Основные направления работы по совершенствованию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников
учебно-методический материал по логопедии на тему

Карчевцева Елена Сергеевна

Основные направления работы по развитию фонематических представлений в форме таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления работы по совершенствованию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников.

Разделы

Направления

Уточнение, закрепление произношения звуков

Дифференциация звуков

Развитие речевого дыхания

Развитие голосового аппарата

Развитие слухового внимания, фонематического слуха

3-4 года

м (мь), п (пь), б (бь), д (дь), к(кь), х(хь), й, ф (фь), в (вь).

Виды работы:

1.Называние, раскладывание по картинке предметов, животных, средств передвижения, в которых есть заданный звук.

2.Узнавание и называние игрушки с заданным звуком.

3.Заучивание с ребёнком стихотворения.

4.Четкое проговаривание звукосочетаний, слов, чистоговорок со взрослым.

5.Ответы на вопросы по рассказу-инсценировки текста.

6.Отгадывание загадок.

7.Заучивание с ребёнком стихотворений, считалок.

Выработка плавного продолжительного выдоха:

Упр. «Снежинки», «Ветерок», «Бегущий лыжник», «Парус», и т.д.

Упражнение в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно:

1.Повторить стихотворение в заданном темпе, тихо или громко.

2.Чтение стихотворения с использованием вопросительной интонации.

3.Чтения стихотворения, содержащего вопрос-ответ, со взрослым по ролям.

4-5 лет

С(сь), з(зь), ц, ш, ж, ч, щ, л(ль), р(рь).

Виды работы:

1.Четкое произнесение данных звуков в картинках, обозначающих предметы, животных, средства передвижения: «Назови картинку», «Кто больше», и т.д.

2.Четкое произнесение данного звука в названиях игрушек, предметов: «Есть звук или нет?», «Подбери игрушку», «Подбери похожее слово».

3. Ответы на вопросы по содержанию текста.

4. Четкое проговаривание звукосочетаний, слов, чистоговорок за взрослым с разной громкостью (вполголоса, шепотом).

5.Отгадывание загадок с четким проговариванием слов-отгадок, определение наличия звука в отгадке.

6. Заучивание с ребёнком стихотворений, считалок.

7. Подбор близких по звучанию и по смыслу слов к тексту стихотворения.

8. Работа по сюжетной картинке: четкое проговаривание звука - «А ты можешь так?», тренировка слухового внимания – «Умеешь ли ты слушать?»

9. Подвижные игры «Поймай мяч», «Передай мяч» и т. д.

Продолжение работы по выработке плавного продолжительного выдоха.

Чтение стихотворений с различной громкостью, с использованием средств выразительности.

Нахождение в текстах несоответствий, называние звуко-подражательных слов(например, «Путаница» К. Чуковского).

5-6 лет

Виды работы:

1.Четкое произнесение данных звуков в картинках, обозначающих предметы, животных, средства передвижения: «Назови картинку», «Кто больше» и т.д.

2.Четкое произнесение данного звука в названиях игрушек, предметов: «Есть звук или нет?», «Подбери игрушку», «Подбери похожее слово».

3.Ответы на вопросы по содержанию текста.

4.Четкон проговаривание звукосочетаний, слов, чистоговорок за взрослым с разной громкостью (вполголоса, шепотом).

5.Отгадывание загадок с четким проговариванием слов-отгадок, определение наличия звука в отгадке.

6.Заучивание с ребенком стихотворений, считалок.

7.Подбор близких по звучанию и по смыслу слов к тексту стихотворения.

8.Работа по сюжетной картинке, иллюстрации: Четкое проговаривание звука – «А ты можешь так?», тренировка слухового внимания – «Умеешь ли ты слушать?».

9.Подвижные игры «Поймай мяч», «Передай мяч» и т.д.

С-з, с-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ, л-р.

Виды работы:

1.Демонстрация картинок с заданной парой звуков для их четкого произнесения.

2.Прочитать ребёнку текст и помочь выбрать слова с заданной парой звуков.

3.Повторять за взрослым чистоговорки в умеренной скорости.

4.Отгадывать загадки и сказать, имеется ли заданный звук в слове-отгадке.

5.Предложить ребёнку выделить во фразах слова с заданными звуками.

6.Выучить с ребенком поговорки и пословицы.

7.Выучить и прочитать стихотворение.

8.Рассмотреть картинку, выделить слова сначала  с одним , потом с другим звуком различаемой пары.

Выработка плавного продолжительного выдоха.

Выразительное чтение стихотворений.

Нахождение в текстах смысловых неточностей.

6-7 лет

С-ш, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ, п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, п-пь, т-ть, в-вь, с-сь, л-ль, р-рь, р-л, ль-рь.

Виды работы:

1.Демонстрация картинок с заданной парой звуков для их четкого произнесения:

Упр. «Умеешь ли ты слушать?», «Найди нужный предмет» и т.д.

2.Прочитать ребенку текст и помочь выбрать слова с заданной парой звуков.

3.Повторить за взрослым чистоговорку в разном темпе с разной громкостью.

4.Отгадать загадки и определить имеющийся из заданной пары звук в слове-отгадке.

5.Предложить ребёнку выделить во фразах слова с заданными звуками.

6.Проговаривание пословиц и поговорок на одном выдохе, с различной громкостью.

7.Выучить и прочитать выразительно стихотворение.

8.Рассмотреть картинку, выделить слова сначала с одним, потом с другим звуком различаемой пары.

9.Сравнить слова по звучанию.

Выработка плавного продолжительного выдоха.

Соблюдение правильного использования интонационных средств выразительности

Нахождение в текстах смысловых неточностей. Упражнение в различении на слух близких по звучанию слов, в нахождении недостающих и лишних звуков в словах: «Какой звук пропал в слове?», «Найди ошибку и назови слово правильно», «Замени звук другим».

                                                                                                                 Составила учитель-логопед:

Карчевцева Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР

·         Вводится понятия звук, гласный звук .·         Происходит знакомство с обозначением гласного звука.·...

"Основные направления работы педагога по формированию звуковой культуры речи "

Развитие речи - основа успешного школьного обучения детей языку.Сензетивным периодом для полноценного развития речи является дошкольный возраст. Учить ребёнка правильной речи и начинать преодолевать е...

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР

представлены основные направления работы дефектолога по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР: развитие связной речи, подготовка к чтению, подготовка к письму...

"Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартрией"

Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартриейОдной из важнейших задач современного дошкольного образования является речевое развитие детей в...