Комплексно-целевая программа по духовно - нравственному воспитанию «Мы с тобой казаки…»
проект (подготовительная группа) по теме
С 2010г. педагогами МБДОУ д/с №19 была разработана и апробированна целевая программа по духовно – нравственному воспитанию детей «Мы с тобой казаки…» |
Программа разработана в соответствии с задачами инновационного проекта по духовно – нравственному воспитанию детей, а так же во исполнение постановления губернатора Краснодарского края «О мерах по совершенствованию духовно – нравственного воспитания детей и молодежи». |
Педагоги ДОУ работали над ней в течении 2 лет. Вашему вниманию предлагается материал программы. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dukh.-nravst._vospitan.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребёнка – детский сад №19
муниципального образования
Тимашевский район
Комплексно-целевая программа по духовно - нравственному
воспитанию «Мы с тобой казаки…»
Паспорт программы
Наименование программы | Целевая программа духовно – нравственного воспитания детей «Мы с тобой казаки…» на 2010- – 2012 годы. |
Основание для разработки программы | Программа разработана в соответствии с задачами инновационного проекта по духовно – нравственному воспитанию детей, а так же во исполнение постановления губернатора Краснодарского края «О мерах по совершенствованию духовно – нравственного воспитания детей и молодежи». |
Государственный заказчик | Социальный заказ в соответствии с действующим законодательством в области образования |
Разработчики программы | Карпович Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с № 19 |
Цели и задачи программы |
|
Сроки реализации программы | 2010-2012 годы |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив МБДОУ д/с № 19 |
Ожидаемые результаты | В результате осуществления программы должен повыситься духовно – нравственный уровень детей, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний истории и культуры своего народа, кубанских казаков, коммуникативная толерантность. |
Введение.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Актуальность.
Обращение к опыту своих предков в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Кубанские казаки – люди православные, а православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по ознакомлению с историческим прошлым своих предков, духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников дополняет систему дошкольного образования и усиливает содержание раздела «Социальный мир», ориентируя его на развитие духовно-нравственного потенциала ребенка, на интегративной основе с учетом условий, обеспечивающих гармонию человека со своим внутренним миром, природой и социумом.
Актуальность программы объясняется и тем, что, изучая своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует становлению патриотов своей Родины.
Программа позволит систематизировать обучение и воспитание в духе православной культуры и объединить проводимые в ДОУ мероприятия с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Цели и задачи программы:
Цель программы:
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям казачьей культуры.
2. Изучение истории, культуры кубанских казаков.
3. Стремление возродить традиции семейного и казачьего воспитания.
Задачи программы
1. Создать условия для приобщения к ценностям кубанского казачества всех участников образовательного процесса.
2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали на примере жизни кубанских казаков. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.
3. Формировать чувство любви к малой и большой Родине на основе изучения культурных традиций.
4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с историей, культурой, традициями кубанского казачества, формирование представлений о формах традиционного казачьего семейного уклада).
Основные принципы программы
1. Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
2.Гражданственная направленность - развитие гражданского самопознания; воспитание личной ответственности за благосостояние своего народа, за Родину.
3.Патриотическая направленность – любовь к своему отечеству, к родной земле, к своей культурной среде, к историческому прошлому своего народа.
4. Социальная направленность - забота о благе и духовности собственной семьи, социальная активность.
Основные методы: наглядный, словесный, практический, деятельностный.
Основные педагогические технологии: игровые, ИКТ, ТРИЗ, педагогика сотрудничества, индивидуально-дифференцированное обучение.
Направления работы:
В рамках воспитательно-образовательного процесса работа по реализации программы осуществляется по следующим направлениям:
1. Методическое обеспечение.
2. Создание дошкольной методической и дидактической базы по ознакомлению с историей кубанского казачества, духовно- нравственному воспитанию.
3. Проведение регулярных занятий, консультаций, бесед с духовным наставником детей и родителей.
4. Организация работы студий и кружков в ДОУ по данной проблеме.
5. Участие в детсадовских, городских, районных мероприятиях.
6. Организация экскурсий с детьми и педагогами в школу, Храм, краеведческий музей.
7. Организация социально-значимых дел, акций.
Механизм реализации программы:
Механизм реализации Программы учитывает современные формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания.
В осуществлении Программы участвуют все педагоги ДОУ через реализацию кружков и студий.
Главные исполнители разрабатывают программы с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования.
Координацию деятельности по управлению реализацией Программы осуществляет Совет детского сада и научно-методический совет МУДО «ЦРО».
Структура реализации программы:
Воспитатель – руководитель кружка и студии – священнослужитель - музыкальный руководитель - родители
Прогнозируемый результат
В результате осуществления программы должен повыситься интеллектуальный и духовно – нравственный уровень детей, интерес к истории кубанского казачества, культуры и традициям своих предков, патриотическое и гражданское сознание, будет сформирован элементарный опыт нравственного поведения, милосердия, сострадания.
Формы работы с педагогами
- педагогический совет
- методический совет
- консультации с духовным наставником по вопросам православной педагогики
- творческие лаборатории в ДОУ
- педагогические гостиные педагогов и родителей
Формы работы с детьми
- Занятия, беседы, праздники, развлечения по изучению истории и культуры кубанского казачества, нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие, другие виды творческой художественной деятельности детей по соответствующей тематике
- Изучение и введение в жизнь детей казачьих игр
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
- Экскурсии по историческим местам города и района
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера казачьей направленности
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Творческие вечера детей.
- Создание проектов «История казачьей семьи»
- Встречи и консультации с духовным наставником
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- лекторий для родителей;
- день открытых дверей;
- организация работы детско-родительского клуба «Казачьи посиделки»
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы)
- анкетирование и тестирование родителей
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Комплексный план по реализации программы «Мы с тобой казаки…»
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Введение в расписание занятий работу кружков и студий | 201-2012 | Заведующая Ст.воспитатель |
2. | Организация кружков: - «Любавушка» - фольклорная группа - «Лоскуток» - народная вышивка, казачий костюм. - «Удалые казачата» - казачьи народные игры. -Мы казаков внуки – умелые руки» (кружок по изготовлению народных игрушек)
| 2010г. 2010г. 2011г. 2012г. | Муз.рук. Командровская О.В. Воспитатель подготовительной к школе группе Михайленко М.Г. Воспитатель Кожухарь Д.В. Воспитатель Реснянская И.С. |
3. | Семинар-практикум для педагогов и родителей совместно с учителями «Казачьей школы» № 16 по теме «История кубанского казачества и культуры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» | 2010-2011 уч. год | Ст.воспитатель Карпович Н.Н. |
4. | Консультации: - Что я знаю об истории кубанских казаков? - Традиционная культура кубанского казачества. - Физическая подготовка казака. - Календарные праздники и памятные даты кубанских казаков. | Сентябрь 2010г. Ноябрь 2010г. Январь 2011г. Март 2011г. | Ст.воспитатель Воспитатель Реснянская И.С. Воспитатель Кожухарь Д.В. Муз.рук. Командровская О.В. |
5. | Включение в тематическое планирование занятий по ознакомлению с историей, культурой, кубанских казаков. Раздел «Социальный мир», 2 занятия в месяц. | С 1 сентября 2010 г. 2 раза в месяц | Ст.воспитатель |
6. | Организация и проведение праздников: - Праздник Спас - Праздник Казанской Божьей матери - Зимние святки, Рождество - Масленица - Пасха -Троица. | Ежегодно | Муз.рук., воспитатели групп |
Создание методической и дидактической базы по духовно- нравственному воспитанию. | |||
1. | Создание мультимедийной продукции по ознакомлению с историей и культурой кубанского казачества | январь- март 2012г. | Ст.воспитатель |
2. | Оформление альбома «Казачьи народные игры» | Февраль 2011г. | Воспитатель Кожухарь Д.В. |
3. | Разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с историей и культурой кубанского казачества | 2010-2012 уч. год | Воспитатели групп |
4. | Создание проектов «История моей семьи», «Традиции и обычаи кубанской семьи» | Декабрь 2011г. | Воспитатели групп |
5. | Разработка сценариев праздников и развлечений по данной теме | 2010-2011 уч. год | Воспитатели групп |
6. | Разработка планов работы кружков и студий казачьей направленности | 2010-2011 уч. год | Ст.воспитатель. воспитатели групп |
7. | Проведение занятий по основам православной культуры священнослужителем по заявлениям родителей | 1 раз в неделю | Священнослужитель Отец Алексей |
8. | Организация работы театральной студии совместно с группой детей Воскресной школы | 1 раз в месяц | Руководитель студии Лаптева И.В. |
9. | Беседы с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания | 1 раз в месяц | Ст.воспитатель |
10. | Участие дошкольников в акциях милосердия, проводимых в районе | 1 раз в квартал | Ст.воспитатель |
11. | Участие в городских православных праздниках, праздниках семьи, города, района | Согласно плану | Ст.воспитатель |
12. | Конкурсы детского рисунка на темы: - Рождество Христово - Поздравительная открытка к пасхе - Празднуем Масленицу - Праздник Спас в казачьей семье | Ежегодно Январь Апрель Март Август | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
13. | Организация работы малой Кубанской ярмарки | Ежегодно октябрь | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
14. | Организация декоративно – прикладной выставки «История Кубани - моя история» | 1 раз в год апрель | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
15. | Проведение казачьих игр совместно с учащимися «Казачьей школы» | 2 раза в год | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
16. | «Светлый праздник Рождества» - конкурс новогодних рождественских открыток, рисунков, плакатов среди детей детского сада, Воскресной школы и учащихся «Казачьей школы» | январь ежегодно | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
17. | Организация и проведение спортивных соревнований, посвященных памятным и историческим датам, православным землякам | Согласно плану | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
Организация экскурсий | |||
1. | Экскурсия по городу, посещение исторических памятников | 1 раз в год | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
2. | Экскурсия в храмы города | 2 раза в год | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
3. | Экскурсии в музей семьи Степановых, на казачье подворье в х. 1 мая. | 2 раза в год | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
Организация социально-значимых дел, акций | |||
1. | Акция «Берегите птиц» | апрель | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
2. | Акция «Милосердия» | январь | |
3. | Операция «Забота» | май | |
4. | Операция «Помогаю маме» | март | |
5. | Операция «Добавь уюта в кубанскую хату» | 1 раз в квартал | |
6. | Акция «Чистый город » | 1 раз в месяц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по музыкальному развитию в старшей группе «Мы с тобою казаки»
методическая разработка ОД по ознакомлению с творчеством кубанских казаков, посредством музыкального развития...
Мы с тобой казаки
Сценарий для старшей группы...
Сценарий музыкального праздника " Мы с тобою казаки-дети русского поля"
В последние годы в нашей стране уделяется особое внимание истории укладу жизни россиян. Знания детей о быте, обычаях, традициях народа формируются на основе особой привлекательности, эмоциональности, ...
«Реализация комплексно-целевой оздоровительной программы по здоровьесбережению в условиях МДОУ»
Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможности полноценного физического и психического развития ребенка.Мы понимаем, что сохранение и укрепление здоровья дошкольников – явля...
Проект Мы с тобой казаки
Познавательно-творческий проект для детей, музыкального руководителя и воспитателей. ...
Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»
Проектпо духовно-нравственномувоспитанию«Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского кр...
Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»
Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду» ...