СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Музыкальная игра как инновационный подход в овладении знаний с детьми ОВЗ.
учебно-методический материал
В методической разработке описаны Музыкально – игровые технологии, которые успешно используются в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данную разработку включен цикл музыкальных игр, описание, этапы их проведения и нотационная структура содержания. Прилагается аудио, видео – файл, который поможет педагогу наглядно ознакомиться с музыкальной игрой. Разработка универсальна и предполагает использование материалов музыкальными руководителями ДОУ, воспитателями, как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Музыкальная игра как инновационный подход в овладении знаний с детьми ОВЗ. | 224.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Номинация «Лучшая методическая разработка в рамках реализации инклюзивного образования »
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
Музыкальная игра как инновационный подход в овладении знаний с детьми ОВЗ.
Колотилина Ольга Валерьевна
Музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория
2021 год
Аннотация
В методической разработке описаны Музыкально – игровые технологии, которые успешно используются в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данную разработку включен цикл музыкальных игр, описание, этапы их проведения и нотационная структура содержания. Прилагается аудио, видео – файл, который поможет педагогу наглядно ознакомиться с музыкальной игрой. Разработка универсальна и предполагает использование материалов музыкальными руководителями ДОУ, воспитателями, как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Содержание | ||
Введение | ||
Актуальность темы | 4 | |
Цель, задачи | 4 | |
Игровые технологии | 5 | |
Основная часть Музыкальные игры для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | ||
1 | Музыкальная игра «Передай палочки другу» | 7 |
2. |
| 7 |
3.. |
| 8 |
4. |
| 8 |
5. |
| 9 |
6. | Музыкальная игра «Как на горке» | 9 |
7. | Музыкальная игра «Самолет» | 10 |
Заключение | 11 | |
Список литературы. | 12 |
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д. В. Менджерицкая
Введение
Актуальность темы.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В нашем дошкольном учреждении организованы группы компенсирующей и комбинированной направленности. В связи с этим возникла актуальная необходимость в создании условий для наиболее полной социализации таких детей. В соответствии с новыми требованиями, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий. Использование музыкально – игровых технологий являются наиболее интересной формой, так же одним из инновационных подходов в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Так появилась идея создать цикл «Музыкальные игры для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Цель работы: Создать условия для общения детей друг другом и взрослыми, создавая предпосылки к дальнейшим педагогическим воздействиям.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Направить слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры;
- Активизировать ребенка, вызвать у него эмоциональный и двигательный отклик и сопровождать его в каждой игре;
- С помощью музыки и игры дифференцированно воздействовать на эмоционально – личностную сферу каждого ребенка;
- Воспитывать у детей способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт.
Для более эффективного и наиболее качественного усвоения игрового материала с детьми с ОВЗ использовали различные методы:
- Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…). При использовании словесных методов в коррекционной работе необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям.
- Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).
Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
• дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
• дети с нарушениями речи;
• дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);
• дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);
• дети с множественными нарушениями (со сложными дефектами – слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
II. Основная часть
- Игровые технологии
Существует много технологий, применяемых в работе с детьми, одна из них - игровая технология.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
• отбору, разработке, подготовке игр;
• включению детей в игровую деятельность;
• осуществлению самой игры;
• подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю ДОУ эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.
Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.
Игровая методика с её здоровьесберегающим эффектом полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития. Тщательный подбор музыкальных игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с ОВЗ снижена, использование игровой мотивации играет решающую роль в усвоении навыков. Правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного. В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Постепенно это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, метроритм, интонацию, такты. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии.
Понимание музыкально – игрового задания развивает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображение, мышление.
Особенность игровых технологий заключается в простоте и доступности исполнения, отсутствие механизма оценивания, возможности использования в самых разнообразных формах работы с детьми, а также развитие и развлечение. Музыкальные занятия с использованием игровых технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельные музыкальные игры детей в группе.
В своей работе мы использовали несколько музыкально - игровых технологий:
- Технология Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»
Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)
Технология необычна не только тем, что основным музыкальным инструментом являются различные предметы, но прежде всего своей идеей, что звуки и музыка являются поводом для игры, дыхание которой̆ живет в любом искусстве, даже самом серьезном.
- Игрогимнастика – служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц. (ритмические упражнения (игромассаж, пальчиковые игры)
- Театрально-игровая технология основана на музыкальных инсценировках и музыкально-ритмических играх. Направлена на развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве. В игре используется прием артикуляционной гимнастики и прием снятия психоэмоционального напряжения.
- Танцевально – игровая технология.
Игротанец- новый термин в области хореографии.
Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы). Игротанец развивает способность в условно воображаемой ситуации, осознавать себя, давать оценку своему эмоциональному состоянию, получать удовольствие от движения.
Музыкальные игры для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Музыкальная игра «Передай палочки другу»
(по методике Т. Тютюнниковой муз. ЛЕНЬКА-ЕНЬКА)
Цель игры: Развить музыкальность детей̆ и способности к импровизационному творчеству в совместном музицировании.
Ход игры:
Дети распределяются по кругу. В руках деревянные палочки. Звучит музыка.
Первый вариант.
1. Вступление: готовность к игре.
2. Первая музыкальная фраза: дети отстукивают ритмический рисунок.
Вторая музыкальная фраза: передают соседу (левой рукой отдают палочки, правовой забирают).
3. Рефрен: идет повтор ритмического рисунка и так далее по фразам до конца музыки.
Второй вариант.
Дети встают в круг лицом в центр, тогда передавать палочки соседу ребёнок будет правой рукой, а левой – забирать.
Третий вариант.
Дети сидят на полу, и тогда передавать палочки соседу надо, положив их на пол.
Музыкальная игра (танец сидя) «Передай другу»
(«Пляска с султанчиком» хорватская нар мел.)
Цель игры: Создать межличностное взаимодействие, установить эмоциональный контакт. Развить у детей слуховое и зрительное внимание, тактильные ощущении (колени, плечи, спина).
Ход игры
Дети сидят по кругу (10 детей), в руках мяч (через одного) . Под 1-ю часть музыки веселого характера, мяч передают по кругу. На 2-ю часть музыки ударяют ладошками по коленкам и по плечам рядом сидящего ребенка. Затем на повторение 1-й части движения повторяются, а на повторение 2-й части движения меняются: руки вытянуть вперед, удар ладошками по коленям; движение «ладушки» в парах; перебор пальцами рук по спине впереди сидящего (массаж).
Музыкальная игра «Бумажный оркестр»
(Муз. « Шуточка» Селиванова или «Озорная полка» муз. В. Золотарева)
Цель игры: Познакомить детей с шуршащими звуками, развивать звуковую фантазию, ассоциативное мышление, способность к элементарной импровизации.
Ход игры:
Предложить детям взять разные бумажные листки различного размера, качества и толщины и подумать, как создать шорох и шелест, обратив специальное внимание на то, что звуки должны быть тихими. (Каждый̆ может придумать себе имя — шуршунчик, бумашуршик и т.д.)
Затем пригласить детей принять участие в создании необычного оркестра и исполнить «Бумажную симфонию». Дети с помощью бумаги издают шуршащие звуки под музыку.
В конце сминаем бумажный лист в комок – снежок.
Музыкальная игра «Веселые снежки» (авторская)
Цель игры: Формировать у детей музыкальные и двигательные навыки, развивать быстроту реакции, воображение и мышление.
Ход игры:
Игра проходит в парах. Под любую ритмичную музыку дети передают друг другу «снежок» (смятый в комок лист бумаги или мягкий мяч) в разных позициях (Из рук в рук, из – за спины, сидя) Между подачей «Снежка» дети двигаются поскоками по кругу, во круг себя и т.д. Важно давать короткую четкую инструкцию, а действия обязательно сопровождать показом.
Движения выполняются доступные на усмотрение педагога, которые не требуют особых усилий при выполнении. Игру сопровождает музыка с выразительным, простым, четким ритмом. Задействованы все части тела ребенка.
Музыкальная игра «Снежное покрывало»
Автор: Титаренко Оксана
(муз. Сергей Рахманинов-Фредерик Ф.Шопен – «Нежность» (Сад Эдема))
Цель игры: Создать эмоциональный подъем, снять психологическое напряжение. Развивать у детей волевые усилия (подожди своей очереди), приобретение навыков на подражание сверстникам.
Ход игры:
Дети берутся руками за края покрывала по периметру (покрывалом может служить любая легкая ткань с прорезанным отверстием посередине или укрывной материал для теплиц).
Под музыку спокойного характера, покрывало поднимается и опускается. Ребенок, чье имя назвал педагог, выполняет движения под музыку, проникает в прорезанное отверстие.
Музыкальная игра «Как на горке» (озвучка авторская)
Цель игры: Развивать у детей внимание, память, мышление, координацию движений, способность к саморегуляции и самоконтролю.
Ход игры
Перед игрой одного из детей при помощи считалочки выбирают на роль Медведя. Медведь садится на стульчик и делает вид, что спит. Педагог предлагает детям запомнить слова стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег». Движения выполняются в соответствии с текстом:
Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить уши медведя)
Тише, тише, не шуметь! (пальчик ко рту, грозить пальчиком)
1-й вариант:
После последних слов дети подходят к спящему «медведю», «медведь» просыпается и догоняет детей, дети разбегаются.
2-й вариант:
После того как прозвучат последние слова стихотворения, дети замирают в любых позах. Медведь просыпается, он ходит по кругу, следит, не пошевелится ли кто-нибудь из детей. Медведь старается рассмешить детей. Ребенок, который пошевелился, улыбнулся или рассмеялся, попадает к Медведю в берлогу. Медведь не должен дотрагиваться до детей. Через некоторое время, примерно через 2–3 минуты игра считается законченной, дети выбирают нового Медведя и начинают игру заново.
Примечание: по желанию детей попавшие в берлогу к Медведю дети могут выполнить какие-нибудь задания, которые им придумают остальные игроки в наказание за нетерпеливость.
Музыкальная игра «Самолет» (озвучка авторская)
Цель игры: Закрепить у детей навыки ориентировки в пространстве, координации движений, развивать мышление, воображение.
Ход игры:
Вариант 1:
Перед игрой дети выбирают страны, куда будет совершать посадку самолет, и какие животные могут встретиться пассажирам. Можно использовать дидактический материал
Под веселую музыку дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу, имитируя, полет самолета. По сигналу «На посадку!» играющие выполняют разные движения (обезьяны, тигра, змеи, кенгуру), и имитируют их голосом. Хором произносят звуки с различной мелодикой и интонацией, что способствует развитию чувства уверенности и самостоятельности в своих действиях.
Перед игрой необходимо показать все игровые движения.
Вариант 2
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж –
Начинаем пилотаж.
(Строятся друг за другом.)
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
- Заключение
Таким образом, подбор музыкальных игр позволил реализовать поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с ОВЗ снижена, использование игровой мотивации сыграло решающую роль в усвоении навыков. Игровые технологии способствовали: движению (на занятиях дети подвижны); разнообразию, вариативности в видах деятельности; неуверенные дети преодолели нерешительность; самостоятельность, инициативность. Разрешились проблемы коммуникативного общения и сближения педагога с детьми.
Список литературы.
- Бузакова А. И., Гросул А. В. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018. – С. 46-48.
- Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями – СПб,: Речь; М.: Сфера, 2010. – 112 с.
- Коренева Т. Ф. Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 частях. - Учебно-методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с: ноты.
- Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. С. 59
- Музыкальная игра как эффективное средство музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста : из опыта работы Ольги Яковлевны Крисько, музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад № 43». – Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2019. – 26 с.
- Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи...:Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Издательство ЛЕНАНД (Урсс), 2018, - 264 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации» (далее ФГОС ДО);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...
Семинар - практикум на тему: « Инновационные подходы в работе с родителями по развитию спорта в семье»
семинар - практикум на тему: « Инновационные подходы в работе с родителями по развитию спорта в семье»...
Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с ...
Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы к развитию речи дошкольников»
Семинар проходит по сценарию деловой игры. Педагоги знакомятся с инновационными технологиями для развития речи: мнемотаблицы, пальчиковые игры в воде, синквейн и др....
Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками
Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольникамиВоспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детс...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»
ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...
презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»
ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...