Конспект занятия по развитию речи с применением техники "Синквейн"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия

по развитию речи детей

старшего дошкольного возраста

с использованием приема "Синквейн"

"Волшебное Зазеркалье"

Составитель: воспитатель МКДОУ

«Детский сад №61» г.о Нальчик

Кучмезова Л.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kuchmezova.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи детей

старшего дошкольного возраста

с использованием приема "Синквейн"

"Волшебное Зазеркалье"

Составитель: воспитатель МКДОУ

«Детский сад №61» г.о Нальчик

Кучмезова Л.М.

Цель: Используя игровой прием синквейн, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.

Задачи: Образовательные: уточнение, активизация словаря по теме «Буратино»; обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Воспитание интереса к художественной литературе. Развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: презентация, зеркало, книга, следы, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с нашими гостями.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где много полок с книгами?

Дети: В библиотеке.

Воспитатель: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?

Дети: Дом для книг, книжкин дом, читательский дом.

Воспитатель: Молодцы, все верно.

(На полу лежит книга)

Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

Воспитатель: Правильно. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: Бережно, аккуратно, не рвать их, не рисовать на страничках.

Воспитатель: Я предлагаю прочесть книгу. Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Наверное, они обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.

Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне, пожалуйста, сказки. Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

Дети: Да!

Воспитатель: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?

Дети: На ковре – самолете, на печи, в ступе Бабы Яги, летучем корабле и т.д.

Воспитатель: Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в волшебную страну Зазеркалье.

Воспитатель: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?

Дети: Да! (Идут по следам и находят на столе шкатулку)

Воспитатель: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами попробуем составить Синквейн.

Синквейн - это нескладное стихотворение, которое состоит из пяти строк.

Первая строка - это слово - предмет, которое обозначает о чем или о ком говорится в произведении.

Вторая строка, слова – признаки: какой это предмет. Слов-определений должно быть два.

На третьей строке располагаются слова – действия: что делает предмет.

Четвертая строка - предложение, фраза, которая выражает ваше отношение к предмету.

А на пятой строке – вывод. Слово - отражающее сущность темы. 21

Воспитатель: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашего синквейна.

На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный). Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.

На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.

Ниже мы составляем предложение, что же Буратино сделал?. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь).

А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек).

Воспитатель: Ребята, вы запомнили, что мы с вами составили?

Дети: Синквейн.

Воспитатель: Давайте, попробуем рассказать весь синквейн о Буратино.

Воспитатель: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.

Физкультминутка: «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развѐл,

Ключик, видно, не нашѐл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

Воспитатель: Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей 22

Этих сказочных друзей!

1. 1. ?

2. Добрый, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

Воспитатель: Кто это может быть?

Дети: Папа Карло.

2. 1. ?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

5. Долгожительница.

Воспитатель: Кто это может быть?

Дети: Черепаха Тортилла.

3. 1. ?

2. Добрая, умная.

3. Воспитывает, помогает, заботится.

4. Любит порядок во всем.

5. Девочка с голубыми волосами.

Воспитатель: Кто это может быть?

Дети: Мальвина.

Воспитатель: Ребята, вам понравились мои загадки?

Дети: Да!

Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться в библиотеку.

Воспитатель: Ребята обратите внимание, мы вернулись к зеркалу. Пора возвращаться домой. (Проходим сквозь зеркало назад).

Воспитатель: Теперь с книгой все в порядке. Ребята, кто-нибудь знает автора книги «Золотой ключик или приключения Буратино»?

Дети: Алексей Николаевич Толстой.

Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме.

Дети: Синквейн.

Воспитатель: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге.

Воспитатель: За руки умелые, за ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался, тем, кто трудился

Подарок свой всем сейчас подарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по РАЗВИТИЮ РЕЧИ с применением мультимедиа "ВЕСНА"

Аннотацияк занятию по развитию речитема: «Весна»Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров...

Конспект занятия по развитию речи с применением мнемотехники в старшей группе: «Удивительное приключение»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка....

Конспект занятия по развитию речи с применением методики "Графическая практика"

- Продолжать знакомство детей с общими принципами, лежащими в основе чтения и письма:записанное сообщение можно использовать для того, чтобы впоследствии напомнить себе или другому человеку о том, что...

Конспект занятия по развитию речи с применением элементов самомассажа, здоровье сберегающих технологий (подготовительная группа 6-7 лет)

Конспектзанятия по развитию речис применением элементов самомассажа, здоровье сберегающих технологий(подготовительная группа 6-7 лет) «В гости к нам пришел щенок…»Цель: Развити...

Конспект занятия по развитию речи с применением ИКТ во 2 младшей группе. Тема: Путешествие в сказку «Теремок»

Цель: развитие связной речи детей.Задачи:Развивающие: развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениям...