Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ рассказа В. Бианки "Музыкант"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Щукина Ольга Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ рассказа В.Бианки "Музыкант" для детей подготовительной группы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад №6»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

НА ТЕМУ

 «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В. БИАНКИ «МУЗЫКАНТ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории

Щукина Ольга Сергеевна

Гусев, 2025 г.

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1.        Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

2.        Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на графические схемы и наглядность).

3.        Закреплять у детей навыки грамматически правильного оформления высказываний.

4.        Актуализировать у детей словарь по темам «Музыкальные инструменты», «Животные», закрепление навыка подбора родственных слов.

5.        Работать над интонационной выразительностью речи детей.

Предварительная работа.

  1. Чтение художественной литературы, знакомство с русскими писателями и поэтами;
  2. Слушание музыкальных произведений русских композиторов.

Методические приемы:

Беседа, рассматривание иллюстраций; лексико-грамматические упражнения (подбор родственных слов); чтение рассказа; сюрпризный момент.

Материалы, инструменты, оборудование: 

Портрет В. Бианки, картина с изображением леса летом, иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа;

Предварительная работа:

•        Чтение рассказов: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и мохнатого Мишу - короткий хвост», Н. Сладкова «Медвежий характер», «Как медведь сам себя напугал», К. Паустовского «Дремучий медведь», К. Ушинского «Мужик и медведь».

•        Изучение лексических тем «Дикие животные», «Лето»;

•        Работа с графическими схемами.

•        Лексико-семантическая работа:

Медвежатник — охотник на медведей.

Колхозник – человек, работающий в колхозе.

Зава́линка — сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома (бани) служит для предохранения постройки от промерзания зимой. В настоящее время завалинкой часто называют просто лавку (скамейку), стоящую у стены дома.

Лексический материал:

Родственные слова: (Медведь, медвежий, медвежатник, медвежонок, медведица;

Охота – охотник, охотиться, охотничье; музыка – музыкант, музыкальный, музицировать)

Ход занятия

1. Организационный момент.

 

Педагог: - Ребята, я попрошу вас отвлечься от своих занятий и посмотреть, что у меня в руках. (педагог показывает детям щепку от дерева). Ребята внимательно ее рассматривают, щупают, изучают.

- Как вы думаете, что это такое и что можно делать с этим предметом? (Ответы детей).

Педагог: Вы много интересных вариантов предложили. Но что вы скажете, если я начну использовать щепку таким образом. (Демонстрация извлечения звуков из деревянной расщелины).

Дети: - Вы использовали щепку как музыкальный инструмент.

Педагог: - Верно. Прошу вас присесть.

- Про что мы скажем «музыкальное»? (Мелодия, песня, муз. инструмент)

Педагог: Что в природе может издавать мелодичные звуки? (Ответы детей – песни птиц, журчание ручейка).

Педагог: Кто такой музыкант? (ответы детей);

Педагог: - Музыкант – это человек, умеющий играть на музыкальных инструментах, умеющий воспроизводить музыку).

2. Подготовка к восприятию текста.

Педагог: - Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких произведениях вы встречали музыкальные инструменты или животных – музыкантов? («Стрекоза и муравей», «Квартет» И. Крылова, «Кто чем поет?» В. Бианки, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева, «Волшебная дудочка», «Садко» р\нар., «Гусли-самогуды» р\нар. и др.

Какие родственные слова вы скажете к слову «Музыка»? (Музыкальный, музыкант, музицировать)

Мы сегодня познакомимся с новым произведением детского писателя Виталия Бианки, который много писал о животных. Вот его портрет.  

А сейчас предлагаю послушать рассказ Виталия Бианки, который называется «Музыкант». Сядьте прямо, расположитесь поудобнее. Слушайте внимательно.

  1. Чтение рассказа.

Чтение воспитателем 1 части, до слов «Устал и сел на пенек…»

Педагог: - Мы прочитали начало рассказа. Ответьте мне, пожалуйста на вопросы. Прошу вас отвечать по одному и полным ответом.

 —        Кто такой медвежатник? (охотник на медведей).

—   Какие родственные слова вы можете назвать к слову «Медведь»?

—        Какое любимое занятие дедушки? (Сидеть на завалинке и играть на скрипке, любоваться природой и наслаждаться музыкой)

—        Как он играл? (выходило плохо, но охотнику нравилось, что звучала своя музыка);

— Кто проходил мимо? Кто такой колхозник? (Колхозник – человек, работающий в колхозе, колхоз – означает коллективное хозяйство)

— Что посоветовал ему колхозник? (Идти на охоту, «из ружья у тебя лучше выходит…»)

Продолжим читать и узнаем, что было дальше.

Чтение второй части.

— Что произошло в лесу?  (ответы детей);

—  Что нарушило тишину в лесу? (Долго-долго не мог встретить никого в лесу старик, устал, присел отдохнуть и вдруг послышался звук «Дзенн!»);

— На что похож был этот звук? (На звук струны);

— Чем закончилась эта история? (Не стрелял охотник в медведя);

— Почему не убил медведя дед? (Не смог стрелять в такого же музыканта, как и сам дед).

— Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Быть внимательным к природе, добрым, видеть живое во всем, уметь извлекать и слышать музыку даже в убитом грозой дереве).

Педагог: — Сегодня мы попробуем пересказать эту историю. Но сначала отдохнём. Встаньте возле своих стульчиков.

Двигательная гимнастика «Мишка- музыкант»

Мишка вылез из берлоги, (Двумя руками сделать размах перед собой)

Огляделся на пороге. (Повороты тела влево и вправо.)

Чтоб скорей набраться сил, (Показать мышцы на руках)

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны взад-вперед)

Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)

К дереву я подхожу, (Ходьба на месте)

И щепоточку беру,

Мышцы дружно напрягаю,

Музыкантом быть желаю! (пальцами обеих рук нужно пощелкать)

  1. Работа над содержанием.

Педагог:

- Отдохнули немного, теперь вернемся к рассказу Виталия Бианки «Музыкант».

- Почему это произведение мы можем назвать рассказом?

- Как по-другому вы бы назвали его? (ответы детей)

  1. Повторное чтение рассказа. Составление графического плана.

Попробуем с вами воспроизвести основные события в этом рассказе и схематично их изобразить.

 

1.Старый медвежатник любил музыку. (Дед, скрипка)

2. Старик пошел охотиться на медведя. (Дед, ружье)

3. Медведь-музыкант. (Медведь, дерево, музыка )

4. Старик пожалел медведя. (Дед, медведь, музыка)

6.        Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Рассказ осуществляется несколькими детьми по цепочке. Потом один-два ребенка самостоятельно пересказывают текст.

  1. Итог занятия. Дифференцированная оценка деятельности детей.

 

Педагог: Сегодня мы с вами познакомились с еще одним рассказом Виталия Бианки. Как он называется?  Кто главный герой этого произведения?

- Я желаю вам, так же, как и главный герой, старый охотник, как и медведь, всегда находить прекрасное в жизни и радоваться простым вещам. До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум»

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум» Цель: 1.Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, ...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ"

Вашему вниманию представляется конспект занятия по развитию речи по составлению описательного рассказа об овощах и фруктах....

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке».

Цель: развитие умения составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.Программные задачи:  Связная речь: учить детей по вопросам составлять описание иг...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ»

Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картину. Учить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине....

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"

Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"...

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа...