«Формирование у детей 6-7 лет представлений о символике родного края» (Самара, Тольятти) ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
проект (старшая группа) по теме
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАРАФОНЕ 2012 | 81.5 КБ |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ
Кибанова Наталья Георгиевна,
Старший воспитатель МБУ детского сада № 210 «ЛАДУШКИ» г.о.Тольятти
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В соответствии с утверждением и введением в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655) на сегодняшний день деятельность ДОУ предопределена Образовательной программой ДОУ, состоящей из двух частей: обязательной части и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Нас интересует часть, формируемая участниками образовательного процесса, а в частности региональный компонент. Региональный компонент в Самарской области определен следующими документами:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009)
- Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007)
Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. Формирование человека с определенными духовно-нравственными ориентирами - вот что заложено в понятие «патриотическое воспитание». Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России концепция определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы ее реализации. Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.
Направления патриотического воспитания -
- Военно-патриотическое воспитание
- Гражданское воспитание
- Духовно-нравственное воспитание
- Историко-краеведческое воспитание
Одним из разделов историко–краеведческого воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие «символ», а также такие термины, как «символизирует», «олицетворяет», для дошкольников достаточно сложны. И хотя дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников чаще всего остается непонятой.
Необходимо помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб, научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о своей стране, о родном крае отрывочны и поверхностны. Возможно, это потому, что в примерных программах задачи ОО «Социализация» сформулированы скупыми общими фразами. Например: «Формировать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с флагом и гербом нашей Родины» и т. п. При этом совершенно не обозначаются средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего нет соответствующих материалов и пособий.
Сегодня мы хотим познакомить Вас, как можно спроектировать процесс формирования у детей 5-7 лет представлений о символике родного города.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель проектируемого процесса — сформировать у детей 5-7 лет представлений о символике родного города
Задачи проектируемого процесса:
- Вызвать у детей интерес к символике родного города
- Сформировать у детей представления о символике родного края.
- Сформировать умения применять полученные представления о символике родного края в практической деятельности.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Данная педагогическая технология предполагает следующие диагностические критерии оценки качества и уровня сформированности представлений о символике родного города у детей старшего дошкольного возраста:
Критерии | Показатели |
Эмоционально-мотивационный | - наличие интереса к символике родного города - наличие желания узнать историю происхождения и назначение символов родного города - эмоционально- положительное отношение детей к символике родного города |
Когнитивный | - представление о символическом значении изображения на гербе родного города - представление о цветовом значении изображений на гербе родного города - представление о символическом значении изображения герба родного города |
Поведенческий | - умение определять цвета флага и герба и объяснять, что они обозначают - умение описать герб и флаг - умение определять гербы, флаг и др. символы родного края и выбирать их изображения среди изображений символов других городов, областей, стран - умение находить и называть изображение символики родного города на монетах, машинах, печатных и сувенирных продукциях, изданиях - умение применять полученные знания при создании своего герба (герба группы, сада, семейного и т. п.) |
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
«Формирование у детей 6-7 лет представлений о символике родного края»
Этапы | I этап эмоционально мотивационный | II этап информационный | III этап деятельностный |
Цель, задачи | Цель: вызвать у детей интерес к символике родного края Задачи: -вызвать желание узнать историю происхождения и назначение символов родного края; -сформировать эмоционально- положительное отношение детей к символике родного края. | Цель: уточнить представления детей о гербе, флаге родного города, формировать умение находить символику родного города среди символики других стран, городов. Задачи: -познакомить детей с понятием “символ” и его значением, историей происхождения герба, -формировать представления о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, но то, чем город очень гордится; - познакомить с видами гербов, учить “читать” заложенную в них информацию; -способствовать развитию чувства гордости за свою «малую Родину». | Цель: побуждать к применению полученных знаний о символике родного края в самостоятельной игровой деятельности. Задачи: обогатить предметно-развивающую среду группы материалами и оборудованием для самостоятельной игровой деятельности детей (дидактические игры) и созданию дидактических игр; привлекать детей к созданию дидактических игр и пособий |
Способы и формы работы | -рассматривание альбомов, слайдов, книг, слушание песен, стихов, дидактические игры - игры– путешествие « Мы по городу идем», «Экскурсоводы» | - проведение бесед, дидактических игр, -проведение консультаций, бесед, для родителей, - дидактические игры: словесные, настольно- печатные, игры с предметами, игра-лото, игры-путешествия, игры-загадки. | Обогащение предметно-развивающей среды группы: - дидактическими играми: “мой милый край” “я и мой край” “найди герб” “найди отличия” “собери картинку” “путешествия по родному краю” “четвертый лишний”; - материалами для создания дидактических игр |
-прослушивание музыкальных произведений по теме: гимн, песня о Родине и т.д. - разучивание с детьми песни «О Тольятти» -пополнение предметно- развивающей среды новыми дидактическими играми по теме геральдики. -- организация выставки « Наша малая Родина», «Герб нашей группы», «Семейный герб» - проектная деятельность « Что герб расскажет о семье»», Герб группы» | -комплексное познавательное занятие по теме «Тольятти – мой город родной»» -беседы по темам «Профессии нашего города»», «Города и люди»» -просмотр видеофильмов «Тольятти – город на Волге», «Приключения автомобиля», и электронных презентаций «Памятные места города Тольятти», «Рукотворное море» и т.д. -консультации для родителей по теме; - привлечение родителей к изготовлению гербов и флагов родного края, группы, сада, а так же семейных гербов в различной изобразительной технике; -КВН «Что мы знаем о родном крае; -дефиле-презентация семейных гербов группы. | -совместное обсуждение эскиза герба сада и группы; -создание в группе тематической коллекции на тему «О чем рассказывает герб?» - выставка детских рисунков на тему «Мой герб», «Символ города Тольятти»; --подбор и оформление материала для тематической выставки (художественное слово, книги, иллюстрации, фотографии, вымпелы, стяги, плакаты и др. сувениры с символикой родного города и т.д.); оформление тематических альбомов «Памятники родного горда»», «Волга – великая река», «Архитектура Тольятти», «Легенды и были Жигулей», «Город в котором живу», «Сокровища Самарской Луки», «ВАЗ для вас» и др. |
Наиболее продуктивным представляется подход к ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Особенно это важно на начальном этапе ознакомления, поскольку, прежде всего, необходимо сформировать у детей эстетическое положительное отношение к гербу и флагу родного города, края, можно сравнить цветовую гамму российского флага и красок родной природы, с образом солнца, неба, моря и т.д. в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке.
Для ребенка дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности.
Поэтому много времени в работе уделялось не только знакомству с государственным гербом и флагом, гербами города, района, области, но и созданию эмблемы детского сада и группы.
Создание эмблемы интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное.
Потому что придумать и нарисовать герб или эмблему – символическое изображение – отличительный знак для человека, города, какой-либо местности, группы или сада очень непросто. Необходимо познакомить детей с основными правилами создания гербов, объяснить значение различных символов, изображений людей, животных, предметов, значение цвета.
Символы Тольятти самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с природой родного края, историческим прошлым и современным настоящим.
В течение дня мы рассказывали детям об образе Волги и природы родного края в русском речевом и песенном фольклоре и в гербе Тольятти,
проводили исследование, зачем городу нужен герб, рассматривали современные российские, советские, зарубежные монеты, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовую бумагу, рисунки с изображением герба России, Москвы, родного города.
Оформляя в группе уголок по краеведению, мы столкнулись со следующей проблемой – оказывается, дети больше знают о других городах и странах, нежели о родном городе. Поэтому, мы поставили перед собой задачу расширить и обобщить знания детей о родном городе, его истории, символике родного края, сформировать чувство гордости за родной город и подвести детей к пониманию того, что наш город – это частица нашей Родины.
Было собрано много фото и видео материалов о природе родного края, о Волжском Автомобильном заводе, об истории возникновения города. Естественно был размещен в уголке герб и флаг города Тольятти. Вопросов было так много, что было принято решение провести работу по изучению геральдики родного края.
Результатом нашей работы было оформление в группе музея гербов, где наряду с гербом родного города, выполненным в разных техниках – аппликация, мозаика, лоскутное шитье, вышивка, объемная аппликация и т.д., были представлены разработанные в совместной деятельности с детьми герб родного сада, группы.
Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с гербом и флагом является просвещение родителей. Невозможно сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье не будет адекватного понимания происхождения и образно-символического смысла современного герба и флага города и страны России. Консультации для родителей включали, как материалы по истории становления и развития государственных символов, так и советы и рекомендации по созданию эмблем и гербов. Выставки детских работ также способствовали возникновению интереса к символике и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
Большое спасибо родителям, принявшим активное участие в разработке и изготовлении герба своей семьи, и в рамках праздника «День семьи» было представлено очень красочное и зрелищное дефиле семейных гербов с презентацией и защитой их. Дети были горды, родителям было приятно, но самое главное – работа над семейным гербом и вообще над проектом сплотила детей, родителей и педагогов.
Таким образом, мы надеемся, что проведенная работа позволит детям не только понять символический смысл герба, но и значительно расширит их знания о родном крае, и сыграет свою роль в воспитании в детях чувства гордости и уважения к Родине, воспитании настоящего патриота своей страны.
Практическая значимость проекта
Мы считаем, что наш опыт может быть интересен для других педагогов, в практику работы ДОУ могут быть внедрены разработанные нами диагностические задания по выявлению уровня сформированности у детей 5-7 лет представлений о символике родного города, этапность осуществления данного процесса и результаты практической работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к родному краю
Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастаю...
ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»
Введение Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Работа предназначена для распространения опыта работы по экологическому воспитанию....
Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае"
В данной презентации отображена система работы фо формированию знаний о родном крае, его достопримечательностях....
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Данная работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...
Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».
Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста на основе воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...
"Формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к государственной символике родного края"
проект воспитателя ДО для работы с детьми старшего дошкольного возраста...