Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "В гости к королеве сказок" 19.11.2023 г
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Развитие познавательных и речевых умений детей на примере любимых сказок. Развитие всех компонентов устной речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБДОУ "Детский сад №5 "
в с. Столыпино Никольского района Пензенской области
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:
"В гости к королеве сказок"
Задачи:
-Развивать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям;
-Развивать интонационную выразительность речи, умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы; формировать умение детей сравнивать похожие по содержанию сказки, находить различие и сходство в образах героев сказок;
-Упражнять в подборе слов антонимов, активизировать словарный запас;
- Воспитывать интерес к театрализованной деятельности и любовь к сказкам
Оборудование: Клубок ниток, волшебный сундук, ноутбук, маски, шапочки к сказке "Заюшкина избушка", изображения предметов из сказок: стрела-сказка "Царевна-лягушка", ключик – сказка "Золотой ключик, или Приключения Буратино" ",сапог - "Кот в сапогах", блин -"Крылатый, мохнатый и масленый",соломинка - "Пузырь, соломинка и лапоть", красная шапочка -"Красная шапочка", яблоко -"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина, чудесный мешочек, кубик Блума, ширма с изображением сказочного домика Королевы,"ворота в сказку".
Предварительная работа:
Чтение сказок: русская народная сказка "Царевна-лягушка", "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А Толстого, "Кот в сапогах" Ш. Перро, р.н. сказка "Крылатый, мохнатый и масленый", р.н.сказка "Пузырь, соломинка и лапоть", "Красная шапочка" Ш.Перро, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций к ним игры - инсценировки по русским народным сказкам: "Теремок", "Красная шапочка".
Методы и приемы:
Игровой сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, загадки, словесно – дидактические игры и упражнения, педагогическая оценка, поощрения.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дорогие ребята!
Вы любите сказки?
Дети:
Да, любим.
Воспитатель:
Сегодня, Королева сказочной страны, пригласила нас к себе в гости. Вы хотите туда попасть?
Дети: Хотим.
Воспитатель:
Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте «согреем» друг друга теплотой своих добрых улыбок. Для этого предлагаю вам встать в круг.
(дети встают в круг под музыку "В гостях у сказки").
Воспитатель:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди),
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
(Слышится стук в дверь)
Воспитатель: Кто-то стучит в дверь, пойду посмотрю.
(Воспитатель уходит, возвращается с письмом)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какой-то странный конверт, на нём ничего не написано.
(показывает конверт детям)
Что там, как нам узнать?
Дети: Откроем и посмотрим, что там внутри!
(Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит письмо)
Воспитатель: Ребята, здесь письмо, я вам его прочитаю.
-"Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки. Захотели в гости к Королеве? Не бывать этому. Это я заколдовала её. Захотите найти, ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!".
(Воспитатель рассматривает письмо со всех сторон).
Воспитатель: От кого же оно? А вы не догадываетесь, кто мог написать такое плохое письмо?
Дети: Баба Яга, колдунья
Воспитатель: Я тоже предполагаю, что такое письмо могла написать только злая колдунья.
Как же нам помочь Королеве? Мы ведь должны выручить её из беды, но для этого нам нужно попасть в страну сказок.
Ребята, а вы случайно не знаете, где находится эта страна Сказок?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: И я не знаю, что же делать? Как нам туда попасть?
Дети: на ковре– самолете, дойти пешком, в сапогах - скороходах.
(воспитатель смотрит по сторонам)
Ребята, посмотрите вокруг, не видите ли вы такие предметы?
Дети: Не видим, здесь их нет, но здесь лежит мешочек, такого у нас в группе не было.
Воспитатель: Интересно, а что же в нём находится?
Дети: Что-то волшебное.
Воспитатель: Откроем и посмотрим, что там внутри?
(Открывает мешочек, достаёт размотанный клубочек)
Воспитатель: Ребята, да здесь клубочек… Вы уже догадались, для чего он нам нужен?
Дети: Он приведет нас к Королеве сказочной страны.
Воспитатель: Верно, это сказочный клубочек, который должен нас привести в страну Сказок.
Но злая колдунья и здесь успела навредить, размотала клубочек, и он потерял свою волшебную силу, мы не сможем теперь попасть в страну Сказок. Как вы думаете, как же нам вернуть ее?
Дети: Нужно смотать нитки снова в клубочек.
Воспитатель: А я знаю один способ.
Каждый новый моток, будет возвращать ему силу. Я делаю виток, а вы называете русскую народную сказку. Чем больше сказок назовете, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра "Назови сказку"
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Видите, какой большой клубок, обладающей волшебной силой, у нас получился. Он нас обязательно приведёт в страну Сказок, но для этого мы должны произнести волшебные слова.
Ты катись, катись клубок
С овражка, в лесок.
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи.
(под музыку дети с воспитателем, двигаясь за клубком, отправляются в страну Сказок)
Воспитатель: Вот и привел нас клубочек к воротам в волшебную страну.
(воспитатель пытается открыть ворота, но они закрыты)
Воспитатель: Ворота закрыты на замок – это снова злая колдунья пытается нас остановить. Посмотрите внимательно, на воротах разные предметы из сказок, давайте их назовем и из какой они сказки? Может среди них есть тот, которым мы сможем открыть замок?
(стрела, золотой ключик, сапог, яблоко, блин, соломинка, красная шапочка)
Дети: стрела – сказка "Царевна-лягушка", сапог - "Кот в сапогах", блин -"Крылатый, мохнатый и масленый", соломинка - "Пузырь, соломинка и лапоть", красная шапочка -"Красная шапочка", яблоко -"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина, ключик -сказка"Золотой ключик, или Приключения Буратино". Вот он-то нам и подойдет, чтобы открыть ворота в сказку.
(под музыку ворота открываются, ребята с воспитателем входят в «страну" и видят сказочный замок, у входа в который стоит сундук)
Воспитатель: Какой большой сундук, наверное, подарками, нам Королева приготовила!!!
Откроем! Посмотрим, что же там внутри?
(открывают сундук, на дне: свиток перевязанный ленточкой, кубик, картинки сказочных героев, шапочки и маски для драматизации сказки; на крышке сундука написано: Ха! Ха! Ха! Выполните все задания, расколдую Королеву, а если не справитесь, сама буду править сказочным царством!)
Воспитатель: И снова проказы злой колдуньи! Ребята, нам придется выполнить все задания, чтобы спасти королеву. Вы готовы?
Дети: Да. (воспитатель достает свиток с заданиями)
Воспитатель: Ребята, заданий много, предлагаю вам присесть на лужайку перед замком.
(дети садятся)
Задание 1. Нам предстоит отгадать загадки. Будьте внимательны!
(воспитатель читает загадки, дети отгадывают)
Вышли дружною семьёй
Чтобы справиться с одной.
Не приди на помощь мышка,
Ничего б у них не вышло. (Репка)
Сестрица просила:
Не пей из копытца,
А братец не слушался,
Выпил водицы
Что за сказка про сестрицу,
Про козленка, про водицу. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет,
А можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба-Яга)
Маленькая девочка
По лесу идёт.
Бабушке в корзинке
Пирожки несёт.
За кустами прячется
Очень страшный зверь
Кто же эта девочка?
Отвечай теперь? (Красная шапочка)
Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с заданием!
Нас ждет Задание 2., и волшебный кубик, которым вы умеете пользоваться. Я буду бросать кубик и называть вопросы в соответствии с выпавшей стороной, вы будете отвечать на поставленный вопрос. Готовы, и так первый вопрос!
(бросает кубик, зачитывает первый вопрос)
1. Назови?
- Назовите героев сказки "Заюшкина избушка"
Дети: Зайчик, Лиса, Собаки, Волк, Медведь, Петух.
2. Почему?
- Почему Лису смог выгнать Петушок, а собаки, волк и медведь не смогли?
Дети: Петушок пел песенку, услышав которую, Лиса испугалась.
3. Объясни.
- Объясни, почему Зайчик попал в беду?
Дети: Зайчик пожалел Лису.
4. Придумай.
- Придумай Зайчику, как защититься от Лисы?
Дети: Не впускать Лису, не верить ее словам.
5. Предложи.
- Предложи свой конец сказки.
Дети: Все герои сказки помогли Лисе построить новый деревянный домик.
6. Поделись.
-Поделись своей оценкой поведения Зайчика.
Какую характеристику ему можно дать? Какой он?
Дети: добрый, доверчивый, слабый.
Воспитатель: Молодцы! Приступаем к Заданию 3., скажи наоборот, придумай антоним к слову – описанию, которое я назову.
(воспитатель показывает поочередно картинки и словесно характеризует, ребенок называет антоним)
Игра "Наоборот"
Грустный – весёлый (колобок)
Длинный – короткий (карандаш)
Широкая – узкая (кровать)
Пушистый – гладкий (заяц)
Добрая – злая (фея)
Большой – маленький (мишка)
Пустая – полная (корзинка)
Далеко – близко (клубок)
Широкая – узкая (река)
Открытая – закрытая (дверь)
Воспитатель: Какие вы ребята способные, талантливые и умные! Молодцы, справились со всеми заданиями!
(Звучит сказочная музыка, открывается дверь замка и выходит Королева сказок)
Здравствуйте, дорогие дети! Спасибо вам, что вы избавили меня от злых чар колдуньи. Она усыпила меня и хотела править Страной сказок, и только благодаря вашим умениям и знаниям колдовство разрушилось. Я буду сама следить за порядком в моём сказочном царстве.
(дети и воспитатель здороваются с Королевой)
Воспитатель: Спасибо Вам за добрые слова! Наши дети очень хотели встретиться с вами.
Королева Сказок: В знак благодарности я вам дарю большую книгу Сказок.
Воспитатель: Спасибо, Королева Сказок, за ваш подарок. Рады были помочь вам. Мы с ребятами обязательно прочитаем эти сказки.
Воспитатель: Но наши дети еще и талантливы во всем! Вы в этом сейчас убедитесь! Мы покажем вам сказку «Заюшкина избушка».
(драматизация сказки «Заюшкина избушка»)
Королева Сказок: Спасибо, ребята! Вы, настоящие актеры!
Воспитатель: Спасибо за гостеприимство и за подарок. Но нам пора возвращаться в детский сад.
Королева Сказок: Мой волшебный клубок поможет вам быстро добраться до детского сада.
Ты катись, катись клубок
Через поле и лесок,
Через все дорожки,
Раскрутись скорее,
Укажи-ка в детский сад
Путь детям побыстрее.
(клубочек приводит детей в детский сад)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/30/picture-717482-1448908505.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме «В гости к цыплёнку» (с использование мнемотаблиц)
Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-843613-1549297433.jpg)
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «В гости к паровозику»
Занятие по развитию речи в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/06/picture-1134394-1554561809.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказка в гости к нам приходит»
Развивать речевую деятельность необходимо постоянно. Есть разные методики обучения, развития, я выбрала одну из самых понятных и доступных для детей в старшей группе - посредством художественной...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055826-1536566786.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/17/picture-1410914-1665990711.jpg)
конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме У солнышка в гостях
конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме У солнышка в гостях...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-1507029-1705667685.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему:"В гости к леснику"
Продолжать формировать грамматический строй речи у детей старшей группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/28/picture-1545769-1732789419.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "В гости к Ырысту"
Цель: создание условий для развития речи дошкольников посредством алтайских народных сказок.Задачи:1). Обобщать знания о ранее изученных сказках.2). Продолжать развивать умение составлять описательный...