Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ рассказа В. Бианки "Музыкант"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ рассказа В.Бианки "Музыкант" для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №6»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
НА ТЕМУ
«ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В. БИАНКИ «МУЗЫКАНТ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Щукина Ольга Сергеевна
Гусев, 2025 г.
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
2. Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на графические схемы и наглядность).
3. Закреплять у детей навыки грамматически правильного оформления высказываний.
4. Актуализировать у детей словарь по темам «Музыкальные инструменты», «Животные», закрепление навыка подбора родственных слов.
5. Работать над интонационной выразительностью речи детей.
Предварительная работа.
- Чтение художественной литературы, знакомство с русскими писателями и поэтами;
- Слушание музыкальных произведений русских композиторов.
Методические приемы:
Беседа, рассматривание иллюстраций; лексико-грамматические упражнения (подбор родственных слов); чтение рассказа; сюрпризный момент.
Материалы, инструменты, оборудование:
Портрет В. Бианки, картина с изображением леса летом, иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа;
Предварительная работа:
• Чтение рассказов: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и мохнатого Мишу - короткий хвост», Н. Сладкова «Медвежий характер», «Как медведь сам себя напугал», К. Паустовского «Дремучий медведь», К. Ушинского «Мужик и медведь».
• Изучение лексических тем «Дикие животные», «Лето»;
• Работа с графическими схемами.
• Лексико-семантическая работа:
Медвежатник — охотник на медведей.
Колхозник – человек, работающий в колхозе.
Зава́линка — сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома (бани) служит для предохранения постройки от промерзания зимой. В настоящее время завалинкой часто называют просто лавку (скамейку), стоящую у стены дома.
Лексический материал:
Родственные слова: (Медведь, медвежий, медвежатник, медвежонок, медведица;
Охота – охотник, охотиться, охотничье; музыка – музыкант, музыкальный, музицировать)
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: - Ребята, я попрошу вас отвлечься от своих занятий и посмотреть, что у меня в руках. (педагог показывает детям щепку от дерева). Ребята внимательно ее рассматривают, щупают, изучают.
- Как вы думаете, что это такое и что можно делать с этим предметом? (Ответы детей).
Педагог: Вы много интересных вариантов предложили. Но что вы скажете, если я начну использовать щепку таким образом. (Демонстрация извлечения звуков из деревянной расщелины).
Дети: - Вы использовали щепку как музыкальный инструмент.
Педагог: - Верно. Прошу вас присесть.
- Про что мы скажем «музыкальное»? (Мелодия, песня, муз. инструмент)
Педагог: Что в природе может издавать мелодичные звуки? (Ответы детей – песни птиц, журчание ручейка).
Педагог: Кто такой музыкант? (ответы детей);
Педагог: - Музыкант – это человек, умеющий играть на музыкальных инструментах, умеющий воспроизводить музыку).
2. Подготовка к восприятию текста.
Педагог: - Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких произведениях вы встречали музыкальные инструменты или животных – музыкантов? («Стрекоза и муравей», «Квартет» И. Крылова, «Кто чем поет?» В. Бианки, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева, «Волшебная дудочка», «Садко» р\нар., «Гусли-самогуды» р\нар. и др.
Какие родственные слова вы скажете к слову «Музыка»? (Музыкальный, музыкант, музицировать)
Мы сегодня познакомимся с новым произведением детского писателя Виталия Бианки, который много писал о животных. Вот его портрет.
А сейчас предлагаю послушать рассказ Виталия Бианки, который называется «Музыкант». Сядьте прямо, расположитесь поудобнее. Слушайте внимательно.
- Чтение рассказа.
Чтение воспитателем 1 части, до слов «Устал и сел на пенек…»
Педагог: - Мы прочитали начало рассказа. Ответьте мне, пожалуйста на вопросы. Прошу вас отвечать по одному и полным ответом.
— Кто такой медвежатник? (охотник на медведей).
— Какие родственные слова вы можете назвать к слову «Медведь»?
— Какое любимое занятие дедушки? (Сидеть на завалинке и играть на скрипке, любоваться природой и наслаждаться музыкой)
— Как он играл? (выходило плохо, но охотнику нравилось, что звучала своя музыка);
— Кто проходил мимо? Кто такой колхозник? (Колхозник – человек, работающий в колхозе, колхоз – означает коллективное хозяйство)
— Что посоветовал ему колхозник? (Идти на охоту, «из ружья у тебя лучше выходит…»)
Продолжим читать и узнаем, что было дальше.
Чтение второй части.
— Что произошло в лесу? (ответы детей);
— Что нарушило тишину в лесу? (Долго-долго не мог встретить никого в лесу старик, устал, присел отдохнуть и вдруг послышался звук «Дзенн!»);
— На что похож был этот звук? (На звук струны);
— Чем закончилась эта история? (Не стрелял охотник в медведя);
— Почему не убил медведя дед? (Не смог стрелять в такого же музыканта, как и сам дед).
— Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Быть внимательным к природе, добрым, видеть живое во всем, уметь извлекать и слышать музыку даже в убитом грозой дереве).
Педагог: — Сегодня мы попробуем пересказать эту историю. Но сначала отдохнём. Встаньте возле своих стульчиков.
Двигательная гимнастика «Мишка- музыкант»
Мишка вылез из берлоги, (Двумя руками сделать размах перед собой)
Огляделся на пороге. (Повороты тела влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил, (Показать мышцы на руках)
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны взад-вперед)
Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
К дереву я подхожу, (Ходьба на месте)
И щепоточку беру,
Мышцы дружно напрягаю,
Музыкантом быть желаю! (пальцами обеих рук нужно пощелкать)
- Работа над содержанием.
Педагог:
- Отдохнули немного, теперь вернемся к рассказу Виталия Бианки «Музыкант».
- Почему это произведение мы можем назвать рассказом?
- Как по-другому вы бы назвали его? (ответы детей)
- Повторное чтение рассказа. Составление графического плана.
Попробуем с вами воспроизвести основные события в этом рассказе и схематично их изобразить.
1.Старый медвежатник любил музыку. (Дед, скрипка)
2. Старик пошел охотиться на медведя. (Дед, ружье)
3. Медведь-музыкант. (Медведь, дерево, музыка )
4. Старик пожалел медведя. (Дед, медведь, музыка)
6. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Рассказ осуществляется несколькими детьми по цепочке. Потом один-два ребенка самостоятельно пересказывают текст.
- Итог занятия. Дифференцированная оценка деятельности детей.
Педагог: Сегодня мы с вами познакомились с еще одним рассказом Виталия Бианки. Как он называется? Кто главный герой этого произведения?
- Я желаю вам, так же, как и главный герой, старый охотник, как и медведь, всегда находить прекрасное в жизни и радоваться простым вещам. До свидания, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум»
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум» Цель: 1.Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, ...
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)
Программное содержание: - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ"
Вашему вниманию представляется конспект занятия по развитию речи по составлению описательного рассказа об овощах и фруктах....

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке».
Цель: развитие умения составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.Программные задачи: Связная речь: учить детей по вопросам составлять описание иг...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ»
Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картину. Учить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине....
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"
Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"...

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа...