Преемственность детского сада и школы на примере программы «Информатика для дошколят»
статья по теме
Статья, в которой описывается линия приемственности между детским садом и школой на примере авторской программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность детского сада и школы на примере программы «Информатика для дошколят»
Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения различных задач обучения, воспитания и социализации детей.
Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается еще в большей мере в связи со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание - первое звено единой системы народного образования. Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, экспериментирования, создания нестандартных ситуаций в процессе непосредственно организованной деятельности, а также в свободной деятельности детей.
В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с компьютером и прочими разновидностями вычислительной техники не только как с игровыми предметами, но и как с обучающими, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе[a]. В связи с этим знакомство с компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером. Именно поэтому одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
Более конкретнее преемственность между детским садом и школой можно рассмотреть на примере составленной мной программы обучения информатики дошкольников «Информатика для дошколят», предназначенной для детей 4 – 7 лет. Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.
Программа «Информатика для дошколят» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Схема организации деятельности по реализации программы:
В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности.
- Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).
- Затруднение в игровой ситуации. В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
- Открытие нового знания или умения.
- С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
- Повторение и развивающие задания.
- Итог занятия. Дети фиксируют в речи, что нового узнали.
Во время занятий используется работа с прописями, в которых отражена тематика занятия, а также дети работают с настольными тренажерами, установленными на компьютерах, но в дошкольных учреждениях это не является обязательным элементом обучения, так как время пребывания ребенка за компьютером в данном возрасте должно составлять не более пяти минут. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся как за столами, компьютерами, в свободном игровом пространстве, так и с помощью применения мультимедийных технологий, таких как проектор. Так же рекомендуется применять физминутки и гимнастику для глаз, которые снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.
Программа «Информатика для дошколят» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми 4 – 7 лет по формированию умений и навыков работы на компьютере с использованием новых информационных технологий и это является важнейшим элементом преемственности между детским садом и школой.
Список литературы
- Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. - Москва,2004.
- Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - Москва,1998.
- Журнал «Детский сад от А до Я» №1/2003.
- Интернет – ресурсы www.botik.ru/robot; kurs@robotland.botik.ru
- Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
- Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 192 с.
- Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета).
[a]надя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...
Преемственность детского сада и школы в реализации программы духовно-нравственного воспитания И.А. Кузьмина "Истоки".
Ресурсный круг как одна из форм интерактивного обучения раскрывает широкие возможности для решения задач социально-личностного развития дошкольников. Практические советы по выбору видов ресурсного кру...
проект образовательной программы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы.
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью его готовности самостоят...
Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»
обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...
Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.
Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...
Презентация выступления "Преемственность в работе детского сада и школы на примере подготовительной группы"
Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода....
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ (по преемственности детского сада и школы) «Детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь!»
Материал посвящен совместному мероприятию детского сада и школы....