Система работы по развитию лексико–грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lgk.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у современных детей. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
Цель: представление системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста
Задачи показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников; проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций;
Развитие лексико-грамматических средств языка предполагает: • формирование и развитие словаря; • формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания. Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Подбор лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течении всего периода обучения; а также повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности . Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям: • развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.); • формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные); употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.
Направления работы по формированию лексико-грамматических категорий. Работа над развитием лексики. Работа по формированию словообразования. Работа по формированию словоизменения Работа над развитием лексики. Формирование лексики проводится по следующим направлениям: 1. расширение объёма словаря; 2. уточнение значений слов; 3. формирование семантической структуры слова; 4. организация семантических полей; 5. активизация словаря и совершенствование процессов поиска слова.
II. Работа по формированию словообразования. Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-.(Снег - снежок Сосулька - сосулечка Мороз - морозец Дерево - деревце Ветер - ветерок Горка - горочка Лёд – ледок, Санки - саночки Холод - холодок Зима - зимушка ). Глаголы. Дифференциация совершенного и несовершенного вида (Мальчик вешает игрушку на елку.- Мальчик повесил игрушку на елку. ; Дети наряжают елку. – Дети нарядили елку. ) Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. (Чьи кубики? – Мишины кубики.; Чья ручка? – Мамина ручка.; Чья пила?- Папина пила.; Чей портфель?- Дедушкин портфель.; Чьи тапочки?- Бабушкины тапочки. И т.д.)
Работа по формированию словоизменения Существительные. Образование названий профессий (Учит - учитель, водит- водитель, строит- строитель, фотографирует- фотограф ); Глаголы. Глаголы с приставками пространственного значения с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до- (Скворец к скворечнику подлетел, в скворечник залетел, с жердочки слетел, из скворечника улетел, от скворечника отлетел, через скворечник перелетел, до скворечника долетел ) Прилагательные Образование: а) притяжательных прилагательных с чередованием в корне (у медведя лапа чья? - медвежья, у зайца уши чьи? – заячьи. ); б) относительных прилагательных с суффиксом -ан-, ян-, -енн-; (скамейка из дерева- деревянная, стакан из стекла- стеклянный, конверт из бумаги- бумажный); в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк. (у лисы шубка рыжеватая- рыженькая, у волка шуба сероватая- серенькая, у зайца зимой шубка беловатая- беленькая. )
Учитывая роль игры в дошкольном возрасте и ее значении в речевом развитиииспользую дидактические игры . Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
«Назови одним словом»
«Назови части» «Что лишнее?»
Глаголы. «Кто что делает?» «Кто как передвигается?»
Прилагательные. «Расскажи какой ?» «Что купит Маша? Опиши?»
Антонимы «Скажи наоборот»
Словообразование. Образование имен прилагательных от существительных. «Новые слова» Сам образуй новые слова: шарф из шерсти-шерстяной стакан из стекла-стеклянный «Расскажи, из чего какой?» Сок из апельсинов-апельсиновый Лавка из дерева-деревянная
Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме. «Скажи ласково»
Назови детенышей. «Чей это малыш?»
Единственное и множественное число имен существительных и глаголов Игра «Один - много»
Употребление родительного падежа имен существительных и притяжательных прилагательных. «Чей хвост? Чьи уши? Чей клюв?»
Понимание и употребление предлогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовительная группа. План коррекционной работы по развитию лексико-грамматической категорий и связной речи.
Календарно-теметическое планирование. Продолжение планирования. . Пр...
Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.
Практическое пособие представляет собой сборник заданий, дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, распределённых по лек...
Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя у детей с речевыми нарушениями.
Методические рекомендации для воспитателей...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Система работы по коррекции лексико-грамматических категорий
подборка материала по теме, база- Ткаченко...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)...
Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия ребенка...