Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»
проект (старшая группа)
Проект
по духовно-нравственномувоспитанию
«Календарные обрядовые праздники
как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста
к культурно-историческому наследию Донского края»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малыш» Зерноградского района
Проект
по духовно-нравственномувоспитанию
«Календарные обрядовые праздники
как средство приобщениядетей старшего дошкольного возраста
к культурно-историческому наследию Донского края»
Автор – составитель проекта:
Маманович Екатерина Аркадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ст. Мечетинская
2021 год
«Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ,
и тем выше его национальная гордость
и человеческое достоинство!»
Г.Н. Волков
Актуальность проекта
Национальная доктрина образования, Конституции РФ закладывают в основание современного российского образования идею исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры воспитания, бережного отношения к историческому и культурному наследию. Выявлениеценностных ориентиров образования в их культурно-историческом измерении представляется актуальным и необходимым, так как основная задача образования - формирование социально значимой личности, способной профессионально и продуктивно решать на всех уровнях задачи общественного развития.Это признание углубляет и расширяет содержание образования, которое, согласно п. 2 ст. 14 Закона «Об образовании», ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Принятые в 2013 г. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одними из своих принципов определяют: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей. Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Таким образом, Федеральным Государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Культурное народное наследие является главным помощником в деле развития личности ребенка, в современных условиях сохранило значение живого художественного наследия, выражая духовную культуру нашего народа, оттенки национального характера, представления о нравственности неразрывно связаны с родной землей, природой, Родиной. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым и мудрым.
Ценности народной культуры становятся понятными на основе систематического ее изучения. Работа с обучающимися нашего ДОУ построена на народном календаре с включением музыкальных и литературных произведений о Донском крае. Посредством приобщения к ценностям народной культуры происходит постепенное знакомство ребенка одновременно, в одной цепочке с казачьими обрядами, праздниками, ремеслами, народными песнями и музыкальными произведениями, казачьими пословицами и поговорками, потешками и литературными произведениями донских авторов.
Необходимость отбора и систематизация доступного детям содержания на основе регионального компонента способствовало разработке данного проекта.
Цель проекта: создание педагогических условий по приобщениюдошкольников к культурно-историческому наследию Донского края посредством организации календарных обрядовых праздников.
Задачи:
- Познакомить детей с календарнымиобрядовыми праздниками, которые отмечают в разные времена года.Активизировать работу по формированию представлений дошкольников об обычаях, традициях Донского края на основе народного календаря;
- Целенаправленно способствовать обновлению содержания художественного образования детей на основе изучения искусства и культуры Донского края;
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа;
- Развивать гармоническую и творческую личность ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности;
- Воспитывать чувство любви к Родине, бережное отношение к исторической народной памяти; сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое переосмысление в современных условиях дошкольного воспитания;
- Обеспечить преемственность реализации данного проекта духовно-нравственного воспитания между образовательными и культурными организациями, способствуя тем самым освоению предложенного материала в учреждениях дополнительного образования, в начальной школе.
Основная идея проекта заключается в создании педагогических условий для развития культурных народных ценностей на основе систематической организации календарных обрядовых праздников.
Гипотеза:приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию посредством организации календарных обрядовых праздников позволит решить задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников, а также реализовать этнокультурный компонент - казачество.
Вид проекта: нравственно-патриотический, познавательно-творческий.
Срок реализации:в течении календарного года.
Участники проекта: воспитанникистаршей группы, родители воспитанников, педагоги и специалисты ДОО.
Принципы реализации проекта:
- Принцип субъективности воспитания означает, что воспитанник – не объект воспитания и обучения, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
- Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
- Принцип развивающей и воспитывающей направленности означает введение в занятия таких представлений, которые формировали бы творческую личность, формировали бы эмоциональную сферу детей.
- Принцип индивидуального подхода учитывает индивидуальные особенности ребенка (уровень развития эмоциональной сферы в целом, типологические особенности характера и др.).
- Принцип комплексности методов педагогического воздействия предусматривает необходимость использования всего многообразия игровых методов, техник и приемов; методы, стимулирующие музыкальное творчество.
- Принцип социального взаимодействия и сотрудничества предусматривает активное привлечение ближайшего социального окружения ребенка к его воспитанию.
Ожидаемые результаты:
1. Устойчивый интерес дошкольников к казачьей культуре, культуре Донского края, русского народа.
2. Формирование чувств национального достоинства и знаний дошкольников о календарных обрядовых праздниках.
3. Использованиевсех видов фольклора в повседневной жизни.
4. Развитие сферы чувств, готовности к творчеству, коммуникабельности.
5. Формирование выразительной речи.
6. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах русской национальной культуры, культуры донского казачества.
7. Активное участие родителей в реализации проекта.
Концептуальная основа проекта:
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.Наши современники педагоги, психологи, философы занимались и занимаются проблемами нравственности. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С. В. Петерина; формирование гуманных отношений - Виноградова А. М., Воробьева М. В., Буре Р. С., и др. ; воспитание нравственно – волевых качеств – Суровцева А. Р., Демурова Е. Ю., Буре Р. С., Стародубова Н. А. и другие. Проблеме формирования эмоционально – положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения посвятили свои исследования Е. И. Радина, Р. И. Жуковская, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. Д. Бондарь, А. П. Усова.
Воспитательное взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста построено на народном календаре с включением музыкальных и литературных произведений о Донском крае. Посредством приобщения к ценностям народной культуры происходит постепенное знакомство ребенка одновременно в одной цепочке с казачьим говором, обрядами, праздниками ремеслами, народными песнями и музыкальными произведениями донских композиторов, казачьими пословицами, поговорками, потешками и литературными произведениями донских авторов.
Этапы реализации проекта:
1 этап –Подготовительный.
Формулируется проблема. Создается информационная база необходимая для реализации проекта.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта. Обеспечение методическим материалом.
Подбор программно – методического материала по направлению работы. Обсуждение со специалистами ДОО, родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проекта.
2 этап – Организационно-практический.
Составление перспективных планов работы с детьми, родителями; разработка содержания праздников.
Подбор наглядно - дидактических пособий (картины, фото, карточки с изображениями: народных праздников, обрядов, русских народных сказок, музыкального репертуара, ИКТ (слайд- презентации с обрядовыми праздниками); изготовление картотеки русских народных подвижных игр.
Подбор и изготовление костюмов, атрибутов.
Проведение бесед, занятий, народных праздников; индивидуальная работа с детьми; работа с родителями.
3 этап – Итоговый.
Анализ полученных результатов, обобщение опыта, самоанализ проделанной работы, редактирование проекта и планирование перспектив.
Календарно - тематическое планирование праздников
Название праздника | Задачи и содержание | Дата проведения |
1. Рождество Христово | Задачи: расширять и углублять знания детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования; Презентация«История Рождества»; Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов; песен.просмотр мультфильмов на тему Рождества. Развлечение «Праздник Рождества»; «Рождественские открытки». | январь |
2. Святки, Колядки | Задачи: приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. передать детям и их родителям радость совместного общения;воспитывать в родителях умение сорадоваться, сопереживать, активно взаимодействовать.Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа. Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Рассказ об обычаях колядования Развлечение. Просмотр презентации.Разучивание песенки-колядки «Пришла коляда». Игры: «Гори, гори ясно», «Холодно - горячо», «Колядки». | январь |
3. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества «Казаки на страже Родины» | Задачи: развитие чувства любви к малой Родине, чувства гордости за неё, укрепление нравственных основ казачества, формирование у патриотического сознания «Казак – воин и защитник Родины», чувства верности своему Отечеству, популяризации здорового образа жизни и традиционных видов казачьих состязаний среди воспитанников. Игра – соревнование «Заступаем на боевое дежурство», «Передача шашек над головой». | февраль |
4. Масленица | Задачи: возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Обогащать духовный мир детей. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. Знакомство с масленой неделей. Разучивание песен, потешек, закличек. Просмотр презентации. Развлечение. Организация и проведение русских народных игр и забав.Угощение блинами. | февраль-март |
5. Сороки | Задачи: познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником. Воспитывать интерес к народным традициям. Расширять кругозор, закреплять знания о птицах. Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами. Познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости. Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми Просмотр презентации «Праздник СОРОКИ». Развлечение «Сороки» Организация и проведение русских народных игр и забав. Хоровод «Веснянка», Выпечка булочек «Жаворонков» | март |
6. Благовещенье | Задачи: познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение; дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение; познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятия. Просмотр презентации. Беседа «История и традиции праздника «Благовещение», просмотр мультфильма о празднике. Рисование на тему праздника | апрель |
7. Вербное воскресенье | Задачи: продолжать учить детей находить истоки народных праздников и определять их смысл; воспитывать у детей интерес к культурно-историческому прошлому. Просмотр презентации.Рассказ о праздновании вербного воскресенья, о значении веточек вербы, использовании их в игре. Хороводная игра «Верба-вербочка»,подвижная игра «Верба», «Заря-заряница», «Ерыкалище». Разучивание приговорки «Верба, верба, верба хлест». | апрель |
8. Пасха | Задачи: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями, проводимыми на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми. Просмотр презентации «Пасха - Светлое Христово Воскресенье». «Что такое Пасха? »- НОД по ознакомлению с окружающим миром; НОД по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо». НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка»; Рассказ о празднике Пасха. Разучивание пасхальных песен, стихов. Чтение литературных произведений Знакомство с традициями празднования Пасхи, значением пасхальных символов (кулич, крашенки, пасха). Знакомство и разучивание подвижных игр: «Игры с яйцами», «Чоканье», «Прокати яйцо», «В круги». Развлечение «Пасха» Выставка совместных работ детей и родителей (поделки) «Пасха». | апрель
май |
9. Троица | Задачи: дать детям представление о народном празднике Троицы, объяснить его происхождение и назначение; особенностями его празднования. воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу. Просмотр презентации «Троица». НОД по ИЗО на тему «Русская берёзка». Развлечение «Троица — праздник русской берёзки»; | июнь |
10. Рождество Богородицы | Задачи: продолжать знакомить детей с христианскими праздниками и традициями русского народа; дать представление о празднике Рождества Богородицы; воспитывать уважительное отношение к женщине, любовь к матери. Просмотр презентации. Разучивание стихов о маме. | сентябрь |
11. Введение во храм Пресвятой Богородицы, День матери казачки | Задачи:познакомить детей с событиями Введения во храм Пресвятой Богородицы и традициями празднования этого праздника, воспитывать интерес к традициям русской православной культуры. Приобщение дошкольников к культурным ценностям Донского казачества, сохранение исторической памяти, укрепление и развитие преемственности поколений. Показать взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза Женщины –матери- казачки. Воспитание чувства гордости, любви, бережного отношения к женщине - матери.Создание теплых взаимоотношений в семьях воспитанников. Просмотр презентации. Разучивание стихов о маме. | декабрь |
Нормативно-правовое обеспечение:
• Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 \с ФЗот 31.07.2020 № 304 -«О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»,
• Конвенция ООН о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990г.
• «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)(с изменениями на 2 марта 2021 года).
• «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗФЗ (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)(с изменениями на 21.01.2019 года),
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
• Областной закон Ростовской области от 23.12.2013 № 91-ЗС «О внесении изменений в Областной закон "О казачьем кадетском образовании в Ростовской области" (принят ЗС РО 10.12.2013).
• Постановление правительства РО от 6 декабря 2012 г. № 1060 «Об утверждении концепции реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области». (с изменениями от 28 марта 2018 года N 206О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 601).
• Устав МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района, утвержденный приказом управления образования от 27.01.2015 года № 56
• Локальные акты ДОУ.
Формы предоставления результатов:
• Публичные отчеты рабочих групп ОО (промежуточный, итоговый).
• Презентация открытого информационного доклада.
• Статьи в районных периодических изданиях о деятельности образовательной организации в рамках проекта.
• Публикации на сайте ДОУ и УО администрации Зерноградского района.
Список использованной литературы:
1. Вестник образования № 3-4, 2013 год Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства спорта РФ № 575 от 08.07. 2014 года. Апробация ВФСК «Готов к труду и обороне».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М. : Мозаика-Синтез, 2014.-368с.
5. Учебно-методическое пособие / авторы-составители: Н.В. Корчаловская, О.Ю. Муравьева; под общей редакцией Н.В. Корчаловской. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015.- 108 с.
6. Учебное пособие. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторы-составители; Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н.. Педагогическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
7. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/02/09/proekt-prazdnichnyy-kalendar
9. https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-po-nravstveno-patrioticheskomu-vospitanie-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".
Данный проект направлен на получение и закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому наследию родной страны. Книжка о Победе.
В данной статье я делюсь личным педагогическим опытом по преобщению детей к истории России. Тема 70-летия победы актуальна для старших дошкольников и позволяет развивать чувства сопричастности к...
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творчес...
"Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края"
Консультация для воспитателей о приобщении детей к культуре родного края....
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспита...
Презентация проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”
Задачи: Расширять и углублять представление о Родине – России. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного тв...