Преемственность детского сада и школы в реализации программы духовно-нравственного воспитания И.А. Кузьмина "Истоки".
методическая разработка (средняя группа) по теме
Ресурсный круг как одна из форм интерактивного обучения раскрывает широкие возможности для решения задач социально-личностного развития дошкольников. Практические советы по выбору видов ресурсного круга и места его применения в зависимотси от этапа работы над задачей, а так же примеры основных и дополнительных вопросов для обсуждения с детьми помогут Вам при планировании работы по книгам для развития детей дошкольного возраста под редакцией И.А. Кузьмина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_resursnykh_krugov.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Ресурсный круг – одна из технологий интерактивного обучения, которая обеспечивает методическую преемственность работы детского сада и школы по программе «Социокультурные истоки».
Виды ресурсного круга в работе с дошкольниками.
По форме проведения.
- Ресурсный круг.
- Ресурсный круг с делегированием.
По образовательной направленности:
- Развивающий ресурсный круг как форма НОД проводится при первом знакомстве
детей с ключевым произведением темы (по тексту с Буквицей).
- Оценивающий ресурсный круг проводится как часть обобщающего активного занятия по пройденной теме.
Отличие ресурсного круга от работы в круге: ресурсный круг включает три этапа.
Этапы работа | Длительность | Ресурсный круг | Ресурсный круг с делегированием | Оценочный ресурсный круг |
Подготовительный | До 5 минут | Воспитатель заинтересовывает участников, раскрывая суть задания, рассказывая о предстоящей работе. | ||
Основной | До 15-20 минут (с учетом возраста детей) | Диалог воспитателя и детей по ключевому вопросу ресурсного круга с использованием дополнительных вопросов разного уровня сложности. | Делегирование: обсуждение ключевого вопроса детьми в малых группах по 3-5 человек, нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение. | Отличительной особенностью оценивающего ресурсного круга является то, что воспитатель задает один – основной вопрос по теме обсуждения, на который дети отвечают по очереди, последним в круге говорит воспитатель и подытоживает обсуждение проговариванием первоначального смысла нравственной категории. |
Рефлексия | До 3-4 минут | Воспитатель, дети анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, акцентируется важность совместной работы группы. | Воспитатель обобщает высказывания детей с позиции соответствия первоначальному контексту обсуждаемой нравственной категории. Допускаются оценивающие высказывания воспитателя по теме обсуждения, но не по высказываниям отдельных участников обсуждения. |
Этапы ресурсного круга и методика их проведения.
Роль педагога в проведении ресурсного круга.
Этапы работа | Цель этапа | Методические приемы | |
Подготовительный | Создать атмосферу взаимоуважения, доверия и раскрыть значимость предстоящей деятельности для детей. | Обязательные приемы: все участники располагаются по кругу. Право высказаться передается слева направо прикосновением к предплечью рядом сидящего ребенка. Первым высказывается ребенок, сидящий слева от воспитателя. Примечание: на начальных этапах обучения детей работе в ресурсном круге участие в обсуждении каждого не обязательно: могут высказываться желающие. Дополнительные приемы: Возможно использование предметов – клубочек, веточка с распустившимися листочками, кукла и т.п. Выбор предмета обусловлен ключевой темой обсуждения. Возможно использование аудио ряда: музыка, записи пения птиц, природных звуков (шум ветра, шум моря и т.п.). Использование дополнительных приемов повышают эффективность включения в общую деятельность детей с разным ведущим типом восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики) | |
Основной | Поддержать и стимулировать успех каждого, даже самый маленький, незначительный. | Ресурсный круг: воспитатель задает общий вопрос по теме и предлагает высказаться каждому. | Ресурсный круг с делегированием: воспитатель задает общий вопрос по теме и организует детей в микрогруппы для обсуждения. Предлагает высказаться делегату от каждой микрогруппы. |
Воспитатель создает ситуацию успеха для каждого участника обсуждения:
учетом готовности группы к обсуждению на уровне воспроизведения содержания текста (низкий уровень); установления причинно-следственных связей (средний уровень); осмысления категорийных понятий (высокий уровень);
вопросы по теме учетом уровня подготовки ребенка (высокий, средний, низкий), поддерживает каждого доверием, взаимопониманием, словом, взглядом, жестом. В ресурсном круге отсутствует отрицательная оценка мыслей, действий ребенка. Педагогическая позиция: рядом во вне. | |||
Рефлексия | Проговорить то, что запомнилось в совместном обсуждении. | 1. Вопросы к детям: - Что нового узнали? - Что почувствовали во время разговора? - Что запомнилось из того, что было сказано? - Кого захотелось поблагодарить? 2. Тренинги единения группы, когда все участники берутся за руки для выполнения общего задания. Например: произносят девиз группы или, закрыв глаза, представляют всех тех, кто им помогал в достижении успеха, и пожатием руки передают благодарность друзьям - помощникам. |
Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения в развивающем ресурсном кругу.
Основные правила:
- Основной вопрос не должен предполагать конкретного и (или) однозначного ответа – в
отсутствие мнений и обсуждать нечего.
- Основной вопрос должен соответствовать уровню литературного развития детей группы, т.е. учитывать готовность детей понять содержание текста.
Основной вопрос может быть взят из рубрики «Поразмышляйте вместе с детьми» в конце текста по книгам для развития детей под редакцией И.А. Кузьмина.
Пример: р.н.с. «Крошечка-хаврошечка». Средняя группа. Социокультурная категория «Благодарное слово». Даны следующие вопросы для совместного размышления:
а) вопросы: «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» и «Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»? – могут использоваться в качестве основного, так как предполагают варианты ответов.
б) вопросы: «Как относилась Хаврошечка к коровушке?» и «Как была вознаграждена Крошечка-Хаврошечка?» – не могут использоваться в качестве основного вопроса, так как предполагают однозначный ответ по тексту.
Основные вопросы делятся по уровням сложности.
- «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» - это основной вопрос для развивающего ресурсного круга в группе детей с общим средним и низким уровнем литературного развития;
- «Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»?» - это основной вопрос для развивающего ресурсного круга в группе с общим высоким уровнем литературного развития.
Дополнительные вопросы к ресурсному кругу.
Дополнительные вопросы задаются ребенку для уточнения глубины понимания им содержания текста (для детей низкого и среднего уровня литературного развития) и идеи произведения (для детей высокого уровня литературного развития).
При формулировке вопросов необходимо учитывать смысл осваиваемой нравственной категории (смотри «Слово к родителям»).
Уровни сложности дополнительных вопросов следует соотносить с категориями вопросов по О.В. Акуловой.
Уровни сложности по И.А. Кузьмину | Категории вопросов по О.В. Акуловой |
1-й уровень: вопросы на воспроизведение информации | Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. |
Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям. | |
2-й уровень: вопросы на преобразование полученной информации (установление причинно-следственных связей, обобщение собственного чувственного опыта, обобщение информации) | Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. |
Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы, поступки персонажей. | |
3-й уровень: вопросы на преобразование имеющихся знаний, на творческий поиск. | Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. |
Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам. |
Рекомендации по подготовке к проведению развивающего ресурсного круга.
- Определить идею произведения (исходя из содержания «Слово для родителей»).
- Выбрать основной вопрос с учетом уровня литературного развития группы.
- Сформулировать вопросы к анализу литературного произведения по О.В. Акуловой – это будут дополнительные вопросы.
- Соотнести дополнительные вопросы по уровням сложности (по И.А. Кузьмину).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность детского сада и школы на примере программы «Информатика для дошколят»
Статья, в которой описывается линия приемственности между детским садом и школой на примере авторской программы...
Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада .Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....
Проект организации преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
Проект призывает пересмотреть подход к рганизации мероприятий, направленных на преемственности детского сада и школы....
Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»
В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...
План реализации преемственности детского сада и школы
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования....
Методическая разработка "Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС"
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утве...