Среднесрочный познавательно-творческий проект в старшей группе "Матрешка - душа России"
проект (старшая группа)
Воспитание духовно-нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 47.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Среднесрочный познавательно-творческий проект в старшей группе «Радуга»
Выполнили воспитатели:
Артюхина И.А.
Макарова Г.В.
2021 г.
Паспорт проекта «Матрёшка – душа России» в старшей группе
Тип проекта: познавательно – творческий
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный с январь по май
Возраст: 5-6 лет
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Воспитание духовно-нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.
Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.
Проблема: У детей недостаточно сформированы знания об истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов-Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.
Цель проекта: создание условий для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи проектной деятельности:
- Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
- Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография.
- Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
- Материально-техническое:
Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:
- Сюжетно – ролевые игры: «Музей народной игрушки», «Магазин «Сувениры», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка».
- Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др.), кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);
- Дидактические игры: «Собери матрёшку», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».
- Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.
- Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски.
- Материал для музыкальной деятельности: записи песен и музыкальных композиций по теме проекта.
- Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В.Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
Дети буду иметь знания и умения:
- Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
- Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
- Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полохов-Майданскую, Вятскую матрешку.
- Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
- У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско–родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
- Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
- Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Гипотеза проекта: если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.), ценить матрешку как культурный символ России.
У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)
Формы реализации проекта:
- непосредственно – образовательная деятельность
- прогулки
- наблюдения
- чтение художественной литературы
- совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)
- художественная деятельность
- рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций
- самостоятельная игровая деятельность детей
- трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)
Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный:
1.Определение темы проекта
2.Формулировка цели и определение задач
3.Подбор материалов по теме проекта
4.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов
5.Изучение методической литературы, сбор информации.
6.Составление плана основного этапа проекта
II этап – основной
1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2.Познакомить детей с историей матрёшки.
3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4.Игровая деятельность.
III – этап заключительный
1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.
2.Оформление экспозиции мини-музея «Русская матрёшка».
3.Презентация проекта
4. Выставка: «Семейная матрёшка».
Содержание проектной деятельности.
Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.
- Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.).
- Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
- Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
- Совместно с родителями:
- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.
- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».
Вид деятельности, формы работы | Задачи |
1. Прогулки | 1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что природный материал может служить для изготовления различных игрушек (например, дерево для народных игрушек - матрешек и др.) 2. Учить составлять творческие рассказы о том, как мастера готовят материал для изготовления матрешки. 3. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас. 4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. |
2. Игровая деятельность (совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность) Игры с природным материалом (на прогулке): 1. Нарисуй на песке (матрешку) 2. Постройка из песка «Матрешка - красавица», «Дружная семейка матрешек». Игры пальчиковые: 1. Мы – матрешки. 2. Мы – веселые матрешки 3. Раз – матрешка, два – матрешка… Игры подвижные: 1. «Бегите к матрешке» 2. «Раз, два, три матрешечку найди» 3. «Шли матрешки по дорожке» 4. Добрось мяч до матрешки 5. «Матрешки и карусели» Игры хороводные: 1. «Матрешечка - матрешка» 2. «Мы – веселые матрешки» 3. «Самовар» 4. «Аленький платочек» 5. «Русская красавица» Игры речевые: 1. «Назови ласково» 2. «Закончи предложение» 3. «Кто больше слов скажет?» 4. «Только слова о матрешке» 5. «Опиши матрешку» Сюжетно – ролевые игры: 1. «Магазин «Сувениры» 2. «Музей народной игрушки» 3. «Завод изготовления матрешек» 4. «Ярмарка» | 1. Закреплять знания об использовании природного материала для постройки. 2. Развивать речь, мышление, память, фантазию, воображение, творческие способности, художественно – эстетический вкус. 3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости. 4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам. 1.Способствоать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения. 2. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь. 3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно. 1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. 2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание). 3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей. 1. Учить детей играть согласно слов и правил игры. 2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции. 3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками. 1. Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова. 2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь. 3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия. 1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли. 2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых (мастеров, народных умельцев, художников, продавцов, покупателей и др.) 3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно. 4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам. |
3. Непосредственно – образовательная деятельность Мультимедийная презентация «Русская матрешка» | 1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки. 2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам. 3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса. 4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества. |
НОД: «Русская матрёшка НОД «Знакомьтесь, русская матрёшка!» (просмотр мультимедийной презентации о появлении матрешки в разных районах России, беседа). | 1. Познакомить с видами, росписью матрешек на Руси. 2. Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства. 3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа. 4. Прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам. |
НОД по развитию речи «Расскажем о матрешке» | 1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке. 2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие. 3. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников. |
«Хоровод матрешек» (музыкальная деятельность) | 1. Вызвать у детей позитивный, эмоциональный настрой на разучивание нового танца - «Хоровод матрешек». 2. Развивать чувство ритма, такта, музыкальное восприятие, используя народные инструменты (деревянные ложки). 3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. |
4. Ознакомление с художественной литературой. Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках. | 1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения. 2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке. 3. Развивать память, мышление, речь. 4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия. |
5. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей) «Самая красивая матрешка» (лепка) «Красавицы - подружки» (изодеятельность) Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами» Раскрашивание раскрасок по теме проекта. | 1. Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки. 2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.) 3. Учить выкладывать узор. 3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками,красками. 5. Развивать творчество, воображение, фантазию. 6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки. |
6. Трудовая деятельность: - трудовые поручения - самообслуживание - коллективный труд - дежурство | 1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.) 2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий. 3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой. 4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников. |
7. Взаимодействие с родителями: - родительские встречи; - подборка художественной литературы (стихотворения, рассказы), иллюстраций, картинок о матрешках. - изготовление поделок «Матрешка вместе с семьёй» - организация выставки «Семейная матрешка» - мастер-класс «Русская народная игрушка матрешка. Дидактические игры дома». | 1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта. 2. Приобщать родителей к воспитательному процессу. 3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми. 4. Создать эмоциональный настрой. |
Итог работы над проектом:
В результате работы над проектом у детей:
1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.
2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;
3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;
4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.
5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – творческо – информационный проект в старшей группе: «Покормите птиц зимой».
Проект направлен на развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Предполагает активное взаимодействие педагога и родителей при формир...
Среднесрочный познавательно — творческий проект «В мире геометрических фигур»
Актуальность темы:Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Математика для детей имеет наиболее важное знач...
Краткосрочный, познавательно - творческий, развивающий проект в старшей группе. (один месяц) «Сказки дедушки Корнея»
Актуальность.В наше время у детей отсутствует интерес к чтению художественной литературы.А ведь именно художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человечески...
«ТРАНСПОРТ» социальный, познавательно-творческий, игровой проект в старшей группе
Актуальность темы: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с кот...
«ТРАНСПОРТ» социальный, познавательно-творческий, игровой проект в старшей группе
Актуальность темы: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с кот...
Познавательно-творческий, экологический проект в старшей группе «Вторая жизнь мусора»
Познавательно-творческий, экологический проект в старшей группе«Вторая жизнь мусора»...
Познавательно-творческий, экологический проект в старшей группе «Вторая жизнь мусора»
Познавательно-творческий, экологический проект в старшей группе«Вторая жизнь мусора»...