Конспект занятия по развитию речи с применением сказкотерапии по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» с элементами умных игр.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Солнечногорского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57»
Конспект занятия по развитию речи с применением сказкотерапии по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» с элементами умных игр.
Конспект разработан на основе мастер-класса по сказкотерапии педагога-психолога
Макушкиной Светланы Вячеславовны.
Подготовила: Богдан Н.В.
г.о. Солнечногорск 2022 г.
Цель: работа над смысловым содержанием сказки
Задачи:
Образовательные:
– знакомство с содержанием сказки;
– развитие связной речи детей;
развитие логического мышления;
развитие творческого мышления и воображения;
развитие эмоциональности детей;
вывод морали сказки;
Воспитательные:
закрепление у детей интереса к слушанию сказок и
дальнейшему их воспроизведению;
воспитание добрых чувств;
формирование представлений о доброте, ответственности, взаимовыручке;
Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.
Приемы. Объяснение, вопросы к детям, мнемотаблица, игры, самостоятельная работа детей.
Предварительная работа.
- слушание сказки «Гуси – лебеди»,
-рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди».
Оборудование:
- иллюстрации к сказке “Гуси-лебеди”;
- проектор;
- коврограф «Ларчик» Воскобовича;
- волшебные льдинки Воскобовича;
- кирпичики и кубики Никитина;
- мнемотаблица;
- фольклорное музыкальное сопровождение.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Ребята, давайте поприветствуем гостей, улыбнёмся, подарим им частичку нашего тепла.
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
Вы садитесь – не стесняйтесь,
Побыстрей располагайтесь.
Дети занимают места за столами (полукругом)
Всем ли видно, всем ли слышно?
Приготовьте ушки - глазки,
Расскажу сейчас вам сказку». Русскую - народную «Гуси-лебеди».
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Итак, давным-давно, в одной деревне жили, да были мать, отец, дочка Алёнушка и братец Иванушка. Мать с отцом уезжают в город.
-Куда они поехали? (воспитатель обращается к детям) - на базар за покупками, на ярмарку, на работу.
-Верно.
А Алёнушке наказывают смотреть за братцем.
-Что значит, наказывают? (воспитатель обращается к детям) - ответы детей.
-Да, в старину недаром говорили «родительский наказ, всё равно, что царский указ».
Наказывают – это когда говорят, как надо делать. Как правильно нужно поступать.
-А вам родители дают наказ, когда куда-нибудь уходят? - да.
-Что они вам говорят? – вести себя хорошо.
-Нравится вам выполнять родительский наказ? (воспитатель обращается к детям с улыбкой) - не всегда, кому-то нравится, кому-то не очень.
-Всегда у вас, получается, выполнять? (грустно) – нет.
Вот и Алёнушка посадила братца на пригорок, а сама с подружками заигралась. Не успела оглянуться, как….
- Что случилось? – ответы детей.
Давно поговаривали, что гуси-лебеди летают. Налетели гуси-лебеди и… подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.
-Какое лицо стало у Алёнушки, покажите?
-Какое это чувство? - страх, испуг. Когда мы боимся, у нас глаза широко открываются, брови поднимаются, рот широко открывается. Покажите как. Мы даже можем руками схватиться за лицо. Покажите. Как страшно. От страха можно даже заплакать.
-Что же сделала Алёнушка? – заплакала.
-А потом? – пошла братца искать.
-А зачем это она? – мама наругает. А ещё потому, что братца своего она очень ….любила.
Побежала она. А лебеди, надобно вам сказать, это сильные, гордые птицы. Посмотрите, какие они.
Воспитатель прикрепляет изображение схемы лебедя к коврографу «Ларчик» Воскобовича или картинка появляется на экране проектора.
-Давайте придадим им силу с помощью волшебных льдинок. Я раздам вам изображение лебедей, а вы закрасите его волшебными льдинками.
Во время выполнения задания звучит фольклорная музыка.
-У кого получилось? Прекрасно. Какой красивый лебедь. Тебе нравится? И надо про себя сказать – я молодец! Это так здорово – уметь за себя порадоваться. Я вами горжусь.
Мы сделали лебедя. Сильных, гордых птиц. Унесли они Иванушку, а Алёнушка отправилась спасать своего братца. Бежит, бежит Алёнушка по лесу …..
-Кто ей первый встретился? – печка.
Воспитатель прикрепляет картинку печки в верхний левый угол коврографа и дублирует на экране.
-Что ей Алёнушка говорит? — печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
-А печка? — Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.
-А Алёнушка? — у моего батюшки пшеничные не едятся!
-А давайте покажем, как она сказала. (воспитатель задирает нос кверху, скрестив руки на груди) Вот так – и пшеничные не едятся.
-Как вы думаете, какая она здесь? – гордая, заносчивая.
- Гордая - это когда мы что-то сделали, получили от этого удовольствие и гордимся. Здесь точнее сказать надменная. Надменный человек – это тот, кто хвастается, но не своими успехами. Вот такая вот она, что делать? А она бежит дальше за братцем.
Воспитатель от картинки с печкой на коврографе прикрепляет по диагонали к центру верёвочку.
Бежит, бежит Алёнушка.
-Кто ей ещё встретился? – яблоня.
Воспитатель прикрепляет картинку яблони в центре коврографа и дублирует на экране.
Спрашивает она у яблоньки … помогите мне….. - — яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?
-А яблонька? - съешь моего лесного яблока, — скажу.
- А Алёнушка? - у моего батюшки и садовые не едятся! А давайте мы покажем, какая она стоит. (воспитатель задирает нос кверху, руки на поясе) Посмотрите, да ещё и ручку поднимает от так и говорит: «Батюшки, у моего батюшки и садовые не едятся!»
-Посмотрите, она не поздоровалась, она не обратилась к ней с вежливыми словами. Она первым делом спросила, а потом ещё заносчиво сказала.
-Как бы мы про неё сказали, какая она? Если она не употребляет вежливых слов. – грубая, невоспитанная. Да, грубо она сказала, яблонька ей и не ответила.
-А вам приятно отвечать грубым людям? – нет. И волшебным существам тоже неприятно.
Побежала она дальше. Бежит, бежит, бежит…. И кто? - молочная речка, кисельные берега.
-Точно, молочная речка, кисельные берега.
Воспитатель от картинки с яблонькой на коврографе прикрепляет по диагонали от центра в правый нижний угол верёвочку. Прикрепляет картинку речки и дублирует на экране.
- Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?
-А речка? - съешь моего простого киселька, — скажу.
-А она в ответ? - у моего батюшки и сливочки не едятся! Давайте покажем, какая она. (воспитатель задирает нос кверху, руки на поясе) А теперь посмотрите друг на друга, приятно? Не очень, правда? Даже, наверное, на меня неприятно смотреть, когда я вот так делаю, правда?
Но Алёнушка всё-таки нашла братца. Побежала она к избушке бабы-яги, а там…. (обращается взглядом к детям)- сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Играет золотыми яблочками, конечно. Схватила Алёнушка братца, покажите как. (воспитатель, раскрыв руки прижимает их к себе) И что? И побежала (воспитатель имитирует бег на месте)…. Покажем, покажем, быстро-быстро, изо всех сил. А баба-яга увидела, рассердилась, покажите как. (воспитатель, нахмурив брови, сгорбившись, топает ногой и руки ставит на пояс). И закричала: « Гуси-лебеди, летите, поймайте Иванушку!
И вот бежит Алёнушка с Иванушкой обратно. Бежит, страшно ей, гуси-лебеди вот-вот налетят. Кого она первого встретила? (воспитатель указывает на нижний правый угол коврогрофа) – речку. Первой она встретила речку. И говорит ей, послушайте: «Речка, матушка, спрячь меня!» Что изменилось? – вежливый тон. Конечно, речка матушка она обратилась, спрячь меня. Речка говорит: «Поешь моего простого киселька».
-А Алёнушка? – съела. Вы знаете, она покорно съела киселёк. Когда нам предлагают помощь, мы становимся покорны. Когда нам очень нужна помощь. Давайте поможем Алёнушке.
Возьмите, пожалуйста, «кирпичики» (Никитина) положите перед собой. Берега у речки всегда разные: может быть крутой, может быть огромный нависать (показывает рукой), а может быть маленький (демонстрирует размер, руками у груди). Сделайте из «кирпичиков» такое укрытие, чтобы там спрятались Алёнушка с Иванушкой. А какое, вы решите сами. Пожалуйста, приступайте к работе.
Во время выполнения задания звучит фольклорная музыка «На речке»
-Кокой красивый у тебя берег. А места хватит, чтобы сестрица с братцем спрятались? А тебе самому нравится? Не забудь похвалить себя: «Я молодец!»
-Может кому-то захочется переделать. Ой, как интересно. А у тебя настоящая круча береговая. А тебе приятно, что так замечательно получилось? А, как бы ты себя похвалил? – я молодец. Конечно.
-Посмотрите, какие разные у всех берега, и у всех можно спрятаться. Ой, я даже вижу, они у вас там сидят, по-моему. Те из вас, кому понравилось, как спрятались Алёнушка с Иванушкой, похвалите себя. Это так приятно! Правда?
Воспитатель меняет картинку речки, на изображение, где Алёнушка с Иванушкой прячутся и дублирует её на экране проектора.
Пролетели мимо гуси, а Иванушка с Алёнушкой спрятались, да? Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
-Выбралась Алёнушка с братцем, и что? – сказала спасибо. И поблагодарила речку.
И побежали они дальше. Бегут они, бегут (воспитатель указывает на путь от речки к яблоньке по верёвочке на коврогрофе).
-Что следующее на пути? – яблонька. А гуси-то, обратно вернулись и их увидели. Вот-вот, настигнут Иванушку и схватят его.
-Что говорит Алёнушка? – яблоня, матушка, спрячь меня!
-А яблонька, что говорит? - поешь моего лесного яблочка.
-Стала она говорить, что у моего батюшки и садовые не едятся? – нет. И если мы говорили, что к речке Алёнушка обращалась вежливо, то и здесь мы можем сказать, что она сказала добрые вежливые слова, покорно съела яблочко, а я яблоня её с братцем спрятала.
Яблочки у яблоньки спелые, наливные. Отведаем с Алёнушкой лесного яблочка? – да. Ведь нам теперь приятно, поэтому мы обязательно присоединимся к ней. Отложите «кирпичики» в сторону. Положите перед собой кубики (Никитина «Сложи узор»). Внимательно на них посмотрите. Положите кубики так, чтобы перед вами оставалось место, где вы будете выкладывать яблочко.
-А теперь, подняли ручки перед собой, покажите мне ручки. И быстро спрятали их под стол. Сейчас, я покажу вам половину яблока. Покажу на пять секунд, а потом уберу.
Воспитатель располагает половинку схемы на коврографе и дублирует на экране проектора.
-Это половинка яблока. Я так устала, у меня нет сил выкладывать другую половину. Пожалуйста, выложите половинку яблочка точно так же, как у меня.
Воспитатель убирает схему.
- У вас обязательно всё получится!
Во время выполнения задания звучит фольклорная музыка.
Если возникают затруднения, воспитатель возвращает схему на коврограф и просит сделать вторую половинку точно так же.
-Вам нравятся яблочки? Что мы про себя скажем? – я молодец.
А Алёнушка с братцем съели яблочки, яблоня их заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Воспитатель меняет картинку яблоньки, на изображение, где Алёнушка с Иванушкой прячутся под ветвями, и дублирует её на экране проектора.
-Скажите, пожалуйста, почему Алёнушка согласилась поесть яблок? Ведь она вначале не хотела их есть? – чтобы яблоня ей помогла, чтобы спасти братика.
-Конечно, она понимала, что гуси-лебеди по её вине унесли Иванушку. Она понимала, что отвечает за братика. Это называется ответственность. Ответственность – это, когда мы в ответе за тех, кого нам поручили, особенно если они младше нас, правда?
Итак, Алёнушка стала вежливой, ответственной. И вот уже совсем близко дом родимый. Бежит, бежит. Тут гуси-лебеди увидели её, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди братца из рук вырвут.
-Кого ещё она встретила? – печку.
Воспитатель меняет картинку печки, на изображение, где Алёнушка с Иванушкой прячутся, и дублирует её на экране проектора.
-Как она к ней обратилась? - печка, матушка, спрячь меня!
-А печка в ответ? - поешь моего ржаного пирожка.
Алёнушка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь забралась. Мы с вами помогли речке, помогли яблоне, а печке мы поможем? – да. Если Алёнушка такие хорошие слова говорит, конечно, мы поможем.
На экране проектора мнемотаблица «печка», дублируется на коврографе.
Придумаем красивое предложение к каждому рисунку.
Дети: В доме стоит печь.
-В каком доме? (большом, светлом, деревянном). Повторите. В большом, деревянном доме стоит печь.
-А это что за предмет? (Кирпич)
Дети: Печка сложена (сделана) из кирпича.
-А это что за предметы? (Дрова)
Дети: Печку топят дровами.
-Какими дровами? (сухими, березовыми). Скажем вместе: Печку топят сухими березовыми дровами.
-Посмотрите, дети, что это?
Дети: Из трубы идет дым (какой дым? серый, белый)
Те из вас, кто доволен своими ответами, похвалите себя. Я молодец, умнички.
- А теперь скажите мне, пожалуйста, вылезла Алёнушка с братцем из печки и что она сделала? – сказала спасибо. Поблагодарила. Благодарность – это не просто уметь сказать хорошие слова. Как часто нам ребята предлагают помощь, а мы говорим: «не надо».
-Бывает такое? – да. Благодарность – это умение принимать помощь, а потом сказать хорошие слова.
-Итак, когда девочка бежала по полю, в самом начале, давайте вспомним, какая она была? – испуганная.
-А когда она бежала обратно, какая она стала? – ответственная, благодарная. Ещё она научилась покорности.
Сказка учит нас тому, что мы должны уметь принимать благодарность, говорить хорошие слова. И эта сказка учит нас тому, что мы должны быть ответственными за тех, кого нам поручили и за тех, кого мы сильно любим.
Приехали мать с отцом с ярмарки, привезли подарки и дочку поблагодарили.
На экране проектора картинка, дублируется на коврографе.
А мы с вами поблагодарим наших помощников, умные игры. Поднимите вверх правую руку и поблагодарите ту игру, которая помогла вам больше всего. Погладьте, скажите спасибо.
Спасибо вам большое за сказку!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Корзина с яблоками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательн .Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» . В период самоизоляции с 25 по 29 мая.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Конспект, посвящённый развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий....