«Формирование у детей 6-7 лет представлений о символике родного края» (Самара, Тольятти) ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
проект (старшая группа) по теме

Кибанова Наталья Георгиевна

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ

Кибанова  Наталья Георгиевна,

Старший воспитатель МБУ детского сада № 210 «ЛАДУШКИ» г.о.Тольятти

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В соответствии с утверждением и введением в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655) на сегодняшний день деятельность ДОУ предопределена Образовательной программой  ДОУ, состоящей из двух частей: обязательной части  и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Нас интересует часть, формируемая участниками образовательного процесса, а в частности региональный компонент. Региональный компонент в Самарской области определен следующими документами:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
  • Концепцией духовно-нравственного воспитания  и развития личности гражданина России (2009)
  • Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007)

Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. Формирование человека с определенными духовно-нравственными ориентирами - вот что заложено в понятие «патриотическое воспитание». Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России концепция определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы ее реализации.  Патриотическое воспитание -  систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.

Направления патриотического воспитания -

  • Военно-патриотическое воспитание
  • Гражданское воспитание  
  • Духовно-нравственное воспитание
  • Историко-краеведческое воспитание

Одним из разделов историко–краеведческого воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие «символ», а также такие термины, как «символизирует», «олицетворяет», для дошкольников достаточно сложны. И хотя  дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников чаще всего остается непонятой.

Необходимо помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб, научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить.

Не секрет, что представления выпускников детского сада о своей стране, о родном крае отрывочны и поверхностны. Возможно, это потому, что в примерных программах задачи ОО «Социализация» сформулированы скупыми общими фразами. Например: «Формировать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с флагом и гербом нашей Родины» и т. п. При этом совершенно не обозначаются средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего нет соответствующих материалов и пособий.

Сегодня мы хотим познакомить Вас, как можно спроектировать процесс формирования у детей 5-7 лет представлений о символике родного города.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса — сформировать у детей 5-7 лет представлений о символике родного города

Задачи проектируемого процесса:

  1. Вызвать у детей интерес к символике родного города
  2. Сформировать у детей представления о символике родного края.
  3. Сформировать умения применять полученные представления о символике родного края в практической деятельности.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Данная педагогическая технология предполагает следующие диагностические критерии оценки качества и уровня сформированности представлений о символике родного города у детей старшего дошкольного возраста:

Критерии

Показатели

Эмоционально-мотивационный

- наличие интереса к символике родного города

- наличие желания узнать историю происхождения и назначение символов родного города

- эмоционально- положительное отношение детей к символике родного города

Когнитивный

- представление  о  символическом значении изображения на гербе родного города

- представление  о цветовом значении изображений на гербе родного города

- представление о   символическом значении изображения герба родного города

Поведенческий

- умение определять цвета флага и герба и объяснять, что они обозначают

- умение описать герб и флаг

- умение определять гербы, флаг и др. символы родного края и выбирать их изображения среди изображений символов других городов, областей, стран

- умение находить и называть изображение символики родного города на монетах, машинах, печатных и сувенирных продукциях, изданиях

- умение применять полученные знания при создании своего герба (герба группы, сада, семейного и т. п.)


ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

«Формирование у детей 6-7 лет представлений о символике родного края»

Этапы

I этап

эмоционально мотивационный

II этап

информационный

III этап

деятельностный

Цель, задачи

Цель: вызвать у детей интерес к символике родного края

Задачи: 

-вызвать желание узнать историю  происхождения и назначение символов родного края;

-сформировать эмоционально- положительное отношение детей к символике родного края.

Цель: уточнить представления  детей о гербе, флаге родного города, формировать умение находить символику родного города среди символики других стран, городов.

Задачи:

-познакомить детей с понятием “символ” и его значением, историей происхождения герба,

-формировать представления о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, но то, чем город очень гордится;

- познакомить с видами гербов, учить “читать” заложенную в них информацию;

-способствовать развитию  чувства гордости за свою «малую Родину».

Цель: побуждать к применению полученных знаний о символике родного края в самостоятельной игровой деятельности.

Задачи:

обогатить предметно-развивающую среду группы материалами и оборудованием для самостоятельной игровой деятельности детей (дидактические игры) и созданию дидактических игр;

привлекать детей к созданию дидактических игр и пособий

Способы

и формы работы

-рассматривание альбомов, слайдов, книг,

слушание песен, стихов,

дидактические игры

- игры– путешествие « Мы по городу идем», «Экскурсоводы»

- проведение бесед, дидактических игр,

-проведение консультаций, бесед, для родителей,

- дидактические игры: словесные, настольно- печатные, игры с предметами, игра-лото, игры-путешествия, игры-загадки.

Обогащение предметно-развивающей среды группы:

- дидактическими играми:

“мой милый край”

“я и мой край”

“найди герб”

“найди отличия”

“собери картинку”

“путешествия по родному краю”

“четвертый лишний”;

- материалами для создания дидактических игр

-прослушивание  музыкальных  произведений  по теме: гимн, песня о Родине и т.д.

- разучивание с детьми песни «О Тольятти»

-пополнение предметно- развивающей среды новыми дидактическими играми по теме геральдики.

-- организация выставки « Наша малая Родина», «Герб нашей группы», «Семейный герб»

- проектная деятельность « Что герб расскажет о семье»», Герб группы»

-комплексное познавательное  занятие  по теме «Тольятти – мой город родной»»

-беседы по темам «Профессии нашего города»», «Города и люди»»

-просмотр  видеофильмов «Тольятти – город на Волге», «Приключения автомобиля»,   и электронных презентаций «Памятные места города Тольятти», «Рукотворное море» и т.д.

-консультации для родителей по теме;

- привлечение родителей к изготовлению гербов и флагов родного края, группы, сада,  а так же семейных гербов в различной изобразительной технике;

-КВН «Что мы знаем о родном крае;

 -дефиле-презентация семейных гербов группы.

-совместное обсуждение эскиза герба сада и группы;

-создание в группе тематической коллекции на тему «О чем рассказывает герб?»

- выставка детских рисунков  на тему «Мой герб», «Символ города Тольятти»;

--подбор и   оформление  материала  для тематической выставки (художественное слово, книги, иллюстрации, фотографии, вымпелы, стяги, плакаты  и др. сувениры с символикой родного города и т.д.);

оформление тематических альбомов «Памятники родного горда»», «Волга – великая река», «Архитектура Тольятти», «Легенды и были Жигулей», «Город в котором живу», «Сокровища Самарской Луки», «ВАЗ для вас» и др.

Наиболее продуктивным представляется подход к ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Особенно это важно на начальном этапе ознакомления, поскольку, прежде всего, необходимо сформировать у детей эстетическое положительное отношение к гербу и флагу родного города, края, можно  сравнить  цветовую гамму  российского флага и красок родной природы,  с образом солнца, неба, моря и т.д. в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке.

Для ребенка дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности.

Поэтому много времени в работе уделялось не только знакомству с государственным гербом и флагом, гербами города, района, области, но и созданию эмблемы детского сада и группы.

Создание эмблемы интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное.

Потому что придумать и нарисовать герб или эмблему – символическое изображение – отличительный знак для человека, города, какой-либо местности, группы или сада очень непросто. Необходимо познакомить детей с основными правилами создания гербов, объяснить значение различных символов, изображений людей, животных, предметов, значение цвета.

Символы Тольятти самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с природой родного края, историческим прошлым и современным настоящим.

 В течение дня мы рассказывали детям об образе Волги и природы родного края в русском речевом и песенном фольклоре и в гербе Тольятти,

проводили исследование, зачем городу нужен герб, рассматривали современные российские, советские, зарубежные монеты, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовую бумагу, рисунки с изображением герба России, Москвы, родного города.

Оформляя в группе уголок по краеведению, мы столкнулись со следующей проблемой – оказывается, дети больше  знают  о других городах и странах, нежели о родном городе. Поэтому, мы поставили перед собой задачу расширить и обобщить знания детей о родном городе, его истории, символике родного края, сформировать чувство гордости за родной город и подвести детей к пониманию того, что наш город – это частица нашей Родины.

Было собрано много фото и видео материалов о природе родного края, о Волжском Автомобильном заводе, об истории возникновения города. Естественно был размещен в уголке герб и флаг города Тольятти. Вопросов было так много, что было принято решение провести работу по изучению геральдики родного края.

Результатом нашей работы было оформление в группе музея гербов, где наряду с гербом родного города, выполненным в разных техниках – аппликация, мозаика, лоскутное шитье, вышивка, объемная аппликация и т.д., были представлены разработанные в совместной деятельности с детьми герб родного сада, группы.

Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с гербом и флагом является просвещение родителей. Невозможно сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье не будет адекватного понимания происхождения и образно-символического смысла современного герба и флага  города и страны России. Консультации для родителей включали, как материалы по истории становления и развития государственных символов, так и советы и рекомендации по созданию эмблем и гербов. Выставки детских работ также способствовали возникновению интереса к символике и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

Большое спасибо родителям, принявшим активное участие в разработке и изготовлении герба своей семьи, и в рамках  праздника «День семьи»  было представлено очень красочное и зрелищное дефиле семейных гербов с презентацией и защитой их. Дети были горды, родителям было приятно, но самое главное – работа над семейным гербом и вообще над проектом сплотила детей, родителей и педагогов.

Таким образом, мы надеемся, что проведенная  работа позволит детям не только понять символический смысл герба, но и значительно расширит их знания  о родном крае,  и сыграет свою роль в воспитании в детях чувства гордости и уважения к Родине, воспитании настоящего патриота своей страны.

Практическая значимость проекта

 Мы считаем, что наш опыт может быть интересен для других педагогов, в практику работы ДОУ  могут быть внедрены  разработанные нами диагностические задания по выявлению уровня сформированности у детей 5-7 лет представлений о символике родного города, этапность осуществления данного процесса и результаты практической работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к родному краю

Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастаю...

ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»

Введение   Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае"

В данной презентации отображена система работы фо формированию знаний о родном крае, его достопримечательностях....

Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»

Данная  работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

"Формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к государственной символике родного края"

проект воспитателя ДО для работы с детьми старшего дошкольного возраста...