Консультация для воспитателей "Задачи и реализация инновационного подхода в речевом развитии детей дошкольного возраста".
методическая разработка по развитию речи по теме
Одной из основных задач ОО «Коммуникация» является развитие всех компонентов устной речи. В связи с внедрением ФГТ происходит смещение акцентов при реализации задач речевого развития у дошкольников. Теперь главной задачей является овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими (диалог, умение высказать свою точку зрения). При этом овладение лексической стороной речи, формирование грамматического строя и звуковая культура речи перестаёт быть самоцелью, но остаётся необходимым средством для формирования общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ОО Коммуникация.
Одной из основных задач ОО «Коммуникация» является развитие всех компонентов устной речи. В связи с внедрением ФГТ происходит смещение акцентов при реализации задач речевого развития у дошкольников. Теперь главной задачей является овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими (диалог, умение высказать свою точку зрения). При этом овладение лексической стороной речи, формирование грамматического строя и звуковая культура речи перестаёт быть самоцелью, но остаётся необходимым средством для формирования общения.
Инновационным подходом в развитие речи ребёнка является решение задач речевого развития (речевое внимание, фонематический слух, развитие артикуляционного аппарата и дыхания). Понимание значения слова и развитие связной речи, а так же лексико – грамматической и фонетической стороной речи (налаживание игрового и речевого взаимодействия со сверстниками).
Решение всех речевых задач осуществляется в различных формах деятельности детей.
- Непосредственно организованная деятельность.
- Игры – занятия подгрупповые и фронтальные.
- Развитие речевого творчества.
- Практическая деятельность (лингвистические эксперименты, языковые игры).
Средства реализации инновационного подхода в речевом развитии детей.
- Внедрение в практику современных методик развития речи, разработанных Ф.А.Сохиным, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой в программах «Радуга», «Детство», «Истоки» и др..
- Оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых, индивидуальных форм обучения с учётом возрастных особенностей детей.
- Подбор игр и игровых упражнений разной сложности.
- Создание оптимальной предметно – развивающей среды.
- Ознакомление детей с многозначностью слова, синонимами и антонимами, развивать умение точно использовать лексические средства родного языка.
Пути развития диалогической речи.
Овладение диалогом невозможно без освоения языка и без воспитания культуры речи. Путь, по которому должно идти развитие речи у детей, ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы её выражения, к развёрнутой речи самого ребёнка. Таким образом, взрослый сначала учит ребёнка строить простые высказывания, затем соединять их между собой. В процессе перехода от диалога к монологу речь ребёнка приобретает произвольный характер. Это даёт возможность двинуться дальше – к планированию и составлению самостоятельного рассказа.
Методы развития диалога у детей со сверстниками.
- Создание игровых мотиваций на развёрнутое высказывание (не пересказать сказку, а поиграть в неё; не описать предмет, а загадать загадку; не составлять рассказ из коллективного опыта, а поделиться своими впечатлениями; не выучить монолог, а принять посильное участие в диалоге).
- Развивать умение слушать и слышать партнёра, поддерживать речевое и игровое взаимодействие.
- Наглядное моделирование в ходе игр – драматизаций, народных игр.
- Разгадывание загадок.
- Языковые игры.
- Совместное сочинение сказок.
- Игры – инсценировки, совместные инсценировки со взрослым.
- Дидактические игры, словесные игры.
- Рассказы из личного опыта не как монолог, а как диалог.
- Создание ситуации устного рассказа, когда ребёнок взрослому диктует своё сочинение.
Приёмы активизации речи, используемые в разных видах деятельности детей.
- Намеренные ошибки взрослого
- Творческие задания
- Моделирование
- Игры – загадки
- Постановка вопросов проблемного характера
- Выбор задания детьми
- Сравнение
- Столкновение мнений
- Игровые упражнения
- Сюрпризные моменты.
При подготовке материала была использована литература:
- А. Арушанова «Речь и речевое общение детей» 2002 г.
- В. Гербова «Планирование работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой». Журнал «Дошкольное воспитание» № 1,2,3 – 12 . 1998г.
- О.Н. Сомкова «О формах речевой работы по программе «Детство». Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2006г.
- О.Н. Сомкова статья в сборнике «Методические советы к программе «Детство». СПб, «Детство – Пресс» 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики.
Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...
Семинар для воспитателей. Тема: "Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики".
Семинар для воспитателей. Тема: "Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...
Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования ...
Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности ДОУ как инновационный метод познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
цель: познакомить педагогов с проектным методом в педагогической деятельнрости...
Консультация для воспитателей "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Содержит выступление на городском методическом объединении педагогов. В материале представлены инновационные технологии для развития детской речи...