Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к родному краю
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Горелова Оксана Евгеньевна

Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Воспитать патриотические чувства у дошкольника  невозможно без тесного взаимодействия с семьёй. Привлечение родителей к активному участию в воспитании патриотов своего города, формирует чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает семью самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_o_gorode.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность проекта…………………………………………………...….... 3

Участники проекта………………………………………………………….…4

Время реализации проекта…………………………………………………....4

Вид проекта…………………………………………………………………….4

Целевой компонент…………………………………………………………...   5

Диагностический компонент………………………………………………....   7

Процессуальный компонент……………………………………………….…  9

Условия реализации проекта…………………………………...……………. 10

Литература…………………………………………………………….………  11

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребёнка. Новое время требует от детского сада содержания форм и методов патриотического воспитания, адекватного современным социально-педагогическим реалиям. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребёнка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребёнка к своим родителям, близким, родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно, начиная с малых, понятных детям вещам. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.

Воспитать патриотические чувства у дошкольника  невозможно без тесного взаимодействия с семьёй. Привлечение родителей к активному участию в воспитании патриотов своего города, формирует чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает семью самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники подготовительной к школе группе, родители детей.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: май 2013 года

ВИД ПРОЕКТА: творческий, краткосрочный,

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса: сформировать у детей старшего дошкольного возраста устойчивый интерес к своей малой Родине.

Задачи проектируемого процесса

Задачи проектируемого процесса на детей:

  1. Вызвать у детей интерес к знаниям о родном городе, к историческому прошлому.
  2. Сформировать у детей знания и представления о жителях, прославивших наш город, о подвигах героев, улицах, названных в их честь, памятникам воинам.
  3. .Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

  1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию патриотических чувств, гордости за свой город. Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы о наших героях-земляках, о городе, брошюры, информационные стенды.
  2. Способствовать активному участию родителей в мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к знаниям о городе Тольятти, посещение памятника основателю города В.Н.Татищеву, культурных мероприятий, посвящённых дню города.

Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:

  1. Разработать подходы к созданию в ОУ образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории своего города.
  2. Пополнить предметно-развивающую среду группы макетами улицы, где расположен детский сад, мини-библиотекой и мини-музеем с фотографиями улиц, памятных мест, информацией и стихах огороде, создание рукописной книги «По страницам истории города», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (макеты улиц, домов)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

ЗНАНИЯ – ОТНОШЕНИЯ – ДЕЙСТВИЯ

Цель: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к своей малой Родине.

Критерии:

  1. Когнитивный критерий 

Показатели:

  1. знания и представления об истории образования города
  2. знания и представления о жителях, прославивших своими героическими подвигами наш город
  3. знания и представления о достопримечательностях нашего города
  1. Эмоционально-мотивационый критерий 

Показатели:

  1. интерес к  знакомству с историей Ставрополя-на-Волге
  2. интерес к  изучению памятных мест, посвящённых героям-землякам
  3. эмоцианально-положительное отношение детей к достопримечательностям нашего города
  1. Деятельностный критерий –

Показатели:

  1. умение изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, рукописную книгу
  2. умение самостоятельно применять полученные знания в жизненных ситуациях: возлагать цветы к памятникам и обелискам героев нашего города
  3. участие в мероприятиях, посвящённых дню рождения города

Методы исследования (диагностики): тестирование, проблемные ситуации, проективная методика.


ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этапы

Цель, задачи

Способы и формы работы

Деятельность

Результат

Педагога

Детей

Продукт

Эффект

I этап

Когнитивный

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления о истории образования  города

Задачи:

1.Дать детям знания о истории образования города

2.Дать детям знания и                     представления о жителях, прославивших наш город  своими героическими подвигами

3.Сформировать знания и представления детей о достопримечательностях  

нашего города

НОД

Экскурсия в краеведческий музей к экспозиции  «История Ставрополя»

Беседа

«Памятники героям-землякам Никонову, Носову, Жилину»

Подбирает литературу о истории образования города, героях. Читает произведения художественной литературы.

Показывает фото городских пейзажей,героев.

Организует экскурсию

Привлекает родителей к организации экскурсии

Участвует в обсуждении.

Составляет план беседы

Делает подбор слайдов

Беседует

Слушают произведения художественной литературы.

Задают вопросы.

Учувствуют в обсуждении.

Рассматривают

Фото городских улиц, героев-земляков,достопримечательностей.

Рассматривают

Слушают

Задают вопросы

Участвуют в обсуждении.

Слушают

Просматривают слайды

Задают вопросы

Участвуют в обсуждении.

Подборка слайдов

Сформированы знания и представления о истории образования города

Сформированны знания и представления о героях, улицах, названных в их честь, ценности их героизма.

Сформированны знания и представления о памятниках,

достопримечательностях нашего города

     II этап

Эмоционально-мотивационный этап

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное к истории образования и развития города.

Задачи:

1.Вызвать у детей желание  знакомиться с историей города.

2. Вызвать у детей интерес к  изучению памятных мест, посвящённых героям – землякам.

3. Вызвать у детей желание рассказывать о нашем городе, его

достопримечательностях.

Беседа: «Есть город на Волге…».

Ситуативный разговор «Никто не забыт, ничто не забыто».

Беседа: «Мой любимый город».

Составляет план беседы.

Подбирает литературу.

Подбирает детям стихи для разучивания.

Подбирает фото для изготовления альбомов.

Беседует с детьми.

Продумывает ситуацию.

Создаёт ситуацию.

Задаёт вопросы.

Обсуждает.

Составляет план беседы.

Подбирает плакаты, открытки с достопримечательностями города, героями-земляками.

Показывает.

Беседует.

Читают стихи.

Слушают.

Задают вопросы.

Рассматривают фото.

Участвуют в изготовлении фотоальбома.

Участвуют в решении ситуации.

Слушают.

Обсуждают.

Участвуют в обсуждении.

Рассматривают.

Слушают.

Задают вопросы.

Участвуют в обсуждении.

Альбом с фото, рисунками «Мой город- Тольятти»

Выставка рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто»

Сформировано желание изучать историю города.

Сформирован интерес у детей к изучению памятных мест, посвящённых героям- землякам.

Сформировано у детей желание рассказывать о своём родном  городе, его достопримечательностях.

III этап

Деятельностный этап

Цель: побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о городе в деятельности

Задачи:

1.Формировать у детей умение изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, участвовать в изготовлении рукописной книги

2. Побуждать детей действовать самостоятельно в жизненных ситуациях (возлагать цветы к памятникам, обелискам героям нашего края.

3. Побуждать детей обогащать свой жизненный опыт участием в мероприятиях, посвящённых дню города.

Продуктивная деятельность

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями.

Беседа «Почести отважным героям».

Тематическое занятие посвящённое дню города

Подготавливает материал для изготовления макета.

Показывает.

Объясняет.

Участвует в изготовлении.

Рекомендует родителям посетить вместе с детьми памятники, возложить цветы героям ВОВ.

Составляет план беседы.

Беседует.

Задаёт вопросы.

Разрабатывает сценарий.

Подбирает песни, стихи.

Помогают в подготовке материала.

Смотрят.

Слушают.

Изготавливают.

Посещают памятники.

Возлагают цветы.

Слушают.

Делятся своими впечатлениями, эмоциями.

Рассказывают.

Обсуждают.

Отвечают на вопросы.

Разучивают стихи, песни, танец. Читают стихи. Поют песни.

Макет «У Вечного огня».

Фотоальбом

Стенгазеты, открытки о героях-земляках.

Рукописная книга «По страницам истории города».

Сценарий

Сформированы у детей умения изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, рукописную книгу.

Сформированы у детей умения действовать самостоятельно в жизненных ситуациях (возлагать цветы).

Сформированы умения принимать участие в мероприятиях, посвящённых дню города.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ

  • Участие педагогов в проектах, семинарах по теме «Формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств через знакомство с историей родного края».

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

  • Привлечь родителей к организации фотовыставки, подбору материалов, атрибутов, сбору иллюстраций, статей из газет и журналов, стихов о родном городе.
  • Привлечь родителей к помощи в организации экскурсий.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

  • Использование в проектной деятельности интерактивной доски, компьютера для показа презентаций.

ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ

  • Утверждение проекта педагогическим советом МБУ.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  • Разработка конспектов НОД, бесед, экскурсий
  • Разработка диагностического пакета уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к своей малой Родине.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Детская газета «Ставроша» г. Тольятти. Выпуск 1 «Рассказы по истории родного края. Ставрополь - на- Волге» 2007г.
  2. Исторические хроники Ставрополя-Тольятти. Тольяттинский краеведческий музей 2005г.

3. Михалёва, Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности / Т.И. Михалёва. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 128 с.

4. Навстречу 60-летию Великой Победе. – Мн:  Изд. ООО «Карсико-Принт», 2005. – 128 с. (Деятельность классного руководителя).

5. Справочник «Улица нашего города» - Тольятти: МУП «Инвентаризатор», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае"

В данной презентации отображена система работы фо формированию знаний о родном крае, его достопримечательностях....

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...

"Формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к государственной символике родного края"

проект воспитателя ДО для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»

Технологическая карта занятия в старшей группе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к экспериментированию " Игры на кухне"

Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поэтому очень важно поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для ...