Конспект занятия по развитию речи с применением методики синквейн
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект ОД "Перелетные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannoy_neposredstvennoy_obrazova.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной непосредственной образовательной
деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «Перелетные птицы» с использованием методики синквейн для подготовительной логопедической группы.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Систематизация знаний о перелетных птицах.
2.Активизация и актуализация словаря по теме «Перелетные птицы».
3.Совершенствование навыка составления рассказа о птице с опорой на графическую схему (синквейн).
4.Совершенствование грамматического строя речи.
5.Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
6.Совершенствование навыка конструирования из геометрических фигур («Танграм»)
7.Закрепление навыка отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционнно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, творческого воображения, мелкой и общей моторики, познавательного интереса в процессе экспериментирования, умения размышлять, обобщать результаты опытов.
Воспитательные задачи:
Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы о птицах.
2. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».
3. Отгадывание загадок по теме.
4. Рассказ педагога о перелетных птицах в свободной деятельности, почему их называют перелетными.
5. Рассматривание с детьми слайдов, видеофильма «Перелетные птицы».
6. Наблюдение за птицами во время прогулок.
7. Знакомство с игрой «Танграм».
Оборудование: Презентация, сопровождаемая музыкой, 2 магнитные доски, деревья (весеннее и зимнее), картинки перелетных и зимующих птиц, трубочки для коктейля, геометрические фигуры танграм, контурное изображение птиц.
(Закрепление представлений о перелетных и зимующих птицах)
Логопед: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением.
Логопед: На слайде мы видим, что не все птицы улетели в теплые края. Какие это птицы? (1слайд)
Дети: Зимующие птицы.
Логопед: Это и есть первая ловушка. Зима запорошила снежной крупой зимующих и перелетных птиц, хочет сбить нас с толку. Подойдите к столам, затем, перелетных птиц поместите на доску рядом с весенним деревом, а зимующих – с зимним.
Дети выполняют.
Логопед: Каких же птиц мы ждем?
Дети: Ласточек, грачей, скворцов, аистов, журавлей, лебедей, кукушек, трясогузок, жаворонков, соловьев, уток, цапель.
Логопед: Замечательно, вы знаете перелетных птиц и не спутаете их с зимующими.
Давайте отправимся в путешествие по спасению перелетных птиц. (Дети садятся на мягкие модули).
Логопед: - Почему эти птицы называются перелетными?
Дети: Птицы называются перелетными потому, что перелетают с места на место.
Логопед - Почему перелетные птицы улетают в теплые края?
Дети: Птицы улетают в теплые края … потому что им нечего есть).
Логопед - Почему перелетные птицы возвращаются?
Дети: Перелетные птицы возвращаются потому, что… им надо выводить и выкармливать птенцов.
Логопед - Какие птицы улетают первыми, почему? (2 слайд)
Дети: Первыми улетают насекомоядные птицы - ласточки, соловьи, трясогузки, скворцы потому, что … насекомые прячутся и засыпают.
Логопед - Какие птицы улетают последними, почему?(3 слайд)
Дети: Последними улетают водоплавающие птицы: гуси, утки, потому, что водоемы долго не замерзают и дают им пищу.
Логопед- Почему надо любить и охранять птиц?
Дети: Птиц нужно любить и охранять, потому что они уничтожают вредных насекомых, украшают природу, красиво поют и т.д.)
Логопед: Молодцы, вы много уже знаете о наших верных друзьях.
Логопед: Представьте себе, что мы полетим навстречу птицам, на воздушном шаре, чтобы помочь им преодолеть трудности и опасности на их пути к родному дому.
Логопед:
Шар воздушный нас зовёт
Отправляемся в полет,
Пристегнулись, улыбнулись,
Дружно делаем вот так:
Развитие дыхания (выработка направленной воздушной струи, более длительного вдоха и более продолжительного выдоха)
Логопед: Представьте, что мы взлетаем: вдох носом, выдох ртом на звуке «Ф» (упражнение проводится несколько раз)
Включается музыкальное сопровождение.
8 «Исправьте меня» (упражнять в словоизменении: употребление существительных в форме в форме множественного числа творительного падежа).
Логопед: Закройте глаза, наш шар поднимается всё выше и выше. Мы пролетаем над широкими полями, над зелёными лесами. Мы пролетаем над «высокими горами. (4 слайд)
Логопед: А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелёте? Почему?
Дети: Опасны, потому что горы острые и высокие. Птицы могут врезаться в них, поранить крыло. Трудно взять такую высоту и перелететь через горы.
Логопед: Чтобы преодолеть такие высокие горы, птицам надо много сил.
Логопед: Горы и есть опасность, которую мы должны помочь преодолеть птицам. Чтобы было много сил, птицам надо
Дети: Подкрепиться.
Логопед: Зима и тут постаралась – она сделала так, что весь корм исчез. Давайте составим из слогов слова.
Жу-чки, мош-ки, ля-гуш-ки, чер-вя-ки, му-хи, ры-ба, па-у-ки, ли-чин-ки, ба-боч-ки, ко-ма-ры, слиз-ня-ки, стре-ко-зы.
Логопед: Назовите, какие слова вы составили. Как можно назвать всё это одним словом?
Дети: Корм, еда, пища, добыча.
Логопед: Для кого этот корм?
Дети: Для птиц.
Логопед: Чей корм?
Дети: Птичий корм.
Логопед: Чья пища?
Дети: Птичья пища.
Логопед: Я думаю, что мы сделали доброе дело. Птицы подкрепятся здесь, отдохнут и полетят дальше. Давайте и мы немного отдохнём.
Физминутка «Птицы» (переключение детей на двигательную деятельность, снятие напряжение, восстановление умственной работоспособности).
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовим птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
«Отгадай синквейн – загадку» (Развитие мышления, поддержание мотивации познавательной деятельности детей, интерес). (5 слайд)
1.Умный мальчишка.
В сером армячишке .
Прыгает, шныряет.
Крошки собирает.
В-ль: Кто это может быть? ( Ворбей)
- В красной шапке расшита.
В чёрненьком кафтане.
Знаменит в семье лесной песенкой смешной.
Что за песня-красота? Тут-тук-тук, да тра-та-та!
В-ль: Кто это может быть? (Дятел)
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это - .........
В-ль: Кто это может быть? (Снегири)
В-ль: Ребята, вам понравились мои загадки?
В-ль: Наше путешествие продолжается.
Шар воздушный нас зовёт
Отправляемся в полет,
А дальше на пути птиц следующее испытание: (6 слайд)
В-ль: Ивдруг в пути наснастиг туман.А ка вы думаете. Чем туман опасен для птиц?
Дети: В тумане ничего не видно.
В-ль: Чем же опасен туман?
Дети: Птицы могут сбиться с пути.
В-ль: Каких птиц вы видите на слайде? Как летят журавли?(7 слайд)
Дети: Журавли летят клином.
В-ль: Клин какой?
Дети: Журавлиный.
В-ль: А какие птицы еще летят клином?
Дети: Гуси.
В-ль: Клин какой?
Дети: Гусиный.
В-ль: Кто летит впереди?
Дети: Впереди летит вожак.
В-ль: Виден только его контур. Птицы ориентируются на него. Давайте составим из геометрических фигур контур птицы, который виден в тумане. Какие это птицы? (Журавль и гусь). Выберите, какую птицу будете составлять. Птица летит –птица какая?
Дети: Летящая.
В-ль: Сколько должно быть фигур? Сосчитайте. Составляйте. (слайд 8)
Танграм - развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
Дети: выполняют задание.
В-ль: Посмотрите, друг у друга - все правильно выполнили задание?
Молодцы! Все справились.
Логопед: Давайте отдохнем и повторим, каким перелетным птицам мы хотим помочь.(9 слайд)
Тели – теле, тели – теле (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели.
Прилетел к нам скворушка (поочередно сгибаем пальцы, начиная с мизинца
Серенькое перышко. левой руки)
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж
– Все вернулись, прилетели, (скрещиваем пальцы, машем ладошками)
Песни звонкие запели. (указательным и большим пальцами делаем клюв – птицы поют)
Логопед: Наш воздушный шар приземлился. Перелетные птицы тоже вернулись к нам. Вы слышите их голоса. (10 слайд)
Логопед: Посмотрите, а где мы приземлились.
Дети: В лесу!
Логопед: Какой же лес без птиц!
Составление рассказа о птицах с опорой на графическую схему (синквейн) развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; формирование внимания к высказыванию других детей
Давайте же расскажем о перелетных птицах по плану-схеме:
1-е слово – предмет ПТИЦЫ
2-е 2 признака (пернатые, красивые)
3-е 3 действия (летают, клюют, высиживают)
4-е предложение (птицы помогают людям)
5-е Верные друзья
Итог.
Цель: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок НОД.
Рефлексия.
В-ль: Понравилось вам наше путешествие? О ком мы говорили сегодня. Что понравилось больше всего? (Ответы детей).
Список литературы:
- Бабаева Т.И., МихайловаЗ.А. “Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.” СПб,2004.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И., “Воспитание детей в игре”.- Москва 1983.
- Занятия по развитию речи в детском саду. Прогрнамма и конспекты. Книга для воспитателей детского сада. О.С. Ушаковой, А.Г. Арушанова, А.И. Максакова и др. Изд-во Совершенство, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с применением методики синквейн (средняя группа)
Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения, прививать любовь к книгам....
Конспект НООД по развитию речи с применением методики Железновых.
Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, ...
Конспект занятия по развитию речи с использованием методики Синквейн на тему "Дикие животные весной"
Данное занятие проводится с целью формирования лексико-грамматических средств языка и развития связной речи с использованием методики Сиквейн....
Конспект занятия по развитию речи с применением методики "Графическая практика"
- Продолжать знакомство детей с общими принципами, лежащими в основе чтения и письма:записанное сообщение можно использовать для того, чтобы впоследствии напомнить себе или другому человеку о том, что...
Конспект занятия по развитию речи с использованием метода синквейн во второй младшей группе
Занятие направлено на обучение детей состовлять предложения об отдельном предмете, игрушке , используя модели существительного, прилагательного и глагола. Для составления не больших рассказов по...
Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе. Тема: "Приключение Капельки"
Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».Задачи:-образовательные: -продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы ...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии «синквейн» в старшей группе на тему «Весна»
Цель: использование технологии «синквейн» в развитии связной речи. Задачи: Образовательные:- закреплять знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать пр...