Основные задачи и направления работы по развитию фонетико-фонематического строя речи у детей с ТНР
статья по развитию речи (старшая группа)

Фесенко Ирина Сергеевна

Статья на тему "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи"

Задачи и направления работы по коррекции ФФНР

Звуковой анализ, синтез, представления

Слоговой анализ и синтез

Звуко-слоговая структура сложных слов

Подгрупповые логопедичсекие занятия

Структура занятия по развитию ФФНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Основные задачи и направления работы по развитию фонетико-фонематического строя речи у детей с ТНР

     Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза – очень важно для развития и формирования фонетической стороны речи, грамматического строя, словаря, произносительных умений, воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.

     В старшей логопедической группе детского сада целесообразно начинать обучение звуковому анализу, на основе изучения звука и буквы.

     Наиболее эффективная форма проведения этой работы – подгрупповая.

     Задачи работы над развитие фонетико-фонематической стороны речи:

- формирование полноценной звуковой стороны речи

- овладение элементами грамоты

-формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

     Принципы работы:

- дифференцированный подход к детям с ОВЗ, с ТНР

- единство речи, мышления и познавательной деятельности

- одновременное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и волевую сферы личности.

     Направления работы:

  1. Коррекция звукопроизношения
  2. Развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

Структура занятий:

  1. Организационный момент
  2. Знакомство и работа со звуком
  3. Знакомство и работа с буквой
  4. Работа по формированию лексико-грамматического строя речи
  5. Подведение итогов.

Последовательность работы над каждым звуком:

 - знакомство со звуком, выделение его на слух

- уточнение артикуляции звука

- характеристика звука

- выделение на слух данного звука из ряда других звуков, слогов, слов

- определение места звука в слове (начало, середина, конец)

- составление слогов, слов из заданных звуков

- подбор слов с определенным звуком

Последовательность работы над каждой буквой

- знакомство с буквой, рассматривание, сравнение на что похожа, выделение ее элементов, прослушивание стихов о букве

- «печатание» буквы в воздухе, в тетрадях по образцу

- чтение слогов с изучаемой буквой, слоговая таблица

Рекомендуемая литература:

Нищева Н.В. «Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста» (3 части)

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические задания для детей 5-6 лет»

Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками»

Крупенчук О.И. «Учим буквы» для детей 5-6 лет

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР

·         Вводится понятия звук, гласный звук .·         Происходит знакомство с обозначением гласного звука.·...

Основные направления работы по совершенствованию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников

Основные направления работы по развитию фонематических представлений в форме таблицы....

Система работы по развитию лексико–грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у современных детей. В данной презентации представлена система работы по развитию лексико-г...

игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Буклет содержит игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи дошкольника...

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНРКартотека игр и упражнений  направленных  на  расширение, обогащение, активизацию сло...