Выступление из опыта работы «Развитие интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры - этюды»
методическая разработка

В опыте представлена система работы по развитию интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры-этюды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_romanova.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры - этюды»

Романова Ольга Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»,

г.Нижний Новгород

Слайд 2

Представляю вам свой опыт практических достижений по теме «Развитие интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры - этюды».

Слайд 3

Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

В.В. Путин: «Сохранение здоровья нации – бесспорный государственный приоритет для России».

Здоровье современного поколения обусловлено: социальными условиями жизни, и экологической обстановкой и психологическим климатом в семье.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей.

Проблемы детского здоровья: гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушение осанки, детские стрессы и тревожность.

Основные компоненты здорового образа жизни:

- режим дня;

- правильное питание;

- рациональная двигательная деятельность;

- закаливание организма;

- сохранение стабильного психоэмоционального состояния;

- культурно-гигиенические навыки.

Слайд 4

Изучением развития интереса у воспитанников к своему здоровью  занимались многие педагоги и ученые.

Слайд 5

Поставила цель: развитие интереса к своему здоровью у воспитанников пятого года жизни через игры – этюды.

И определила задачи:

  • Содействовать формированию представлений о значении физических упражнений для укрепления здоровья.
  • Побуждать стремление воспитанников к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации.
  • Формировать у детей потребность : в выполнении режима дня и закаливающих процедурах.
  • Развивать умение воспитанников осуществлять перенос опыта здоровьесберегающей деятельности из игр-этюдов в повседневную жизнь.
  • Воспитывать желание быть здоровым.

Слайд 6

Работу осуществляла в три этапа:

1 этап:

  •    Изучение психолого-педагогической литературы.
  •    Проведение первичной педагогической диагностики.
  •    Составление перспективного плана образовательной работы.
  •    Внесение изменений в РППС.

2 этап

  •    Организация образовательной работы.
  •    Разработка  игр-этюдов.
  •    Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.  

3 этап

  •    Проведение повторной педагогической диагностики.
  •    Проведение анализа результативности работы по развитию у воспитанников пятого года жизни интереса к своему здоровью через игры-этюды.
  •    Транслирование опыта практических достижений.

Слайд 7

Педагогическая диагностика проведена по методике Т.С.Комаровой. И показала следующие результаты:

Слайд 8

Создала условия для развития интереса у воспитанников 5-го года жизни к своему здоровью посредством игр-этюдов.

Для создания положительного эмоционального фона в оформлении помещения группы внесла фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Дети с удовольствием рассматривали их вместе со мной.

Зная, что разнообразие содержания игр-этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе подобраны игрушки для настольного театра, плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены).

Подобрала наборы игрушек предметов-оперировния к играм-этюдам «Кукла Маша обедает», «Заболел мишка», «Танечка-хозяйка» и др.

Для того чтобы дети смогли отделить сказочную ситуацию от реальной, уделила внимание специальной организации пространства игры. В ходе игры-этюда детям еще сложно определить четкие границы «волшебной страны», поэтому владения ребенка обозначаются разными способами: объемным моделированием – ширмой, занавесом, книжной раскладушкой, кубиками, а также моделированием пространства на плоскости фланелеграфа, ковролинографа, стола, пола с помощью нити, лент, обруча и т.п. Например, лентами разграничивали «улицу» от «дома детей», в игре-этюде «Уж я косу заплету…» модулями обозначали стены комнаты.

Слайд 9

Составлен перспективный план образовательной работы.

Слайд 10

Учитывая возрастные особенности воспитанников среднего дошкольного возраста, я определила, что действенной и интересной формой работы с воспитанниками по развитию интереса к своему здоровью, являются игры-этюды.

Для правильной организации игр-этюдов с детьми учитывала следующие принципы:

1.        Содержательность игр, разнообразие тематики.

2.        Ежедневное включение игр-этюдов во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.

3.        Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4.        Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

Слайд 11

Игры-этюды разучивались в совместной деятельности в ходе режимных моментов.

Сначала от детей требовалось одновременное и одинаковое выполнение действий (игра-этюд «Я сама»). Я служила образцом выполнения игровых действий. Постепенно, при неоднократном проведении игры-этюда, дети начинали выполнять движения самостоятельно, радостно сопровождая действия словом. Содержание литературного произведения поддерживало интерес к культурно-гигиеническим процессам и способствовало формированию представления о необходимости культурно-гигиенических умений.

Слайд 12

Игры-этюды  «Мыло», «Уж я косу  заплету…» направлены на развитие умения самостоятельно замечать непорядок во внешнем виде и устранять его. Особенность использования данных игр-этюдов заключается в возможности импровизации: сначала мы разыгрывали игры-этюды, используя предметы-оперирования (мыло, ленты), а затем учились действовать с воображаемыми предметами. Здесь же руководствовалась принципом интеграции. Большую радость доставили детям игры-экспериментирования с мыльной водой и пеной.

Слайд 13

Игра-этюд «Купание» содействовала развитию стремления к самостоятельному осуществлению процессов гигиены, их правильной организации. Дети действовали то по очереди, то небольшими группами, самостоятельно инсценируя купание игрушек.

Слайд 14

Игры-этюды «Ай, да суп!», «Просто объедение!» разыгрывала с целью формирования у детей культурного поведения за столом (умение правильно пользоваться ложкой и вилкой, учиться есть аккуратно) при моём косвенном участии. Держась свободно и артистично,  я создавала положительный эмоциональный фон во время приёма пищи, выступая в роли заботливой хозяйки.

Слайд 15

Для того, чтобы пробудить у детей интерес к играм-этюдам, я проводила их два раза в неделю.  Текст игр-этюдов достаточно прост и лёгок для запоминания. Поэтому воспитанники с радостью воспроизводят отдельные действия героев или импровизируют фрагменты поведения героев в самостоятельной деятельности.

Самостоятельные игры-этюды побуждают детей к активности и самостоятельности в использовании культурно-гигиенических умений, как в ходе игровой деятельности, так и активизации их использования в повседневной жизни.

Слайд 16 

Игра-этюд «Заболел Мишка» направлена на развитие умения устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием (Мишка заболел, потому что не мыл лапы). Эта игра-этюд была интерпретирована нами: дети предлагали разные ситуации, угрожающие здоровью Мишки, и с удовольствием разыгрывали их.

Слайд 17

Игры-этюды играют роль и в решении задачи формирования у детей представлений о значении физических упражнений для укрепления здоровья.

Например, в комплекс утренней гимнастики включила игру-этюд «Уши» (массаж ушей, лица).

Слайд 18

А на занятиях по физической культуре использовала различные игры-этюды, способствующие укреплению различных органов и систем организма, развитию у детей интереса к выполнению физических упражнений.

Слайд 19

Вовлечению родителей в проектную деятельность и в образовательный процесс в целом способствовало использование разнообразных форм работы с родителями, что позволило сформировать  активную педагогическую позицию родителей в вопросах развития у воспитанников 5-го года жизни интереса к своему здоровью.

  • Проведена  для родителей консультация с использованием ИКТ «Правила здорового образа жизни».
  • День открытых дверей «Здоровье – это здорово!».
  • Фотовыставка «Чтобы быть здоровым».
  • Семейные проекты «Чистота - залог здоровья!»

Слайд 20

Проведена повторная педагогическая диагностика воспитанников, которая  показала следующие результаты:

Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно увидеть положительную динамику развития интереса к своему здоровью у воспитанников 5-го года жизни.

Слайд 21

Транслировала опыт работы на Педагогическом совете, на Персональном сайте, на образовательном портале «Академия интеллектуального развития»

Слайд 22

  • В результате проектной деятельности у воспитанников:
  • Воспитанники имеют первоначальные представления о значении физических упражнений для укрепления здоровья.
  • Воспитанники стремятся к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации.
  • У детей сформированы первоначальные навыки   выполнения режима дня и закаливающих процедурах.
  • Воспитанники осуществляют перенос опыта здоровьесберегающей деятельности из игр-этюдов в повседневную жизнь.
  • Воспитанники проявляют интерес к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы «Воспитание интереса к рисованию у детей 3-го года жизни»

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...

«Экологическое воспитание детей пятого года жизни через игру»

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с ранненго возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, педагоги используют различ...

Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения.

Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения....

Выступление из опыта работы «Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр»

В выступлении раскрыта система работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у воспитанников 3-го года жизни поседством дидактических игр"...

Представление опыта работы "Развитие интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края через знакомство с легендами и сказаниями об Алтае"

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных...

«Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения»

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов художественной деятельности. Особое место зан...

Рекомендации от музыкального руководителя для воспитателей по развитию интереса о своем здоровье у воспитанников

Рекомендации от музыкального руководителя для воспитателей по развитию интереса  о своем здоровье у воспитанников...