Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»
учебно-методический материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательная организация « Детский сад №17 « Березка»
Комплексно-целевая программа
«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»
Ермолино -2022 г
Содержание:
- Актуальность.
- Нормативно-правовая база.
- Цель программы.
- Задачи программы.
- Направления работы.
- Этапы реализации и содержание программы..
- Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников.
- Ресурсное обеспечение программы.
Актуальность
Практика показывает , что необходимо совершенствование методической работы , применение новых эффективных технологий, целенаправленность в области духовно-нравственного подхода к воспитанию дошкольников, так как:
- усиливается роль возрождения национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов самосознания и самоуважения народа.
- нарушена преемственность старшего и младшего поколения.
- продолжаются инновационные процессы в сфере образования.
- повышается актуальность формирования этики межнационального общения и толерантного поведения.
Все это требует обеспечение наращивания творческих и управленческих потенциалов ДОУ.
Миссия дошкольного образования –сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, сегодня как никогда перекликается с задачами духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, способствует самоидентификации себя, как части нации.
С этой целью разработана комплексная программа с приоритетом духовно-нравственного подхода в воспитании дошкольников.
На современном этапе воспитания будущего гражданина-патриота своей страны-становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как изменились социально-экономические условия жизни; произошли изменения в потребностях общества, приняты новые программы, проект на разных уровнях.
С учетом данных факторов творческая группа детского сада составила программу, направленную на создание системы духовно-нравственного воспитания детей, представляющую собой комплекс нормативно-правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить ряд задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Нормативно-правовая база
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 .
- Локальные акты дошкольной образовательной организации.
Цель программы:
Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников, для духовно- нравственного и патриотического воспитания и успешной социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно- историческим традициям; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере духовно-нравственного воспитания и образования.
Задачи программы:
- охрана и укрепление здоровья детей, их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней ( преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социальной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Направления работы:
- Внедрение современных технологий по духовно-нравственному развитию дошкольников
- Совершенствование системы мониторинга достижений воспитанников
- Формирование мотивации педагогов к духовно-нравственному развитию дошкольников
- Совершенствование предметно-развивающей среды
- Организация взаимодействия с социумом по вопросам духовно-нравственного развития дошкольников на разных ступенях развития
- Усиление роли семьи в вопросах по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников( ознакомление родителей с основами духовно-нравственного и патриотического воспитания) , формирования представлений о формах традиционного семейного уклада
I этап.
2022-2023 год-диагностическо-организационный.
II этап.
2023-2024 года- практический
III этап.
- - итоговый
Этапы реализации комплексно-целевой программы на 2022-2025 год.
Первый этап 2022-2023 год
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по духовно-нравственной осведомленности дошкольников.
- Изучить современную нормативно-правовую базу ДОУ.
- Анализировать возможности материально-технической базы ДОУ.
- Внедрить комплексно-целевую программу в педагогический процесс детского сада на основании апробации.
- Реализовывать комплексно-целевую программу в жизнь и воспитание детей в образовательное пространство ДОУ.
- Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
- Организовать взаимодействие с социокультурными учреждениями.
- Отобрать критерии, показатели для определения уровня сформированности знаний воспитанников об истории, культуре, традициях своего народа, сформированности духовно-нравственной культуры
Перспективный план работы с детьми на 2022-2023 год
Месяц | Тема | Цель | Виды деятельности |
I Блок « Рождество Пресвятой Богородицы» | |||
Сентябрь | « Моя семья» | Уточнить понятие о близких ребенка ( отец, мать, братья, сестры, близкие родственники) | -Беседа моя семья -Рассматривание фотографий родных - Чтение В.Сухомлинского « Моя мама пахнет хлебом» - Рисование в подарок своим близким |
« Рождество Пресвятой Богородицы» | Дать детям доступные представления о Земной жизни Пресвятой Богородицы, воспитывать у детей, почитание, нежность, заботу к своей маме | - Рассказ воспитателя о празднике - Рассмотреть с детьми храм « Рождество Пресвятой Богородицы» в Свято Пафнутьевском Боровском монастыре - Просмотр мультфильма « Мама-цапля»( Cказка о болотной цапле, которая становится заботливой мамой потерянным детенышам других животных) | |
Народная игрушка « Матрешка» | Познакомить с русской народной игрушкой матрешкой как символом русского народного искусства. | - Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, раскрашивание матрешки | |
II Блок « Храм –общий дом» | |||
Октябрь | Церковь- дом Божий | Познакомить детей с храмом, его духовном и культурном значении | - Беседа « Как вести себя в храме» - Виртуальная экскурсия в храм - Заучивание стихотворения В.А.Бородиной « Дорога к храму» -Раскрашивание храма |
« Динь-дон. Ты слышишь , как звонят колокола на церковной звоннице?» | Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре. | - Рассказ воспитателя о истории происхождения колоколов на Руси - Слушание колокольного звона - Пластилинография « Колокол» | |
« Крест» | Ознакомление детей с понятием крест, его значением в жизни православных верующих. | - Показ фотографий и изображений купольных завершений православных храмов с крестами, изображение крестов, изображение священника с нагрудным крестом и благословляющий верующих крестом, рассказ о почитании креста. - Чтение стихотворения « Крест нательный» - Раскрашивание креста | |
«Икона» | Дать первые понятия о том, что такое икона | - Знакомство с понятием икона - Рассматривание икон - Раскрашивание иконы | |
III Блок « Россия –Родина моя» | |||
Ноябрь | «Мой дом» | Закрепить у детей знания о понятии «Дом». | - Беседа с детьми о своем доме, квартире, комнате - Просмотр мультфильма « Теремок» - Рисование дома |
« Где мы живем» | Формирование любви к малой Родине | - Просмотр презентации с видами малой родины, наблюдение из окна, беседа | |
Наша родина -Россия | Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине | -Рассматривание энциклопедии « Моя Родина-Россия» - Виртуальная экскурсия на Красную Площадь - Знакомство с гимном России | |
« Православные праздники» | Познакомить детей с православными праздниками с их обычаями ,традициями. | Рассказ воспитателя о православных праздниках, традициях и обычаях связанных с ними. - Рассматривание книжных иллюстраций - Беседа « Как я поздравляю с праздником» | |
IV Блок « Рождество Христово» | |||
Декабрь | « Ангел мой, будь со мной — ты впереди, а я за тобой» | Показать детям , что у каждого из них есть духовный страж, который оберегает его от любого зла | - Рассказ воспитателя об ангеле хранителе - Рассматривание ангела( картин, фигурок) - Заучивание стихотворения В.А.Бородиной « Ангел хранитель» - Прослушивание песни « Ангел мой хранитель» - Творческое задание( ангел из бумаги) |
« Рождение младенца Христа» | Дать знания о празднике Рождества Христова. | - Рассказ воспитателя о празднике Рождество - Рассматривание иконы « Рождество Христово» -Чтение стихотворения В.Афанасьева « Рождество» | |
« Свет Вифлеемской звезды» | Закрепление знаний о событиях Рождества Христова | -Просмотр презентации « Рождество Христово» - Прослушивание песни « Рождество» - Раскрашивание Рождественской звезды | |
« На пороге Рождество» | Познакомить с народными традициями и обычаями на праздник Рождество | - Просмотр мультфильма « Рождество Христово - Разучивание с детьми колядки - Раскрашивание Рождественской Елочки | |
V Блок « Крещение Господне» | |||
Январь | Праздничное мероприятие « Рождество Христово» | ||
« Крещение Господне» | Познакомить с историей возникновения праздника Крещение Господне | - Рассказ воспитателя о празднике Крещение Господне - Рассматривание иконы « Крещение Господне» - Творческое задание | |
« Русский самовар и чаепитие на Руси» | Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и знгачение для русского народа | - Беседа с детьми « Кто любит чай в семье? - Д.И. Разрезные картинки « Собири самовар, чашку,блюдце и т.д - лепка из пластилина пряников, сушек | |
VI Блок « Русские Богатыри-защитники Отечества» | |||
Февраль | Кто в семье главный? | Формировать у детей целостное представление образа отца –главы семьи, играющей большую роль в жизни каждого человека | - Чтение и обсуждение рассказа « Отец» - Просмотр мультфильма « Высокая горка» - Рисуем портрет папы |
« Богатыри» | Познакомить детей с понятием « Русский богатырь» | - Беседа с детьми на тему: « Богатыри» - Познакомить с картиной В.М.Васнецова « Богатыри» -Просмотр мультфильма « Илья Муромец пролог» - Раскрашивание богатыря | |
« Солдатушки, бравы ребятушки» | Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества. | - Беседа с детьми о празднике 23 февраля - Просмотр мультфильма « Сказка о солдате» - Пластилинография « Танк» | |
« Дружба» | Способствовать пониманию таких нравственно-эстетических категорий и качеств как дружба, согласие | - Чтение и обсуждение сказки « Зимовье зверей» - Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского « Времена года- Январь» - Лепка животных | |
VII Блок « Пришла масленица-готовимся к посту» | |||
Март | « Стоит мост на семь верст» | Познакомить детей с методическим пособием « Мост на семь верст» | - Чтение и обсуждение рассказа « Мост на семь верст» - Строительство моста ( кубики, лего) |
« При солнышке- тепло ,а при матушке-добро» | Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, гуманного отношения к родным людям, особенно маме. | - Беседа о маме с включением пословиц и поговорок - Самостоятельный рассказ « Какая моя мама» -Рисование портрета мамы | |
Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с Масленицей. | - Рассказ воспитателя о традициях празднования Масленицы на Руси - Обсуждение пословиц и поговорок о Масленице. - Просмотр мультфильма "Ишь ты, Масленица!". | |
« Весна ,весна-поди сюда» | Прививать любовь к родной природе, к родной стране, развивать патриотические чувства у детей к стране, в которой живешь. | - Рассказ воспитателя о старинных обычаях встрече весны - Загадывание загадок о весне - Заучивание закличек о весне | |
VIII Блок « Подготовка к Пасхе» | |||
Апрель | «Чудо из Чудес-Благовещение с небес» | Познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением праздника Благовещение; | - Рассказ воспитателя о традициях русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение; - Аппликация « Птица» |
« Празднование церковных праздников- Пасха» | Формировать элементарные представления о празднике Пасха. | - Рассказ воспитателя о православных праздниках- Пасха - Просмотр презентации о Пасхе - Аппликация « Пасхальное яйцо» | |
Послушание | Донести до детей идею, что старшие люди (родственники) могут помочь советом, уберечь от беды. | - Беседа с детьми о послушании - Просмотр мультфильма « Непослушный котенок» - Разучивание стихотворения « Секрет» В.Орлов | |
Праздничное мероприятие « Пасха» | |||
IX Блок « Светлая седмица» | |||
Май | « Ежели вы вежливы» | Воспитывать доброжелательность, желание быть вежливым, воспитанным. | - Беседа с детьми « Все начинается со слова –Здравствуйте -Чтение С.Маршак « Урок вежливости» - Просмотр мультфильма « Просто так» |
« Учимся уважать старших» | Создать условия для формирования у дошкольников почтительного и уважительного отношения к старшим | - Беседа с детьми « Кто такие люди старшего покаления» - Познакомить с пословицами в устном народном творчестве об уважении к старшим - Чтение « Как ослик Алфавит учился уважать старших» | |
« Моя березовая Русь» | Познакомить детей с традициями народных гуляний во время весенних святок ( прощание с весной , встреча лета) | - Рассказ воспитателя о празднике Троица - Разучивание хороводов - Плетение венка | |
Мониторинг |
Перспективный план работы с родителями на 2022-2023 год
Месяц | Тема | Цели | Ответственные |
Сентябрь | Анкетирование Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду и дома. | Готовность родителей к взаимодействию с детским садом в работе по духовно-нравственному воспитанию
| Ст. воспитатель Воспитатели |
Октябрь | Консультация « Доброе слово» | Познание добра для ребенка через доброе слово, дело | Воспитатели |
Ноябрь | Родительский клуб « Мама-начало всех начал» | 1.Роль матери в жизни каждого человека. 2.Воспитание любви и уважения к женщине –матери закладывается с детства. 3.Организовать досуг с участием родителей и детей (поздравление с днём матери) | Творческая группа |
Декабрь | Соотворчество детей и родителей Участие в муниципальном, районном конкурсе поделок « Рождество Христово» | 1..Изготовление поделок на конкурс совместно с детьми. 2.Украшение группы к празднованию Нового года. | Творческая группа |
Январь | Устный журнал Роль семьи в духовно нравственном воспитании ребёнка. | 1.Формирование способности понимать чувства других людей. 2. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким | Воспитатели |
Февраль | Консультация Роль отца в воспитании детей в семье | Отцовство - воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, воспитывать сердцем доброе и нести добро другим. Развитие взаимодействия детей и отцов. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Март | Родительские встречи Наши мамы и бабушки самые добрые на свете» | Поздравление мам и бабушек с женским днём 8 марта. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Апрель | Устный журнал «Добрая книга» (воспитание духовности и нравственности средствами художественной литературы) | 1. Способы воспитание у детей интереса, любви, бережного отношения к книге. 2. Развитие умения слышать друг друга. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Май | Круглый стол | Подведение итогов совместной работы детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Перспективный план работы с педагогами на 2022-2023 год
Месяц | Тема | Ответственные |
Сентябрь | Круглый стол. Тема: «Рождество Пресвятой Богородицы» | Ст. воспитатель Воспитатели |
Октябрь | Копилка педагогического мастерства. Традиции и приметы праздника « Покров Пресвятой Богородицы» | Воспитатели |
Ноябрь | Консультации для педагогов. « Казанская Икона Божией Матери» | Воспитатели |
Декабрь | Мастер-класс. На пороге Рождество. | Творческая группа |
Январь | Копилка педагогического мастерства.Рождество Христово. | Воспитатели |
Февраль | Круглый стол .Сретение Господне. | Ст. воспитательВоспитатели |
Март | Консультации для педагогов. Православный взгляд на празднования Масленицы. | Воспитатели |
Апрель | Мастер –класс. Пасхальная поделка. | Творческая группа |
Май | Круглый стол. Светлая седьмица. | Ст.воспитатель Воспитатели |
Перспективный план работы с социумом на 2022-2023 год
Месяц | Тема занятия | Ответственные |
Сентябрь
| Посещение Свято-Пафнутьев Боровского монастыря Знакомство детей с храмом « Рождество Пресвятой Богородицы | Ст. воспитатель Воспитатели |
Октябрь | Посещение храма Николая Чудотворца ул. Русиново. Познакомить детей с иконой, колоколом, крестом | Ст. воспитатель Воспитатели |
Ноябрь | Знакомство с родным краем (Наша улица) Экскурсия по улице Русиново | Ст. воспитатель Воспитатели |
Декабрь
| Посещение библиотеки ул Русиново. Рассказ Библиотекаря о рождестве | Ст. воспитатель Воспитатели |
Январь
| Приглашение гостей из Воскресной школы. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Февраль
| Посещение библиотеки ул Русиново. Рассказ библиотекаря о богатырях. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Март | Посещение Свято-Пафнутьев Боровского монастыря. | Творческая группа |
Апрель
| Посещение памятника ул Русиново | Воспитатели |
Май | Праздничное Пасхальное занятие по отдельному сценарию с приглашением гостей из ноосферной школы | Творческая группа |
В течении года | ЦСПСИД Гармония г.Ермолино Православный центр милосердия и культуры им Л.Киселевой Музейно-выстовочный центр г.Боровск | Творческая группа Воспитатели |
Районные показательные мероприятия в 2022-2023 году
1. | Использование инновационных образовательных технологий в духовно-нравственном воспитании детей | Семинар с коллективным просмотром | 15 ноября 2022 год 10-00 |
2. | Формирование духовно-нравственных качеств через нетрадиционные техники | Мастер-класс | 19 января 2023 год 10-00 |
3. | Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки | Семинар-практикум с открытым просмотром | 24 марта 2023 год 10-00 |
4. | Использование современных технологий в духовно-нравственном воспитании детей | Круглый стол | 21 апреля 2023 год 10-00 |
Второй этап 2023-2024 год
- Создать педагогические условия для формирования духовно-нравственных компетенций воспитанников и получения ими комплекса знаний об истории, культуре и традициях своего народа.
- Совершенствовать мастерство педагогических работников через создание системы методической работы.
- Совершенствовать и обогащать материально-техническую базу ДОУ.
- Продолжать организовать взаимодействие с социокультурными учреждениями.
- Обогащать педагогический процесс через внедрение знаний об истории, культуре, традициях своего народа в специально-организованную деятельность детей.
- Обогащать и совершенствовать предметно-развивающую среду, способствующую формированию духовно-нравственной и толерантной осведомленности.
- Продолжать внедрять комплексно-целевую программу в педагогический процесс детского сада.
- Выстраивать систему духовно-нравственного воспитания детей с учетом взаимосвязанности задач.
Перспективный план работы с детьми на 2023-2024 год
Месяц | Тема | Цель | Виды деятельности |
I Блок « Рождество Пресвятой Богородицы» | |||
Сентябрь | « Славяне-наши предки» | Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. | -Просмотр презентации « Жизнь древних славян» - Чтение отрывка стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история» - Разучивание пословиц и поговорок, народных игр. |
«Милости просим, гости дорогие» | Знакомство детей с избой, ее убранством | - Виртуальная экскурсия в музей –комнату крестьянского быта - Отгадывание загадок - Заучивание песен и потешек | |
« Рождество Пресвятой Богородицы -прообраз женщины матери» | Развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека с Пресвятой Богородицей | - Чтение рассказа «Самое дорогое» Светлана Усачёв - Знакомство с иконой « Рождество пресвятой Богородицы» - Прослушивание песни « Богородица» сл И.Языковой, муз.Ю.Пастернака | |
II Блок « Храм –общий дом» | |||
Октябрь | «Храм – общий дом» | Формирование представлений у детей о храме | - Беседа «Для чего они нужны храмы, что в них делают (чем отличается храм от обычного дома, правила поведения в храме) - Рассматривание иллюстраций с видами разных храмов -Рисование храма |
« Внешнее устройство храма» | Закрепить знания детей о храмовой архитектуре, активизировать историко-культурный словарь | - Рассказ воспитателя о внешнем устройстве храма с просмотром презентации - Творческое задание: Православный храм ( соедини точки линиями. Что у тебя получилось?) рабочая тетрадь стр 23 | |
«Внутреннее устроение храма» | Дать представление о расположении и назначении главных частей храма (иконостас, царские ворота, главные иконы храма, алтарь – святое место | - Рассказ воспитателя о внутреннем устройстве храма - Чтение стихотворения Е. Санина о храме и его устройстве - Дидактическая игра «Мы в храме или около него». - Повторение стихотворения В.А.Бородиной « Дорога к храму» | |
«День празднования Казанской иконы Божией Матери» | Дать представление о празднике Казанской иконы Божьей Матери | - Рассказ воспитателя о истории праздника - Просмотр Презентации - Чтение Стихотворения « У иконы Богородицы» В.А.Бородина | |
III Блок « Россия –Родина моя» | |||
Ноябрь | « Россия-Родина моя» | Развивать у детей интерес к истории и традициям своей страны | - Беседа с детьми о России, ее символике, достопимечательностях - Дидактическая игра « Символы России» - Рисование флага, герба |
« Милая Родина» | Формирование патриотических чувст на основе беседы о родном крае | - Просмотр презентации с ознакомлением детей с Боровском, гербом Бороска - Чтение стихотворения В.Прокошина « Боровск» - Творческое задание « Рисуем свой дом» | |
« Моя улица» | Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к своей улице, родному городу | -Беседа с детьми о домашнем адресе, познакомить с гербом Ермолино - Просмотр презентации « Моя родная улица - Творческое задание: рисование любимой улице | |
« Русский народный костюм» | Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. | - Виртуальная экскурсия в музей русского народного костюм- - Чтение произведения К.Ушинского « Как рубашка в поле выросла» - Творческое задание: раскрашивание национального костюма | |
IV Блок « Рождество Христово» | |||
Декабрь | « Введение во храм Пресвятой Богородицы» | Формирование духовно-нравственных качеств воспитанников через ознакомление с православным праздником Введение во храм Пресвятой Богородицы. | - Рассказ воспитателя о послушании - Знакомство с иконой « Введение во храм Пресвятой Богородицы» - Просмотр сказки « Гуси-лебеди» ( настольный театр) - Дидактическая игра « Хорошо-плохо» |
« Что за праздник –святки? » | Познакомить детей с тем , как праздновали 12 дней от Рождества христова до Крещения в дохристианской Руси | - Рассказ воспитателя о христианском празднике и временах язычества, традициях - Разучивание и обыгрывание колядок - Дидактическая игра «Теневое лото- Рождество» | |
« Новый год у ворот» | Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать делать заключения | -Просмотр презентации « Новый год на Руси - Отгадывание загадок - Творческое задание: Аппликация-новогодняя ёлочка | |
« Что такое- Рождество» | Формировать у детей понятия о милосердии, доброте. Познакомить детей с доступной их пониманию Священной Историей (Рождество Иисуса Христа) | - Вспомнитьс детьми историю возникновения Рождества - Разучивание стихотворения В.А.Бородиной «Что такое Рождество» - Творческое задание: Соедини точки. Что получилось? ( рабочая тетрадь стр 27) | |
V Блок « Крещение Господне» | |||
Январь | Праздничное мероприятие « Рождество Христово» | ||
« Народный праздник Крещение» | Познакомить детей с происхождением праздника Крещения. | - Беседы с детьми о празднике, рассказ воспитателя - Фильм «Мульткалендарь Крещение Господне» - Творческое задание | |
« Ходит сон близ окон» | Познакомить детей с жанром колыбельной песни . Учить детей петь эти песни. | - Рассматривание иллюстраций, разучивание колыбельных песен - Просмотр мультфильма Умка - Творческое задание | |
VI Блок « Русские Богатыри-защитники Отечества» | |||
Февраль | « Рыцарское отношение к девочкам» | Формировать положительные моральные качества | - Беседа « Ккими должны быть настоящие мужчины» - Знакомство с понятием слова-рыцарь - Рассматривание иллюстраций и придумывание по ним небольших рассказов |
« Военные профессии» | Знакомство детей с родами войск, военными профессиями | - Беседы и рассматривание иллюстраций о военной технике, о военных профессиях - Чтение А.Барто « На заставе» -Отгадывание загадок о военных профессиях
| |
« Масленицу встречаем-зиму провожаем » | Знакомство детей с народными праздниками и традициями их празднования | - Просмотр презентации « Широкая маслница - Знакомство с русскими народными играми - Заучивание стихотворения «Масленица», заклички - Творческое задание: Рисование « Ой блины,блины, блины» | |
« Стоит мост на семь верст» | Познакомить детей с методическим пособием « Мост на семь верст» | - Чтение и обсуждение рассказа « Мост на семь верст» - Творческое задание: Аппликация « Мост»
| |
VII Блок « Пришла масленица-готовимся к посту» | |||
Март | « Весну красную встречаем» | Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны | - Беседа о наступающей весн - Прослушивание П.И.Чайковского « Времена года» - Заучивание весенних закличек |
«Нет милее дружка, чем родимая матушка».
| Показать значение в жизни самого главного человека-Матери | - Рассматривание иллюстраций о маме, семейных фотографий - Изучение пословиц и поговорок о маме - Творческое задание: Изготовление куклы скрутки | |
« Герасим грачевник» | Продолжать развивать интерес к народным праздникам. | - Беседа с детьми о возвращении в родные края первых весенних птиц - Разучивание пословиц, поговорок | |
« Народные промыслы» | Дать общее представление о народных промыслах России. | - Просмотр мультфильма « Приключение петрушки.Гжель» -Творческое занятие: Рисование « Это чудо-Гжель» | |
VIII Блок « Подготовка к Пасхе» | |||
Апрель | «Благовещенье-птиц на волю отпущенье» | Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщат детей к духовному наследию русского народа | - Рассказ воспитателя о обычаях праздника - Просмотр презентации - Изготовление птиц из бумаги( способом Оригами) |
« Вербное воскресенье» | Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями праздника | - Рассказ воспитателя о православных праздниках- Вербное Воскресенье - Просмотр презентации о Пасхе - Разучивание стихотворения В.А.Бородиой « Чистый четверг» - Творческое задание: Аппликация « Веточка вербы» | |
«Светлый праздник Пасха» | Дать детям представления о том, что есть церковный праздник – Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. | - Просмотр с детьми мультфильма из серии « Моя первая Бблия- Пасха» - Беседа по увиденному - Знакомство с народными играми на Пасху - Творческое задание: Роспись заготовок яичек | |
Праздничное мероприятие « Пасха» | |||
IX Блок « Светлая седмица» | |||
Май | « Человек жив до тех пор, пока про него помнят» | Воспитывать чувство гордости за защитников своего отечества | - Беседа о празднике Победа - Экскурсия к памятнику Рассматривание фотографий из семейного альбома - Творческое задание : Открытка Ветерану |
« Гордость» | Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников. | - Просмотр сказки о горделивом петушке ( настольный театр) - Беседа по сказке - Творческое задание: Лепка « Петушок» | |
« Жадность и щедрость» | Познакомить дошкольников с ценностью щедрости и понятием « жадности» | - Рассказ воспитателя о жадности и щедрости - Просмотр мультфильма « Два жадных медвежонка» -обсуждение - Творческое задание: Пластилинограффия « Медвежонок» | |
Мониторинг |
Перспективный план работы с родителями на 2023-2024 год
Месяц | Тема | Цели | Ответственные |
Сентябрь | Анкетирование Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду и дома. | Готовность родителей к взаимодействию с детским садом в работе по духовно-нравственному воспитанию
| Ст. воспитатель Воспитатели |
Октябрь | Консультация « Дружная семья» | Принципы материнской и отеческой любви | Воспитатели |
Ноябрь | Родительский клуб « В добрый путь» | Добрый пример и похвала родителей – основание доброго опыта, который ребенок понесет по жизни
| Творческая группа |
Декабрь | Сотворчество детей и родителей Участие в муниципальном, районном конкурсе поделок « Рождество Христово» | 1.Изготовление поделок на конкурс совместно с детьми. 2.Украшение группы к празднованию Нового года. | Творческая группа |
Январь | Анкетирование Взаимодействие ДОУ и семье по реализации программы « Культура и творчество в детском саду» | Оценка родителями своего отношения к совместн6ой работе ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей | Воспитатели |
Февраль | Консультация Роль отца в воспитании детей в семье | Развитие взаимодействия детей и отцов. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Март | Родительские встречи Наши мамы и бабушки самые добрые на свете» | Поздравление мам и бабушек с женским днём 8 марта. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Апрель | Устный журнал «Семейные традиции» | Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». | Ст. воспитатель Воспитатели |
Май | Круглый стол | Подведение итогов совместной работы детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Перспективный план работы с педагогами на 2023-2024 год
Месяц | Тема | Ответственные |
Сентябрь | Консультация « Духовно нравственное развитие дошкольников» | Ст. воспитатель Воспитатели |
Октябрь | Семинар «Мнемотехника в духовно-нравственном воспитании дошкольников». | Воспитатели Учитель-логопед Нейропсихолог |
Ноябрь | Оформление выставки методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников | Ст. воспитатель |
Декабрь | Семинар практикум. Мастер-класс. На пороге Рождество. | Творческая группа |
Январь | Копилка педагогического мастерства. |
Творческая группа |
Февраль | Изготовление буклетов, памяток: «Семейные традиции» | Ст. воспитатель Воспитатели |
Март | Конкурс «Своя игра «Знатоки русско-православных традиций» среди педагогов | Ст. воспитатель Творческая группа |
Апрель | Мастер –класс. Пасхальная поделка. | Творческая группа |
Май | Картотека русско-народных игр | Ст.воспитатель Воспитатели |
Перспективный план работы с социумом на 2023-2024 год
Месяц | Тема занятия | Ответственные |
Сентябрь
| Посещение библиотеки ул Русиново. Рассказ библиотекаря о предках наших - Славян | Ст. воспитатель Воспитатели |
Октябрь | Посещение храма Николая Чудотворца ул. Русиново. Познакомить детей с внутренним и внешним строением храма | Ст. воспитатель Воспитатели |
Ноябрь | Знакомство с родным краем (Наш город Боровск) Экскурсия в музей К.Э.Циолковского | Ст. воспитатель Воспитатели |
Декабрь
| Посещение библиотеки ул Русиново. Рассказ Библиотекаря о Рождестве и Святках | Ст. воспитатель Воспитатели |
Январь | Приглашение гостей из Воскресной школы. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Февраль
| Посещение библиотеки ул Русиново. Рассказ библиотекаря о военных профессиях. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Март | Посещение Свято-Пафнутьев Боровского монастыря. Наблюдение за Грачами, первыми вестниками весны | Творческая группа |
Апрель
| Праздничное Пасхальное занятие по отдельному сценарию с приглашением гостей из ноосферной школы | Воспитатели |
Май | Посещение памятника ул Русиново | Творческая группа |
В течении года | ЦСПСИД Гармония г.Ермолино Православный центр милосердия и культуры им Л.Киселевой Музейно-выстовочный центр г.Боровск | Творческая группа Воспитатели |
Районные показательные мероприятия в 2024-2025 году
1. | Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к православным праздникам | Семинар-практикум | Октябрь 2023 год |
2. | Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания детей | Мастер-класс | Декабрь 2023 год |
3. | Использование ИКТ-технологий в направлении духовно-нравственного воспитания дошкольников | Круглый стол | Февраль 2024 год |
4. | « Приобщение детей к традиционной народной культуре» | Семинар с просмотром театрализованной сказки | Апрель 2024 год |
Третий этап 2024-2025 год
- Представить результаты реализации комплексно-целевой программы педагогической общественности.
- Продолжать работу, способствующую повышению качества образовательного процесса через поиск новых идей и механизмов
Перспективный план работы с детьми на 2024-2025 год
Месяц | Тема | Цель | Виды деятельности |
I Блок « Рождество Пресвятой Богородицы» | |||
Сентябрь | « День знаний» | Уточнить и расширить знания детей о празднике 1 сентября. Развивать познавательный интерес к школе, книгам. Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться. | - Беседа с детьми о профессии учитель - Просмотр презентации - Отгадывание загадок -Чтение В.А.Бородиной « Осень» - Творческое задание ( рисование : пейзаж: листопад и осенний ковер из листьев) |
Праздники круглый год «Рождество Пресвятой Богородицы » | Познакомить детей с событиями Рождества Пресвятой Богородицы. | - Чтение «Рождество П.Б» А.В. Бородиной - Рассматривание иллюстраций ( книга серия « Праздники») - Творческое задание : Задание 1 ( серия книг « Интересно устроен мир») | |
«Дерево добра» | Познакомить детей с правилами жизни, с детством преподобного Сергия Радонежского; формирование понимания милосердия и трудолюбия в повседневной жизни; воспитывать любовь к людям. | - Рассказ воспитателя о преподобном Сергии Радонежском - Рассматривание иллюстраций по теме - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» | |
II Блок « Храм –общий дом» | |||
Октябрь | «О храме»
| Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры | - Рассматривание. внешнего и внутреннего убранства храма - Чтение «Я пойду сегодня в храм. А.В Бородина - Слушание фрагмента пьесы П.И.Чайковского «В церкви - Творческое задание : Рисование « Храм» |
«Храмы и монастыри- нашего края» | Познакомить детей с монастырями и храмами нашего края | - Просмотр презентации - Беседа о монастырях, их назначении и роли монахов - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» | |
Праздники круглый год «Покров Пресвятой Богородицы » | Формирование духовно-нравственной культуры дошкольника на основе отечественных и православных традиций | - Рассказ воспитателя о празднике « Покров Пресвятой Богородицы» - Рассматривание иллюстраций ( книга серия « Праздники») - Заучивание наизусть Н.В. Гоголь «К Тебе о Матерь Пресвятая». | |
«День празднования Казанской иконы Божией Матери» | Дать представление о православном празднике Казанской иконы Божией Матери и о государственном празднике «День народного единства» | -Рассказ воспитателя о двух праздниках: « Казанская икона Б.М.», « День народного единства» -Рассказ воспитателя о Минине и Пожарском – полководцах нашей Родины -Творческое задание : Задание 3 ( серия книг « Интересно устроен мир») | |
III Блок « Россия –Родина моя» | |||
Ноябрь | «Прекрасная наша Москва» | Закрепление знаний о столице нашей Родины и ее достопримечательностей | - Виртуальная экскурсия на Красную Площадь - Заучивание «В центре столицы» А.В. Бородина - Творческое задание : Рисование «Москва в разное время года» |
«Государственные символы » | Познакомить детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном | - Рассказ воспитателя о символах Росси - Прослушивание аудиозаписи с гимном России - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» | |
« Малая Родина-что мы знаем о ней» | Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к своей Родине, родному краю, городу | -Беседа с детьми о родном городе, крае, познакомить с гербом Калуги - Просмотр презентации « Мой край - Творческое задание: рисование герба | |
«Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь » | Формировать представления о доброте и любви к ближнему; развивать и расширять смысл пословицы «При солнышке тепло, при матери добро», воспитывать послушание и любовь к ближнему. | - Беседа о любви к ближнему - Чтение стихотворения о мамах -Объясните значение пословицы «При солнышке тепло, при матери добро». - Творческое задание : Подарок маме | |
IV Блок « Рождество Христово» | |||
Декабрь | Праздники круглый год « Введение во храм Пресвятой Богородицы» | Формирование духовно-нравственных качеств воспитанников через ознакомление с православным праздником Введение во храм Пресвятой Богородицы. | - Чтение А.В. Бородина «Введение во храм ПБ», рассматривание иллюстраций ( книга серия « Праздники»), иконы - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» |
« Николай Чудотворец » | Формировать представление о Николае Чудотворце, как прототип Деда Мороза | - Просмотр презентации « День Святого Николая» - Беседа с детьми о значимости праздника для христиан и для чего необходимо соблюдать традиции праздника православному человеку. - Творческое задание : Задание 4 ( серия книг « Интересно устроен мир») | |
«Кто создает культуру» | Формировать у детей представления о человеке, как творце и носителе культуры | - Рассматривание книг, беседа о труде священника, писателей, поэтов, художников, архитекторов - Рассматривание картин великих художников, икон - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» | |
Праздники круглый год «Рождество Христово» | Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности. | - Чтение А. В. Бородиной «Рождество Христово», беседа по прочитанному. - Рассматривание иллюстраций( книга серия « Праздники»), заучивание стихотворений - Творческое задание: Изготовление подарков к празднику | |
V Блок « Крещение Господне» | |||
Январь | Праздничное мероприятие « Рождество Христово» | ||
Праздники круглый год « Крещение Господне» | Создать условия для формирования у детей целостного представления об одном из главных христианских праздников – Крещения Господне, традициях и обычаях этого праздника | - Чтение А. В. Бородиной «Крещение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций(книга серия « Праздники») - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» | |
«Как сохранить дружбу?» | Показать, что дружба рождается в ответ на бодрые дела и чувства; воспитывать доброжелательное уважение друг к другу, развивать внимательное отношение к ближним. | - Беседа о дружбе - Чтение и анализ стихотворения « Дедушка» - Пословицы и поговорки о дружбе - Просмотр мультфильма « Старая игрушка» - Творческое задание: Задание 6 ( серия книг « Интересно устроен мир») | |
VI Блок « Русские Богатыри-защитники Отечества» | |||
Февраль | « Защитники Родины» | Расширять знания детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества. | - Беседа с просмотром видеофильма «Служба солдат в армии» - Толкование пословиц и поговорок о воинской службе - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» |
Праздники круглый год « Сретение Господне» | Познакомить детей с праздником православного календаря - событиями и смыслом Сретения Господня. | - Чтение А. В. Бородиной «Сретение Господне», беседа по прочитанному - Рассматривание иллюстраций (книга серия « Праздники») - Творческое задание: Задание 7 ( серия книг « Интересно устроен мир») | |
« Стоит мост на семь верст» | Внесение методического пособия « Мост на семь верст» | - Чтение и обсуждение рассказа « Мост на семь верст» - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы»
| |
« Широкая масленица» | Познакомить детей с масленой неделей, готовящей к Великому посту; формировать представления о посте, как времени подготовки в Пасхе. Воспитывать послушание, искренность, честность. Развивать желание готовиться к православным праздникам. | - Рассказ воспитателя о масленице как неделе, подготавливающей к Посту - Слушание фрагмента « Масленица» - Чтение и анализ стихотворения «Прости» А.Алесеева - Творческое задание: Пластилинография « Масленица» | |
VII Блок « Пришла масленица-готовимся к посту» | |||
Март | «Семья как ценность» | Обобщить и закрепить знания детей о семье, формировать правильное представление о семье, трудовых обязанностях ее членов, познакомить с одной из главных заповедей Божьих: « Чти отца своего и мать» | - Познакомить детей с одной из заповедях Божьих: « Чти отца своего и мать» - Выразительное чтение В.А. Бородиной «Мама», «Утро», «Папа» - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» |
«Святые земли Калужской»
| Познакомить детей с Калужскими чудотворцами | - Просмотр презентации « Чудотворцы-земли Калужской» - Житие преподобного Пафнутия Боровского - Творческое задание: Задание 7-март ( серия книг « Интересно устроен мир») | |
« Гордость» | Познакомить детей с понятием « Гордость» , совершенствовать навыки культуры общения через коллективное творческое дело, воспитывать такие качества , как гордость за свои поступки. | - Сказка о горделивом петушке ( театрализованное представление) - Обсуждение увиденного - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» | |
« На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны. Благовещение Пресвятой Богородицы». | Познакомить детей с событиями Благовещения Пресвятой Богородицы; формировать представление о народных традициях; воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам; развивать наблюдательность и навыки ручного труда. | - Чтение и анализ стихотворения Иванова Благовещение» - Рассказ воспитателя о событиях праздника - Слушание С.В.Рахманинова «Богородица Дева , радуйся - Народные традиции праздника - Чтение стихотворения А.С.Пушкина « На волю птичку выпускаю» -Творческое задание: Лепка птицы из пластилина | |
VIII Блок « Подготовка к Пасхе» | |||
Апрель | «Вербное воскресение» | Познакомить детей с историей праздника, народными традициями; воспитывать радостное ожидание праздника Пасхи; развивать интерес к народным традициям. | - Чтение и анализ стихотворения А. Блока «Вербочки - Рассказ о Вербном воскресении. - Слушание музыки П.И. Чайковского «Благословен Грядый во имя Господня - Творческое задание: работа с раскраской |
«Подготовка к празднованию Пасхи» | Формировать представления о Страстной неделе, её событиях и о Воскресении Христа; воспитывать любовь к Господу; развивать и поддерживать сопереживание страдающему за грехи людей Христу. | - Беседа о Страстной неделе - Рассматривание картины В.М. Васнецова «Распятие». - Творческое задание: Аппликация « Пасхальное яйцо» | |
Праздники круглый год «Праздник праздников. Торжество торжеств». | Познакомить детей с событиями Воскресения Христова; приобщать детей к традициям пасхальных поздравлений; развивать заботу о родных и близких. | - Чтение А. В. Бородиной «Светлый праздник Пасха», беседа по прочитанному - Рассматривание иллюстраций (книга серия « Праздники») - Заучивание стихотворения И.Рутенина ( Поселились птицы в гнездах) - Игра « Ты катись катись яичко» | |
Праздничное мероприятие « Пасха» | |||
IX Блок « Светлая седмица» | |||
Май | « День победы» | Воспитывать детей в нравственно- патриотическом духе; закреплять их знания о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны. | - Беседа о празднике Победа - Экскурсия к памятнику - Творческое задание : Открытка Ветерану |
«Чудеса в сказках и в жизни». | Познакомить детей с чудесами сказочными, с библейскими чудесами; воспитывать доброту, отзывчивость; развивать память, мышление. | - Беседа с детьми о чудесах - Рассказ о Божиих чудесах - Творческое задание : Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах» Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы» | |
« День славянской письменности и культуры» | Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям | - Рассказ воспитателя о о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности - Познакомить детей со старославянским алфавитом - Творческое задание: Раскрашивание старославянских букв | |
Мониторинг |
Перспективный план работы с родителями на 2024-2025 год
Месяц | Тема | Цели | Ответственные |
Сентябрь | Анкетирование Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду и дома. | Готовность родителей к взаимодействию с работе по духовно-нравственному детским садом в воспитанию
| Ст. воспитатель Воспитатели |
Октябрь | Устный журнал « Семейный очаг» | Провести тренинг навыков нравственного отношения в семье и адекватной оценки себя и других. | Воспитатели |
Ноябрь | Родительские встречи « Мы одна семья» | Организация досугового мероприятия с участием детей и родителей с целью объединения коллектива для дальнейшей совместной работы | Творческая группа |
Декабрь | Сотворчество детей и родителей Участие в муниципальном, районном конкурсе поделок « Рождество Христово» | 1 Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком. 2.Украшение группы к празднованию Нового года. | Творческая группа |
Январь | Круглый стол «Что ребенок хочет сказать мне своим поведением» | Обсудить с родителями проблему с точки зрения взрослых , «плохого» поведения детей | Воспитатели |
Февраль | Консультация Роль отца в воспитании детей в семье | Отцовство - воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, воспитывать сердцем доброе и нести добро другим. Развитие взаимодействия детей и отцов. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Март | Родительские встречи Наши мамы и бабушки самые добрые на свете» | Поздравление мам и бабушек с женским днём 8 марта. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Апрель | Опросник « Какую роль в воспитании ребенка вы отводите книге?» | Выявить отношения родителей к вопросам воспитания детей с помощью книги | Ст. воспитатель Воспитатели |
Май | Круглый стол | Подведение итогов совместной работы детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию детей. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Перспективный план работы с педагогами на 2024-2025год
Месяц | Тема | Ответственные |
Сентябрь | Консультация « Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей» | Ст. воспитатель Воспитатели |
Октябрь | Копилка педагогического мастерства «Добрый ангел» | Воспитатели |
Ноябрь | Консультации для педагогов. «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности». | Воспитатели |
Декабрь | Мастер-класс « Народные подвижные игры» | Творческая группа |
Январь | Копилка педагогического мастерства « Добрый ангел» | Воспитатели |
Февраль | Семинар « Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания детей» | Ст. воспитатель Воспитатели |
Март | Консультации для педагогов « Духовно нравственное воспитание детей посредством сказки» | Воспитатели |
Апрель | Консультация « Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников через ознакомление с народными праздниками» | Творческая группа |
Май | Круглый стол. | Ст.воспитатель Воспитатели |
Перспективный план работы с социумом на 2023-2024 год
Месяц | Тема занятия | Ответственные |
Сентябрь
| Посещение Ноосферной школы Знакомство детей с школой. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Октябрь | Посещение храма Николая Чудотворца ул. Русиново. Закрепить знания детей о архитектуре храма. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Ноябрь | Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря о символах России. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Декабрь
| Посещение храма Николая Чудотворца ул. Русиново. Знакомство с святым Николаем Чудотворцем. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Январь
| Посещение Воскресной школы.
| Ст. воспитатель Воспитатели |
Февраль
| Посещение библиотеки ул Русиново. Рассказ библиотекаря о защитниках Отечества. | Ст. воспитатель Воспитатели |
Март | Посещение Свято-Пафнутьев Боровского монастыря. Знакомство с преподобным Пафнутием Боровским. | Творческая группа Воспитатели |
Апрель
| Праздничное Пасхальное занятие по отдельному сценарию с приглашением гостей из Ноосферной школы | Воспитатели |
Май | Посещение памятника ул Русиново | Творческая группа |
В течении года | ЦСПСИД Гармония г.Ермолино Православный центр милосердия и культуры им Л.Киселевой Музейно-выстовочный центр г.Боровск | Творческая группа Воспитатели |
Районные показательные мероприятия в 2024-2025 году
1. | Традиции и обычаи православных праздников | Круглый стол | Ноябрь 2024 год |
2. | «Мнемотехника в духовно-нравственном воспитании дошкольников». | Семинар | Декабрь 2024 год |
3. | Организация работы с партнерами по духовно-нравственному воспитанию дошкольников | Семинар-практикум | Февраль 2025 год |
4. | « Народные традиции в семейном воспитании» | Семинар-практикум с мастер-классом | Апрель 2025 год |
Ожидаемые результаты :
В учреждении, как в образовательной системе:
- нравственным ценностям через приобщение к истории, культуре, традициям, нравственным заповедям народа;
- создание условий для духовно-нравственного воспитания;
- внедрение новых форм в работу с воспитанниками;
- обогащение содержания духовно-нравственного воспитания;
- организация развивающей среды с учетом её целесообразности, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагоги:
- повышение уровня компетентности в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников;
- повышение профессионального мастерства педагогических работников детского сада, овладение педагогическим коллективом инновационными методиками и технологиями;
- создание необходимых условий для активного взаимодействия педагогов с детьми через разные виды деятельности для формирования духовно-нравственных компетенций воспитанников;
- сформированность мотивации к созданию условий для приобщения дошкольников к традиционной культуре, нравственным заповедям своего народа, воспитанию в детях гражданско-патриотических качеств и начал гражданственности;
- сформированность мотивации к усовершенствованию предметно-пространственнй среды;
- направлять педагогический процесс на комплексное познание концептов духовно-нравственной культуры.
Дети:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании, и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; ребенок способен договаривается, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
- ребенок владеет простыми способами вежливого поведения и взаимопомощи;
- ребенок знает о болезнях, о существовании людей с ограниченными физическими возможностями, проявляет сочувствие к ним и готовность оказать помощь в случае необходимости;
- ребенок владеет элементарными экологическими представлениями, проявляет интерес к живой и неживой природе; бережно относится к природе;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, говорит развернутыми фразами, использует различные части речи, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может пересказать небольшой текст, выучить и рассказать стихотворение;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения в разных местах (в помещении д/сада, в храме, на улице), правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам детей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, семье, о семейных традициях, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- ребенок проявляет ответственность за начатое дело, за отношение с друзьями, взрослыми;
- ребенок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведений искусства (музыку, танцы, картины, театральные постановки, стихи, прозу); имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гжель, Федоскино, Палех, Жостово и др.), о творчестве художников В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, И.К. Айвазовского;
- ребенок проявляет патриотические чувства, чувства радости за достижения народов России, имеет представление о ее географическом разнообразии, о столице, о некоторых памятниках архитектуры;
- ребенок соблюдает элементарные общепринятые нормы и понимает их этическую основу- любовь, уважение к себе и окружающим людям; имеет представление о понятиях «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло»;
Родители:
- содержательно взаимодействуют с педагогическим коллективом детского сада в процессе формирования духовно-нравственной и толерантной компетентности, патриотических чувств и гражданских качеств у детей дошкольного возраста;
- воспитывают чувства любви и почтения к своим близким, окружающим людям, семье, городу, краю, Родине.
Социум:
- создание системы работы с общественными организациями и социальными партнерами.
Ресурсное обеспечение программы:
Кадры (воспитатели, библиотекарь, социальные работники микрорайона, медработник)
Материально-техническая база (площадка детского сада, площадки социальных партнеров)
Технологический ресурс(образовательные и воспитательные технологии)
Дополнительные ресурсы (методическое обеспечение, аудио и видео материалы , литература, интернет ресурсы и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...
Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"
Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"...
Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»
На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегодня, прежде всего, с ...
Презентация - Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»
На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегод...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по формированию гражданской активности детей дошкольного возраста, через духовно-нравственное и патриотическое воспитание «ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»
laquo;ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»...
Программа социально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»
Программасоциально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой» Воспитатель: Галеева Т. Г....
Тема : «Развитие детей раннего дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание»
Ни для кого не секрет, что русские народные праздники, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонии. Они способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе,...