открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа
план-конспект урока (средняя группа)
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье.На помощь может прийти работа педагога по ознакомлению детей с русской народной культурой, где заложены основные нравственные принципы семейного воспитания, воспитание детей, модели взаимодействия родтелель- ребенок.Представленное занятие является обобщающим по теме "Семейные традиции" и предполагает на выходе появления продукта совместной деятельности дети-воспитатель-родители "Альбома семейных традиций наших семей" с презентацией на совместном мероприятии (форму можно выбрать в соответствии с желаниями и возможностями педагог, с учетом уровня взаимодействия с семьями воспитанников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытое занятие средняя группа | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Осинский детский сад №2»
Конспект открытого комплексного занятия
средняя группа
тема : «Семейные обычаи на Руси»
разработал:
воспитатель I квалификационной категории
Фарфудинова Ильсияр Гаптелхаевна.
с. Оса, 2011у.г
Программное содержание:
- воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа, к предметам национального рукоделия;
- учить понимать родственные связи, свою роль в семье, воспитывать принадлежность к своему роду;
- расширять представления детей о старинных семейных обычаях, связанных с рождением ребенка;
- закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования-роспись гусиным пером;
- создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества: обогащая словарный запас существительными-оберег, колыбель, колыбелька, лапти, лапоточки, ухват, туесок, прялка, прялица, дитятко, дитё;
- уточнить представления детей о разных формах русского фольклора (потешки, колыбельные, прибаютки);
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- сориентировать детей на дальнейшую продуктивную деятельность (продукт-альбом "Семейные традиции"), презентация альбома на совместном мероприятии с родителями.
Материалы и оборудование:
- муляж камня с надписям; реальные предметы быта(лапти, чугунки разных размеров, прялка, ухват, берестяные туески, плетенные корзинки, деревянные черпаки и ковши, деревянные ложки, домотканые полотенца, половики,вышитая скатерть, мужская рубаха, деревянная колыбель, дежа) ; кукла-пупс, муляж русской печи, уголек, зерно, монетки, детская ванночка с водой;
-ребристая доска, толстый канат;
-плоскостные макеты деревьев, фигурки птиц, изображения первоцветов, диких животных;
-заготовки оберегов (соленое тесто), гуашь (6-8 цветов), разведенная с небольшим количеством клея ПВА, гусиные перья (на каждого ребенка 2-3 запасных), фланелевые салфетки(необходимо предварительно смочить водой, отжать), одноразовые влажные салфетки (3-4 на каждого ребенка), клеенка (мини-скатерть на каждого ребенка);
-музыкальный центр.
предварительная работа:
циклы занятий по темам "Убранство русской избы", "Русский костюм", "Оберег" , "Моя семья", "Семейные традиции","Старинные имена", "Мое имя", "Колыбельные песни", чтение русских народных сказок, разучивание малых форм устного фольклора, изготовление заготовок оберегов из соленого теста.
Рекомендации:
при проведении занятия необходимо расставить оборудование("лес", камень, доски. канат, избу, столы для рисования и т.д), таким образом, чтобы по ходу мероприятия дети двигались по кругу. Это поможет избежать лишней суеты воспитателю, а дети не будут мешать друг другу.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
Сегодня я приглашаю вас в путешествие по весеннему лесу.
Но для начала приведем себя в порядок.
Проводится логоритмическое упражнение:
1.Буль, буль, буль журчит водица,
Все ребята любят мыться,
Вот так хорошо, вот так хорошо.
(складывают ладони лодочкой)
2. Руки с мылом мы помыли,
Вот так хорошо, вот так хорошо.
("намыливают" руки)
3.Нос и щеки не забыли,
Вот так хорошо, вот так хорошо.
(легкими движениями массируют нос и щеки)
4.Не ленились вымыть уши,
Вот так хорошо, вот так хорошо.
(массируют уши)
5.После вытерлись посуше
Вот так хорошо, вот так хорошо.
("вытирают" лицо и руки)
6.Мы помылись как большие,
Вот мы чистые какие !
Воспитатель: Улыбнемся друг другу, и со всеми поздороваемся1
Динамическое упражнение: «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх, плюх, плюх!
Пухленькие щечки!
Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки!
(стучат зубами)
Здравствуй, мой носик!
Пи-пи-пи!
Здравствуйте, гости!
Привет!
(машут руками).
Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться в путь.
Посмотрите, что вы видите в нашем лесу.
Дети: Деревья, птиц, первые цветы, лесных животных.
(Подходят к муляжу камня )
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это за камень?
Дети: Это камень как в сказках, по нему можно узнать куда идти дальше.
Воспитатель: Верно, камень не простой, на нем что-то написано. Я вам прочту,
а вы слушайте внимательно.
Налево пойдешь-далеко уйдешь.
Прямо пойдешь-в чужую группу попадешь.
Направо пойдешь-много интересного узнаешь.
-Так куда же мы пойдем?
Дети: Направо.
Воспитатель: А как же нам узнать где правая сторона?
Дети: Можно с помощи руки,
можно посмотреть на камень, там нарисована стрелка.
Воспитатель: Молодцы, тогда в путь!
(дети идут по ребристой доске,
потом по толстому канату приставным шагом,
руки в стороны, спина пряма)
-Мы шагаем по дорожке (ходьба на месте)
Раз, два! Раз , два!
Дружно хлопаем в ладошки!
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки-
К солнышку, к тучке!
Вдоль дорожки теремок,
Он не низок, не высок (сели и встали).
Дети подходят к игровой зоне, оформленной в виде русской избы.
Воспитатель :Вот мы и пришли! Куда же нас завела путь-дороженька?
Посмотрите , как много здесь интересных вещей. Где мы?
Дети: В русской избе.
Воспитатель: А почему вы решили, что это русская изба?
Дети:Потому что здесь есть печка, стоит самовар, чугунок.
Воспитатель: А для чего же нужен чугунок?
Дети: В нем варили еду , парили лечебные травы.
Воспитатель:А печь-то какая горячая, руки туда не сунешь.
Поставить или достать чугунок с едой было не просто.
Кто знает, чем можно было достать из горячей печи чугунок или сковороду?
Дети: С помощью ухвата.
Воспитатель: А что это такое?
Дети: Ухват-это деревянная палка с надетой на ней металлической рогаткой.
Вот он за печкой стоит.
Воспитатель: А для чего нужна была вот эта деревянная бочка?
(обращает внимание детей на дежу), неужели в ней воду носили из колодца?
Дети: Эта кадка называется -дежа.
В ней ставили или заводили тесто на хлеб и пироги.
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Все знаете!
Посмотрите в русской избе все делали своими руками. Долгими зимними вечерами мужчины вырезали из дерева миски и ложки. Долбили различные ковши. (демонстрирует предметы кухонной утвари). Плели из лыка лапти (показывает лапти), из ивовых тонких прутьев -корзины, короба. Из бересты делали вот такие замечательные туеса. А женщины на специальных станках ткали ковры, пряли пряжу (показывает прялку). Посмотрите, с какой любовью сделаны вот эти полотенца, скатерти. (дети рассматривают изделия).
(раздается плач ребенка)
Воспитатель: Дети, что это за звук. Кто плачет?
(подходит к колыбели, достает куклу)
Воспитатель: Дети посмотрите, вот кто плачет.
Давайте его покачаем, побаюкаем.
Дети по очереди качают ребенка:
Не плачь, не плачь детка!
Прискачет к тебе белка,
принесет орешки-
для деткиной потешки.
Если будешь плакать,
дадим худой лапоть!
(плач стихает)
Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается ему придумывают имя.
Давайте и мы назовем нашу детку, но не современным,
а старинным. Дети, какие старинные имена вы знаете?
(дети предлагают имена, выбирают одно имя, ребенка называют Егорушкой)
Воспитатель: Пока наше дитятко маленькое, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастит , то будут называть полным взрослым именем -Егором. Мы растем и наше имя растет. А вы знаете, как вас будут звать , когда вы вырастите?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и познакомились с Егорушкой. А вы знаете, что обозначает имя Егор? Это имя обозначает-хозяин земли. Родители, когда называли таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много-много земли.Чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает, что обозначают ваши имена?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Какие у вас замечательные имена.
Посмотрите,какие здесь для Егорушки приготовлены вещи. Что же это?
(Показывает уголек, зернышки, монетки. Дети называют.)
Воспитатель: Кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети: Эти предметы клали в воду, когда купали ребенка первый раз.
Воспитатель: Да, правильно. Давным давно на Руси, был обычай, когда купали ребенка первый раз, то уголек, зернышки и монетки клали в таз с водой с особыми словами.
-Давайте и мы с вами тоже положим эти предметы нашему Егорушке.
(дети подходят к маленькому столику, на котором стоит ванночка с водой.)
Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?
1 ребенок: Привыкай к домашнему теплу (кладет уголек).
Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышки?
2 ребенок: Будь всегда сыт (опускает зернышки).
Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?
3 ребенок: Будь всегда богат (кладет монетки).
(воспитатель приглашает детей по одному, чтобы они искупали куклу).
1 Ребенок: (купает куклу, приговаривая):
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили,
воды для Егорки-
Полное ведерко.
2.Ребенок:Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело набело отмыли.
Лишь головка одна,
Вся черным черна!
(Дети вытирают куклу)
3 ребенок:Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело,
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш!
Воспитатель: Вот мы и помыли нашего Егорушку.
А что потом необходимо сделать?
Дети: Одеть.
Воспитатель: А во что одевали раньше ребеночка?
Дети: В отцову рубаху?
Воспитатель: А почему одевали в отцову рубаху?
Дети: Чтобы ребенок был похож на отца.
Воспитатель: Да родители хотели, чтобы ребенок вырос таким же сильным, работящим и честным, как его родители. Посмотрите, какая рубашка. Красивая, праздничная, с вышитым воротом. Оденем и мы Егорушку.
Воспитатель: А что приговаривали, когда одевали ребеночка?
Дети: Расти хорош малыш,
Будь похожим на отца с матерью,
Трудись как они трудятся,
Отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше делали его родные?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: А куда клали спать ребенка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: А что же такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель: Посмотрите, какая у нашего Егорушки колыбелька.
Деревянная, резная , да расписная. Ой, а что же тут лежит?
Дети:Хлеб и соль.
Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что на Руси с хлебом и солью встречали дорогих долгожданных гостей. Родители клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец то ты у нас родился Егорушка. Долго мы тебя ждали!» Что же делали дальше?
Дети: Пели колыбельную.
Воспитатель: Давайте и мы с вами споем колыбельную для нашей деточки, милого Егорушки.
(Все вместе поют).
Баю, баюшки, баю.
Я тебе покой дарю.
Ветер в окно к нам свистит
Снег на улице кружит,
В небе звездочка горит.
Баю, баю, баю, бай,
Тихо, детка засыпай.
Воспитатель: Ребята, сегодня у Егорушки первый день рождения. А пока в свой первый день рождения ребенок спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ребеночку в подарок?
(Дети высказывают предположения).
Воспитатель: Да, кто то рубашечку сошьет, кто то носочки свяжет, а кто и игрушку смастерит.
Давайте и мы с вами смастерим подарок.Но подарок не простой, а настоящий оберег. Кто знает, что такое оберег?
Дети: Это такой предмет , который оберегает и защищает человека от всяких бед.
(Воспитатель приглашает детей за столы)
Воспитатель: Садитесь по удобнее, посмотрите , мы уже сделали заготовки из соленого теста.А так как мы находимся в старинной русской избе, то и расписывать наш оберег будем по старинному обычаю. А чем на Руси рисовали?
Дети: Угольками, гусиными перышками, краски делали из сока растений.
Воспитатель:Вот и мы сегодня распишем наш оберег гусиным перышком, с добрыми пожеланиями и хорошим настроением.
(Самостоятельная работа детей, можно предложить детям спеть знакомую народную песенку, или включить аудиозапись ).
Подведение итогов, рефлексия:
Воспитатель:Посмотрите-ка ребята, какие красивые получились у нас подарки.
(Дети рассматривают поделки, отмечают, что все они разные, отличаются друг от друга узорами, цветом красок. Воспитатель хвалит детей за проявленную фантазию и творчество. Предлагает составить альбом семейных традиций и рассказать об этом родителям на родительском собрании. )
-Давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый из вас пожелает ему что-нибудь хорошее:
Дети:
-никогда не болей, будь здоров;
-расти сильным и крепким;
-слушай отца-батюшку, да родную матушку;
-будь добр и пусть встречаются на пути добрые люди;
-расти- поживай, да добра наживай.
Воспитатель: Ну а вам, гости дорогие, за пожелания и за слова ваши добрые, тоже подарок- настоящий именинный пирог!
(на пироге аккуратно зажигается одна именинная свеча, дети аккуратно ее задувают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе
Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая», углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1. Обучение детей украшать...
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...
Открытое интегрированное занятие в старшей группе с использованием ИКТ «По дорожкам радуги в подготовительную группу».
Интегрированное занятие...
открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...
Открытое занятие для детей старшей группы на день открытых дверей «Вулкан».
Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме инициативность и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности....
Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)
Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...
Открытое занятие «Путешествие в весенний лес» в рамках Дня открытых дверей во второй младшей группе.
Сценарий открытого занятия по экологии во второй млашей группе....