Инновационный проект «Этнические традиции в системе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
проект по теме
организация работы по ознакомлению детей с культурой и традициями кубанского казачества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innnov.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
Тема: «Этнические традиции в системе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
Общая для нашего времени тенденция развития отечественной педагогики по пути гуманизации и личностной ориентированности особенно актуальна для воспитания и развития культуры народа, историческая судьба которого складывалась на территории Краснодарского края. Данное обстоятельство делает проблему
сохранения этнических традиций кубанского казачества значимой не только в научном отношении, но и в практическом.
Используя традиции коренного населения в педагогической работе, мы получаем возможность приобщить подрастающее поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно, входят и ценности традиционные, этнические.
Введение культурологического регионального компонента призвано познакомить с опытом кубанского казачества, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению исторической памяти. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к
его истории и культуре. Новым и, весьма перспективным является введение положения о целесообразности учета народной философии и традиционных воззрений этноса на природу человека и его место в окружающем мире, на становление и развитие личности, учет этнопсихологических особенностей восприятия и стиля мышления.
Вот почему определяя направление воспитательно - образовательной работы с детьми, мы остановились на проблеме ознакомления с культурными традициями кубанского казачества. Мы считаем, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.
Структурно-функциональная модель введения культурологического регионального компонента в условиях дошкольного образовательного учреждения включает основные параметры воспитания:
- цель;
~ содержание;
- формы и методы;
- организационно-управленческие действия;
- критерии усвоения детьми элементами кубановедения, показателями которыми являются:
- ярко выраженный интерес к жизни кубанского народа в разное
историческое время, к его истории и культуре, к природе Кубани; - принимать осмысленное и активное участие в проведении народных
праздников; - использование в активной речи кубанского фольклора;
- действенная готовность вместе со взрослыми вести углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес, помогающий воспитать патриота.
Ц Цель инновации: духовно-нравственное воспитание через приобщение детей к культуре кубанского казачества, воспитание гордости за культурные традиции этого субэтноса.
- знакомство с характерными признаками быта кубанского казачества;
- нравственное воспитание на основе ознакомления с правами и обязанностями представителей казачества и их культурными традициями;
- духовное воспитание на основе использования традиций, обрядов и ремесел кубанского казачества.
Реализация модели культурологического регионального компонента в дошкольном учреждении предполагает комплекс организационно-управленческих действий. Важнейшим являются следующие:
- педсоветы, на которых развивается этнокультурное сознание воспитателей, формируется их гражданская позиция, появляющаяся в ответственности за разрешением духовно-нравственных проблем;
- система углубленной методической работы, позволяющая педагогам овладеть методикой ознакомления дошкольников с историей и культурой Кубани, новыми технологиями повысить свое мастерство в этой области;
- создание в дошкольном учреждении развивающей предметно- пространственной среды, как условия формирования представлений об этнической культуре.
НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Организация духовно-нравственного воспитания Задачи:
Проанализировать основные направления работы
Направление работы руководителя;
- организация всего воспитательного процесса;
- сотрудничество с органами образования;
- финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек);
- работа с родителями;
- координация работы с другими учреждениями;
- связь со школой.
Направление работы старшего воспитателя:
- ознакомление с существующими программами и методиками по
«Кубановедению»; - выбор программы и методики (совместно с воспитателями);
- определение места для регионального компонента;
- контроль за координацией;
- мониторинг всей деятельности коллектива;
- участие в диагностике;
- проведение педсоветов, методических семинаров, консультаций;
- руководство по созданию развивающей предметно-пространственной
среды этнокультурной направленности; - координация работы воспитателей: составление рекомендаций по
конкретным темам и при необходимости.
Направление работы воспитателей:
- культурологизация регионального компонента в группах;
- создание условий для духовно-нравственного воспитания в группах ,
организация кубанских уголков, фотоальбомов «Памятные места»,
«Страницы истории»; - подбор зрительного и музыкального материала, пособий: рукотворного
наглядного материала, игровых атрибутов, дидактических пособий и
прочее; - работа с родителями (домашнее задание детям, оформление
необходимой информации); - проведение диагностики;
- участие в сборе информации для некоторых разделов
«Кубановедения».
2. Создание системы диагностики
Задачи: Повышение профессиональной компетентности педагогов
- Знание основ психолого-педагогических наук и методики ознакомления
дошкольников с историей и культурой Кубани. - Использование межпредметной интеграции, где воспитатель самостоятельно решает в рамках какой темы (раздела) можно использовать предложенный информационный материал.
- Умение сочетать беседы о казачестве с экскурсиями в музей,
выставками, беседы с носителями культурных ценностей предков. - Умение организовать соответствующую развивающую предметно-
пространственную среду этнокультурной направленности. - Умение применять полученные знания при выполнении практических
заданий направленных на решение педагогических задач.
Обследование знаний и умений детей
- Анализ диагностических карт.
- Беседы с детьми на предложенную тему.
- Анализ деятельности детей на занятиях.
- Анализ самостоятельной деятельности детей.
- Анализ поведения, игровой деятельности.
Культурологизация регионального компонента в
воспитательно-образовательном процессе
- Организовывать регионально-ориентированную деятельность детей (познавательную, игровую, поисковую).
- Выбирать наиболее рациональные формы организации дошкольников в зависимости от педагогической ситуации.
- Создать более благоприятные для здоровья детей условия.
- Привлечь внимание родителей к культурным традициям казачества, знаниям о своей ближайшей (малой) родине.
Воспитательно-образовательная технология представляет собой:
1 Ориентировка на широкое использование знаний разделов «Кубановедения» е регламентированной и нерегламентированной деятельности, развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности.
- Широкое использование специально подобранной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей ( в течении всего года) с произведениями отдельных кубанских авторов, через которые дети усваивали традиции своего народа, нравственные нормы, знакомились с обычаями, праздниками.
Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание альбомов и фотоколлажей по знаменательным местам Кубани.
- Организация театрализованной деятельности музыкального руководителя с детьми, использование фольклора, как культурно- этнографического комплекса, включающего словесное музыкально- песенное, танцевальное, игровое творчество и т.д.
- Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий повседневной жизни, позволяющих детям накопить культурологические
впечатления, конкретные знания об этнокупьтуре региона, с различного рода занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых характерных признакам быта кубанского казачества, с досугами, праздниками. вызывающими яркий эмоциональный отклик | - Демонстрация одновременно как этнокультурную специфичность предметов быта, художественное своеобразие произведений народного творчества, так и разнообразие материалов, из которых они сделаны и способ их изготовления.
Игра | Музыка | |||
Художественный труд | Блок занятий | Физо | ||
ТРУД | театрализованная деятельность | |||
работа с родителями | ||||
конструирование |
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
- КУБАНСКИЙ УГОЛОК - предназначен для проведения комплексных занятий; релаксационных целей; самостоятельной работы и самостоятельных детских игр
- «ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ» - предназначена для знакомства с различными ремеслами кубанского казачества, для развития у детей навыков классификации объектов по различным признакам.
- БИБЛИОТЕКА - функциональная роль познавательная, воспитание интереса к устному народному творчеству, пополняется иллюстративными книгами, в которых герои изображены в национальных одеждах.
- «МАСТЕРСКАЯ ФОТОГРАФА» - возможность свободно пользоваться пособиями: открытками, фотографиями, трафаретами одежды, комплектами репродукций картин, на которых изображены образы национальных костюмов, традиционные орнаменты, украшения.
- «ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ» - оформление тематических выставок, фотовыставок «Край родной мой – Кубань», рисунки детей в экспозиции «Мир глазами ребенка» - способствует более успешному восприятию и запоминанию материала, но позволяет глубже проникнуть в существо познаваемых явлений.
- «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» - условие, формирующее этнокультурную осведомленность, включающее в себя народные игры и народные музыкальные произведения, дидактический игровой и учебный материал, декорации, подготовленные в процессе совместного творчества педагога и детей, этнографические куклы, макеты и модели, предметы народного быта, игровой инвентарь и оборудование для проведения сюжетно – ролевых и подвижных игр – изготовленных собственноручно
Условия развития инновации.
- Изменение условий оплаты труда педагогическому и обслуживающему персоналу.
- Культурологизация развивающей предметной среды.
- Этнокультурное просвещение педагогов, родителей
Основные этапы инновационной деятельности и прогнозируемые результаты.
Этапы | Содержание | Предполагаемый результат |
1.Подготовительный (2008 – 2010г.) |
|
|
2.Технологический. Апробация концептуальной модели (2010 – 2012г.) |
|
|
3.Корректировка созданной системы, обобщение материалов (2012 – 2013г.) |
|
|
4.Итоговый (2013г.) |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Тема: «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы».
В папке материал мастер-класса с презентациями и конспектом занятия для средней группы( Интегрируется 7 областей)...
Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКОУ РО детского дома
Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушени...
Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"
"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...
Методическая разработка "Система воспитательно-образовательной работы с детьми ОВЗ"
Система воспитательно-образовательной работы с детьми компенсирующей направленности подготовительной к школе группы...
Об инновационном обновлении содержания и форм системы воспитательно-образовательной работы в ДОУ
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержан...
Методическая разработка "Система воспитательно-образовательной работы с детьми ОВЗ"
Календарное планирование....
Инновационный проект: «Использование конструктора «Фанкластик» в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Конструирование дает возможность объединить игру с экспериментированием, активизировать мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, расширяет кругозор, познав...