Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "В гости к королеве сказок" 19.11.2023 г
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Козлова Татьяна Викторовна

Цель: Развитие познавательных и речевых умений детей на примере любимых сказок. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_koroleve_skazok_.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБДОУ "Детский сад №5 "

в с. Столыпино Никольского района Пензенской области

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

"В гости к королеве сказок"

Задачи: 

-Развивать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям; 

-Развивать интонационную выразительность речи, умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы; формировать умение детей сравнивать похожие по содержанию сказки, находить различие и сходство в образах героев сказок;

-Упражнять в подборе слов антонимов, активизировать словарный запас;

- Воспитывать интерес к театрализованной деятельности и любовь к сказкам

Оборудование: Клубок ниток, волшебный сундук, ноутбук, маски, шапочки к сказке "Заюшкина избушка", изображения предметов из сказок: стрела-сказка "Царевна-лягушка", ключик – сказка "Золотой ключик, или Приключения Буратино" ",сапог - "Кот в сапогах", блин -"Крылатый, мохнатый и масленый",соломинка -  "Пузырь, соломинка и лапоть", красная шапочка -"Красная шапочка", яблоко -"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина, чудесный мешочек, кубик Блума, ширма с изображением сказочного домика Королевы,"ворота в сказку".

Предварительная работа:

Чтение сказок: русская народная сказка "Царевна-лягушка", "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А Толстого, "Кот в сапогах" Ш. Перро, р.н. сказка "Крылатый, мохнатый и масленый", р.н.сказка  "Пузырь, соломинка и лапоть", "Красная шапочка" Ш.Перро, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций к ним игры - инсценировки по русским народным сказкам: "Теремок", "Красная шапочка".

Методы и приемы:

Игровой сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, загадки, словесно – дидактические игры и упражнения, педагогическая оценка, поощрения.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дорогие ребята!

Вы любите сказки?

Дети: 

Да, любим.

Воспитатель:

Сегодня, Королева сказочной страны, пригласила нас к себе в гости.  Вы хотите туда попасть?

 Дети: Хотим.

Воспитатель:

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте «согреем» друг друга теплотой своих добрых улыбок. Для этого предлагаю вам встать в круг.

 (дети встают в круг под музыку "В гостях у сказки").

Воспитатель:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди),

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

(Слышится стук в дверь)

Воспитатель: Кто-то стучит в дверь, пойду посмотрю.

(Воспитатель уходит, возвращается с письмом)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какой-то странный конверт, на нём ничего не написано.

(показывает конверт детям)

Что там, как нам узнать?

Дети: Откроем и посмотрим, что там внутри!

 (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит письмо)

 Воспитатель: Ребята, здесь письмо, я вам его прочитаю.

 -"Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки. Захотели в гости к Королеве? Не бывать этому. Это я заколдовала её. Захотите найти, ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!".

(Воспитатель рассматривает письмо со всех сторон).

Воспитатель: От кого же оно?  А вы не догадываетесь, кто мог написать такое плохое письмо?

 Дети: Баба Яга, колдунья

 Воспитатель: Я тоже предполагаю, что такое письмо могла написать только злая колдунья.

Как же нам помочь Королеве? Мы ведь должны выручить её из беды, но для этого нам нужно попасть в страну сказок.

Ребята, а вы случайно не знаете, где находится эта страна Сказок?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: И я не знаю, что же делать? Как нам туда попасть?

Дети: на ковре– самолете, дойти пешком, в сапогах - скороходах.

(воспитатель смотрит  по сторонам)

Ребята, посмотрите вокруг, не видите ли вы такие предметы?

 Дети: Не видим, здесь их нет, но здесь лежит мешочек, такого у нас в группе не было.

Воспитатель: Интересно, а что же в нём находится?

Дети: Что-то волшебное.

Воспитатель: Откроем и посмотрим, что там внутри?

 (Открывает мешочек, достаёт размотанный клубочек) 

Воспитатель: Ребята, да здесь клубочек… Вы уже догадались, для чего он нам нужен?

Дети: Он приведет нас к Королеве сказочной страны.

Воспитатель: Верно, это сказочный клубочек, который должен нас привести в страну Сказок.

 Но злая колдунья и здесь успела навредить, размотала клубочек, и он потерял свою волшебную силу, мы не сможем теперь попасть в страну Сказок. Как вы думаете, как же нам вернуть ее?  

Дети: Нужно смотать нитки снова в клубочек.

Воспитатель: А я знаю один способ.

Каждый новый моток, будет возвращать   ему силу. Я делаю виток, а вы называете русскую народную сказку. Чем больше сказок назовете, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра "Назови сказку"

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Видите, какой большой клубок, обладающей волшебной силой, у нас получился. Он нас обязательно приведёт в страну Сказок, но для этого мы должны произнести волшебные слова. 

Ты катись, катись клубок

С овражка, в лесок.

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи.

 (под музыку дети с воспитателем, двигаясь за клубком, отправляются   в страну Сказок)

Воспитатель: Вот и привел нас клубочек к воротам в волшебную страну.  

(воспитатель пытается открыть ворота, но они закрыты)

Воспитатель: Ворота закрыты на замок – это снова злая колдунья пытается нас остановить. Посмотрите внимательно, на воротах разные предметы из сказок, давайте их назовем и из какой они сказки?  Может среди них есть тот, которым мы сможем открыть замок?

(стрела, золотой ключик, сапог, яблоко, блин, соломинка, красная шапочка)

Дети: стрела – сказка "Царевна-лягушка", сапог - "Кот в сапогах", блин -"Крылатый, мохнатый и масленый", соломинка -  "Пузырь, соломинка и лапоть", красная шапочка -"Красная шапочка", яблоко -"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина, ключик -сказка"Золотой ключик, или Приключения Буратино". Вот он-то нам и подойдет, чтобы открыть ворота в сказку.

(под музыку ворота открываются, ребята с воспитателем входят в «страну" и видят сказочный замок, у входа в который стоит сундук)

Воспитатель: Какой большой сундук, наверное, подарками,  нам Королева приготовила!!!

Откроем! Посмотрим, что же там внутри?

(открывают сундук, на дне: свиток перевязанный ленточкой, кубик, картинки сказочных героев, шапочки и маски для драматизации сказки; на крышке сундука написано: Ха! Ха! Ха! Выполните все задания, расколдую Королеву, а если не справитесь, сама буду править сказочным царством!)

Воспитатель: И снова проказы злой колдуньи! Ребята, нам придется выполнить все задания, чтобы спасти королеву. Вы готовы?

Дети: Да. (воспитатель достает свиток с заданиями)

Воспитатель: Ребята, заданий много, предлагаю вам присесть на лужайку перед замком.

(дети садятся)

Задание 1. Нам предстоит отгадать загадки. Будьте внимательны!

(воспитатель читает загадки, дети отгадывают)

Вышли дружною семьёй

Чтобы справиться с одной.

Не приди на помощь мышка,

Ничего б у них не вышло. (Репка)

Сестрица просила:

Не пей из копытца,

А братец не слушался,

Выпил водицы

Что за сказка про сестрицу,

Про козленка, про водицу. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Живёт в лесной избушке,

Ей скоро триста лет,

А можно к той старушке

Попасться на обед.     (Баба-Яга)

Маленькая девочка

По лесу идёт.

Бабушке в корзинке

Пирожки несёт.

За кустами прячется

Очень страшный зверь

Кто же эта девочка?

Отвечай теперь?  (Красная шапочка)

Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?  (Три медведя)

Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с заданием!

Нас ждет Задание 2., и волшебный кубик, которым вы умеете пользоваться. Я буду бросать кубик и называть вопросы в соответствии с выпавшей стороной, вы будете отвечать на поставленный вопрос. Готовы, и так первый вопрос!

 (бросает кубик, зачитывает первый вопрос)

1. Назови?

- Назовите героев сказки  "Заюшкина избушка"

Дети: Зайчик, Лиса, Собаки, Волк, Медведь, Петух.

2. Почему?

- Почему Лису смог выгнать Петушок, а собаки, волк и медведь не смогли? 

 Дети: Петушок пел песенку, услышав которую, Лиса испугалась.

3. Объясни.

- Объясни, почему Зайчик попал в беду?

Дети: Зайчик пожалел Лису.

4. Придумай.

- Придумай Зайчику, как защититься от Лисы? 

Дети: Не впускать Лису, не верить ее словам.

5. Предложи.

- Предложи свой конец сказки.

Дети: Все герои сказки помогли Лисе построить новый деревянный домик.

6. Поделись.

-Поделись своей оценкой поведения Зайчика.

Какую характеристику ему можно дать? Какой он? 

Дети: добрый, доверчивый, слабый.

Воспитатель: Молодцы! Приступаем к Заданию 3., скажи наоборот, придумай антоним к слову – описанию, которое я назову. 

(воспитатель показывает поочередно картинки и словесно характеризует, ребенок называет антоним)

Игра "Наоборот"

Грустный – весёлый (колобок)

Длинный – короткий (карандаш)

Широкая – узкая (кровать)

Пушистый – гладкий (заяц)

Добрая – злая (фея)

Большой – маленький (мишка)

Пустая – полная (корзинка)

Далеко – близко (клубок)

Широкая – узкая (река)

Открытая – закрытая (дверь)

Воспитатель: Какие вы ребята способные, талантливые и умные! Молодцы, справились со всеми заданиями!

(Звучит сказочная музыка, открывается дверь замка и выходит Королева сказок)

Здравствуйте, дорогие дети! Спасибо вам, что вы избавили меня от злых чар колдуньи. Она усыпила меня и хотела править Страной сказок, и только благодаря вашим умениям и знаниям колдовство разрушилось. Я буду сама следить за порядком в моём сказочном царстве.

(дети и воспитатель здороваются с Королевой)

Воспитатель: Спасибо Вам за добрые слова! Наши дети очень хотели встретиться с вами.

Королева Сказок: В знак благодарности я вам дарю большую книгу Сказок.

Воспитатель: Спасибо, Королева Сказок, за ваш подарок. Рады были помочь вам. Мы с ребятами обязательно прочитаем эти сказки.

Воспитатель: Но наши дети еще и талантливы во всем! Вы в этом сейчас убедитесь! Мы покажем вам сказку «Заюшкина избушка».

(драматизация сказки «Заюшкина избушка»)

Королева Сказок: Спасибо, ребята! Вы, настоящие актеры!

Воспитатель: Спасибо за гостеприимство и за подарок. Но нам пора возвращаться в детский сад.

Королева Сказок: Мой волшебный клубок поможет вам быстро добраться до детского сада.

Ты катись, катись клубок

Через поле и лесок,

Через все дорожки,

Раскрутись скорее,

Укажи-ка в детский сад

Путь детям  побыстрее.

(клубочек приводит детей в детский сад)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме «В гости к цыплёнку» (с использование мнемотаблиц)

Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «В гости к паровозику»

      Занятие по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказка в гости к нам приходит»

Развивать речевую деятельность необходимо постоянно. Есть разные методики обучения, развития, я выбрала одну из самых понятных и доступных для детей в старшей группе -  посредством художественной...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме У солнышка в гостях

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме У солнышка в гостях...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему:"В гости к леснику"

Продолжать формировать грамматический строй речи у детей старшей группы. ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "В гости к Ырысту"

Цель: создание условий для развития речи дошкольников посредством алтайских народных сказок.Задачи:1). Обобщать знания о ранее изученных сказках.2). Продолжать развивать умение составлять описательный...