Комплексное занятие в старшей группе "Звонят Руси колокола"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Формирование знаний о колоколах, как о музыкальном символе России.
Задачи:
1.Обучающие:
*Продолжать знакомство с колоколами, как особым русским феноменом, частью культуры Древней Руси и современной России.
* Формирование представления о колокольном звоне, как о ярком явлении в русской культуре.
* Познакомить детей с особенностями звучания колокола.
* Учить определять родственные слова (колокол – колокольня, колокольный звон, звонарь, звонить)
* Дать детям понятие словосочетания «благая весть».
*Продолжить учить росписи на объемной форме, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
* 2. Развивающие:
* Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.
* Развивать устойчивый интерес, эмоционально – эстетические чувства при восприятии колокольного звона.
* Развивать слуховое восприятие, культуру слушания, чувство ритма, музыкальный и тембровый слух.
*Развивать творческую свободу и фантазию через роспись колокольчиков по замыслу.
*Умение ориентироваться в пространстве.
3. Воспитательные:
* Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине.
* Воспитывать чувство уважения к историческим традициям и почитанию колокола, как символа земли русской.
* Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный
Педагогический практикум
«Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»
Конспект
Образовательной деятельности в старшнй «А» группе
«Звонят Руси колокола!» (комплексное занятие)
Шишкина Нина Ивановна,
воспитатель
Харитонова Марина Сейтхалиловна,
музыкальный руководитель
Конспект
образовательной деятельности в старшей «А» группе
(комплексное занятие).
«Звонят Руси колокола»
Цель: Формирование знаний о колоколах, как о музыкальном символе России.
Задачи:
1.Обучающие:
*Продолжать знакомство с колоколами, как особым русским феноменом, частью культуры Древней Руси и современной России.
* Формирование представления о колокольном звоне, как о ярком явлении в русской культуре.
* Познакомить детей с особенностями звучания колокола.
* Учить определять родственные слова (колокол – колокольня, колокольный звон, звонарь, звонить)
* Дать детям понятие словосочетания «благая весть».
*Продолжить учить росписи на объемной форме, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
* 2. Развивающие:
* Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.
* Развивать устойчивый интерес, эмоционально – эстетические чувства при восприятии колокольного звона.
* Развивать слуховое восприятие, культуру слушания, чувство ритма, музыкальный и тембровый слух.
*Развивать творческую свободу и фантазию через роспись колокольчиков по замыслу.
*Умение ориентироваться в пространстве.
3. Воспитательные:
* Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине.
* Воспитывать чувство уважения к историческим традициям и почитанию колокола, как символа земли русской.
* Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям.
Методы и приемы;
Словесный: беседа, рассказ, пояснение, вопросы,
поощрение, художественное слово, логоритмика.
Наглядный: наглядно слуховой, наглядно зрительный, показ способа действий, видео-отрывок, рассматривание иллюстраций, рассматривание заготовок (колокольчиков)для рисования.
Практический метод: слуховое экспериментирование, роспись колокольчиков, пальчиковая гимнастика.
Игровой метод: музыкальная подвижная игра «Колокольчик, зазвони».
Предварительная работа:
*Знакомство с колоколом и историей возникновения колоколов на Руси.( конкретно с самым большим «Царь колоколом» и место его нахождения)
*Знакомство детей с понятием «маленький колокол-это колокольчик» .
*Подготовка экспозиции мини-музея «Колокольчик» (совместная работа с родителями)
*Лепка и роспись колокольчиков из глины, роспись плоскостных колокольчиков.
Словарная работа: колокольный перезвон, звонарь,« Набат», «Благовест», колокольня.
Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, видеоотрывок «Звонят Руси колокола», записи колокольных перезвонов, песня «Малиновый звон». Колокольчики разные по объему: маленькие и большие. Аудиозапись колокольных перезвонов.
Колокольчики из глины для росписи, гуашь, кисти, вода, клеёнки, салфетки, посылка с колокольчиками из глины для росписи.
Экспозиция мини-музея «Колокольчик».
Ход занятия.
Заходим в зал.
Педагог.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Нам здороваться ни лень:
Скажем всем мы «Добрый день»!
(тихо слышен звон колокольчиков)
Пед.-Я что-то слышу, а вы слышите?
(ответы детей)
Пед.-Да, мы слышим звон колокольчиков.
-Ребята, мы слышим песенку одного или нескольких колокольчиков? (ответы детей)
(Звучат несколько колокольчиков).
Пед.-Да, мы слышим звон нескольких колокольчиков.
-Ребята, я предлагаю вам пройти в наш музей и выбрать колокольчик, который вам понравился и позвонить в него.
(Педагог тоже вместе с детьми)
Пед.-Ребята, какая замечательная получилась песенка!
-Давайте колокольчики поставим в музей.
-Ребята, а как ещё можно назвать колокольчик?
Ответы детей: маленький колокол.
Пед.-Правильно, молодцы.
-Маша, повтори полным ответом, как можно назвать колокольчик.
(спрашиваю 2 детей)
Муз. рук. Да, ребята это колокол.Сегодня я продолжу знакомить вас с символом России – колоколом. Давайте вспомним, как называется самый большой, и самый тяжелый колокол в России, и где он находится? (Ответ детей. Краткий рассказ)
Колокол — это одновременно символ веры, музыкальный инструмент и средство оповещения. Испокон веков его звон собирал горожан , на праздники, возвещал о приближении беды: пожарах, нападении врага. Звоном указывал дорогу заблудившимся путникам.Именно поэтому колокола часто называют голосом России.
Слушают небольшой отрывок первоначального звона.
Как вы считаете, колокольный звон – это шум или музыка?
( Ответ детей)
.Если музыка, значит, колокольный звон может передавать настроение. Верно? В народе по-особому, с гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд, песен, сказаний, стихов.
Я предлагаю послушать несколько видов колокольного перезвона.
Слушание разных видов колокольного звона.
1. « Набат» (всполошной звон) звучит взволнованно, тревожно.
Непрерывные частые удары предупреждают об опасности.
2. «Благовест» ( несет благую весть, добрую)Анализ характера звучания.(Ответ детей. Звучит светло, радостно, торжественно, празднично).
Этот колокольный звон в народе с нежностью называли то серебристым, то малиновым
И этой науке специально обучали людей.
А как называли человека, звонившего в колокола? (Ответ детей).
Муз. рук. Верно, от слова звонить .Давайте послушаем звон разных колокольчиков (приглашает ребенка, предлагает выбрать большой и маленький колокольчик. Ребенок сначала звонит в большой затем в маленький колокольчик)
Как вы думаете, зависит ли голос колокольчика от его размера? (Ответы детей, экспериментирование разными по размеру металлическими колокольчиками, проводится эксперимент) Характеристика звучания
Муз. рук. А скажите, пожалуйста, колокольчики относятся к музыкальным инструментам, если да, то к какому виду?
(Ответ детей) Правильно. Я предлагаю вам и гостям исполнить веселый радостный перезвон. Но сначала мы определимся в каком ритме мы будем играть, а для этого послушайте и прохлопайте попевку- потешку, которую придумали звонари и которая подходит к данному звону.
Например: «Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет»; «А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем».
Давайте попробуем спеть и проиграть эти попевочки!
(Дети поют попевки хором и соло, подыгрывая на колокольчиком).
Педагог: А сейчас поиграем в игру с колокольчиком, которая называется «Колокольчик, зазвони». Послушайте слова:
Я бегу, бегу, бегу
Звоном всех ребят зову
Вся Россия слышит звон
Колокольный перезвон.
По считалочке выберем ведущего:
Колокольчик –музыкант,
У него большой талант:
Людям радость приносить,
А тебе теперь звонить!
. (Дети стоят в кругу, ребенок с колоколом ходит по центру круга, после слов останавливается, дети расходятся по залу. Ребёнок начинает звонить в колокол и дети должны быстро собраться в круг.
(колокольчик ставим в музей)
«Посылка»
(показываю посылку с изображением на ней мальчика Глинчика)
-Как вы думаете, от кого посылка?
(дети: от мальчика Глинчика)
(читаю письмо)
-Здравствуйте, ребята! Я узнал, что у вас в группе есть мини музей колокольчиков. Мне бы очень хотелось, чтобы в этом музее были особенные колокольчики. Для этого я прислал вам подарок.
(открываем посылку и видим, что там колокольчики)
-Ребята, они все одинаковые? (ответы детей)
-Что нам надо сделать, чтобы они были все разные? (ответы)
-Каждый из вас придумает свой орнамент для своего колокольчика.
-Сегодня мы с вами станем народными мастерами, и я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую.
(дети выбирают себе по одному колокольчику из посылки и проходят за столы)
Давайте приготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит.
Дили-день, дили-день
С добрым утром ,новый день!
Педагог:
-Наши пальчики готовы, приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
По окончанию работы колокольчики ставим в музей.
Анализ занятия.
Пед. Какие красивые у вас получились колокольчики. Вы большие молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы настоящие русские мастера.
-Вам понравилось, как вы украсили свои колокольчики?
Муз. Какой замечательный у нас получился оркестр!
-Как называют «благую весть» (добрую) языком колокольного звона.
Пед.-Что вам больше всего понравилось на занятии?
__________________________________________________________
-Давайте позвоним на прощанье в колокольчики, и пусть они вам принесут радость и счастье.
Звучит музыка:
Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в неё с детства влюблён
Как в этот малиновый звон.
(Звучит запись колоколов. Дети уходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового комплексного занятия в старшей логопедической группе по теме: "Весна".
Конспект итогового комплексного занятия в старшей логопедическойгруппе по теме: «Весна». Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматическ...
открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение традиционн...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"
Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод...

Комплексное занятие в старшей группе "Сохрани свое здоровье"
Занятие о вредных привычках, о том как важно беречь и сохранять свое здоровье....

конспект комплексного занятия в старшей группе "Путешествие за весенним сюрпризом"
Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях;учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь словарь;закрепить умение работать в различных техник...
Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)
Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...

Конспект комплексного занятия в старшей группе На тему: «Семейные обычаи на Руси»
Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись п...