СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Буюкли Оксана Павловна

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений. Существует много видов игр, самые разнообразные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx182.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

Игровые технологии

в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

Разработала:

воспитатель

Буюкли О.П.

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/2039785/2a0000016fd6eaa05fe0e9587fa38b37cbc5/XXL

2021 год

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений. Существует много видов игр, самые разнообразные.

Воспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детских садах увеличивается количество гиперактивных детей, детей с нарушениями речи и интеллекта. Все сложнее, становится организовывать какой – либо вид деятельности, чтобы увлечь всех малышей.

Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной образовательной деятельности. Что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к овладению знаний.

Введённые федерального образовательного  государственного стандарта определённо изменили роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя. В соответствии с новыми требованиями, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.

Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных знаний и умений. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.

Одним из основных принципов при организации познавательной деятельности является, стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать различные инновации, оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку.

Я обратилась к интернету в поисках чего-то подобного. И познакомилась с логопедом – Натальей Анатольевной Коняхиной, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295) для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения.

  1. Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?

А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком!

Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках.

Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.

Отработка лексико-грамматических категорий, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов и еще много каких задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Представляемые мной игры можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:

• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;

• при решении математических задач;

• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.

• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.

Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс.
Педагог может сам выбрать тему 
игры, ее цель и задачи. К примеру, проект, Животные”, соответственно и игры с фонариком на данную тему и т.д.

Цель игр с фонариком – расширить и закрепить знания детей, посредством дидактической игры «Игры с фонариком»

Результат использования таких игр:

• повышение эмоционального, психологического благополучия;

• улучшение запоминания нового материала;

• наличие потребностей в овладении новыми знаниями

Я хочу поделиться играми с фонариком.

 Игры со светом очень интересные, дети всегда играют с огромным удивлением и удовольствием. Для детей младшего возраста я предлагаю игру, которая называется "С чем пирожок".

Делается эта игра с помощью программы Microsoft Word. Открываем в этой программе окно вставка, вставляем таблицу. Столбиков будет два, а число строк зависит от количества "начинок" пирожка. В первый столбик вставляем изображение самого пирожка, что бы это изображение было насыщенным, и по цвету, темнее самой начинки. В правый столбик вставляем картинки наших начинок.
Правила простые: ребенку задается вопрос, дошкольник подносит карточку к фонарику, просвечивает ее с обратной стороны (на карточке просвечивается картинка) и отвечает на вопрос.

           И так, как же сделать и преподнести «Игры с фонариком» детям? Для детей младшего возраста я предлагаю игру, которая называется «Кто в банке?». Делается эта игра с помощью программы Microsoft Word. Открываем в этой программе окно ВСТАВКА и вставляем таблицу. Число столбиков и строк зависит от размера карточек. Делаем две таких таблицы на разных листах. И в каждую ячейку в таблице ставим изображение, в нашем случае – это банка. После в каждую банку во второй таблице ставим изображение разных насекомых. Банку можно удалить или оставить. Распечатываем два листа. Совмещаем их таким образом, чтоб лист с пустыми банками был над насекомыми и проклеиваем клеем. Разрезаем и ламинируем. Карточки готовы!

Теперь можно экспериментировать со светом. Нужно включить фонарик и направить луч света на банку с тыльной стороны. Насекомого хорошо видно и дети с легкостью ответят на вопрос Кто в банке? Как только убирается фонарик, ребенку снова видна пустая банка.

Для детей дошкольного возраста можно сделать множество подобных игр, которые будут затрагивать все области познания«Было-Стало»«Полезное-вредное»«Кто за забором?»«Что лишнее в шкафу?»«Клетка с птичками»«Насекомые»«Что съел хомяк?»«Морские обитатели»«Полезная и вредная еда» «Больше или меньше» «Сколько стало», и множество-множество других…

Игра «Было-стало»

Использование игр с фонариком позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.

Название "За забором" говорит само за себя. На переднем плане забор, а все что нам необходимо спрятать приклеиваем за него. Потом подсвечиваем фонариком и узнаем, кто или что спрятано за забором. Это пособие многоплановое. К тому же его можно всегда дополнять. В данной версии за забором спрятались дикие и домашние животные. Необходимо подсветить картинки, узнать и назвать животное, его детеныша и определить дикое оно или домашнее.

Я еще добавила изображения насекомых. Получилась игра " Кто летает на лугу?". В проекте добавить животных жарких стран и получится игра "Кто спрятался за забором в зоопарке?" Так же эту игру я использую для автоматизации звука Ш. На этом же материале можно отрабатывать употребление предлогов. ЗА, ИЗ-ЗА. Игры "Один-много", "Без кого?", ""Кто с кем?", "Живое-неживое" и другие всегда могут пригодиться в практике логопеда.

По патриотическому воспитанию в старшей группе можно взять игру «Что в коробке». Педагог предлагает ребенку взять карточку и задает вопрос «Какой сувенир лежит в коробке?». Ребенок берет картинку, подносит к фонарику и отвечает: «У меня в коробке лежат лапти (валенки, каргопольская игрушка и т.д.)»

Игра с фонариком "Поварята варят, жарят и пекут"

Игра из серии игр с фонариком.

Цель: Закреплять умение использования и употребления в речи близких по значению глаголов: жарить, варить, печь, кипятить; упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход: Педагог задает вопрос: «Что приготовил повар?». Ребенок берет карточку, подносит к фонарику и отвечает на вопрос педагога: «Повар пожарил котлеты».

- «Котлеты какие?» 

Перспективой работы над данной темой вижу: поиск и разработку новых игр по всем областям и по всем возрастам, привлечение родителей и детей к изготовлению игр дома.

  1.  «Кубики-говорушки» или Фразовый конструктор на кубиках. Цель пособия "Кубики-говорушки": развитие звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Помимо этого мы пополнили комплект несколькими кубиками по развитию сенсорных представлений, развитию навыка счёта (до 6-ти), активировать словарь глаголов и существительных, упражняться в построении фразы «субъект + предикат», «субъект + объект + предикат», а также возможности развития эмоциональной сферы.

 Ход игры. 

В начале игры берем два кубика:

- один с пиктограммами;

- другой с субъектами действий (членами семьи, животными, птицами, игрушками).

Бросаем оба кубика и составляем фразу «субъект + предикат», используя слова – названия выпавших картинок. Если выпадают глаголы «есть», «пить», «рисовать», то берем подходящий третий кубик, бросаем и распространяем предложение дополнением (составляем фразу «субъект + объект + предикат»).

         Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью пособия позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения.

Кубики для артикуляционной гимнастики

Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

  1. Что же такое флексагоны?

Флексагоны (от англ. to flexлат. flectere — складываться, сгибаться, гнуться и греч. ωνος — угольник) — плоские модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определённым образом. При складывании флексагона становятся видны поверхности, которые ранее были скрыты в конструкции флексагона, а прежде видимые поверхности уходят внутрь.

Первый флексагон был открыт в 1939 году английским студентом Артуром Стоуном, впоследствии профессором математики Манчестерского университета.

Многие флексагоны имеют квадратную или шестиугольную форму. Впрочем, существуют флексагоны других форм, включая прямоугольные и кольцевые.

Для различения плоскостей на секторы флексагона наносят цифры, буквы, элементы изображения или просто окрашивают в определённый цвет.

  1. «Логопедические шахматы» игра для автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложении. (расставь все шахматные фигуры по своим местам)

Использованная и рекомендуемая литература: (Игры с фонариком)

1.Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загрибаева Е. В., Зарин А. П.В мире сказки: Театральные игры-занятия с детьми. - СПб., 2000. – стр. 1-40.

2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. 1991. – стр. 45-112.

3. Генов Г. В. Театр для малышей. Изд. Просвещение. - М. ,1999. – стр. 13-56.

4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Бабаева В. И, Логинова М. П. Ноткина С. И и др. ; Под ред. Бабаевой Т. И, Михайловой З. А, Гурович Л. М. - СПб. ,1996. – стр. 24.

5.Маханев М. Д. Ребенок в детском саду. // Дошкольное воспитание 1999, №11, стр. 6.

6. И. А. Лыкова. В. В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня» - М. ,1999.;

7. А. С. Игнатова. С. Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками» - М 1995.

8. Сухомлинский В. А. О воспитании. - Санкт-Петербург, 2002. – стр. 226-337.

Сайт #занятияКоняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. –Режим доступа: https://vk.com/club152635295 (дата обращения: 24.08.2018).

https://vk.com/wall442136210_733 Игры с фонариком - идея Натальи Коняхиной. 

Использованная и рекомендуемая литература: (Флексагоны)

1.Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет. – М., 2007

2. Долбинин Н.П. Жесткость выпуклых многогранников. / Квант, №5, с.6- 15. 2. Жуйкова Т. П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. П. Жуйкова // Актуальные задачи педагогики: материалы II меж- дунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 41-44.

3. Залгаллер В. Непрерывно изгибаемый многогранник. / Квант, №9, с.13- 19. 4. 4.Линго Т. И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. – Академия холдинг, 2004.

5.Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Ч. I. - 191

6. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2002. - 112 с.

7. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкеренкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2008.

8.Кузнецова А. 205 Развивающих игр для детей 3-7 лет. – М., 2008.

9.Чего на свете не бывает? / под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. – М., 1991.

10.Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

Семинар-практикум «Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Игра – это не только радость и удовольствие для ребёнка, но и актуализация навыков, которыми он недавно овладел. Ведь именно в игре дети с ОВЗ познают окружающий мир, пространство, которое их ок...

Мастер - класс Тема: Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование игровых технологий в процессе коррекции речевых нарушений...

Семинар-практикум «Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийИгровые технологии являются с...

презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....