Главные вкладки
Календарный план по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в младшей группе ( 2-3 года)
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарный план по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в младшей группе ( 2-3 года)
Тема недели | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приёмы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Мониторинг. Выявление умений и навыков у детей на начала учебного года. | ||||||
Здравствуй, детский сад. | «Здравствуй, детский сад» Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 5. | Познакомить детей с группой, игровыми уголками, закрепить знания об окружающем мире; формировать умение отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ по игрушке, побуждать детей договаривать фразы из знакомых произведений; учить употреблять в речи обобщающее слово – игрушки и прилагательные, обозначающие качества предмета; закреплять правильное произношение звука [у], изолированного и в словах, с разной силой голоса, меняя высоту голоса. | Игрушки, книги А.Л. Барто, С.Я Маршака, К.И. Чуковского. | Беседа по игрушке, игровой момент, чтение стихов А.Л. Барто и произведения К.И. Чуковского С.Я Маршака. | Чтение стихов А.Л. Барто «Лошадка», «Мишка», «Зайчик», «Козленок», «Слон». Чтение отрывки произведения «Телефон» и др. | Для закрепления материала, необходимо попросить родителей расспросить своих детей о происходящем на занятии. Тем самым активизировать и речь и память. |
Осень. | «Любуемся красотой осени» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 65 | связная речь: активизация прилагательных; описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям; звуковая культура речи: закрепление произношения звуков [а], [и], [ц], [н], [н ']; словарь и грамматика: активизация прилагательных и глаголов. | Иллюстрация по теме, игрушка мишка. | Игровой момент, беседа, рассматривание иллюстрации, дидактические игры. | Дидактические игры «Листопад», «Найди самый красивый листок». Чтение по теме. Рассматривание иллюстраций по теме. Наблюдение за погодой во время прогулки и из окна группы. | Индивидуальные беседы |
Я и улица. | «Не попади в беду на дороге» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе, стр.153. |
| Книга со сказками К. Чуковского, иллюстрация по теме. | Рассказ и вопросы воспитателя, ответы детей, чтение отрывка К. Чуковского «Айболит», беседа по содержанию прочитанного, подвижная игра «Цветные автомобили», итог. | Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы по теме недели. | Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» |
Мои игрушки. | «Мы играем в кубики, строим дом» Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 23. |
| Картина «Мы играем в кубики, строим дом», игрушки (кукла, паровоз, жеребенок, султанчики). | Воспитатель показывает картину, задает вопросы, предлагает детям дать имена: девочку назвать Аней, мальчика, который строит дом Игорем, а мальчика, который везет машину, Аликом (голосом выделяет первый звук в именах).Физкультминутка. Воспитатель показывает игрушки, задает вопросы, произносит звуки [а], [у], [и] в любом порядке. | Игры с кубиками, со строительным материалом, с игрушками. | Консультации на тему: «В какие речевые игры можно играть дома». |
Осень. Овощи, фрукты. | «Чудесная корзиночка» Рассматривание овощей. Затулина Г.Я. |
Развивать умение обследовать предмет, выделяя его цвет, форму и качество, развивать мышление и память. Воспитывать интерес к окружающим предметам природы. | Корзинка с натуральными овощами, тарелка с нарезанными овощами, салфетки, муляжи овощей, лото. | Игровой момент с корзинкой, дети описывают овощи с помощью воспитателя, игры с овощами, отгадывания загадок, итог. | Наблюдения за ростом в огороде, рассматривание овощей, узнавание на картинках, в загадках. Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Что можно приготовить из овощей», лото для малышей «Овощи» | Участие в конкурсе поделок из природного материала «Дары природы». Вместе с ребёнком сочинить сказку к своей поделке. |
Я и Моя семья. | «Семья» Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 49. |
| Фотографии своей семьи, иллюстрации домашних животных со своими детенышами. | За круглым столом рассматриваются семейные фотографии, Воспитатель задает вопросы, дети отвечают, рассказы детей о своей семье, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра. | Рассматривание иллюстраций и фотографий по теме. Дидактическая игра «Чьи детки». Пальчиковая гимнастика «Семья». | Объяснить родителям значимость посильного детского труда для развития нравственных чувств ребёнка и сплочения семьи. |
Одежда, обувь. | «Одежда» Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 30. | Развивать дидактическую речь детей, учить отвечать на вопросы; активизировать в речи детей доброжелательную лексику, слова «сначала», «потом», слова, относящиеся к обобщению «одежда», закрепить правильное произношение звуков [ф] и [ф '], учить плавно и протяжно, на одном выдохе, произносить этот звук. | Куклы Катя и Дима, одежда для кукол, иллюстрация по теме. | Игровой момент с куклами, физминутка, театрализованная игра «Петух» | Рассматривания иллюстраций одежды, таблицы - алгоритм одевания на улицу. | Информация на стенде для родителей: «Одежда и обувь для ребёнка». |
Деревья. | «Ходит осень по дорожке» Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 11. |
| Иллюстрация и книги по теме. | Чтение стихотворения под музыку П.И. Чайковского «Времена года», дидактические игры, чтение рассказа воспитателем, вопросы по рассказу, рассказывание детьми свои варианты окончания рассказа. | Дидактические игры: «Расскажи про осень», «Измени слово»; на прогулке понаблюдать за изменением погоды, за осенними деревьями. | Предложить родителям с детьми понаблюдать за осенним лесом. |
Дикие животные. | «Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке» Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 43. |
бубена, балалайки. | Грузовая машина, бубен, балалайка, барабан, мишка, мышка. | Игровой момент с игрушками, рассказы детей о мишке и мышке, физкультминутка игра. | Рассматривание иллюстраций, чтение произведений по теме недели. Игры с игрушками диких животных. | Консультация «Развитие речи детей 3-4 лет через театрально – игровую деятельность» |
«Моя любимая мама» | «Моя любимая мама» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 257. |
| Иллюстрация по теме, фотографии мам. | Беседа с детьми, игра с пиктограммами, динамическая пауза «Чему нас научили мамы», рассказ детей. | Рассматривание фотографий и иллюстраций по теме недели. | Сочинить вместе с родителями сказку на тему: «Моя любимая игрушка» |
Здравствуй, зимушка - зима! Зимние забавы | «Зима» Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 34. |
| Стихи, иллюстрация по теме; картина «Саша и снеговик» | Чтение стихотворения, повторение его с детьми; рассматривание иллюстраций; дидактическая игра; физкультминутка; рассматривание картины, беседа по содержанию картины. | Чтение стихов и рассматривание иллюстраций на тему «Зима»; дидактическая игра «Подбери слово»; физкультминутка «Представьте себе»; рассматривание картины «Саша и снеговик». | Домашнее задание для родителей с ребёнком: - нарисовать рисунок на тему «Зимняя сказка» и придумать рассказ или сказку к своему рисунку. |
Одежда, обувь. | «Описание предметов одежды куклы Оли» Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 40. |
| Кукла и одежда для нее (пальто, шапка, шарф, варежки, рейтузы, ботинки, кофта, платье); Петрушка; картинки – пальто, платье, пирамидка, поезд. | Игровой момент с куклой, рассказ детей о кукле совместно с воспитателем, одевание куклы последовательно на улицу, физкультминутка игры с Петрушкой, отгадывания звука [п] в словах. | Рассматривания иллюстраций одежды, таблицы - алгоритм одевания на улицу, чтение произведений по теме. Во время одевания на прогулку обратить внимание детей на свою зимнюю одежду, рассматривание прохожих на улице как они одеты. | К новогоднему празднику; разучивание совместных хороводов. |
Зимующие птицы. | «Кормушка» Затулина Г.Я. |
| Иллюстрация по теме, картинки, конверты с разрезными картинками. | Беседа с детьми, рассматривания картинки, беседа по содержанию картинки, чтение стихотворений В. Стоянова «Воробей», А. Барто Е. «Синица», Трутневой «Галка» , Р. Бухараева «Кормушка», итог. | Наблюдение за птицами у кормушки, подмечать их повадки, какой корм им нравится, рассмотреть следы птиц (большие следы – голуби, маленькие – воробьев), рассматривание иллюстраций по теме недели. | Индивидуальные беседы. |
Дикие животные зимой. | «Как спасаются звери от стужи зимой» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 196. |
| Иллюстрация по теме. | Чтение загадок, беседа, игровой момент, игры: «Спрячьте нас в наши домики», «Назови детенышей» | Рассматривание иллюстраций и чтение произведений по теме недели. | Вместе с родителями украсить елку в группе. |
Новогодний праздник. | «Вырастала ёлка» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 162. |
| Иллюстрация по теме | Загадывание загадок, чтение стихотворение Трутневой «Вырастала елка в лесу на горе…», при помощи картинок по стихотворению дети создают картину, беседа по картине, закрепление правильного произношения звука [у]. | Чтение стихов по теме недели, рисование елки, рассматривание ели во время прогулки, хороводные игры «Зимушка», «Под елочкой зеленой, мы хоровод ведем» | |
Цветы на подоконнике. | «Комнатное растение» Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 47. |
| Комнатные растения, иллюстрации по теме. | Чтение стихотворения, рассматривание картинок комнатных растений, беседа по картинкам, физкультминутка, чтение чистоговорки с разной силой голоса, рассматривание комнатных растений в группе, рассказ воспитателя, пересказ детьми, итог. | Рассматривание комнатных растение в группе, описание цветка бегонии, наблюдение за ухаживанием комнатных растений воспитателем. | Индивидуальные беседы, рекомендации. |
Продукты питания. | «Каравай» Рассматривание хлебных изделий. Затулина Г.Я. |
Ввести в словарь детей слова: каравай, буханка, булка, пышный, золотистая, ржаной и слова, обозначающие другие качества предметов. Учить детей понимать заданный вопрос и отвечать на него. Обратить внимание детей на то, что хлеб сделан руками не одного человека, а многих людей и его надо беречь, не бросать, а доедать. | Поднос с караваем и ржаного хлеба, салфетка, иллюстрация по теме НОД. | Проведение хоровода «Каравай», рассматривание каравая на подносе, повторение новых слов детьми за воспитателем, беседа, проговаривание пословицы «Хлеб всему голова», разучивание новой игры «Каравай», чтение потешек по теме, сюрпризный момент, итог. | В повседневной жизни во время еды обращать внимание детей на то, что они едят, из чего сделано блюдо, используя при этом потешки или стишки. | Индивидуальные беседы, рекомендации. |
Мы поздравляем наших пап. | «О моем любимом папе» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе, стр. 249. |
| Иллюстрация по теме. | Беседа о папе, рассказ детей, игра-имитация со звукопроизношением, рассказывание детьми о случаях, когда папа очень порадовал детей. | Рассматривание фотографии, иллюстраций по теме, аппликация «Флажок», беседа на тему «Мы поздравляем наших пап» | Индивидуальные рекомендации |
В гостях у сказки. | «Пересказ сказки «Репка» Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр.38. |
| Настольный театр «Репка»; игрушки (кошка, котенок, мышка, медвежонок) | Рассказ воспитателя с использованием настольного театра; воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети хором или индивидуально отвечают по рассказыванию сказки; физкультминутка. Игровой момент с игрушками, хоровые ответы детей; произношение на низких тонах звукоподражание отгадывание загадок; отгадывания звука [м] в словах. | Чтение сказки «Репка», слушание песенки «Репка», дидактические игры «овощи», «Вершки - корешки», рассматривание иллюстраций по теме. | Домашнее задание для родителей с ребёнком: «Весна» - нарисовать, сочинить сказку или рассказ, записать и принести в детский сад. |
Мамы всякие нужны. | Заучивание стихотворения Е. Благининой «Мамин день» Затулина Г.Я. |
Учить детей запоминать короткое стихотворение, уметь отвечать на вопросы по его содержанию. Развивать память, выразительность речи. Воспитывать любовь к маме. | Бумагу в виде открытки и готовую форму красного цветка для аппликации, игрушки. | Чтение: рассказа Д. Габе «Мама», стихотворение Е.Благининой «Мамин день», беседа, повторение стиха хором и индивидуально с педагогом, игра, самостоятельная работа, итог | Подготовка к празднику 8 Марта. Заучивание стихов и песен. Беседы индивидуальные с детьми о семье ребенка. Чтение Е. Благининой стихотворение «8 Марта». Чтение рассказа Ю. Яковлева «Мама». | Беседа на тему: «Нужно ли дома играть с ребенком в сюжетно - ролевые игры и как? Какое значение эти игры имеют в развитии речи?» |
«Весна – красавица!» | «Весна» Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников, стр. 43. |
| Рисунки детей старших групп с весенней тематикой, | Воспитатель загадывает загадку, рассматривание рисунков, игра «Закончи предложение», физминутка, игра-пантомима по стихотворению, игровой сюрприз, дидактическая игра «Продолжи» | Рассматривание иллюстраций по теме. | Беседа на тему «Как читать и обсуждать прочитанное с ребёнком» |
Транспорт. | Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр.59. | связная речь: учить составлять рассказ по картине («Троллейбус и игрушки»), ориентируясь на образец, предложенный воспитателем; словарь и грамматика: учить правильно, называть предметы, изображенные на картине, давать описания игрушек, называя их цвет; звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [г] - [г ']. | Картина «Троллейбус и игрушки»; картинки – гусь, голуби. | Рассматривание картины, беседа по картине, рассказ воспитателя, пересказ рассказа детьми, рассматривание картинок, физкультминутка игра с картинками. | На прогулке наблюдение за голубями, рассматривание иллюстраций по теме недели. | Информация на стенде: «Необходимость прогулок с ребёнком и бесед во время прогулок. |
Народная игрушка. | Проведение игры «Что в мешке у Буратино» Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 52. | связная речь: учить правильно, употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет); отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ; словарь и грамматика: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе; звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [н] - [н ']. | Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята, Буратино, качалка-лошадь, мешочек. | Игровой момент с Буратино, Игра «Что в мешке у Буратино», рассматривание игрушек, вопросы воспитателя, физкультминутка «Лошадки», Игра с Буратином «Чего не стало». | Рассматривание картинок, игры с народными игрушками. | Консультация на тему: «Почему с ребёнком необходимо ходить в театры, как это влияет на речь»? |
Весна. | «Составление описательного рассказа об игрушках – лисенке, медвежонке» Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 66. |
| Игрушки – лисенок, медвежонок (разного размера); картинки – змея, еж, елка, муравей. | Рассматривание игрушек, вопросы по описанию диких животных, игры: «Сравни разных зверят», «Кто лучше похвалит», физкультминутка, игровой момент, вопросы воспитателя – ответы детей. | Игры с игрушками. Рассматривание иллюстраций по теме недели. | Сочинить вместе с родителями сказку на тему: «Домашние животные» |
Весна. Перелетные птицы. | «Птицы прилетают» рассматривание птиц. Затулина Г.Я. |
Активизировать словарь. Развивать наблюдательность, внимание, умение поддерживать разговор на определенную тему, говорить спокойно с естественной интонацией. Воспитывать интерес к птицам своего края, желание оберегать их. | Предметные картинки с птицами. | Чтение стихотворение стихотворений А. Плещеева, А.Прокофьева «Снегири», В. Стоянова «Ласточка», И. Белоусова, рассматривание картинок, беседа, игра «Птички», итог. | Наблюдения за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстрации. Заучивание стихов с отдельными детьми к занятию. Подвижные игры: «Птички-невелички», «Воробушки – попрыгунчики», «Воробушки и автомобиль». | Консультация на тему «Чем и как заниматься с ребёнком дома?» |
2. Мы – космонавты. | «Составление рассказа на тему из личного опыта» Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет, стр. 83. |
| Картинки – самолет, лиса, дом, елочки; игрушки – собака, кошка, медведь. | Загадывание загадок, показ картинок, беседа по картинкам, рассматривание игрушки, вопросы по игрушке, рассказ детей, физкультминутка «Самолет», Чтение стихотворения, дети сначала рассказывают стихотворение громко, тихо, шепотом. | Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений и произведений по теме недели. Рисование по теме «Лети наша ракета». | Индивидуальные беседы. |
День Земли. | «Радуга» Затулина Г.Я. |
Развивать внимание, наблюдательность, память, учить отчетливо, произносить слова и фразы. Воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений. | Рисунок с изображением радуги, игрушки и предметы разного цвета, ленточки цветов радуги, бумагу и краски (акварель) для рисования. | Чтение стихотворения С. Маршака «Радуга», рассматривание картинки хором и индивидуально дети называют цвета радуги, игры с предметами и ленточками, самостоятельная работа, итог. | Наблюдения явлений природы, загадывание загадок, чтение стихов, рассматривание рисунков, картинок, обращая внимание на цвета окружающих предметов. | Индивидуальные беседы |
День Победы! | «Цветы» Рассматривание растений. Затулина Г.Я. | Формировать представления о растениях родного края. Активизировать словарь детей, учить понимать обобщающее слово – цветы. Развивать умение вести беседу в ходе рассматривания, говорить в нормальном темпе. Воспитывать интерес к природе. Развивать эстетические чувства. | Букет живых цветов и картинки. Шапочки цветов. Зеленый лист бумаги и готовые формы цветов, клей. Магнитофон с записью мелодии вальса. | Чтение стихотворений Е. Серова «Ландыш», беседа о цветке ландыш, Чтение детьми стихотворений: Г.Я. Затулиной. «Одуванчик золотой…», Е. Серов «Носит одуванчик Желтый сарафанчик…», беседа о цветке одуванчика, танец по музыку вальса, игра с цветами в вазе, аппликация, итог. | Наблюдение за одуванчиками и другими цветами на участке. Рассматривание картинок, чтение стихов. Чтение стихов о празднике «День Победы!», раскраски по теме, беседа с детьми на тему «День Победы!», рассказы детей о параде. | Вместе с детьми придумать загадку по теме. |
«Цветущая весна» | «Деревья нашего участка» Затулина Г.Я. |
Активизировать словарь детей, уточнять названия деревьев, их характерные особенности. Развивать внимание, наблюдательность, говорить о своих впечатлениях спокойно, в нормальном темпе. Воспитывать интерес к растениям, любовь к родной природе. | Листочки деревьев, книга со сказкой «Под кустом» Н. Павловой. | Занятие проводится во время прогулки. Рассматривание деревьев на участке, беседа, игра с листочками, сравнение листочков с геометрическими фигурками, загадывание загадок, чтение сказки «Под кустом» Н. Павловой, рассматривание куста сирени, итог. | Наблюдения за деревьями весной, когда распускаются листья. Обратить внимание детей на отличительные особенности каждого дерева. Проведение дидактических игр с листьями, цветами и т. д. Загадывание загадок, чтение стихов. | Информация на стенде для родителей: «Что и как читать ребёнку летом». |
Мониторинг | Выявление умений и навыков у детей на конец учебного года. | Индивидуальные рекомендации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Занятие в средней группе по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «В гостях у бабушки в деревне».
Цель занятия: актуализация знаний детей по теме “Домашние животные”.Задачи:I. Коррекционно-образовательные:- активизировать словарь детей; навыки словообразования, подбора слов-антони...

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в средней группе "Домашние птицы"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19197655","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"285","width":"480"}}]]...

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей подготовительной к школе группы «Дикие животные»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21602218","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] ...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»
Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...
Календарный план по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи во второй младшей группе для детей с ТНР
в помощь логопедам групп компенсирующей направленности для детей с ТНР...