КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; продолжать формировать умение работать с тестом (лепка вареников); воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к кубанским традициям (хлебосольство).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanskie_varenichki.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
г.Тихорецк
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
(«КУБАНСКИЕ ВАРЕНИЧКИ»)
Из опыта работы воспитателя МАДОУ №17 «Журавушка» г.Тихорецка Арзуманян Люсик Симоновны |
2010 год
Цель: уточнить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; продолжать формировать умение работать с тестом (лепка вареников); воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к кубанским традициям (хлебосольство).
Предварительная работа: Педагог вместе с детьми делает подборку иллюстраций и фотографий о хлебе, читает детям рассказы, сказки, стихи: «Что всего дороже?» Л. Извекова, «Голубь и пшеничное зернышко» М.Юсупов, «Курочка» Г. Лебедева и др.
Материал к занятию: сноп пшеницы, колосья ржи, ткань для речки, мягкая игрушка Курочка, макет мельницы, фартуки, колпаки на каждого ребенка, доски, скалки, формочки для вырезывания кружочков из теста, продукты для вареников (мука, яйца, фарш).
Игровая обучающая ситуация с литературным персонажем (Колобок).
Х О Д З А Н Я Т И Я
Дети играют, в углу что-то шуршит.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, слышите, где-то шуршит? Давайте тихо подойдем и посмотрим, кто это у нас шуршит?
ДЕТИ: Никого нет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Тогда отгадайте загадку. Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят. (Снопик)
(Воспитатель отвлекает детей, а в это время под народную мелодию «Ой, да на Кубани» появляется Снопик с коробочкой).
СНОПИК: Друзья, вы меня узнали? /Пауза/. Правильно, я ваш знакомый Снопик. Мне так захотелось еще раз с вами поиграть. Перед вами коробочка. Попробуйте отгадать, какой предмет там лежит?
Игра “Угадай предмет” (В коробочке – букет кубанских луговых цветов васильков). Воспитатель показывает цветы и читает стихотворение “Васильки” Р.Кудашева.
* * *
Весь я синий, весь я яркий, всюду виден в спелой ржи,
Для меня и в полдень жаркий ходят дети вдоль межи.
Меж колосьев их ручонки выбирают василек –
Любы им мои глазенки, люб мой гибкий стебелек.
На меня садится мушка, и пчела ко мне спешит,
Полевая мышь-вострушка мне вреда не причинит.
И меня, кружась на воле, навещает мотылек...
Я – краса ржаного поля, ярко-синий василек.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Друзья, посмотрите, из этих кубанских васильков можно сплести красивый веночек. Но чего-то не хватает в этом букете (ржи). А где растут васильки? (Ответы детей: «На ржаном поле»). А давайте мы сделаем веночек и украсим его колосьями ржи, но при каждом вплетении колоска вы называйте пословицы, поговорки о хлебе.
(Плетение колосков).
- Кто землю лелеет, того земля жалеет.
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
- Хлеб – всему голова.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какой красивый у нас получился веночек из колосьев ржи и васильков. А давайте мы подарим его пшеничному снопику. Пусть они всегда будут вместе. Ведь не зря пословица гласит: “Пшеница – ржи сестрица”.
СНОПИК: Спасибо вам, ребята, большое за такой подарок, мне он очень нравится. Я тоже хочу вам подарок сделать. Закрывайте глазки... /звучит современная казачья песня «О Кубани» и на стуле появляется куль с мукой/. Вот вам мука пшеничная, с наших бескрайних кубанских полей. Вы дети умелые, может быть, что-нибудь из нее сделаете.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо тебе, Снопик, оставайся с нами. Ребята, а что у нас на Кубани пекли из муки? /Ответы детей до тех пор, пока не вспомнят о колобке/. А из какой муки наши предки пекли колобков? /Ответы детей: «Из ржаной»/
(В группу, под песню линейных казаков, «Трава моя, трава» вбегает Колобок).
КОЛОБОК: Фу, наконец-то я убежал от дедушки и бабушки. Ой, а куда это я попал?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуй, Колобок! Ребята, а куда попал Колобок? (Ответы детей). И чего это тебе, непоседа, дома не сидится?
КОЛОБОК: Да вот дедушка с бабушкой попросили помочь им вареников налепить, а я не умею. Да и мне совсем неохота.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да ты, оказывается, лодырь. Про таких, как ты, знаешь, как говорят? Ребята, а давайте мы Колобку напомним.
(Дети называют пословицы и поговорки про «лень» и «труд»).
- У ленивого хозяина сапоги с ног стянули.
- Труд кормит, а лень портит. И другие.
КОЛОБОК: Ой-ой-ой! Можно подумать, ваши дети умеют вареники лепить!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, умеют! Они ведь у нас кубанские казачата. И тебя научат. Правда, ребята?
КОЛОБОК: А что для этого надо? У меня нет ничего.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Зато у нас есть все. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? Правильно, закатываем рукава, и идём мыть руки.
КОЛОБОК: А зачем их мыть? /Плюет на них и вытирает об себя/. Вот и чистые!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, подскажите Колобку, зачем надо мыть руки. (Ответы детей: Чтобы они были чистыми. Чтобы тесто не пачкать. И т.д.) А сейчас надеваем фартуки, косыночки. Мне хочется рассказать вам интересную сказку про вареники. Встаньте все полукругом. Колобок, слушай внимательно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Для нашего гостя и для вас, ребята, я расскажу интересную казацкую байку. Хотите послушать? Тогда садитесь поудобнее.
Воспитатель убирает ширму, за которой – макет кубанского подворья (беленая хата, казак с казачкой, колодец, сидит курица в гнезде, гуляют свиньи, стоит телега с сеном ….)
С К А З К А
(показ процесса работы с тестом)
В одной кубанской станице жила-была одинокая казачка. Решила она как-то вареников налепить, да деток своих накормить. Кинулась, а муки-то нет. Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: “Мельник, мельник, дай мне муки вареников налепить, да казачат накормить”. Мельник дал ей муки.
Побежала она к речке: “Речка-матушка, дай мне водицы, я хочу вареников налепить, да деток накормить”. Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила ее и пошла к курочке Рябе: “Курочка-хохлатушка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные”. Дала курочка Ряба ей яичко.
Пошла хозяюшка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито... Подскажите, что было дальше. (Ответы детей: Муку просеяла, разбила яичко, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и стала месить). Что у нее получилось? (Ответы детей - тесто). Какое? (Ответы детей - простое).
Деток у хозяюшки было много, и решили они ей помочь. (Дети вместе с воспитателем начинают лепить вареники). Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы все вареники одинаковые были. Начинку положили, и краешки крепко-крепко залепили, чтобы начинка не «убежала», спрятали ее там. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что у нас на Кубани лепят косичками, защипками прямыми и обратными). А любили они вареники с разными начинками. Какими? (Ответы детей: С творогом. С картошкой. С фруктами и ягодами и т.д.)
Потом их сварили и еще горяченькими маслом помаслили, чтобы не прилипли друг к другу.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Колобок, а ты знаешь, вареники с творогом, с чем едят? Не знаешь! Подскажите, ребята. (Со сметаной). А с картошкой? (С пассированным на растительном масле луком). А с фруктами, с ягодами? (Сахаром посыпанные).
А пришли к нам на Кубань вареники с Украины. У них есть много родственников – сибирские пельмени, узбекские манты. И за границей родные братья имеются. Раньше в Голландии в качестве гарнира подавали вареники и назвали их “обезьяньими подопечными”. Они очень сытные, их все любят, потому что они вкусные. Просто пальчики оближешь. Вот такая моя сказка про вареники.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, утомились. Давайте выйдем в поле широкое. (Песня «Ой, ты, степь широкая!»)
Ой, ты, степь моя, степь кубанская!
Ты мне чудишься песней-сказкою!
Ты звенишь-поешь каждым зернышком,
Ты в судьбе моей, словно солнышко!
ФИЗМИНУТКА
- Пришли трактористы – ходьба на месте.
- Землю вспахали – “веревочка”.
- Пшеницу посеяли – на присядках перебираем пальчиками.
- Выросла пшеничка, заколосилась – поднялись на носочки и покачались.
- В снопы собрали – 1,2 - руки в стороны, 3-4 – обхватить себя.
- Обмолотили – “рубить топором”.
- На мельницу отвезли – рулить.
- Муку смололи – круговые вращения руками.
- Тесто замесили, раскатали, вареников налепили – показать.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Тихонечко присаживаемся, продолжаем лепить и играть, чтобы нам не было скучно.
Дети играют в игру “Я поеду на север и возьму с собой” (ТРИЗ- теория решения изобретательских задач):
-сельскохозяйственные приспособления (трактор, сеялка, комбайн и др.);
-тесто (дрожжевое тесто, простое, слоеное, песочное, соленое и др.);
-злаки (пшеница, кукуруза, рожь, ячмень, овес и др.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, назовите сказки, в которых встречаются различные хлебобулочные изделия («Колобок», «Конек-Горбунок», «Машенька и медведь», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», «Царевна-лягушка»). Колобок, а ты знаешь, что на свете всего дороже?
КОЛОБОК: А ваши дети знают?
ДЕТИ: Хлеб!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, дети, хлеб. А с какими великими художниками вы знакомы, которые воспевали красоту хлебного поля?
ДЕТИ: И.Шишкин «Рожь», Г.Мясоедов «Косцы».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Послушайте стихотворение К.Чуковского «Булка» в его исполнении. (Звучит фонограмма стихотворения). Я надеюсь, что никто из вас не поступит так, как эти ребята. Ну, вот мы и налепили вареников. А что теперь с ними надо делать?
ДЕТИ: Отнести на кухню, чтобы их сварили.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Колобок, отнеси, пожалуйста, вареники на кухню, а мы пока снимем фартуки и помоем ручки.
(Воспитатель переодевает детей в кубанские костюмы. Входит Колобок с готовыми варениками).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вареники уже сварились! Варенички получились аппетитные. Накрываем столы. Будем угощать гостей со всех волостей. Колобок, и ты к нам присоединяйся!
- Гость на двор – хозяину радость.
- Кого почитают, того и величают.
- Красному гостю – красное место.
А мы еще песню знаем про варенички. (Шуточная кубанская песня «Варенички» - детская)
КОЛОБОК: Нет, ребята, я и так задержался. Мои дедушка с бабушкой волнуются за меня. Я теперь и сам смогу налепить вареников.
ДЕТИ: Вот тебе миска с варениками. Беги домой и угости дедушку и бабушку. Привет от нас передай!
КОЛОБОК: Спасибо вам большое, вы меня многому научили. Мне стыдно за то, что я был ленивым и убежал от дедушки и бабушки. Я хороший мальчик и больше так не буду поступать. Ну, я побежал. До свидания, ребята!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Много узнали про нашу малую Родину, наш родной кубанский край!
Хороши Кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы, необъятные, как море,
Край казачий – Родина моя!
г.Тихорецк
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КАРЛСОНА»
Из опыта работы воспитателя МАДОУ №17 «Журавушка» г.Тихорецка Арзуманян Люсик Симоновны |
2010 год
Программные задачи:
- Учить детей работать с тестом: раскатывать, вырезать формочкой фигурки;
- Учить отгадывать загадки, познакомить с пословицами и поговорками о хлебе, обогащать представления о том, как выращивают хлеб;
- Уточнить и сохранить представление детей об атрибутах (кухонной утвари) необходимой для работы с тестом, продолжать знакомить со злаковыми культурами;
- Развивать мышление, память, умение давать развёрнутые ответы, развивать мелкую моторику рук.
Ход занятия:
(Дети играют в группе)
Воспитатель: Ну-ка, милые ребятки, отгадайте-ка загадки:
- Весь я синий, весь я яркий.
Всюду виден в спелой ржи… (Василёк)
- Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (Колосок)
- Не море, а волнуется. (Хлебное поле)
Воспитатель: Правильно, ребятки, А давайте мы с вами превратимся в хлебное поле. Интересно, кто из вас будет васильком, а кто колоском? Закрывайте глазки, протяните к солнышку ладошки..
(Воспитатель кладёт детям в руки колоски, а младший воспитатель васильки. Играет нежная музыка.)
Воспитатель: Глазки открываем, что у вас в руках? (Ответы детей)
Правильно, среди колосьев пшеницы и ржи растут синеглазые васильки. Давайте покажем, как они от земли растут, медленно тянутся к солнышку. Ручки подняли вверх, подул ветерок, и все закачались из стороны в сторону. Какое красивое у нас получилось хлебное поле. А, сейчас ко мне подойдут все колоски и сделают большой снопик. А к Татьяне Анатольевне все васильки и соберутся в красивый букет. А чтобы цветы не завяли, их надо поставить в вазу. Давайте и колоски поставим в вазу.
(Неожиданно слышится «Ку-ку»)
Воспитатель: Ой, кто это? Ребята, это вы сказали «Ку-ку»? Нет? Тогда Давайте поищем кто это с нами шутит.
(Подходят к окну. На подоконнике сидит Карлсон)
Карлсон: Привет, ребята!!! Это я – Карлсон!
(Исполняется песня Карлсона)
Карлсон: Вы меня узнали? Я самый воспитанный, в меру упитанный мужчина. Я самый весёлый, я самый смешной и вообще у меня сегодня день варенья.
Ой, День рождения!!!
Воспитатель: Ребята, у Карлсона День рождения, а что за День рождения без каравая?! Давайте испечём для него каравай. (Игра «Каравай»)
Карлсон: Нет, я так больше не играю! А где же ваши угощения? Несите скорее печенье, варенье, конфеты, ватрушки, пампушки…
Воспитатель: Ребята, где же мы возьмём угощенье для Карлсона?
Конечно, мы могли бы печенье испечь.
Я ж купила масло, яйца, сахар.
Пол кило изюма, пачку творогу.(Дети на пальцах перечисляют)
А вот муки у нас нет. Без муки печенье не испечь.
(Раздаётся звон колокольчиков)
Ребята, слышите, колокольчики звенят, откуда
Звон доносится, давайте послушаем.
Снопик: Здравствуйте, друзья! Вы меня узнали? Кто я? Правильно я ваш знакомый снопик. Слышал я, что мука вам нужна. Вот поиграете в мою любимую игру, тогда вам помогу. А вы знаете, какая это игра?
(Дети отвечают. Игра «Чудесный мешочек»)
Снопик: Молодцы, ребята! Как много вы знаете о том, что нужно для выпечки вкусного печенья, торта, пирога. Вот вам самый лучший, золотистый колосок.
Воспитатель: Спасибо, Снопик. Оставайся с нами. Какой красивый колосок! Кто расти ему, помог?
(Инсценировка стихотворения «Колосок», дети читают хором)
Воспитатель: На, что похож колосок? (На многоэтажный дом).
Кто живет в этом доме? (Зёрна пшеницы)
А давайте мы зёрна в землю посадим, а значит, будет много муки.
(Игра «Трактористы»)
Физминутка (На «мельнице» кулёк с мукой)
Воспитатель: Карлсон, у тебя есть пропеллер, ты умеешь летать, слетай, пожалуйста, на мельницу за мукой.
(Карлсон приносит муку)
Карлсон: Вот и мука, пшеничная. Теперь мы можем для тебя, Карлсон, печенье испечь! Прежде чем печь, что надо сделать, ребятки?
Дети: Закатать рукава и вымыть руки.
(Детей приглашают в умывальную комнату)
Знаем, знаем, да, да, да! Где здесь прячется вода.
Выходи водица, мы пришли умыться.
Моем руки тщательно, с мылом обязательно!
Карлсон: А зачем их мыть? Вот и чистые!
(Карлсон плюёт на руки и вытирает их об себя)
Дети: Чтобы микробов на руках не было!
Воспитатель: А покажите Карлсону, как надо руки вытирать.
Дети: Каждый пальчик вытираем. (Дети показывают)
Воспитатель: А сегодня надеваем фартуки, косыночки.
Карлсон: А это ещё зачем? (Ответы детей)
Воспитатель: Тесто я уже замесила, давайте разомнём наши пальчики.
(Пальчиковая игра «К деткам гости прибежали»)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете прежде, чем раскатать тесто, что нужно сделать?
Дети: Посыпать стол мукой.
(Посыпать стол мукой и попросить детей сделать тоже самое).
Воспитатель: А зачем?
Дети: Чтобы тесто не прилипало к столу.
Воспитатель: Что теперь будем делать?
Дети: Раскатывать тесто.
(Показать детям)
Воспитатель: Правильно, а что дальше?
Дети: Вырезать из теста фигурки и складывать на противень.
(Дети вырезают фигурки и складывают на противень).
В процессе работы с тестом дети отгадывают загадки:
- Без рук, без ног, а по столу ползёт. (Дрожжевое тесто).
- Он и белый, он и черный. И слегка он загорелый. (Ржаной хлеб).
В процессе работы с тестом дети повторяют пословицы и поговорки:
- Хлеб – всему голова.
- Хлеб ногами топтать, народу голодать.
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
- У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Карлсон: Всё? Уже готово? Можно есть печенье?
Дети: Нет! Его нужно испечь!!!
Карлсон: Я всегда ел печенье, а вот где его пекут, никогда не видел. Можно я отнесу противень на кухню для выпечки? (Уходит).
Воспитатель: Ребята, пока Карлсон печёт печенье, давайте быстренько наведём порядок, накроем и сервируем стол. (Появляется Карлсон)
Карлсон: Какое вкусное печенье получилось, я уже попробовал.
Воспитатель: А мы уже стол накрыли. Угощайся дорогой друг. Дети так старались. Давайте вместе пить чай.
(Чаепитие детей и педагогов с Карлсоном).
Карлсон: Спасибо, ребята!!! За угощенье, за гостеприимство! Мне у вас так понравилось, но мне пора домой!!! А вы настоящие друзья!!!
(Карлсон под музыку уходит)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие (старшая группа)
Тема: «В гости к Морозу Ивановичу».(старшая группа)Цель:· Совершенствование связной речи, формирование культуры общения;·...
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"
Познавательное игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....
Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Наши органы чувств - глаза"
Занятие помогает узнать строение и функции органа зрения - глаза....
план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"
Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп
Образовательные области:речевая, социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные задачи: воспитывать патриотические чувства, ...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г...