поставленные задачи следует сообща, а также следует объединить усилия для достижения эффективных результатов.

 В ходе проектной деятельности, которая проводилась с детьми средней группы в ГБДОУ № 59 Колпинского района СПб, мы использовали различные формы работы с детской литературой: тематические недели, викторины, творческие задания в соавторстве детей и родителей, организация в группе мастерской по ремонту книг – «книжная больница», театрализация русской народной сказке.

В индивидуальную работу с детьми, которым требовалась помощь в выполнении каких-либо заданий, мы включили новые игры и задания на формирование интереса к художественным произведениям

Специально для тех детей, которые не проявляли особого интереса к участию в драматизациях художественных произведений, были предложены новые варианты кукольного, театр на ложках, пальчикового театра, персонажами которых стали герои знакомых детям книг. Эту идею все дети восприняли с энтузиазмом. Вместе мы подготовили и разыграли театрализованное представление по сказке.

Мы предложили родителям стать активными участниками театрализованных представлений. Родители согласились принять участие на празднике. Они подготовили костюмы и атрибуты для ролей.

Для формирования интереса к художественной литературе мы стали включать в работу тематические дни, посвященные творчеству разных писателей. Например, рассказывая о Корнее Ивановиче Чуковском, мы обратили внимание детей на то, как он стал детским поэтом и сказочником. Дети с удовольствием слушали о том, что помог Чуковскому в этом его маленький сын, который заболел. Корней Иванович старался развлечь сынишку и стал сочинять для него сказки.

В ходе проектной деятельности была включена форма работы - викторины, что способствовало развитию интереса не только к литературному произведению, но и к автору.

В дальнейшей работе одной из форм организации совместной деятельности стали творческие задания, которые чаще всего выполняются всей семьей. Такая форма работы, как соавторство детей и родителей, способствовала созданию доверительной атмосферы в семье, осознанию важности родительского внимания и воспитания. Мы предложили родителям такой вариант, как «Переносная библиотека».

 Родители приносили в группу книги, наиболее любимые их детьми, и оставляли на неделю или две, чтобы другие дети могли их прочитать, а взамен брали книгу, которая заинтересовала их ребенка. При этом просили детей рассказать, за что или почему они любят именно эту книгу. Рассказывая о своей любимой книге, ребенок старался заинтересовать ею других детей. Таким образом, одновременно проходила работа по расширению круга детского чтения и развитие интереса к книге у детей. Такая форма работы оказалась очень эффективной, и мы решили продолжать ее в следующем году.

Для того чтобы привлечь внимание родителей к нашей проблеме, заинтересовать их, мы решили использовать так называемые книжки-самоделки, изготовленные  детьми и взрослыми.

Перед тем как приступить к изготовлению книг, необходимо было обсудить с детьми вопрос: какие бывают книги, кто создает книги, кто их иллюстрирует, каким образом это происходит. С этой целью были проведены занятия: «Моя любимая книга», «Какие бывают книги»

Сначала дети были ознакомлены с наиболее распространенными вариантами книжек, изготовленных своими руками. Мы рассказали детям о том, что такие книги можно сделать самим или совместно со взрослыми, можно составить одну большую книгу на определенную тему, в которой каждому предлагается оформить свой лист. По жанру книги тоже могут быть разными: сказки, рассказы, загадки, стихи и так далее.

Поэтому было решено создать книгу «Любимые герои сказок Чуковского»

Проанализировав проделанную работу, мы убедились в том, что введение в занятия и самостоятельную деятельность детей творческих заданий, выполненных совместно с родителями, повысило активность детей, их творческие возможности возросли. Можно было отметить положительную динамику в развитии интереса к книге у всех детей.

Еще одной формой работы по проекту стала организация в группе мастерской по ремонту книг - «Книжная больница». Дети сами подбирали книги, необходимые починить. Во время совместного труда они вспоминали содержание книг и правила общения с книгой.

По мере реализации проекта родители получали необходимые консультации на тему: «Роль книги в жизни ребенка», «Книги для чтения детям пятого года жизни», «Книга или телевизор». Со всеми родителями проводились и индивидуальные беседы по интересующим их вопросам.

В результате, родители стали больше времени отводить семейному чтению, что благотворно сказалось на детях.

Полученные положительные результаты реализации проекта доказывают, что включение всех субъектов педагогического процесса (педагогов, родителей и детей) в проект «Читаем вместе с родителями» как средство развития интереса к книге у детей 5-го года жизни» помогает осуществлять развитие интереса к книге у детей 5-го года жизни более эффективно.

Важное значение имеет и разнообразие форм совместной с родителями деятельности, тогда процесс будет интересным, увлекательным, принесет ожидаемый результат. (Особая роль принадлежит родительским собраниям - наиболее емкой форме педагогического  просвещения родителей, где в спокойной доброжелательной обстановке можно провести беседы на волнующие темы, рассказать родителям о необходимости и пользе чтения в семье, обменяться опытом, предложить участие в конкурсах, походы в библиотеку, музей, театр, проведение литературных игр и многое другое).

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-фантазии для развития творческого воображения и речи детей пятого года жизни на содержании музыки М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»).

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музы­кальных произведений.Задачи:обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах»;активизац...

КОНСПЕКТ интегрированной НОД по развитию интереса к русской национальной культуре у детей пятого года жизни.

Тема: «Народная игрушка - матрешка»Цели НОД : 1. Познакомить детей с историей возникновения матрёшки; активизировать словарь.2. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.3. Развивать интерес детей к н...

Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой. Годовое планирование.

Годовое перспективное планирование по формированию культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой...

Список литературы для чтения детям пятого года жизни

Список литературы по программе "Детство"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» Горшкова С. Ю., Велесик Н. С.

Вашему ребенку идет пятый год. Он может многое понять. Он хорошо говорит и способен интересно общаться и со сверстниками, и со взрослыми. В его жизнь вошел новый вопрос «зачем?». Он ничего...

"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни"

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни. Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В.А.  Сухомлинский...

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем б...