Основные направления работы по совершенствованию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников
учебно-методический материал по логопедии на тему
Основные направления работы по развитию фонематических представлений в форме таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_raboty_po_sovershenstvovaniyu_fonetiko.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления работы по совершенствованию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников.
Разделы Направления | Уточнение, закрепление произношения звуков | Дифференциация звуков | Развитие речевого дыхания | Развитие голосового аппарата | Развитие слухового внимания, фонематического слуха | |||||
3-4 года | м (мь), п (пь), б (бь), д (дь), к(кь), х(хь), й, ф (фь), в (вь). Виды работы: 1.Называние, раскладывание по картинке предметов, животных, средств передвижения, в которых есть заданный звук. 2.Узнавание и называние игрушки с заданным звуком. 3.Заучивание с ребёнком стихотворения. 4.Четкое проговаривание звукосочетаний, слов, чистоговорок со взрослым. 5.Ответы на вопросы по рассказу-инсценировки текста. 6.Отгадывание загадок. 7.Заучивание с ребёнком стихотворений, считалок. | Выработка плавного продолжительного выдоха: Упр. «Снежинки», «Ветерок», «Бегущий лыжник», «Парус», и т.д. | Упражнение в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно: 1.Повторить стихотворение в заданном темпе, тихо или громко. 2.Чтение стихотворения с использованием вопросительной интонации. 3.Чтения стихотворения, содержащего вопрос-ответ, со взрослым по ролям. | |||||||
4-5 лет | С(сь), з(зь), ц, ш, ж, ч, щ, л(ль), р(рь). Виды работы: 1.Четкое произнесение данных звуков в картинках, обозначающих предметы, животных, средства передвижения: «Назови картинку», «Кто больше», и т.д. 2.Четкое произнесение данного звука в названиях игрушек, предметов: «Есть звук или нет?», «Подбери игрушку», «Подбери похожее слово». 3. Ответы на вопросы по содержанию текста. 4. Четкое проговаривание звукосочетаний, слов, чистоговорок за взрослым с разной громкостью (вполголоса, шепотом). 5.Отгадывание загадок с четким проговариванием слов-отгадок, определение наличия звука в отгадке. 6. Заучивание с ребёнком стихотворений, считалок. 7. Подбор близких по звучанию и по смыслу слов к тексту стихотворения. 8. Работа по сюжетной картинке: четкое проговаривание звука - «А ты можешь так?», тренировка слухового внимания – «Умеешь ли ты слушать?» 9. Подвижные игры «Поймай мяч», «Передай мяч» и т. д. | Продолжение работы по выработке плавного продолжительного выдоха. | Чтение стихотворений с различной громкостью, с использованием средств выразительности. | Нахождение в текстах несоответствий, называние звуко-подражательных слов(например, «Путаница» К. Чуковского). | ||||||
5-6 лет | Виды работы: 1.Четкое произнесение данных звуков в картинках, обозначающих предметы, животных, средства передвижения: «Назови картинку», «Кто больше» и т.д. 2.Четкое произнесение данного звука в названиях игрушек, предметов: «Есть звук или нет?», «Подбери игрушку», «Подбери похожее слово». 3.Ответы на вопросы по содержанию текста. 4.Четкон проговаривание звукосочетаний, слов, чистоговорок за взрослым с разной громкостью (вполголоса, шепотом). 5.Отгадывание загадок с четким проговариванием слов-отгадок, определение наличия звука в отгадке. 6.Заучивание с ребенком стихотворений, считалок. 7.Подбор близких по звучанию и по смыслу слов к тексту стихотворения. 8.Работа по сюжетной картинке, иллюстрации: Четкое проговаривание звука – «А ты можешь так?», тренировка слухового внимания – «Умеешь ли ты слушать?». 9.Подвижные игры «Поймай мяч», «Передай мяч» и т.д. | С-з, с-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ, л-р. Виды работы: 1.Демонстрация картинок с заданной парой звуков для их четкого произнесения. 2.Прочитать ребёнку текст и помочь выбрать слова с заданной парой звуков. 3.Повторять за взрослым чистоговорки в умеренной скорости. 4.Отгадывать загадки и сказать, имеется ли заданный звук в слове-отгадке. 5.Предложить ребёнку выделить во фразах слова с заданными звуками. 6.Выучить с ребенком поговорки и пословицы. 7.Выучить и прочитать стихотворение. 8.Рассмотреть картинку, выделить слова сначала с одним , потом с другим звуком различаемой пары. | Выработка плавного продолжительного выдоха. | Выразительное чтение стихотворений. | Нахождение в текстах смысловых неточностей. | |||||
6-7 лет | С-ш, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ, п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, п-пь, т-ть, в-вь, с-сь, л-ль, р-рь, р-л, ль-рь. Виды работы: 1.Демонстрация картинок с заданной парой звуков для их четкого произнесения: Упр. «Умеешь ли ты слушать?», «Найди нужный предмет» и т.д. 2.Прочитать ребенку текст и помочь выбрать слова с заданной парой звуков. 3.Повторить за взрослым чистоговорку в разном темпе с разной громкостью. 4.Отгадать загадки и определить имеющийся из заданной пары звук в слове-отгадке. 5.Предложить ребёнку выделить во фразах слова с заданными звуками. 6.Проговаривание пословиц и поговорок на одном выдохе, с различной громкостью. 7.Выучить и прочитать выразительно стихотворение. 8.Рассмотреть картинку, выделить слова сначала с одним, потом с другим звуком различаемой пары. 9.Сравнить слова по звучанию. | Выработка плавного продолжительного выдоха. | Соблюдение правильного использования интонационных средств выразительности | Нахождение в текстах смысловых неточностей. Упражнение в различении на слух близких по звучанию слов, в нахождении недостающих и лишних звуков в словах: «Какой звук пропал в слове?», «Найди ошибку и назови слово правильно», «Замени звук другим». |
Составила учитель-логопед:
Карчевцева Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР
· Вводится понятия звук, гласный звук .· Происходит знакомство с обозначением гласного звука.·...
"Основные направления работы педагога по формированию звуковой культуры речи "
Развитие речи - основа успешного школьного обучения детей языку.Сензетивным периодом для полноценного развития речи является дошкольный возраст. Учить ребёнка правильной речи и начинать преодолевать е...
Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Методическая разработка по формированию правильного звукопроизношения...
Конспект организованной образовательной деятельности индивидуального занятия по совершенствованию фонетико-фонематической стороны речи с применением веселых прищепок и тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебные прищепки» для детей с заде
Цель: Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников....
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР
представлены основные направления работы дефектолога по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР: развитие связной речи, подготовка к чтению, подготовка к письму...
"Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартрией"
Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартриейОдной из важнейших задач современного дошкольного образования является речевое развитие детей в...