Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКОУ РО детского дома
материал по теме
Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.Особенно остро ситуация складывается в детских домах и интернатах для детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Социальное развитие детей с легкими формами психического недоразвития происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднен контакт со взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близким взрослым, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам. Материал содержит многолетний практический опыт работы с детьми- сиротами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publikatsii.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Пегливанян Светлана Хугасовна – старший воспитатель ГКОУ РО детского дома « Аревик» с.Чалтырь тел: 8-951-518-59-88; адрес 346800 Ростовская обл, Мясниковский р-н, с. Чалтырь, ул Мясникяна, 10 «а».
Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКОУ РО детского дома
«Аревик»
В современном обществе неумолимо растет тенденция, вызванная феноменом депривации детства (М.С. Астоянц). Депривация детства – это «нарушение глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем остальным окружающим миром» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых). Наиболее ярко феномен депривации проявляется в группах социального риска: это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных семей и семей группы риска. На сегодняшний день, данный феномен проявляется и в отношении детей, которые воспитываются во вполне благополучных семьях.
Анализ практической работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что система воспитания детей в этих учреждениях не формирует готовность ребенка к самостоятельной жизни, и воспитанники испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру. Они привыкают больше требовать и получать от общества, чем отдавать взамен.
Основы социализации и социального взаимодействия ребенка.
Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Г.М. Андреева).
Теоретические вопросы социализации широко изучались в работах И.А. Коробейникова, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.
Психологическая сущность процесса социализации включает следующие положения:
- процесс социализации совершается на основе постоянного преломления внешних средовых влияний через внутренние условия, в качестве которых выступают индивидные свойства;
- качественное своеобразие процесса социализации определяется качеством социальной ситуации развития;
- усвоение ребенком социального опыта опосредуется общением и совместной с другими людьми деятельностью.
Наиболее изученным является положение об активном характере процесса социализации, определяющем индивидуализацию способов усвоения и воспроизводства социального опыта. В этой связи на первый план выдвигаются особенности мотивационно – потребностной сферы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.Г. Асеев), ценностных ориентаций и установок (М.И. Бобнева, О.И. Зотова, В.С. Мухина, Н.И. Непомнящая и др.), самосознания (И.С. Кон, В.В. Столин и др.).
Мы придерживаемся, точки зрения многих исследователей (И.А. Бобылевой, О.В. Заводилкиной, Н.П. Ивановой, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна) о том, что социализация наиболее активно протекает в детстве и имеет две формы:
- направленную (целенаправленную) – специально разработанную обществом систему средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества;
- ненаправленную (спонтанную) – автоматическое формирование определенных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.
Социально адаптированное поведение ребенка включает умение свободно выражать свои чувства (как позитивные, так и негативные) во взаимодействии с другими. А также умение чувствовать другого, сопереживать ему.
Адаптивность – это сложное личностное образование, включающее общественно значимые качества, отражающие взаимодействие с окружающей действительностью и с самим собой.
Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.
Основы социального взаимодействия.
Особенности социального развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
Особенно остро ситуация складывается в детских домах и интернатах для детей, имеющих интеллектуальные нарушения.
Социальное развитие детей с легкими формами психического недоразвития происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднен контакт со взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близким взрослым, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам.
Многие из них не могут назвать свое имя по просьбе взрослого, показать свои части тела и лица, не знают их назначение. У этих детей к 3м годам не формируются представления о себе и о своем «Я».
Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и самообслуживания. Поскольку у детей с легкими формами умственной отсталости отсутствует потребность во взаимодействии с новыми людьми, у них своевременно не формируется естественная потребность подражать сверстникам.
Без специальной социализирующей работы ребенок с интеллектуальной недоразвитием оказывается дезадаптированным, что отражается, прежде всего, на его поведении.
Полноценная социальная адаптация невозможна без формирования представлений о семье, функционале её членов, определения социальных ролей: по половому и возрастному признакам.
Обязательна организация и проведение бесед, занятий, экскурсий по ознакомлению с окружающей действительностью.
Примерная тематика циклов бесед и занятий с детьми:
- Социальные эталоны поведения ребенка в различных ситуациях.
- Семья и особенности взаимоотношений между членами семьи. Роль членов семьи.
- Положительные образы мальчика и девочки, мужчины и женщины, мужа и жены.
- Профессии.
- Особенности общения между людьми в общественных местах.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЗДЕЛУ
« Социальный мир»
(«Труд взрослых»).
месяц | тема | Программное содержание | Оснащение педпроцесса |
Сентябрь | «Знакомство с группой». | Формировать умение ориентироваться в пространстве групповой комнаты. Формировать элементарные правила поведения в группе. Воспитывать аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам. | Экскурсия в группе, обсуждение рассказа «Шаловливый Витя». |
Октябрь | «Труд помощника воспитателя». | Формировать представления о содержании труда помощника воспитателя, а также назначении соответствующих орудиях труда. Закрепить названия предметов и орудий труда. Закрепить имя и отчество помощника воспитателя. Воспитывать уважение к труду помощника воспитателя. | д/и «Что для чего» д/и « наведем порядок» |
Ноябрь | «Труд врача». | Формировать элементарные представления о содержании труда врача (определяет болезнь или больные места, оказывает медицинскую помощь), о значимости этой профессии для людей. Формировать умение по заданному слову находить среди картинок те, на которых изображены предметы, необходимые для лечения людей. Активизировать в речи соответствующий словарь. | д/и «Покажи, что назову», «Как врач использует эти предметы», ситуация общения «как доктор лечит людей» |
Декабрь | «Если ты заболел…» | Продолжать формировать элементарные знания о труде врача. Обогатить игровой опыт детей. Создать условия для активных высказываний детей. Поддерживать интерес к труду врача. | с/р игра « у врача» |
Январь | «Труд помощника воспитателя» (Мытьё полов). | Формировать элементарные знания детей о конкретном трудовом процессе от постановки цели до получения результата. Активизировать слова, обозначающие компоненты трудового процесса. Воспитывать желание поддерживать чистоту в группе; уважение к труду помощника воспитателя. | Наблюдение за трудом помощника воспитателя во время мытья полов, ситуация общения «Как няня мыла полы» с использованием схем. |
Февраль | «Что делают мама и папа дома». | Формировать элементарные представления о содержании хозяйственно-бытового труда взрослых дома. Помочь в понимании его направленности на заботу о детях и близких родственниках (бабушках, дедушках). Формировать умение отбирать карточки в зависимости от содержания труда (мытьё полов, приготовление обеда, стирка одежды). Воспитывать желание помогать взрослым. | Рассматривание иллюстраций, ситуации общения «Как мама убирает квартиру», «Как папа помогает маме», «Что для чего?». |
Март | «Труд повара». | Формировать элементарные представления о труде повара, а также его орудиях труда. Формировать умение объяснять назначение предметов труда повара, а также различать орудия труда, относящиеся к людям разных профессий (повар, доктор). Воспитывать чувство благодарности человеку, который делает нужное для детей дело. | Ситуация общения «Как повар готовит обед», Д/и «Что для чего?», «Кому это нужно?».
|
Апрель | «Труд водителя». | Формировать элементарные представления о содержании труда водителя, значимости его для людей. Воспитывать благодарное чувство к человеку, который делает нужное для детей дело. | Ситуация общения «Откуда в детском доме берутся продукты».
|
Май | «Труд дворника». | Формировать элементарные представления о содержании труда дворника, его рабочем инвентаре. Воспитывать желание помогать дворнику, поддерживать чистоту и порядок на своём участке. | Экскурсии, набор картинок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Тема: «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы».
В папке материал мастер-класса с презентациями и конспектом занятия для средней группы( Интегрируется 7 областей)...
Инновационный проект «Этнические традиции в системе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
организация работы по ознакомлению детей с культурой и традициями кубанского казачества....
Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"
"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...
Методическая разработка "Система воспитательно-образовательной работы с детьми ОВЗ"
Система воспитательно-образовательной работы с детьми компенсирующей направленности подготовительной к школе группы...
Об инновационном обновлении содержания и форм системы воспитательно-образовательной работы в ДОУ
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержан...
Методическая разработка "Система воспитательно-образовательной работы с детьми ОВЗ"
Календарное планирование....
ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА
В данном методическом пособии раскрываются сущность, содержание, структура иметодика проведения интегрированных занятий; представлены тематические циклыинтегрированных занятий с детьми разных возрастн...