Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
картотека по логопедии
Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
Картотека игр и упражнений направленных на расширение, обогащение, активизацию словаря, развитие связной речи у детей
Картотека игр и упражнений направленных на развитие слухового внимания, координации движений у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteki.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
№ | Название игры | Цель | Описание игры |
1 | «Что в магазине?» | Дифференциация существительных единственного и множественного числа | У взрослого один предмет, у ребёнка (на прилавке магазина) несколько предметов. Взрослый: «У меня яблоко. Ребёнок: «В магазине – яблоки» |
2 | «Что без чего?» | Закрепление форм родительного падежа существительных по л/т «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт» | Взрослый задаёт вопросы, ребёнок отвечает. Взрослый: «шуба без чего? Ребёнок: «Шуба без рукава» и т.д. |
3 | «Кому что дадим?» | Закрепление форм дательного падежа существительных на тему «Домашние и дикие животные» | На доске картинки с изображением корма для животных. На столе игрушечные животные. Дети берут по одной картинке с изображением корма и кладут его к соответствующему животному («Сено дадим корове» и т.д.) |
4 | «Два – пять – девять» | Согласование существительных единственного и множественного числа с числительными в роде, числе, падеже. | Детям раздаются карточки с изображением 2 и пяти предметов. Взрослый называет предмет, а дети находят соответствующую карточку. |
5 | «Где мы были, что видели?» | Закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа. | Используются сюжетные картинки с изображением «Сада», «Огорода», «Леса». Взрослый: «Где ты был, что видел?». Ребёнок: «Я был в огороде, видел много помидоров, огурцов, кабачков» и т. д. |
6 | «Умная стрелка» | Закрепление согласования форм существительных и глаголов в числе. | Используется наглядное пособие: круг разделённый на сектора, в которых нарисованы сюжетные картинки, изображающие действия. В центре круга подвижная стрелка. Дети ставят стрелку на изображение и придумываю предложение («Мальчик чистит сапоги») |
7 | «Мой, моя, моё, мои» | Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными | Взрослый просит ребёнка назвать предметы про которые можно сказать «мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.), «моя» ( моя чашка, моя юбка, моя кукла и т.д.), «моё» (моё платье, моё ведро, моё пальто и.т.д.) |
8 | Игра в лото «Какого цвета?» | Закрепление согласования прилагательного с существительным | У детей карточки с изображением предметов разного цвета. Взрослый называет цвет, а дети находят на карточках соответствующий предмет, называют предмет и его цвет. |
9 | «Какой? Какая? Какое?» | Закрепление умения соотносить предмет и признак, согласовывать прилагательное с существительным | Картинки с изображением предметов. Отдельно символы качеств. Детям предлагается найти предметы к которым можно задать вопрос Какой? Какая? Какое? И ответить на него (Пень какой? Пень низкий, круглый и т.д.) |
10 | «Близкие слова» | Формирование умения подбирать слова - синонимы | Осенью дни пасмурные (серые, унылые…). Осенью погода холодная (ветреная, дождливая…). Небо покрыто тучами серыми (тёмными, мрачными, тяжелыми…) |
11 | «Слова родственники» | Упражнять в подборе однокоренных слов | Медведь – медведица – медвежонок – медвежья – медведушка… Волк – волчица – волчонок – волчата – волчья – волчище… Лиса – лис – лисёнок – лисят а - лисий |
12 | «Какое это блюдо?» | Упражнять в образовании относительных прилагательных | Сок из яблок – яблочный, шапка из шерсти – шерстяная, сапоги из резины – резиновые, аквариум из стекла – стеклянный, крепость из снега – с нежная и т.д. |
13 | «Назови ласково» | Учить образованию слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Взрослый произносит фразу и предлагает эту фразу повторить так, чтобы слова в ней звучали ласково (заяц белый – зайчик беленький, лиса хитрая – лисичка хитренькая, ветка короткая – веточка коротенькая ) |
14 | «Один - много» | Формирование умение образовывать существительные множественного числа | Игра с мячом. Взрослый бросает мяч и называет предмет в единственном числе, ребёнок возвращая мяч должен назвать существительное во множественном числе (стол – столы, гора – горы, нос – носы…) |
15 | «Сравни» | Учить образованию сравнительной степени прилагательных | Дети рассматривают сюжетную картину «Весна», составляют предложения, используя сравнительную степень прилагательных: солнце светит ярко, а будет светить ещё ярче, день длинный, а будет ещё длиннее, небо высокое, а будет ещё выше. |
16 | «Чья голова?» | Учить образованию притяжательных прилагательных | Взрослый: «Очки бабушки чьи очки?» Ребёнок отвечает: «Бабушкины очки» ( туфли мамы, гребень петуха, берлога медведя и т. д.) |
17 | «Прятки» | Учить пониманию и правильному употреблению в речи предлогов с пространственным значением (В, НА, ОКОЛО,ПОД) | В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок прячется. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «где же мышонок? Он наверняка под машинкой. Нет. Где же он? (в кабине) |
18 | «Добавь слова» | Учить составлению распространённых предложений | Взрослый: «Я сейчас скажу предложение. Например: «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье. Какое оно? (оранжевое, красивое, нарядное, лёгкое..)Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шелковое платье. Мама шьёт шелковое, лёгкое, оранжевое платье. Предложения для игры: Девочка кормит собаку. Пилот управляет самолётом. Мальчик пьёт сок. |
19 | «Зачем нам эти вещи? | Учить использовать в речи сложноподчинённые предложения. | Перед детьми лежат разные предметы: мяч, карандаш, книга, кукла, грузовик, скакалка и другие игрушки. Дети выбирают любой предмет, но при этом объяснить, для чего он нужен. В предложении должен использоваться союз чтобы. Например: «Я взял карандаш, чтобы рисовать» и т.д. |
20 | «Составь фразу» | Учить составлять предложения по опорным словам | Взрослый предлагает составить предложения из слов: забавный щенок, спелая ягода, колючий куст, полная корзина, весёлая песня, лесное озеро |
Картотека игр и упражнений направленных на расширение, обогащение, активизацию словаря, развитие связной речи у детей
«В огороде у козы Лизы»
Цель: расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания (различение овощей и фруктов), совершенствование грамматичес кого строоя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже), развитие навыков звукового анализа, определенеие наличия звука в слове.
Описание игры: разложив маленькие карточки перед детьми, предлагаем рассмотреть их, вспомнить названия и убрать то, что не растёт в огороде у козы Лизы. Дети убирают картинки с изображением фруктов и объясняют, что фрукты растут в саду, а не в огороде. Затем предлагаем подобрать слова к каждому из овощей, отвечающих на вопросы какой? какая? и составить словосочетания (хрустящая капуста, волнистый патисон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, белый чеснок, красная редиска и т.д.). Затем предлагаем по очереди класть овощи в корзинку козы и по вопросам составлять предложения с этими словосочетаниями (Что срезала коза Лиза? Коза Лиза срезала хрустящую капусту.что положила в корзину коза Лиза?. Коза Лиза положила в корзинку волнистый патисон).
«Что кому?»
Цель: учить пониманию и использованию в речи обощающего слова «профессия»; расширять словарный запас за счёт имён существительных, обозначающих названия профессий на транспорте (водитель,лётчик, машини ст) и творческих профессий (композитор, писатель, художник).
Оснащение: предметные картинки
Описание игры: предлагаем ребёнку рассмотреть на картине разные виды транспорта (грузовую машину, легковую машину, самолёт, поезд), затем рассмотреть изображения людей.Предлагаем рассказать, как называется профессия каждого человека. Предложите подобрать к человеку определённой профессии тот вид транспорта, на котором он работает. (лётчик рабо тает на самолёте, машинист водит паровоз, водительуправляет грузовым автомобилем). Предложите послушать рифмовку: лётчик рукой прижимает штурвал, водитель справляется ловко с рулём, а машинист как ведёт паровоз? Он рычаги нажимает, в дальний путь паровоз отправляет.
«Живой уголок»
Цель: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, воспитание внимательного и бережного отношения к животным.
Описание иры: игру предворяет беседа о том, что не все животные, котрых держит человек дома, называются домашними, знают ли дети таких животных? Затем на столе раскладываются изображения кота, собаки, попугая, золотой рыбки, черепахи. Предлагаем рассмотреть их и назвать, определив, какие из них не являются домашними. Затем на анаборное полот но выставляется большая картина с изображение живого уголка и просим найти вживом уголке место для каждого животного и составить об этом предложение.
«Аквариум»
Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса, совершенствование граммтического строя речи ( использование предлогов на,по, под, из, из-под), роазвитие зри тельного внимания.
Описание игры: Разложить на столе катину с изображением аквариума. Приготовить картинки с изображением золотой рыбки, меченосца, гуппи, скалярии, улиток. Предлагаем расположить рыбок в аквариуме и составить предложения (улитка иползёт по ттравинке.гуппи спряталась под листок.). Данную игру можно использовать для развития зрительного внимания по типу «Кого не стало?», «Кто приплыл?», «Что изменилось?».
«В океане»
Цель: Развитие связной речи, расширение словарного запаса, определение наличия звука в слове, совершенствование навыка ориентировки на плоскости, развитие зри тельногть внимани я, профилактика дисграфии.
Описание игры: разложить картину на столе, а затем выложить вырезанные контуры морских обитателей. Предложить назвать их и составить маленькие описательные рассказы о каждом. Затем размещаем картинки на ировом поле. Когда все обитатели займут свои места, проводится игра на совершенствование ориентировки на плоскости. Спрашиваем: «Назовите животное, изображённон в правом нижнем углу» и т.д. Назовите животное со звуком Л в названии (акула), животное со звувком Ль (дельфин), со звуком С (осьминог) и т.д.
«За грибами»
Цель: Увеличение словарного запаса, развитие связной речи (употребление сложноподчинённых предложений с союзом потому что),совершенствование грамматическрого строя речи (употребление форм винительного падежа с предлогом В и родительного с предлогом из), развитие зри тельного внимания.
Описание игры: используем комплект картинок с изображением грибов и макеты корзинок. Дети «собирают» грибы в корзинку, составляют предложения (Я нашёл белый гриб. Я положу в корзинку подосиновик и т.д.) когда все съедобные грибы собраны в корзинку, уточняются названия оставшихся несъедобных грибов. Игра усложняется. Учим составлять предложения с союзом потому что. ( Я положил в корзину волнушку, потому что это съедобный гриб. Я не положил в корзинку бледную поганку, потому что это несъедобный гриб.)
«У белочки в гостях»
Цель: Расширение словарного запаса, развитие смвязной речи, совершенствование грамматического строя речи, знакомство с ранымит способами словообразования, развитие зрительного внимания.
Описание игры: на наборное полотно ставим карьинку с изображением нарядной белочки у стола, объясняем детям, что белочка ждёт гостей, и предлагаем ей помочь. Перед детьми выкладывается картинка с изображением большой чашки, большого чайника, вазочки, салфетницы. Дети рассматривают предметы, а зватем закрепляют картирнки на столе и комментируют свои действия: «Я поставлю на стол чайник. А я поставлю чашку рядом с чайником и т.д. Когда все картинки разложены, просим запомнить что и как стоит. Затем предлагаем закрыть глаза и меняем картинки местами. Игра проводится по принципу «Что изменилось?»
«Украшаем ёлку»
Цель: Развитие связной речи, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи (образование и использование в речи творительного и родительного падежа имен существительных, согласовангие прилагательных с существительными вроде, числе, падеже, образовани е относительных прилагательных), развитие зрительногь внимания.
Описание игры: Разложить перед детьми картинки – ёлочные игрушки и предлагаем рассмотреть их. После этого ставим на анборное полотно изображение ёлочки и просим украсить её. Составляем при этом простые предложения (Я повесил на ёлку ананас. Я украсил ёлку шариком и т.д.). Задание усложняется. Ребёнок комменти руя свои действия счоставляет распространённые предложения (Я повесил на ёлку бурого, мехового медведя. Я повесил на ёлку разноцветные, бумажные флажки и т.д.). Когда ёлка урашена просим запомнить, что на ней висит. Затем предлагаем детям закрыть глаза, а взрослый в это время убирает одну игрушку («Чего не стало?»), либо поменять игрушки местами («Что изменилось?)
«Разноцветные листья»
Цель: Развитие с вязной речи, расширение словаря, совершенствование грамматического с троя речи (образование и использование форм родительного падежа имён существительных с предлогом С, образование относительных прилагательных).
Описание игры: На наборное полот но помещаемдве картины – на одной клён, каштан, рябина, на другой – дуб, ель, сосна. Предлагаем рассмотреть их и назвать деревья. Читаем стихотворение:
На мою ладошку лист похож у клёна, осенью – оранжевый, а летом он зелёный.
Словно пёрышки, листочки у рябины, что склони лась тихо у тропинки.
У осины листья, как монеты. У каштана- словно опахала.
Было листьев очень много летом, осенью их стало мало.
Прелагаем подойти к наборному полотну, плоказать и назвать деревья. Затем раскладываем перед детьми маленькие картинки с изображением листочков, плодов, семян. Предлагаем вспомнить и сказать с каких деревьев эти листочки и плоды.
«Найди нужную комнату»
Цель: Развивать зрительное внимание, учить правильному употреблению в активной речи предлога В, наречий справа, слева.
Описание игры: У Буратино новоселье. Он построил для себя новый дом. В этом доме много комнат.Предложите назвать каждую комнату (гостиная, кухня, спальня, зал). Рассмотрите картинки, находящиеся в левой части картины. Попросите назвать предметы мебели, стоящие в кукзове машины.Предложите назвать комнату, где эта мебель может находиться. Помогите Буратино завезти мебель в дом. Машина должна ехать по дорожке такого же цвета, что и кузов машины. Попросите назватьцвет каждой машины После того как машина подъедет к дому, предложите рассказать Буратино о том, какой предмет мебели он должен поставить в каждую комнату (кровать – в спальню, дтиван – в зал и т.д.)
«Найди маму»
Цель: Расширять словарный запас, развивать связную речь,
Описание игры: разложить перд детьми картинки с изображением детёнышей животных, предлагаем рассмотреть их и назвать. Это могут быть картинки как с изображением одного, так и с изображением двух детёнышей, в зависимомости от того над формой единственного или множественного числа имён существительных работаем. Затем выкладывается игровое поле. Дети называют животных, а потом помогают «найти маму» тем детёнышам, котроые изображены на их каточках. Закрепляют карточки с изображениями детёнышей рядом с изображениями соответствующих домашних животных.можно предложить детям указать и определить тех животных, названия которых начинаются со звука К (коза, корова, кошка) или со звука С (собака, свинья).
«Вставь нужную картинку»
Цель: Развивать связную речь, учить правильно подбирать и употреблять в речи обобщающие слова (кухонная, столовая мебель), закрепить в речи имена существительные в винительном падеже.
Описание игры: Прикрыть листом бумаги ни жний ряд картинок. Предложить ребёнку рассмотреть и назвать картинки, расположенные по горизонтали. Затем предлагаем рассмотреть картинки в нижней части листа. Предложить назвать предметы мебели изображённые к каждой части картинки. Чего не хватает в первом ряду? ( не хватает прикроватной тумбы, оан должна находиться в первом ряду, потому что это мебель для спальни)
Мебель для спальни: кровать,платяный шкаф (потерянная картинка – тумба)
Мебель для гостиной: буфет, круглый стол (потерянная картинка – кресло)
«Угадай по описанию»
Цель: Развивать связную речь, расширять, активизировать словарь, учить составлению сравнительных рассказов о предмете.
Описание игры: Взрослый показывает детям снеговиков. На первый взгляд они как –будто одинаковые, но есть и различия. Поучимся находить сходства и различия. Посчмотрите на лица снеговиков, они? (одинаковые, у каждого 2 глаза, оранжевый нос). На гловах? ( у одних вёдра, у других кастрюли, головные уборы разного цвета). В рукавх? (мётлы, лопаты, веточка). Количество пуговиц? (где две, где три). Давая описание, взрослый вначале называет признак, общий для всех, потом указывает на признак, имеющийся только у трёх снеговиков (синее ведро), далее отмечаем при знак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета) и последний отличительный признак (две пуговицы). Аналлогично проходит описание петрушек, матрёшек.
Картотека игр и упражнений направленных на развитие слухового внимания, координации движений у детей
№ | Название | Цель | Оборудование | Описание игры |
1 | «Где позвонили?» | Определение направления звука | Звоночек или колокольчик, дудочка | Дети сидят в разных местах группы, в каждой группе звучащий инструмент. Водящий с закрытыми глазами должен угадать, где позвонили. |
2 | «Тихо – громко» | Развитие чувства ритма, координации движений | Бубен, тамбурин | Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут.кто ошибается – становится в конец колонны. |
3 | «Кто что услышит» | Развитие слухового внимания, накопление словаря, развитие фразовой речи | Ширма, молоточек, звонок, трещётка, дудочка, погремушка, барабан, металлофон и т.д. | Взрослый за ширмой стучит молочком, гремит погремушкой, играет на металлофоне и т.д. , а дети должны угадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть контрастными. |
4 | «Жмурки с колокольчиком» | Развитие ориентации в пространстве | Колокольчик, повязка | Играющие сидят на скамейках полукругом. На некотором расстоянии от них, лицом к ним стоит ребёнок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза ион должен найти ребёнка сколокольчиком и дотронуться дот него, тот же старается уйти отводящего и при этом звонит. |
5 | «Солнце или дождик» | Развитие слухового внимания, координации движений | Тамбурин или бубен | Взрослый говорит: «Сейчас мы пойдём гулять. Дождя нет. Погода хорошая. Светит солнце и можно собирать цветы. Вы гуляете, а я буду звенеть колокольчиком. Если начнётся дождь, я буду стучать тамбурином и вы должны бежать в домик. Слушайте внимательно» |
6 | «Угадай что делать?» | Развитие слухового внимания, координации движений | У каждого ребёнка по два флажка, тамбурин или бубен | Дети стоят полукругом.взрослый громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими.Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки вниз |
7 | «Угадай, кто это?» | Воспитание слухового внимания | Дети стоят по кругу.Водящий выходит в середину, закрывает глаза и затем идёт в любом направлении, пока ине натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос зараннее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав-ав», «мяу-мяу-мяу» и т.д. Водящий должен иугадать, кто позвал.Если угадал – становится водящим. | |
8 | «Улавливай шёпот» | Развивать остроту слуха | Играющие разбиваются на две группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом отдаёт команды: «Руки вверх, в стороны, кругом» и другие. При этом отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения. | |
9 | «Слушай и выполняй» | Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи. | Рпазличные мелкие предметы или игрушки | Взрослый называет один два раза несколько различных движений, не показывая их. Ребёнку нужноповторить эти движения в той последовательности, в которой они были названы.За каждое правильно выполненноле движение ребёнок получает фант. Набравший большее количество фантов – победитель. |
10 | «Лягушка» | Развивать умение различать голоса по тембру. | Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит в середине круга и говорит: «Вот лячгушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.Увидала комара, закричала… тот на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка. | |
11 | «Горшочек» | Развитие координации движений, внимания. | Мяч | Дети сидят по кругу на полу «горшочек» и перекатывают мяч друг другу. Если ребёнок катит мяч и говорит: «Холодный» , то второй ребёнок может трогать мяч. Но если говорит: «Горячий», то мяч трогать нельзя. Если кто-то ошибается, то получает штрафное очко. |
12 | «Кто это?» | Развити е слухового внимания, активизация словаря по теме»Животные и птицы» | Картинки с изображением животных и птиц. | Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок вытяги вает картинку так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает животному или птице на картинке. Выполняя его движения. А остальные дети должны угадать, какя это птица или животное. |
13 | «Встречайте гостей» | Развитие слухового внимания | Колпачок с бубенчиками, шапочки для мишки, зайчика. | Взрослый предупреждает детей, что в гости при дут мишка с погремушкой, зайка с балалайкой и петрушка с барабаном. Звери подают звуки за ширмой. А дети должны угадать, кто пришёл. |
14 | «Найди игрушку» | Развитие слухового внимания, кординации движений. | Небольшая кукла или яркая игрушка | Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребёнок водит. Он уходит в другую комнату или отворачивается. Взрослый прячет куклу. По сигналу водящий входит. В дети ему говорят: «Кукла Таня убежала. Вова, Вова поищи. Как найдёшь её, то смело с нашей таней попляши. Если водящий рядом с куклой. Дети громко хлопают. Если отдаляется – хлопки стихают. |
15 | «Продавец и покупатель» | Развитие слухового внимания, обогащение словаря, развитие фразовой речи | Коробочки с горохом и различной крупой. | Один ребёнок – продавец. Перед ним две коробки (их число постепенно увеличивается).В каждой из них разный вид продуктов (горох, пшено, мука).Покупатель входит, здоровается и просит продать ему крупу. Продавец предлагает угадать в какой коробочке нахъодится нужная ему крупа по слуху. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями"
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связной и связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с № 31 Фадеева Я.А.
Конспект занятия в подготовительной группекомпенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связнойи связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связной и связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с № 31 Фадеева Я.А.
Конспект занятия в старшей группекомпенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связнойи связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с № 31 Фад...
игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Буклет содержит игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи дошкольника...
Игры с мячом, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи.
Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики...
Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи
Предлагаю для коррекционной работы учителя - логопеда, дидактические игры на развитие всех сторон речи....
"КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ"
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСАВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМАРАЗВИТИЕ МИМИКИ...