Среднесрочный познавательно-творческий проект в старшей группе "Матрешка - душа России"
проект (старшая группа)

Артюхина Ирина Александровна

 

Воспитание духовно-нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx47.64 КБ

Предварительный просмотр:

Среднесрочный познавательно-творческий проект в старшей группе «Радуга»

Творческо-исследовательский проект "Матрёшка - душа России!"

                                                                 

                                                                  Выполнили воспитатели:

                                                                Артюхина И.А.

                                                                Макарова Г.В.

2021 г.

Паспорт проекта «Матрёшка – душа России» в старшей группе

Тип проекта: познавательно – творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный с январь по май

Возраст: 5-6 лет

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проблемы:

Воспитание духовно-нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.

Проблема: У детей недостаточно сформированы знания об истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов-Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.

Цель проекта: создание условий для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.

Задачи проектной деятельности:

  1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  2. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография.
  3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
  4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Материально-техническое:

Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

  • Сюжетно – ролевые игры: «Музей народной игрушки», «Магазин «Сувениры», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка».
  • Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др.), кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);
  • Дидактические игры: «Собери матрёшку», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».
  • Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.
  • Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски.
  • Материал для музыкальной деятельности: записи песен и музыкальных композиций по теме проекта.
  • Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В.Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»

Предполагаемый (ожидаемый) результат:

Дети буду иметь знания и умения:

  1. Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
  2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
  3. Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полохов-Майданскую, Вятскую матрешку.
  4. Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
  5. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
  6. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско–родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
  7. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
  8. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Гипотеза проекта: если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.), ценить матрешку как культурный символ России.

У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)

Формы реализации проекта:

  • непосредственно – образовательная деятельность
  • прогулки
  • наблюдения
  • чтение художественной литературы
  • совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)
  • художественная деятельность
  • рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций
  • самостоятельная игровая деятельность детей
  • трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)

Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

1.Определение темы проекта

2.Формулировка цели и определение задач

3.Подбор материалов по теме проекта

4.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов

5.Изучение методической литературы, сбор информации.

6.Составление плана основного этапа проекта

II этап – основной

1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2.Познакомить детей с историей матрёшки.

3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4.Игровая деятельность.

III – этап заключительный

1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.

2.Оформление экспозиции мини-музея «Русская матрёшка».

3.Презентация проекта

4. Выставка: «Семейная матрёшка».

Содержание проектной деятельности.

Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.

  • Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.).
  • Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
  • Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
  • Совместно с родителями:

- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.

- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».

Вид

деятельности,

формы работы

Задачи

1. Прогулки

1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что природный материал может служить для изготовления различных игрушек (например, дерево для народных игрушек - матрешек и др.)

2. Учить составлять творческие рассказы о том, как мастера готовят материал для изготовления матрешки.

3. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

2. Игровая деятельность

(совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)

Игры с природным материалом (на прогулке):

1. Нарисуй на песке (матрешку)

2. Постройка из песка «Матрешка - красавица», «Дружная семейка матрешек».

Игры пальчиковые:

1. Мы – матрешки.

2. Мы – веселые матрешки

3. Раз – матрешка, два – матрешка…

Игры подвижные:

1. «Бегите к матрешке»

2. «Раз, два, три матрешечку найди»

3. «Шли матрешки по дорожке»

4. Добрось мяч до матрешки

5. «Матрешки и карусели»

Игры хороводные:

1. «Матрешечка - матрешка»

2. «Мы – веселые матрешки»

3. «Самовар»

4. «Аленький платочек»

5. «Русская красавица»

Игры речевые:

1. «Назови ласково»

2. «Закончи предложение»

3. «Кто больше слов скажет?»

4. «Только слова о матрешке»

5. «Опиши матрешку»

Сюжетно – ролевые игры:

1. «Магазин «Сувениры»

2. «Музей народной игрушки»

3. «Завод изготовления матрешек»

4. «Ярмарка»

1. Закреплять знания об использовании природного материала для постройки.

2. Развивать речь, мышление, память, фантазию, воображение, творческие способности,  художественно – эстетический вкус.

3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.

1.Способствоать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения.

2. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.

3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой,  желание играть коллективно.

1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).

3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.

1. Учить детей играть согласно слов и правил игры.

2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.

1. Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова.

2. Расширять словарный запас, развивать мышление,  связную, диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли.

2. Учить отображать в игре трудовую  и общественную деятельность взрослых (мастеров, народных умельцев, художников, продавцов, покупателей и др.)

3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно.

4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам.

3. Непосредственно – образовательная деятельность

Мультимедийная презентация «Русская матрешка»

1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки.

2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам.

3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса.

4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества.

НОД: «Русская матрёшка

НОД «Знакомьтесь, русская матрёшка!» (просмотр мультимедийной презентации о появлении матрешки в разных районах России, беседа).

1. Познакомить с видами, росписью матрешек на Руси.

2. Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства.

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа.

4. Прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам.

НОД по развитию речи «Расскажем о матрешке»

1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке.

2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие.

3. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников.

«Хоровод матрешек» (музыкальная деятельность)

1. Вызвать у детей позитивный, эмоциональный настрой на разучивание нового танца - «Хоровод матрешек».

2. Развивать чувство ритма, такта, музыкальное восприятие, используя народные инструменты (деревянные ложки).

3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

4. Ознакомление с художественной литературой.

Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках.

1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.

2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке.

3. Развивать память, мышление, речь.

4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

5. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)

«Самая красивая матрешка» (лепка)

«Красавицы - подружки» (изодеятельность)

Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»

Раскрашивание раскрасок по теме проекта.

1. Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки.

2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.)

3. Учить выкладывать узор.

3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками,красками.

5. Развивать творчество, воображение, фантазию.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки.

6. Трудовая деятельность:

- трудовые поручения

- самообслуживание

- коллективный труд

- дежурство

1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.)

2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий.

3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой.

4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников.

7. Взаимодействие с родителями:

- родительские встречи;

- подборка художественной литературы (стихотворения, рассказы), иллюстраций, картинок о матрешках.

- изготовление поделок «Матрешка вместе с семьёй»

- организация выставки «Семейная матрешка»

- мастер-класс «Русская народная игрушка матрешка. Дидактические игры дома».

1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.

2. Приобщать родителей к воспитательному процессу.

3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми.

4. Создать эмоциональный настрой.

Итог работы над проектом:

В результате работы над проектом у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.

5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – творческо – информационный проект в старшей группе: «Покормите птиц зимой».

Проект направлен на развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Предполагает активное взаимодействие педагога и родителей при формир...

Среднесрочный познавательно — творческий проект «В мире геометрических фигур»

Актуальность темы:Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Математика для детей имеет наиболее важное знач...

Среднесрочный познавательно-творческий проект «Едут, едут по Берлину наши казаки»

Как определиться с темой проекта? На 1 этапе определена тема и название  проекта: «Едут, едут по Берлину наши казаки». Тема имеет значимость, так как ее исследование является 1 ступен...

Среднесрочный познавательно - творческий проект в первой младшей группе "Мамочка родная".

На свете добрых слов живёт немало,Но всех добрее и важней одно -Из двух слогов простое слово «мама»,И нет на свете слов дороже, чем оно.Среди многочисленных праздников в нашей стране День ...

Краткосрочный, познавательно - творческий, развивающий проект в старшей группе. (один месяц) «Сказки дедушки Корнея»

Актуальность.В наше время у детей отсутствует интерес к чтению художественной литературы.А ведь именно художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человечески...

«ТРАНСПОРТ» социальный, познавательно-творческий, игровой проект в старшей группе

Актуальность темы: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с кот...

«ТРАНСПОРТ» социальный, познавательно-творческий, игровой проект в старшей группе

Актуальность темы: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с кот...