Рабочая программа по самообразованию «Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний детей 4-5 лет»
методическая разработка по развитию речи

Куликова Инна Александровна

Воспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детских садах увеличивается количество гиперактивных детей, детей с нарушениями речи и интеллекта. Все сложнее, становится организовывать какой – либо вид деятельности, чтобы увлечь всех малышей.

Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной образовательной деятельности. Что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к овладению знаний.

Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных знаний и умений. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.

Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?

А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком!

 

Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках.

Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.

Представляемые мной игры можно использовать : на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:

• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;

• при решении математических задач;

• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.

• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.

Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи.

Цель игр с фонариком – расширить и закрепить знания детей, посредством дидактической игры «Игры с фонариком»

Результат использования таких игр:

• повышение эмоционального, психологического, благополучия;

• улучшение запоминания нового материала;

• наличие потребностей в овладении новыми знаниями

И так, как же сделать и преподнести «Игры с фонариком» детям? Для детей младшего возраста я предлагаю игру, которая называется «Кто спрятался за стогом?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._opo_samoobrazovaniyu_2022-2023.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Теремок»

Рассмотрена и одобрен                                                                      УТВЕРЖДАЮ

На заседании педагогического совета                                                и.о заведующего МБДОУ д/с «Теремок»

Протокол №_____________                                                                 ___________________С.Н. Мальханова

От «_______»____________2023год                                                   «________»_________________2023 год

Рабочая программа по самообразованию

«Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний детей 4-5 лет»

Воспитатель: Куликова И.А

1 кв. категории

Бутурлино, 2023-2024 год

Актуальность

Игры с фонариком!

Не знаю, кому интереснее, мне или детям.

Воспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детских садах увеличивается количество гиперактивных детей, детей с нарушениями речи и интеллекта. Все сложнее, становится организовывать какой – либо вид деятельности, чтобы увлечь всех малышей.

Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной образовательной деятельности. Что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к овладению знаний.

Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных знаний и умений. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.

Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?

А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком!

Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295)

Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной!!! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.

Представляемые мной игры можно использовать : на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:

• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;

• при решении математических задач;

• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.

• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.

Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи.

Проект « Волшебный фонарик»

Участники проекта: дети средней группы и воспитатель, родители.

Время реализации проекта: сентябрь 2022 – май 2023год

 

Цель: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении дидактических игр в работе; внедрение и применение инновационных технологий в работе с детьми, педагогами и родителями.

Задачи проекта:

Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.

Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.

Закрепить речевые навыки, полученные в игре.

Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Активизировать взаимосвязь между педагогами  и родителями.

Формы работы: Индивидуальная, под групповая деятельность.

Предполагаемый результат:

-Повышение  активности и интеллектуальных способностей детей во всех видах детской деятельности.

-Умение использовать картинки и игры для развития речи.

-Разработка картотеки игр и перечня игр с описанием для работы с детьми.

Ожидаемый результат: При использовании камешков игр с фонариком у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей раннего и могут быть использованы как в групповых, индивидуальных и свободной деятельности.

План работы проекта

Содержание работы

Сроки

Предполагаемый результат

Теоретический этап

1.Изучение

методической

литературы по использованию  дидактических игр с фонариком. Подбор материалов для «методической копилки».

Сентябрь-май

Ознакомление с инновационными технологиями игр с фонариком в

работы с детьми

Практический этап

1.Приобретение набора фонариков.

2.Разработка и оформление

картотеки игр с фонариком.

3.Разработать пособия для

дидактических игр и упражнений:

- изготовление пособия на

закрепление понятия формы;

- изготовление пособия на

закрепления понятия величины;

- изготовление пособий на

закрепление цвета;

- изготовление пособия на развитие

пространственных представлений,

внимания;

- изготовление пособия на развитие

зрительной памяти, воображения;

- изготовление пособия на

сенсорное развитие и развитие.

4.Обобщение опыта работы  на страницах интернет – портала.

5.Выпуск буклета для родителей

Октябрь-Декабрь

Ноябрь-Январь

Ноябрь-Январь

Февраль- Март

 

1.Приобретение набора фонариков. для использования в играх.

2.Составление картотеки игр для работы с детьми.

3. Подготовка дидактических материалов для «Игр с фонариком»

4.Консультация «Как играть в игры с фонариков дома»

5.Информационный буклет 

Заключительный этап

1.Отчет  по теме самообразования

2. Презентация опыта работы

Май

1.Письменный отчет о проделанной работе.

2. Использование с детьми

 «Игр с фонариком»

 

Перечень дидактического материала «Игры с фонариком»

«Полезное-вредное»

«Кто за забором?»

 «Морские обитатели»

«Полезная и вредная еда» 

«Больше или меньше»

 «Сколько стало»

С чем пирожок        

Чей дом?

Украшаем елку шариками

Кто звонит?

Следопыт

О чем поет Кеша

Что везет грузовик?

Игрушки – одежда;

Что лишнее в шкафу, холодильнике

Чье зеркальце?

Клетка с птичками

Лунтик на Луне

Кто в яйце 

Один – много

Насекомые, кто в траве?

Вывод:

Использование игр с фонариком в работе ДОУ, позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Целенаправленное комплексное взаимодействие воспитателей, и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей, имеющихся трудностей при усвоении системы родного языка, а для кого-то русского языка, как второго. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать грамматические нормы, фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности во время обучения, закрепления полученных навыков детьми во второй половине дня совместно с воспитателем, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогает повысить качество по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.

Использованная и рекомендуемая литература

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010..
  2. Сайт #занятияКоняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. – Режим доступа: https://vk.com/club152635295.
  3. Фадеева Ю.А. Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей. М., 2012.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1991.
  5. Интернет ресурсы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Задачи и реализация инновационного подхода в речевом развитии детей дошкольного возраста".

Одной из основных задач ОО «Коммуникация» является развитие всех компонентов устной речи. В связи с внедрением ФГТ происходит смещение акцентов при реализации задач речевого развития у дошкольников....

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Музыкальная игра как инновационный подход в овладении знаний с детьми ОВЗ.

      В методической разработке описаны Музыкально – игровые технологии, которые успешно используются в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраст...

Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками

Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольникамиВоспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детс...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

Презентация "Игры с фонариком, как инновационный подход в развитии речи"

Презентация содержит "игры с фонариком", используемые в моей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа по самообразованию «Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний детей 4-5 лет»

Воспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детских садах увеличивается количество гиперактивных детей, детей с нарушениям...