Конспект занятия по развитию речи с применением сказкотерапии по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» с элементами умных игр.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Богдан Наталья Валерьевна

Работа над смысловым содержанием сказки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Солнечногорского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

Конспект занятия по развитию речи с применением сказкотерапии по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» с элементами умных игр.

Конспект разработан на основе мастер-класса по сказкотерапии педагога-психолога

Макушкиной Светланы Вячеславовны.

Подготовила: Богдан Н.В.

г.о. Солнечногорск 2022 г.

Цель: работа над смысловым содержанием сказки

Задачи: 

Образовательные:           

              –  знакомство с содержанием сказки;

              –   развитие связной речи детей;

развитие логического мышления;

развитие творческого мышления и воображения;

развитие эмоциональности детей;

вывод морали сказки;

Воспитательные:

закрепление у детей интереса к слушанию сказок и

дальнейшему их воспроизведению;              

воспитание добрых чувств;

формирование представлений о доброте, ответственности, взаимовыручке;

Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический.

Приемы. Объяснение, вопросы к детям, мнемотаблица, игры, самостоятельная работа детей.

Предварительная работа.

- слушание сказки «Гуси – лебеди»,

-рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди».

Оборудование:

  • иллюстрации к сказке “Гуси-лебеди”;
  • проектор;
  • коврограф  «Ларчик» Воскобовича;
  • волшебные льдинки Воскобовича;
  • кирпичики и кубики Никитина;
  • мнемотаблица;
  • фольклорное музыкальное сопровождение.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Ребята, давайте поприветствуем гостей, улыбнёмся, подарим им частичку нашего тепла. 
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

Вы садитесь – не стесняйтесь,

Побыстрей располагайтесь.

Дети занимают места за столами (полукругом)

Всем ли видно, всем ли слышно?

Приготовьте ушки - глазки,

Расскажу сейчас вам сказку». Русскую - народную «Гуси-лебеди».

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Итак, давным-давно, в одной деревне жили, да были мать, отец, дочка Алёнушка и братец Иванушка. Мать с отцом уезжают в город.

  -Куда они поехали? (воспитатель обращается к детям) - на базар за покупками, на ярмарку, на работу.

  -Верно.

  А Алёнушке наказывают смотреть за братцем.

  -Что значит, наказывают? (воспитатель обращается к детям) - ответы детей.

-Да, в старину недаром говорили «родительский наказ, всё равно, что царский указ».

Наказывают – это когда говорят, как надо делать. Как правильно нужно поступать.

-А вам родители дают наказ, когда куда-нибудь уходят? - да.

-Что они вам говорят? – вести себя хорошо.

-Нравится вам выполнять родительский наказ? (воспитатель обращается к детям с улыбкой) - не всегда, кому-то нравится, кому-то не очень.

-Всегда у вас, получается, выполнять? (грустно) – нет.

Вот и Алёнушка посадила братца на пригорок, а сама с подружками заигралась. Не успела оглянуться, как….

- Что случилось? – ответы детей.

Давно поговаривали, что гуси-лебеди летают. Налетели гуси-лебеди и… подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.

-Какое лицо стало у Алёнушки, покажите?

-Какое это чувство? - страх, испуг. Когда мы боимся, у нас глаза широко открываются, брови поднимаются, рот широко открывается. Покажите как. Мы даже можем руками схватиться за лицо. Покажите. Как страшно. От страха можно даже заплакать.

-Что же сделала Алёнушка? – заплакала.

-А потом? – пошла братца искать.

-А зачем это она? – мама наругает. А ещё потому, что братца своего она очень ….любила.

Побежала она. А лебеди, надобно вам сказать, это сильные, гордые птицы. Посмотрите, какие они.

Воспитатель прикрепляет изображение схемы лебедя к коврографу  «Ларчик» Воскобовича или картинка появляется на экране проектора.

-Давайте придадим им силу с помощью волшебных льдинок. Я раздам вам изображение лебедей, а вы закрасите его волшебными льдинками.

Во время выполнения задания звучит фольклорная музыка.

-У кого получилось? Прекрасно. Какой красивый лебедь. Тебе нравится? И надо про себя сказать – я молодец! Это так здорово – уметь за себя порадоваться. Я вами горжусь.

Мы сделали лебедя. Сильных, гордых птиц. Унесли они Иванушку, а Алёнушка отправилась спасать своего братца. Бежит, бежит Алёнушка по лесу …..

-Кто ей первый встретился? – печка.

Воспитатель прикрепляет картинку печки в верхний левый угол коврографа и дублирует на экране.

-Что ей Алёнушка говорит? печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

-А печка? — Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.

-А Алёнушка?  у моего батюшки пшеничные не едятся!

-А давайте покажем, как она сказала. (воспитатель задирает нос кверху, скрестив руки на груди) Вот так – и пшеничные не едятся.

-Как вы думаете, какая она здесь? – гордая, заносчивая.

- Гордая - это когда мы что-то сделали, получили от этого удовольствие и гордимся. Здесь точнее сказать надменная. Надменный человек – это тот, кто хвастается, но не своими успехами. Вот такая вот она, что делать? А она бежит дальше за братцем.

Воспитатель от картинки с печкой на коврографе прикрепляет по диагонали  к центру верёвочку.

Бежит, бежит Алёнушка.

-Кто ей ещё встретился? – яблоня.

Воспитатель прикрепляет картинку яблони в  центре коврографа и дублирует на экране.

Спрашивает она у яблоньки … помогите мне….. - — яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

-А яблонька? - съешь моего лесного яблока, — скажу.

- А Алёнушка? - у моего батюшки и садовые не едятся! А давайте мы покажем, какая она стоит. (воспитатель задирает нос кверху, руки на поясе) Посмотрите, да ещё и ручку поднимает от так и говорит: «Батюшки, у моего батюшки и садовые не едятся!»

-Посмотрите, она не поздоровалась, она не обратилась к ней с вежливыми словами. Она первым делом спросила, а потом ещё заносчиво сказала.

-Как бы мы про неё сказали, какая она? Если она не употребляет вежливых слов. – грубая, невоспитанная. Да, грубо она сказала, яблонька ей и не ответила.

-А вам приятно отвечать грубым людям? – нет. И волшебным существам тоже неприятно.

Побежала она дальше. Бежит, бежит, бежит…. И кто? - молочная речка, кисельные берега.

-Точно, молочная речка, кисельные берега.

Воспитатель от картинки с яблонькой на коврографе прикрепляет по диагонали  от центра в правый нижний угол верёвочку. Прикрепляет картинку речки и дублирует на экране.

- Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

-А речка? - съешь моего простого киселька, — скажу.

-А она в ответ? - у моего батюшки и сливочки не едятся! Давайте покажем, какая она. (воспитатель задирает нос кверху, руки на поясе) А теперь посмотрите друг на друга, приятно? Не очень, правда? Даже, наверное, на меня неприятно смотреть, когда я вот так делаю, правда?

Но Алёнушка всё-таки нашла братца. Побежала она к избушке бабы-яги, а там…. (обращается взглядом к детям)- сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Играет золотыми яблочками, конечно. Схватила Алёнушка братца, покажите как. (воспитатель, раскрыв руки прижимает их к себе) И что? И побежала (воспитатель имитирует бег на месте)…. Покажем, покажем, быстро-быстро, изо всех сил. А баба-яга увидела, рассердилась, покажите как. (воспитатель, нахмурив брови, сгорбившись, топает ногой и руки ставит на пояс). И закричала: « Гуси-лебеди, летите, поймайте Иванушку!

И вот бежит Алёнушка с Иванушкой обратно. Бежит, страшно ей, гуси-лебеди вот-вот налетят. Кого она первого встретила? (воспитатель указывает на нижний правый угол коврогрофа) – речку. Первой она встретила речку. И говорит ей, послушайте: «Речка, матушка, спрячь меня!» Что изменилось? – вежливый тон. Конечно, речка матушка она обратилась, спрячь меня. Речка говорит: «Поешь моего простого киселька».

-А Алёнушка? – съела. Вы знаете, она покорно съела киселёк. Когда нам предлагают помощь, мы становимся покорны. Когда нам очень нужна помощь. Давайте поможем Алёнушке.

Возьмите, пожалуйста, «кирпичики» (Никитина) положите перед собой. Берега у речки всегда разные: может быть крутой, может быть огромный нависать (показывает рукой), а может быть маленький (демонстрирует размер, руками у груди). Сделайте из «кирпичиков» такое укрытие, чтобы там спрятались Алёнушка с Иванушкой. А какое, вы решите сами. Пожалуйста, приступайте к работе.

Во время выполнения задания звучит фольклорная музыка «На речке»

-Кокой красивый у тебя берег. А места хватит, чтобы сестрица с братцем спрятались? А тебе самому нравится? Не забудь похвалить себя: «Я молодец!»

-Может кому-то захочется переделать. Ой, как интересно. А у тебя настоящая круча береговая. А тебе приятно, что так замечательно получилось? А, как бы ты себя похвалил? – я молодец. Конечно.

-Посмотрите, какие разные у всех берега, и у всех можно спрятаться. Ой, я даже вижу, они у вас там сидят, по-моему. Те из вас, кому понравилось, как спрятались Алёнушка с Иванушкой, похвалите себя. Это так приятно! Правда?

Воспитатель меняет картинку речки, на изображение, где Алёнушка с Иванушкой прячутся и дублирует её на экране проектора.

Пролетели мимо гуси, а Иванушка с Алёнушкой спрятались, да? Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

-Выбралась Алёнушка с братцем, и что? – сказала спасибо. И поблагодарила речку.

И побежали они дальше. Бегут они, бегут (воспитатель указывает на путь от речки к яблоньке по верёвочке на коврогрофе).

-Что следующее на пути? – яблонька. А гуси-то, обратно вернулись и их увидели. Вот-вот, настигнут Иванушку и схватят его.

-Что говорит Алёнушка? – яблоня, матушка, спрячь меня!

-А яблонька, что говорит? -  поешь моего лесного яблочка.

-Стала она говорить, что у моего батюшки и садовые не едятся? – нет. И если мы говорили, что к речке Алёнушка обращалась вежливо, то и здесь мы можем сказать, что она сказала добрые вежливые слова, покорно съела яблочко, а я яблоня её с братцем спрятала.

Яблочки у яблоньки спелые, наливные. Отведаем с Алёнушкой лесного яблочка? – да. Ведь нам теперь приятно, поэтому мы обязательно присоединимся к ней. Отложите «кирпичики» в сторону. Положите перед собой кубики (Никитина «Сложи узор»). Внимательно на них посмотрите. Положите кубики так, чтобы перед вами оставалось место, где вы будете выкладывать яблочко.

-А теперь, подняли ручки перед собой, покажите мне ручки. И быстро спрятали их под стол. Сейчас, я покажу вам половину яблока. Покажу на пять секунд, а потом уберу.

Воспитатель располагает половинку схемы на коврографе и дублирует на экране проектора.

-Это половинка яблока. Я так устала, у меня нет сил выкладывать другую половину. Пожалуйста, выложите половинку яблочка точно так же, как у меня.

Воспитатель убирает схему.

- У вас обязательно всё получится!

Во время выполнения задания звучит фольклорная музыка.

Если возникают затруднения, воспитатель возвращает схему на коврограф и просит сделать вторую половинку точно так же.

-Вам нравятся яблочки? Что мы про себя скажем? – я молодец.

А Алёнушка с братцем съели яблочки, яблоня их заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Воспитатель меняет картинку яблоньки, на изображение, где Алёнушка с Иванушкой прячутся под ветвями, и дублирует её на экране проектора.

-Скажите, пожалуйста, почему Алёнушка согласилась поесть яблок? Ведь она вначале не хотела их есть? – чтобы яблоня ей помогла, чтобы спасти братика. 

-Конечно, она понимала, что гуси-лебеди по её вине унесли Иванушку. Она понимала, что отвечает за братика. Это называется ответственность. Ответственность – это, когда мы в ответе за тех, кого нам поручили, особенно если они младше нас, правда?

Итак, Алёнушка стала вежливой, ответственной. И вот уже совсем близко дом родимый. Бежит, бежит. Тут гуси-лебеди увидели её, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди братца из рук вырвут.

-Кого ещё она встретила? – печку.

Воспитатель меняет картинку печки, на изображение, где Алёнушка с Иванушкой прячутся, и дублирует её на экране проектора.

-Как она к ней обратилась? - печка, матушка, спрячь меня!

-А печка в ответ? - поешь моего ржаного пирожка.

Алёнушка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь забралась. Мы с вами помогли речке, помогли яблоне, а печке мы поможем? – да. Если Алёнушка такие хорошие слова говорит, конечно, мы поможем.

На экране проектора мнемотаблица «печка», дублируется на коврографе.

Придумаем красивое предложение к каждому рисунку.

Дети: В доме стоит печь.

-В каком доме? (большом, светлом, деревянном). Повторите. В большом, деревянном доме стоит печь.

-А это что за предмет? (Кирпич)

Дети: Печка сложена (сделана) из кирпича.

-А это что за предметы? (Дрова)

Дети: Печку топят дровами.

-Какими дровами? (сухими, березовыми). Скажем вместе: Печку топят сухими березовыми дровами.

-Посмотрите, дети, что это?

Дети: Из трубы идет дым (какой дым? серый, белый)

Те из вас, кто доволен своими ответами, похвалите себя. Я молодец, умнички.

- А теперь скажите мне, пожалуйста, вылезла Алёнушка с братцем из печки и что она сделала? – сказала спасибо. Поблагодарила. Благодарность – это не просто уметь сказать хорошие слова. Как часто нам ребята предлагают помощь, а мы говорим: «не надо».

-Бывает такое? – да. Благодарность – это умение принимать помощь, а потом сказать хорошие слова.

-Итак, когда девочка бежала по полю, в самом начале, давайте вспомним, какая она была? – испуганная.

-А когда она бежала обратно, какая она стала? – ответственная, благодарная. Ещё она научилась покорности.

Сказка учит нас тому, что мы должны уметь принимать благодарность, говорить хорошие слова. И эта сказка учит нас тому, что мы должны быть ответственными за тех, кого нам поручили и за тех, кого мы сильно любим.

Приехали мать с отцом с ярмарки, привезли подарки и дочку поблагодарили.

На экране проектора картинка, дублируется на коврографе.

А мы с вами поблагодарим наших помощников, умные игры. Поднимите вверх правую руку и поблагодарите ту игру, которая помогла вам больше всего. Погладьте, скажите спасибо.

Спасибо вам большое за сказку!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Корзина с яблоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательн .Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» . В период самоизоляции с 25 по 29 мая.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий....