Комплексное занятие в старшей группе "Звонят Руси колокола"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шишкина Нина Ивановна

Цель: Формирование знаний о колоколах, как о музыкальном символе России.

Задачи:

1.Обучающие:

*Продолжать  знакомство с колоколами,  как особым русским  феноменом, частью культуры Древней Руси и современной России.

* Формирование представления о колокольном звоне,  как о ярком явлении в русской культуре.

* Познакомить детей  с  особенностями звучания колокола.

* Учить определять родственные слова (колокол – колокольня, колокольный  звон,  звонарь, звонить)

* Дать детям понятие словосочетания «благая весть».

*Продолжить учить росписи на объемной форме, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

* 2. Развивающие:

* Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

* Развивать устойчивый интерес, эмоционально – эстетические чувства при восприятии колокольного звона.

* Развивать слуховое восприятие, культуру слушания, чувство ритма, музыкальный и тембровый слух.

*Развивать творческую свободу и фантазию через роспись колокольчиков по замыслу.

*Умение ориентироваться в пространстве.

3. Воспитательные:

* Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине.

* Воспитывать чувство уважения к  историческим  традициям  и почитанию колокола, как символа земли русской.

* Воспитывать доброжелательное  отношение  друг к другу, к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvonyat_rusi_kolokola.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный

Педагогический практикум

«Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»

Конспект

Образовательной деятельности в старшнй «А» группе

«Звонят Руси колокола!» (комплексное занятие)

Шишкина Нина Ивановна,

воспитатель

Харитонова Марина Сейтхалиловна,

музыкальный руководитель

                     

Конспект

образовательной деятельности в старшей «А» группе

(комплексное занятие).

«Звонят Руси колокола»

Цель: Формирование знаний о колоколах, как о музыкальном символе России.

Задачи:

1.Обучающие:

*Продолжать  знакомство с колоколами,  как особым русским  феноменом, частью культуры Древней Руси и современной России.

* Формирование представления о колокольном звоне,  как о ярком явлении в русской культуре.

* Познакомить детей  с  особенностями звучания колокола.

* Учить определять родственные слова (колокол – колокольня, колокольный  звон,  звонарь, звонить)

* Дать детям понятие словосочетания «благая весть».

*Продолжить учить росписи на объемной форме, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

* 2. Развивающие:

* Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

* Развивать устойчивый интерес, эмоционально – эстетические чувства при восприятии колокольного звона.

* Развивать слуховое восприятие, культуру слушания, чувство ритма, музыкальный и тембровый слух.

*Развивать творческую свободу и фантазию через роспись колокольчиков по замыслу.

*Умение ориентироваться в пространстве.

3. Воспитательные:

* Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине.

* Воспитывать чувство уважения к  историческим  традициям  и почитанию колокола, как символа земли русской.

* Воспитывать доброжелательное  отношение  друг к другу, к окружающим людям.

Методы и приемы;

Словесный: беседа, рассказ, пояснение, вопросы,

 поощрение, художественное слово, логоритмика.

Наглядный: наглядно слуховой, наглядно зрительный, показ способа действий, видео-отрывок, рассматривание иллюстраций, рассматривание заготовок (колокольчиков)для рисования.

Практический метод: слуховое экспериментирование, роспись колокольчиков, пальчиковая гимнастика.

Игровой метод: музыкальная подвижная игра «Колокольчик, зазвони».

Предварительная работа:

*Знакомство с колоколом и  историей возникновения колоколов на Руси.( конкретно с самым большим «Царь колоколом» и место его нахождения)

*Знакомство детей с понятием «маленький колокол-это колокольчик» .

*Подготовка экспозиции мини-музея «Колокольчик» (совместная работа с родителями)

*Лепка и роспись колокольчиков из глины, роспись плоскостных колокольчиков.

Словарная работа:  колокольный перезвон, звонарь,« Набат», «Благовест», колокольня.

 Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, видеоотрывок «Звонят Руси  колокола», записи колокольных перезвонов, песня «Малиновый звон». Колокольчики разные по объему: маленькие и большие. Аудиозапись колокольных перезвонов.

Колокольчики из глины  для росписи, гуашь, кисти, вода, клеёнки, салфетки, посылка с колокольчиками из глины для росписи.

Экспозиция мини-музея «Колокольчик».

Ход занятия.

Заходим в зал.

Педагог.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Нам здороваться ни лень:

Скажем всем мы «Добрый день»!

(тихо слышен звон колокольчиков)

Пед.-Я что-то слышу, а вы слышите?

(ответы детей)

Пед.-Да, мы слышим звон колокольчиков.

-Ребята, мы слышим песенку одного  или нескольких  колокольчиков? (ответы детей)

(Звучат несколько колокольчиков).

Пед.-Да, мы слышим звон нескольких колокольчиков.

-Ребята, я предлагаю вам пройти в наш музей и выбрать колокольчик, который вам понравился и позвонить в него.

(Педагог тоже вместе с детьми)

Пед.-Ребята, какая замечательная получилась песенка!

-Давайте колокольчики поставим в музей.

-Ребята, а как ещё можно назвать колокольчик?

Ответы детей: маленький колокол.

Пед.-Правильно, молодцы.

-Маша, повтори полным ответом, как можно назвать колокольчик.

(спрашиваю 2 детей)

Муз. рук. Да, ребята это колокол.Сегодня я продолжу знакомить вас с символом России – колоколом. Давайте вспомним, как называется самый большой, и самый тяжелый колокол в России, и где он находится? (Ответ детей. Краткий рассказ)

Колокол — это одновременно символ веры, музыкальный инструмент и средство оповещения. Испокон веков его звон собирал горожан , на праздники, возвещал о приближении беды: пожарах, нападении врага. Звоном указывал дорогу заблудившимся путникам.Именно поэтому колокола часто называют голосом России.

Слушают небольшой отрывок первоначального звона.

Как вы считаете, колокольный звон – это шум или музыка?

Ответ детей)

.Если музыка, значит, колокольный звон  может передавать настроение. Верно? В народе по-особому, с гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд, песен, сказаний, стихов.

 Я предлагаю послушать несколько видов колокольного перезвона.

Слушание разных видов колокольного звона.

 1. « Набат» (всполошной звон) звучит взволнованно, тревожно.

Непрерывные частые удары предупреждают об опасности.

2. «Благовест» ( несет благую весть, добрую)Анализ характера звучания.(Ответ детей. Звучит светло, радостно, торжественно, празднично).

 Этот колокольный звон в народе с нежностью называли то серебристым, то малиновым

И этой науке специально обучали  людей.

 А как называли человека,  звонившего в колокола? (Ответ детей).

Муз. рук. Верно, от слова звонить .Давайте послушаем звон разных колокольчиков (приглашает ребенка, предлагает выбрать большой и маленький колокольчик. Ребенок сначала звонит в большой затем в маленький колокольчик)

Как вы думаете, зависит ли голос колокольчика от его размера? (Ответы детей, экспериментирование разными по размеру металлическими колокольчиками, проводится эксперимент) Характеристика звучания

Муз. рук. А скажите, пожалуйста, колокольчики относятся к музыкальным инструментам, если да,  то к какому виду?

(Ответ детей) Правильно. Я предлагаю вам и гостям исполнить  веселый радостный перезвон. Но сначала мы определимся в каком ритме мы будем играть, а для этого послушайте и прохлопайте попевку- потешку, которую придумали звонари и которая подходит к данному звону.

Например: «Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет»; «А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем».

Давайте попробуем спеть и проиграть эти попевочки!

 (Дети поют попевки хором и соло, подыгрывая на колокольчиком).

Педагог: А сейчас поиграем в игру с колокольчиком, которая называется «Колокольчик, зазвони». Послушайте слова:

Я бегу, бегу, бегу

Звоном всех ребят зову

Вся Россия слышит звон

Колокольный перезвон.

По считалочке выберем ведущего:

Колокольчик –музыкант,

У него большой талант:

Людям радость приносить,

А тебе теперь звонить!

. (Дети стоят в кругу, ребенок с колоколом ходит по центру круга, после слов останавливается, дети расходятся по залу. Ребёнок начинает звонить в колокол и дети должны быстро собраться в круг.

(колокольчик ставим в музей)

«Посылка»

(показываю посылку с изображением на ней мальчика Глинчика)

-Как вы думаете, от кого посылка?

(дети: от мальчика Глинчика)

(читаю письмо)

-Здравствуйте, ребята! Я узнал, что у вас в группе есть мини музей колокольчиков. Мне бы очень хотелось, чтобы в этом музее были особенные колокольчики. Для этого я прислал вам подарок.

(открываем посылку и видим, что там колокольчики)

-Ребята, они все одинаковые? (ответы детей)

-Что нам надо сделать, чтобы они были все разные? (ответы)

-Каждый из вас придумает свой орнамент для своего колокольчика.

-Сегодня мы с вами станем народными мастерами, и я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую.

(дети выбирают себе по одному колокольчику из посылки и проходят за столы)

Давайте приготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Колокольчик всё звенит,

Язычком он шевелит.

Дили-день, дили-день

С добрым утром ,новый день!

Педагог:

-Наши пальчики готовы, приступаем к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

 

По окончанию работы колокольчики ставим в музей.

Анализ занятия.

Пед. Какие красивые у вас получились колокольчики. Вы большие молодцы, мне очень понравилось, как вы  сегодня занимались. Вы  настоящие русские мастера.

-Вам понравилось, как вы украсили свои колокольчики?

Муз. Какой замечательный у нас получился оркестр!

-Как называют «благую весть» (добрую) языком колокольного звона.

Пед.-Что вам больше всего понравилось на занятии?

__________________________________________________________

-Давайте позвоним на прощанье в колокольчики, и пусть они вам принесут радость и счастье.

Звучит музыка:

Малиновый звон на заре,

Скажи моей милой земле,

Что я в неё с детства влюблён

Как в этот малиновый звон.

(Звучит запись колоколов. Дети уходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного занятия в старшей логопедической группе по теме: "Весна".

Конспект итогового комплексного занятия в старшей логопедическойгруппе по теме: «Весна». Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматическ...

открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционн...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"

Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод...

Комплексное занятие в старшей группе "Сохрани свое здоровье"

Занятие о вредных привычках, о том как важно беречь и сохранять свое здоровье....

конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие за весенним сюрпризом"

Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях;учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь словарь;закрепить умение работать в различных техник...

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)

Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...

Конспект комплексного занятия в старшей группе На тему: «Семейные обычаи на Руси»

Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись п...