Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к родному краю
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Воспитать патриотические чувства у дошкольника невозможно без тесного взаимодействия с семьёй. Привлечение родителей к активному участию в воспитании патриотов своего города, формирует чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает семью самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_gorode.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проекта…………………………………………………...….... 3
Участники проекта………………………………………………………….…4
Время реализации проекта…………………………………………………....4
Вид проекта…………………………………………………………………….4
Целевой компонент…………………………………………………………... 5
Диагностический компонент……………………………………………….... 7
Процессуальный компонент……………………………………………….… 9
Условия реализации проекта…………………………………...……………. 10
Литература…………………………………………………………….……… 11
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребёнка. Новое время требует от детского сада содержания форм и методов патриотического воспитания, адекватного современным социально-педагогическим реалиям. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребёнка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребёнка к своим родителям, близким, родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно, начиная с малых, понятных детям вещам. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
Воспитать патриотические чувства у дошкольника невозможно без тесного взаимодействия с семьёй. Привлечение родителей к активному участию в воспитании патриотов своего города, формирует чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает семью самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники подготовительной к школе группе, родители детей.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: май 2013 года
ВИД ПРОЕКТА: творческий, краткосрочный,
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель проектируемого процесса: сформировать у детей старшего дошкольного возраста устойчивый интерес к своей малой Родине.
Задачи проектируемого процесса
Задачи проектируемого процесса на детей:
- Вызвать у детей интерес к знаниям о родном городе, к историческому прошлому.
- Сформировать у детей знания и представления о жителях, прославивших наш город, о подвигах героев, улицах, названных в их честь, памятникам воинам.
- .Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию патриотических чувств, гордости за свой город. Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы о наших героях-земляках, о городе, брошюры, информационные стенды.
- Способствовать активному участию родителей в мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к знаниям о городе Тольятти, посещение памятника основателю города В.Н.Татищеву, культурных мероприятий, посвящённых дню города.
Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:
- Разработать подходы к созданию в ОУ образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории своего города.
- Пополнить предметно-развивающую среду группы макетами улицы, где расположен детский сад, мини-библиотекой и мини-музеем с фотографиями улиц, памятных мест, информацией и стихах огороде, создание рукописной книги «По страницам истории города», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (макеты улиц, домов)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
ЗНАНИЯ – ОТНОШЕНИЯ – ДЕЙСТВИЯ
Цель: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к своей малой Родине.
Критерии:
- Когнитивный критерий
Показатели:
- знания и представления об истории образования города
- знания и представления о жителях, прославивших своими героическими подвигами наш город
- знания и представления о достопримечательностях нашего города
- Эмоционально-мотивационый критерий
Показатели:
- интерес к знакомству с историей Ставрополя-на-Волге
- интерес к изучению памятных мест, посвящённых героям-землякам
- эмоцианально-положительное отношение детей к достопримечательностям нашего города
- Деятельностный критерий –
Показатели:
- умение изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, рукописную книгу
- умение самостоятельно применять полученные знания в жизненных ситуациях: возлагать цветы к памятникам и обелискам героев нашего города
- участие в мероприятиях, посвящённых дню рождения города
Методы исследования (диагностики): тестирование, проблемные ситуации, проективная методика.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этапы | Цель, задачи | Способы и формы работы | Деятельность | Результат | ||
Педагога | Детей | Продукт | Эффект | |||
I этап Когнитивный | Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления о истории образования города Задачи: 1.Дать детям знания о истории образования города 2.Дать детям знания и представления о жителях, прославивших наш город своими героическими подвигами 3.Сформировать знания и представления детей о достопримечательностях нашего города | НОД Экскурсия в краеведческий музей к экспозиции «История Ставрополя» Беседа «Памятники героям-землякам Никонову, Носову, Жилину» | Подбирает литературу о истории образования города, героях. Читает произведения художественной литературы. Показывает фото городских пейзажей,героев. Организует экскурсию Привлекает родителей к организации экскурсии Участвует в обсуждении. Составляет план беседы Делает подбор слайдов Беседует | Слушают произведения художественной литературы. Задают вопросы. Учувствуют в обсуждении. Рассматривают Фото городских улиц, героев-земляков,достопримечательностей. Рассматривают Слушают Задают вопросы Участвуют в обсуждении. Слушают Просматривают слайды Задают вопросы Участвуют в обсуждении. | Подборка слайдов | Сформированы знания и представления о истории образования города Сформированны знания и представления о героях, улицах, названных в их честь, ценности их героизма. Сформированны знания и представления о памятниках, достопримечательностях нашего города |
II этап Эмоционально-мотивационный этап | Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное к истории образования и развития города. Задачи: 1.Вызвать у детей желание знакомиться с историей города. 2. Вызвать у детей интерес к изучению памятных мест, посвящённых героям – землякам. 3. Вызвать у детей желание рассказывать о нашем городе, его достопримечательностях. | Беседа: «Есть город на Волге…». Ситуативный разговор «Никто не забыт, ничто не забыто». Беседа: «Мой любимый город». | Составляет план беседы. Подбирает литературу. Подбирает детям стихи для разучивания. Подбирает фото для изготовления альбомов. Беседует с детьми. Продумывает ситуацию. Создаёт ситуацию. Задаёт вопросы. Обсуждает. Составляет план беседы. Подбирает плакаты, открытки с достопримечательностями города, героями-земляками. Показывает. Беседует. | Читают стихи. Слушают. Задают вопросы. Рассматривают фото. Участвуют в изготовлении фотоальбома. Участвуют в решении ситуации. Слушают. Обсуждают. Участвуют в обсуждении. Рассматривают. Слушают. Задают вопросы. Участвуют в обсуждении. | Альбом с фото, рисунками «Мой город- Тольятти» Выставка рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто» | Сформировано желание изучать историю города. Сформирован интерес у детей к изучению памятных мест, посвящённых героям- землякам. Сформировано у детей желание рассказывать о своём родном городе, его достопримечательностях. |
III этап Деятельностный этап | Цель: побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о городе в деятельности Задачи: 1.Формировать у детей умение изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, участвовать в изготовлении рукописной книги 2. Побуждать детей действовать самостоятельно в жизненных ситуациях (возлагать цветы к памятникам, обелискам героям нашего края. 3. Побуждать детей обогащать свой жизненный опыт участием в мероприятиях, посвящённых дню города. | Продуктивная деятельность Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями. Беседа «Почести отважным героям». Тематическое занятие посвящённое дню города | Подготавливает материал для изготовления макета. Показывает. Объясняет. Участвует в изготовлении. Рекомендует родителям посетить вместе с детьми памятники, возложить цветы героям ВОВ. Составляет план беседы. Беседует. Задаёт вопросы. Разрабатывает сценарий. Подбирает песни, стихи. | Помогают в подготовке материала. Смотрят. Слушают. Изготавливают. Посещают памятники. Возлагают цветы. Слушают. Делятся своими впечатлениями, эмоциями. Рассказывают. Обсуждают. Отвечают на вопросы. Разучивают стихи, песни, танец. Читают стихи. Поют песни. | Макет «У Вечного огня». Фотоальбом Стенгазеты, открытки о героях-земляках. Рукописная книга «По страницам истории города». Сценарий | Сформированы у детей умения изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, рукописную книгу. Сформированы у детей умения действовать самостоятельно в жизненных ситуациях (возлагать цветы). Сформированы умения принимать участие в мероприятиях, посвящённых дню города. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
- Участие педагогов в проектах, семинарах по теме «Формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств через знакомство с историей родного края».
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
- Привлечь родителей к организации фотовыставки, подбору материалов, атрибутов, сбору иллюстраций, статей из газет и журналов, стихов о родном городе.
- Привлечь родителей к помощи в организации экскурсий.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
- Использование в проектной деятельности интерактивной доски, компьютера для показа презентаций.
ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ
- Утверждение проекта педагогическим советом МБУ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
- Разработка конспектов НОД, бесед, экскурсий
- Разработка диагностического пакета уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к своей малой Родине.
ЛИТЕРАТУРА
- Детская газета «Ставроша» г. Тольятти. Выпуск 1 «Рассказы по истории родного края. Ставрополь - на- Волге» 2007г.
- Исторические хроники Ставрополя-Тольятти. Тольяттинский краеведческий музей 2005г.
3. Михалёва, Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности / Т.И. Михалёва. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 128 с.
4. Навстречу 60-летию Великой Победе. – Мн: Изд. ООО «Карсико-Принт», 2005. – 128 с. (Деятельность классного руководителя).
5. Справочник «Улица нашего города» - Тольятти: МУП «Инвентаризатор», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае"
В данной презентации отображена система работы фо формированию знаний о родном крае, его достопримечательностях....
«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогам...
Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю»
Повышение профессионального уровня...
План работы по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
"Формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к государственной символике родного края"
проект воспитателя ДО для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»
Технологическая карта занятия в старшей группе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к экспериментированию " Игры на кухне"
Дети по своей природе исследователи, с радостью открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поэтому очень важно поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для ...