Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»
проект (старшая группа)

Маманович Екатерина Аркадьевна

Проект

по духовно-нравственномувоспитанию

«Календарные обрядовые праздники

 как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста

 к культурно-историческому наследию Донского края»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш» Зерноградского района

Проект

по духовно-нравственномувоспитанию

«Календарные обрядовые праздники

 как средство приобщениядетей старшего дошкольного возраста

 к культурно-историческому наследию  Донского края»

Автор – составитель проекта:

Маманович Екатерина Аркадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ст. Мечетинская

2021 год

«Ничто не скрепляет народ, как традиции.

 Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ,

и тем выше его национальная гордость

 и человеческое достоинство!»

Г.Н. Волков

Актуальность проекта

        Национальная доктрина образования, Конституции РФ  закладывают в основание современного российского образования идею исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры воспитания, бережного отношения к историческому и культурному наследию. Выявлениеценностных ориентиров образования в их культурно-историческом измерении представляется актуальным и необходимым, так как  основная задача образования - формирование социально значимой личности, способной профессионально и продуктивно решать на всех уровнях задачи общественного развития.Это признание углубляет и расширяет содержание образования, которое, согласно п. 2 ст. 14 Закона «Об образовании», ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

 Принятые в 2013 г. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одними из своих принципов определяют:  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей. Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Таким образом, Федеральным Государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.  

Культурное народное наследие является главным помощником в деле развития личности ребенка, в современных условиях сохранило значение живого художественного наследия, выражая духовную культуру нашего народа, оттенки национального характера, представления о нравственности неразрывно связаны с родной землей, природой, Родиной. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым и мудрым.

 Ценности народной культуры становятся понятными на основе систематического ее изучения. Работа с обучающимися нашего ДОУ построена на народном календаре с включением музыкальных и литературных произведений о Донском крае. Посредством приобщения к ценностям народной культуры происходит постепенное знакомство ребенка одновременно, в одной цепочке с казачьими обрядами, праздниками, ремеслами, народными песнями и музыкальными произведениями, казачьими пословицами и поговорками, потешками и литературными произведениями донских авторов.

Необходимость отбора  и систематизация  доступного детям содержания  на основе регионального компонента способствовало разработке данного проекта.

Цель проекта: создание педагогических условий по приобщениюдошкольников к культурно-историческому наследию Донского края посредством организации календарных обрядовых праздников.

Задачи:

  1. Познакомить детей с календарнымиобрядовыми праздниками, которые отмечают в разные времена года.Активизировать работу по формированию представлений дошкольников об обычаях, традициях Донского края на основе народного календаря;
  2. Целенаправленно способствовать обновлению содержания художественного образования детей на основе изучения искусства и культуры Донского края;
  3. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа;
  4. Развивать гармоническую и творческую личность ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности;
  5. Воспитывать чувство любви к Родине, бережное отношение к исторической народной памяти; сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое переосмысление в современных условиях дошкольного воспитания;
  6. Обеспечить преемственность реализации данного проекта духовно-нравственного  воспитания между образовательными и культурными организациями, способствуя тем самым освоению предложенного материала в учреждениях дополнительного образования, в начальной школе.

Основная идея проекта заключается в создании педагогических условий для развития культурных народных ценностей на основе систематической организации календарных обрядовых праздников.

Гипотеза:приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию посредством организации календарных обрядовых праздников позволит решить задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников, а также реализовать этнокультурный компонент - казачество.

Вид проекта: нравственно-патриотический, познавательно-творческий.

Срок реализации:в течении календарного года.

Участники проекта: воспитанникистаршей группы, родители воспитанников, педагоги и специалисты ДОО.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип субъективности воспитания означает, что воспитанник – не объект воспитания и обучения, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
  • Принцип активности ребенка в образовательном процессе  заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
  • Принцип развивающей и воспитывающей направленности  означает введение в занятия таких представлений, которые формировали бы творческую личность, формировали бы эмоциональную сферу детей.
  • Принцип индивидуального подхода   учитывает индивидуальные особенности ребенка (уровень развития эмоциональной сферы в целом, типологические особенности характера и др.).
  • Принцип комплексности методов педагогического воздействия  предусматривает необходимость использования всего многообразия игровых методов, техник и приемов; методы, стимулирующие музыкальное творчество.
  • Принцип социального взаимодействия и сотрудничества  предусматривает активное привлечение ближайшего социального окружения ребенка к его воспитанию.

Ожидаемые результаты:

1. Устойчивый интерес дошкольников к казачьей культуре, культуре Донского края, русского народа.

2. Формирование чувств национального достоинства и знаний дошкольников о календарных обрядовых праздниках.

3. Использованиевсех видов фольклора в повседневной жизни.

4. Развитие сферы чувств, готовности к творчеству, коммуникабельности.

5. Формирование выразительной речи.

6. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах русской национальной культуры, культуры донского казачества.

7. Активное участие родителей в реализации проекта.

Концептуальная основа проекта:

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.Наши современники педагоги, психологи, философы занимались и занимаются проблемами нравственности. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С. В. Петерина; формирование гуманных отношений - Виноградова А. М., Воробьева М. В., Буре Р. С., и др. ; воспитание нравственно – волевых качеств – Суровцева А. Р., Демурова Е. Ю., Буре Р. С., Стародубова Н. А. и другие. Проблеме формирования эмоционально – положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения посвятили свои исследования Е. И. Радина, Р. И. Жуковская, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. Д. Бондарь, А. П. Усова.

Воспитательное взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста построено на народном календаре с включением музыкальных и литературных произведений о Донском крае.  Посредством приобщения к ценностям народной культуры происходит постепенное знакомство ребенка одновременно в одной цепочке с казачьим говором, обрядами, праздниками ремеслами, народными песнями и музыкальными произведениями донских композиторов, казачьими пословицами, поговорками, потешками и литературными произведениями донских авторов.                                                                                          

Этапы реализации проекта:

1 этап –Подготовительный.

Формулируется проблема. Создается информационная база необходимая для реализации проекта.

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта. Обеспечение методическим материалом.

Подбор программно – методического материала по направлению работы. Обсуждение со специалистами ДОО, родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проекта.

2 этап – Организационно-практический.

Составление перспективных планов работы с детьми, родителями; разработка содержания праздников.

Подбор наглядно - дидактических пособий (картины, фото, карточки с изображениями: народных праздников, обрядов, русских народных сказок, музыкального репертуара, ИКТ (слайд- презентации с обрядовыми праздниками); изготовление картотеки русских народных подвижных игр.

Подбор и изготовление костюмов, атрибутов.

Проведение бесед, занятий, народных праздников; индивидуальная работа с детьми; работа с родителями.

3 этап – Итоговый.

Анализ полученных результатов, обобщение опыта, самоанализ проделанной работы, редактирование проекта и планирование перспектив.

Календарно - тематическое планирование праздников

 

Название праздника

Задачи и содержание

Дата проведения

1.   Рождество Христово

Задачи:   расширять и углублять знания детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования;
Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к традициям отечественной культуры;
Развивать познавательную активность и творческие способности воспитанников;
Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту,миролюбие,великодушие, щедрость; желание дарить людям радость.

Презентация«История Рождества»;

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов; песен.просмотр мультфильмов на тему Рождества.

Развлечение «Праздник Рождества»;

 «Рождественские открытки».

январь

2.  Святки, Колядки          

Задачи:   приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. передать детям и их родителям радость совместного общения;воспитывать в родителях умение сорадоваться, сопереживать, активно взаимодействовать.Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Рассказ об обычаях колядования Развлечение. Просмотр презентации.Разучивание песенки-колядки «Пришла коляда». Игры: «Гори, гори ясно», «Холодно - горячо», «Колядки».

январь

3. Праздник,  посвященный Дню защитника Отечества «Казаки на страже Родины»

Задачи: развитие чувства любви к малой Родине, чувства гордости за неё, укрепление нравственных основ казачества, формирование у патриотического сознания «Казак – воин и защитник Родины», чувства верности своему Отечеству, популяризации здорового образа жизни и традиционных видов казачьих состязаний среди воспитанников.

Игра – соревнование «Заступаем на боевое дежурство», «Передача шашек над головой».

февраль

4. Масленица

Задачи:  возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

Обогащать духовный мир детей.

Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.      

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. Знакомство с масленой неделей.

Разучивание песен, потешек, закличек.

Просмотр презентации. Развлечение. Организация и проведение русских народных игр и забав.Угощение блинами.

февраль-март

5.    Сороки    

 Задачи: познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.

Воспитывать интерес к народным традициям.

Расширять кругозор, закреплять знания о птицах. Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами.

Познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц.  

Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости. Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми

Просмотр презентации «Праздник СОРОКИ».
Беседа «История и традиции праздника».

Развлечение «Сороки» Организация и проведение русских народных игр и забав. Хоровод «Веснянка»,
Разучивание закличек, частушек.
Знакомство и разучивание подвижных игр: «Жаворонок», «Золотые ворота», «Солнышко-ведрышко» «Найди своё гнездо».

Выпечка булочек «Жаворонков»
Совместная работа детей и родителей.

март

6. Благовещенье

Задачи: познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение; дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение; познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятия.

Просмотр презентации.  Беседа «История и традиции праздника «Благовещение», просмотр мультфильма о празднике. Рисование на тему праздника

апрель

7.  Вербное воскресенье      

Задачи: продолжать учить детей находить истоки народных праздников и определять их смысл; воспитывать у детей интерес к культурно-историческому прошлому.

Просмотр презентации.Рассказ о праздновании вербного воскресенья, о значении веточек вербы, использовании их в игре. Хороводная игра «Верба-вербочка»,подвижная игра «Верба», «Заря-заряница», «Ерыкалище». Разучивание приговорки «Верба, верба, верба хлест».

апрель

8. Пасха

Задачи: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями, проводимыми на Пасху.

Развивать интерес к традициям, обычаям народа красить яйца, печь куличи.

Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.

Просмотр презентации «Пасха - Светлое Христово Воскресенье».

«Что такое Пасха? »- НОД по ознакомлению с окружающим миром;

НОД  по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».

НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка»;

Рассказ о празднике Пасха.

Разучивание пасхальных песен, стихов.

Чтение литературных произведений

Знакомство с традициями празднования Пасхи, значением пасхальных символов (кулич, крашенки, пасха). Знакомство и разучивание подвижных игр: «Игры с яйцами», «Чоканье», «Прокати яйцо», «В круги».

Развлечение «Пасха»

Выставка совместных работ детей и родителей (поделки) «Пасха».

апрель

        

        май

9. Троица

Задачи: дать детям представление о народном празднике Троицы, объяснить его происхождение и назначение; особенностями его празднования.

воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.

 Просмотр презентации «Троица».
Беседа «История и традиции праздника «Троица»

НОД по ИЗО на тему «Русская берёзка».

Развлечение «Троица — праздник русской берёзки»;
Разучивание р. н. песни «Во поле береза стояла»
Разучивание частушек.
Знакомство и разучивание игр: «Расписные ворота»,
«Наряди берёзку».

июнь

10. Рождество

Богородицы               

Задачи: продолжать знакомить детей с христианскими праздниками и традициями русского народа; дать представление о празднике Рождества Богородицы; воспитывать уважительное отношение к женщине, любовь к матери.

Просмотр презентации. Разучивание стихов о маме.

сентябрь

11. Введение во храм

Пресвятой Богородицы, 

День матери казачки          

Задачи:познакомить детей с событиями Введения во храм Пресвятой Богородицы и традициями празднования этого праздника, воспитывать интерес к традициям русской православной культуры. Приобщение дошкольников к культурным ценностям Донского казачества, сохранение исторической памяти, укрепление и развитие преемственности поколений. Показать взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза Женщины –матери- казачки.

 Воспитание чувства гордости, любви, бережного отношения к женщине - матери.Создание теплых взаимоотношений в семьях воспитанников.

Просмотр презентации. Разучивание стихов о маме.

декабрь

Нормативно-правовое обеспечение:

•        Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 \с ФЗот 31.07.2020 № 304 -«О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"  по вопросам воспитания обучающихся»,

•        Конвенция ООН о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990г.

•        «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)(с изменениями на 2 марта 2021 года).

•        «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

•        Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗФЗ (с изменениями от 28 июля 2000 г.)

•        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)(с изменениями на 21.01.2019 года),

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

•        Областной закон Ростовской области от 23.12.2013 № 91-ЗС «О внесении изменений в Областной закон "О казачьем кадетском образовании в Ростовской области" (принят ЗС РО 10.12.2013).

•        Постановление правительства РО от 6 декабря 2012 г. № 1060 «Об утверждении концепции реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области».  (с изменениями от 28 марта 2018 года N 206О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 601).

•        Устав МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района, утвержденный приказом управления образования от 27.01.2015 года № 56

•        Локальные акты ДОУ.

Формы предоставления результатов:

•        Публичные отчеты рабочих групп ОО (промежуточный, итоговый).

•        Презентация открытого информационного доклада.

•        Статьи в районных периодических изданиях о деятельности образовательной организации в рамках проекта.

•        Публикации на сайте ДОУ и УО администрации Зерноградского района.

Список использованной литературы:

1. Вестник образования № 3-4, 2013 год Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства спорта РФ № 575 от 08.07. 2014 года. Апробация ВФСК «Готов к труду и обороне».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М. : Мозаика-Синтез, 2014.-368с.

 5. Учебно-методическое пособие / авторы-составители: Н.В. Корчаловская, О.Ю. Муравьева; под общей редакцией Н.В. Корчаловской. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015.- 108 с.

6. Учебное  пособие. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторы-составители; Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н.. Педагогическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.

7. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/02/09/proekt-prazdnichnyy-kalendar

8. https://docplayer.com/amp/113673338-Programma-kruzhka-kazachestvo-tip-programmy-obrazovatelnaya-napravlennost-kulturologicheskaya-forma-realizacii-programmy-podgruppovaya.html

9. https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-po-nravstveno-patrioticheskomu-vospitanie-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".

Данный проект направлен на  получение  и  закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому наследию родной страны. Книжка о Победе.

В данной статье я делюсь личным педагогическим опытом по преобщению детей к истории России. Тема 70-летия победы актуальна для старших дошкольников  и позволяет развивать чувства сопричастности к...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творчес...

Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”

        В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспита...

Презентация проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”

Задачи: Расширять и углублять представление о Родине – России. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного тв...