Календарный план по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи во второй младшей группе для детей с ТНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая группа)
в помощь логопедам групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnyy_2_ml_2022-_2023.doc | 357 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарный тематический план
коррекционной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе
комбинированной направленности для детей с ТНР на 2022- 2023 учебный год
I период обучения (сентябрь – ноябрь)
9 недель (36 занятий)
Неделя Лексические темы | Тема ООД по совершенствованию лексико – грамматических представлений (2 раза в неделю) | Тема ООД по развитию связной речи (1 раз в неделю) | Методическое обеспечение ООД по развитию речи | Тема ООД по формированию звукопроизношения (1 раз в неделю) | Методическое обеспечение ООД по звукопроизношению |
1 – 3-я недели (05.09.22- 23.09.22) | Педагогическая диагностика: изучение импрессивной и экспрессивной речи у детей, состояния фонетико - фонематической стороны речи, развития связной речи. | ||||
Сентябрь. | |||||
4 неделя (26.09.22 - 30.09.22) «Щедрая осень в городе Ставрополе. Фрукты» | 1. «Осень наступила. (знакомство)» Цель: -выявление и активизация словаря по теме. Задачи: -формировать умение выполнять речевую инструкцию; -учить детей понимать вопросы; -обогащать пассивный и активный словарь по теме; -формировать навык длительного ротового выдоха; -развивать слуховое внимание; -развивать общую моторику; -учить детей реагировать на начало и конец музыкальной фразы; -уточнить правильную артикуляцию звука «У»; -развивать модуляцию голоса. 2.«Качественные признаки фруктов» Цель: -активизация качественного словаря по теме. Задачи: -уточнить качественные признаки фруктов и употребление их в активной речи в правильной грамматической форме. | 3. «Фруктовый сад» Цель: -активизация фразовой речи. Задачи: -самостоятельное составление предложений по сюжетной картине. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр.69 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера , Стр.69-70 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр.70 | Тема: «Формирование внимания к неречевым звукам. Выработка правильной артикуляции звуков А, У» Цели: - формировать внимание к неречевым звукам - развивать слуховое восприятие, чувство ритма - выработать правильное речевое диафрагмальное дыхание и правильную артикуляцию гласных звуков [а], [у]. - преодолеть твердую атаку голоса. - развивать мелкую моторику | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы. Н.В. Нищева «Организация коррекционно- развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Санкт – Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС, 2004г, стр.25-27 |
Октябрь. | |||||
1 неделя (03.10.22 – 07.10.22) «Домашние животные. Кошка. Собака. Корова. Лошадь» | 1. «Домашние животные. Знакомство» Цель: -уточнить и расширить словарь по теме. Задачи: -формировать понятие «домашние животные»; -учить стоить фразу с существительными в родительном падеже с предлогом У и в винительном падеже без предлога; -развивать внимание, память, мышление. 2. «Домашние животные. Словообразование» Цель: -расширить словарь по теме. Задачи: -учить правильно использовать глаголы, образованные от звукоподражаний; -формирование умения правильно строить фразу с существительными в винительном и дательном падежах без предлогов; -развивать внимание, память, мышление; | 3. «Лошадь с жеребенком» Цель: уточнение знаний о внешних признаках лошади, закрепление понятий «большой» — «маленький», употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных | Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 140-141 Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 141-142 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр.63 | Тема: «Формирование внимания к неречевым звукам (звучащие игрушки). Уточнение артикуляции звуков А, У, О, И» Цели: - развивать общую моторику, координацию движений. - воспитывать подражательность. - вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание. - развивать умение повторять за логопедом сочетания звуков: Ы-ы-ы – пароход, Туту-ту – паровоз, Би-би-би – машина, Дуду-ду – дудочка, Тата-та – барабан и др. - развивать зрительное внимание и восприятие (учить находить предмет по его контурному изображению). - обучать соотнесению предметов и их изображений со словесным обозначением. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Парциальная программа. Санкт – Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС, 2016г |
2 неделя (10.10.22 - 14.10.22) «Транспорт на улицах города Ставрополя» | 1. «Машины на улице» Цель: -знакомство с внешним видом и названием легковых и грузовых машин, их частями, окраской, формой; -обучение ответам на вопросы об увиденном распространенным предложением. 2.«Игрушечные машины» Цель: -уточнение названий игрушечных машин и их окраски, формирование понятия «грузовая машина»; обучение ответам на вопросы по содержанию короткого стихотворения без опоры на наглядный материал. | 3. «Разные машины» Цель: -уточнение знаний о том, что перевозят на грузовых машинах; закрепление знаний о внешнем виде и назначении машин; обучение сравнению двух машин по образцу. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр.71 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр.71-72 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр.72 | Тема: «Формирование внимания к неречевым звукам (звучащие игрушки). Развитие слухового восприятия речевого внимания». Цели: - развивать общую моторику, координацию движений - воспитывать подражательность - вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание - уточнить артикуляцию звуков [а], [у], [о], [и]. - обучать соотнесению предметов и их изображений со словесным обозначением. - обучать пониманию вопроса где? - развивать слуховую память. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Н.В. Нищева «Организация коррекционно- развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Санкт – Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС, 2004г, стр.27-32 |
Октябрь. | |||||
3 неделя (17.10.22 - 21.10.22) «Я - Человек. Части тела» | 1. «Буратино» Цель: -познакомить детей с названиями частей тела и лица. Задачи: -выявить знания детей по теме, активизировать номинативный словарь; -учить детей соотносить части тела и лица у куклы и у себя; -учить детей выполнять одноступенчатую инструкцию; -учить выполнять элементарные массажные движения по подражанию; -формировать у детей восприятие целостного образа предмета; -учить детей соотносить объемные геометрические фигуры и плоскостные формы; -развивать общую моторику детей. 2. «Маша и Машенька» Цель: -активизация словаря детей по теме. Задачи: -стимулировать детей к составлению и использованию в речи двухсловной фразы со словом «это»; -учить детей образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами; -формировать у детей слуховое восприятие, учит соотносить тихие и громкие звуки; -развивать у детей модуляцию голоса на материале звукоподражаний; -развивать у детей мелкую и общую моторику; -формировать у детей восприятие целостного образа на материале разрезных картинок. | 3. «Буратино в гостях у ребят» Цель: -обобщение знаний по теме. Задачи: -активизировать словарь по теме; -продолжать учить детей понимать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, интонационно дифференцировать разные формы слов; -учить детей употреблять личные местоимения «Мой», «Моя»; -продолжать работу над пониманием двухсловной фразы с глаголом; -развивать общую и мелкую моторику пальцев рук; -продолжать учить соотносить формы двух основных цветов. | «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр.29-31 «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр.32-34 «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр.38-40 | Тема: «Развитие слухового восприятия, артикуляционной и пальчиковой гимнастики» Цели: - развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук. - развивать слуховое и зрительное внимание. - формировать умения правильно воспринимать и дифференцировать слова - воспитывать умение выполнять инструкции логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 27, с.20-21 |
Октябрь | |||||
4 неделя (24.10.22 - 28.10.22) «Осень. Труд взрослых в огороде. Овощи» | 1. Овощи (знакомство). Цель: -выявление и активизация словаря по теме. Задачи: - уточнить и расширить словарь по теме; –формировать обобщающее понятие «овощи»; –учить строить фразу из 2-3 слов по заданному вопросу; –развивать внимание, память, сенсомоторные навыки; –воспитывать умение слушать логопеда, выполнять простые инструкции. 2. Овощи. Словосочетание Цель: - активизация качественного словаря по теме. Задачи: -расширить качественный словарь по теме; -закрепить обобщающее понятие «овощи»; –развивать слуховое и зрительное внимание и память; моторику -отработать словосочетания | 3. Сказка «Репка» Цель: -знакомство со сказкой «Репка». Задачи: -учить вслушиваться в речь, понимать ее содержание; -учить практическому усвоению стереотипной фразы; -знакомить с формой винительного падежа без предлога; -учить пересказывать сказку с опорой на зрительные образы; -воспитывать зрительное внимание и память.
| Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 18 – 20. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи дошкольников». М., 1981г., стр.17-20 Л.Н. Ефименкова «Формирование речи дошкольников». М., 1981г., Стр.14-16 | Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Цели: - развивать речевой слух, - учить различать на слух голоса знакомых людей и называть их по именам – упражнение «Кто позвал»? - познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, нёбом, языком и с основными движениями языка (поднимать вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта) | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Сборник сказок «Веселый язычок» документ с сайта www.mbdou-krepysh.ru Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. -Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. Стр.158-160 |
Ноябрь. | |||||
1 неделя (31.10.22 -04.11.22) | Творческие каникулы. Индивидуальная работа. | ||||
2 неделя (07.11.22 -11.11.22) «Дикие животные Ставропольского края. Заяц. Лиса. Волк» | 1. «Заяц в лесу» Цель: -уточнение характерных признаков внешнего вида зайца, -активизация соответствующей лексики, -обучение однословным ответам на вопросы. 2. «Лиса с лисятами» Цель: -знакомство с детенышами и жилищем лисы, -употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр.33 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр.43-44 | Тема: «Развитие слухового восприятия, артикуляционной гимнастики» Цели: - формировать навыки диалогической речи. - развивать внимание, память, артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук. - воспитывать навыки культуры поведения, умение слушать логопеда и точно выполнять его инструкции. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду.2-я младшая группа» №8, с.31-32 |
Ноябрь. | |||||
3 неделя (14.11.22 -18.11.22) «Моя семья» | 1. «Состав семьи» Цель: -выявление и активизация словаря по теме. Задачи: -расширение пассивного и активного словаря, формирование простого предложения. 2. «Я и моя семья» Цель: -активизация словаря по теме. Задачи: -формирование простого предложения. | 3.«Занятия членов семьи» Цель: -расширение глагольного словаря. Задачи: - активизация словаря признаков «большой» — «маленький»; -практическое использование простого предложения. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.11 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр.12 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр.13 | Тема: «Звук А. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие слухового восприятия и чувства ритма. Цели: - развивать общую моторику, координацию движений. - воспитывать подражательность. - вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание. - развивать слуховое восприятие и чувство ритма - развивать зрительное внимание и восприятие (учить находить предмет по его контурному изображению). - обучать соотнесению предметов и их изображений со словесным обозначением. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 27, с.51 |
Ноябрь. | |||||
4 неделя (21.11.21 -25.11.21) «День матери. Осенний букет для моей мамы» | 1. «Мамин праздник» Задачи: -развитие слухового внимания и восприятия, - активизация словаря прилагательных. - развитие фразовой речи - практическое усвоение согласования существительного женского рода с прилагательными 2. Занятие 2 Задачи: -развитие фразовой речи, - упражнение в согласовании существительного с прилагательными в роде и с глаголами в числе - развитие зрительного внимания, восприятия и памяти - упражнение в практическом употреблении глаголов совершенного вида; - развитие общей моторики | 3. Занятие 3 Задачи: - расширение и активизация глагольного словаря - практическое усвоение употребления существительных в винительном падеже - развитие фразовой речи - развитие дыхания | Ю.А Фадеева, Г.А. Пичугина «Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием», занятия 1,2,4, стр.101-104 | Тема: «Уточнение произношения звука А в словах и фразовой речи. Развитие слухового восприятия и речевого дыхания». Цели: - закрепить с детьми артикуляцию звука «А». - формировать длительность речевого выдоха. - учить давать полный ответ на поставленный вопрос. - учить элементам диалогической речи. - развивать внимание, память, мелкую и артикуляторную моторику. - воспитывать навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 31, с.57 |
Ноябрь | |||||
5 неделя (28.11.22 -02.12.22) «Мой дом» | 1. «Дом и его части» Цель: -знакомство с названиями частей дома, -формирование простого предложения. 2. «Какие бывают дома» Цель: -активизация словаря по теме, - практическое употребление существительных в правильной грамматической форме. | 3. «Теремок» Цель: -обучение детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр. 15 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр. 15 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, Стр. 16 | Тема: «Звук У.Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие силы голоса и просодической стороны речи». Цели: - уточнить артикуляцию звука «У» - учить правильно произносить звук «У», интонировать его. - развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, артикуляторную моторику. - воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 39, с.71 |
II период обучения (декабрь- февраль) 10 недель (30 занятий) Декабрь |
Декабрь | |||||
1 неделя (05.12.22 -09.12.22) «Я и моё тело. Умывальные принадлеж ности» | 1. «Хрюша в гостях у ребят» Цель: -выявление и активизация словаря по теме. Задачи: -выявить знания детей по теме; -обогатить пассивный номинативный и глагольный словарь; -развивать у детей интонационную выразительность речи на материале звукоподражаний; -стимулировать детей к составлению и использованию в речи двухсловной фразы с глаголом в форме повелительного наклонения; -формировать у детей направленную воздушную струю; -продолжать учить соотносить два основных цвета; -развивать общую и мелкую моторику пальцев рук. 2. «Чистюля» Цель: -обогащение знаний детей по теме. Задачи: -обобщить знания детей по теме; -активизировать номинативный словарь; -развивать зрительное внимание и логическое мышление; -познакомить детей с понятиями «сухой» и «мокрый», ввести в активный словарь детей соответствующие прилагательные; -развивать тактильное восприятие; -развивать артикуляционную моторику; - развивать общую и мелкую моторику пальцев рук. | 3. Цвет. Форма: круг, квадрат, треугольник. Цель: развивать сенсомоторное восприятие Задачи: -закрепить знания детей о геометрических фигурах; -расширить и активизировать словарь по теме; -учить давать полный ответ на поставленный вопрос; -развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику | «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр.41-43 «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр.44-46 Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 63-64. | Тема: «Закрепление произношения звука А.Развитие слухового восприятия, речевого дыхания, просодической стороны речи» Цели: - закрепить артикуляцию и произнесение звука «А». - формировать просодическую сторону речи. - формировать длительность речевого выдоха. - формировать элементы диалогической речи. - развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук. - воспитывать навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 35, с.64 |
Декабрь | |||||
2 неделя (12.12.22 -16.12.22) «Зима в городе Ставрополе. Зимние забавы» | 1. «Снежная баба» Цель: -ознакомление с русской народной зимней забавой «лепить снежную бабу». Задачи: закрепление употребления предлога «на». 2. «Зимние игры» Цель: -формирование элементарных представлений о зимних спортивных играх. Задачи: закрепление употребления предлога «на». | 3. «Зимние забавы» Цель: - закрепление знаний о зимних играх. Задачи: - обучение ответам на вопросы распространенным предложением с предлогами «на» и «в». | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.37 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.38 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.38 | Тема: «Уточнение произношения звука У в словах и фразовой речи. Развитие слухового восприятия, речевого дыхания». Цели: - закрепить правильное произнесение звука «У». - учить элементам диалогической речи. - развивать слуховое внимание, речевое дыхание, артикуляторную моторику, мелкую моторику кистей рук и просодическую сторону речи. - воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 43, с.79 |
Декабрь. | |||||
3 неделя (19.12.22 -23.12.22) «Новый год» | 1. Новый год. Цель: -уточнить и расширить знания об окружающем. Задачи: -формировать умение произносить фразу из 2-3 слов без предлога и с предлогом У; -развивать внимание, память, моторику; -воспитывать положительное эмоциональное отношение к празднику. 2. Елочные игрушки. Цель: -уточнить и расширить словарь по теме. Задачи: -формировать обобщающее понятие «елочные игрушки»; -формировать простую распространенную фразу с предлогом НА и без предлога; -учить сопровождать свои действия речью; -развивать внимание, память, моторику. | 3. Разноцветные шарики. Фразовая и диалогическая речь. Цель: -закреплять восприятие эталонов красного, синего, желтого и зеленого цветов. Задачи: -закреплять практическое усвоение согласования прилагательных, обозначающих цвет, с сущ. муж. р.; -формировать навыки фразовой и диалогической речи; -развивать внимание, память, моторику, физиологическое дыхание. | Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 103-104. Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 105-106. Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 107-108 | Тема: «Закрепление произношения звука У.Развитие силы голоса и просодической стороны речи». Цели: - закрепить артикуляцию и правильное произнесение звука «У» изолированно и в словах. - формировать просодическую сторону речи. - формировать длительность речевого выдоха. - формировать элементы диалогической речи. - развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук. - воспитывать навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 43, с.79 |
Декабрь | |
4 неделя (26.12.22 -30.12.22) 1неделя января (02.01.23 - 06.01.23) | Творческие каникулы. Индивидуальная работа. |
Январь | |||||
2 неделя (09.01.23 - 13.01.23) «Русское народное творчество. Игрушки» | 1.«Зайка в гостях у ребят» Цель: -выявление знаний детей по теме. Задачи: - активизировать номинативный словарь детей по теме; -учить детей узнавать игрушки на картинках; -учить детей составлять фразу «У меня…», «Это…»; -учить договаривать за логопедом фразу, употребляя существительные 2 склонения мужского рода в форме винительного падежа; -развивать общую и мелкую моторику; -учить различать 4 цвета, называть их. 2. «Мы играем» Цель: -активизация глагольного словаря по теме. Задачи: -обогатить глагольный словарь по теме; -учить детей образовывать глагол в форме повелительного наклонения; -учить детей правильному обращению с игрушками; -развивать общую и мелкую моторику пальцев рук; -формировать целостный образ предмета на материале разрезных картинок. | 3.«Медведь и мишка» Цель: -активизация знаний детей по теме. Задачи: -активизировать предикативный и номинативный словарь по теме; -продолжать учить соотносить предметы на картинках по размеру; -уточнить понимание детьми грамматических конструкций с предлогами «на» и «в»; -учить детей выполнять двухступенчатую инструкцию; -развивать слуховое внимание; -учить детей произносить звукоподражание длительно на одном выдохе; -учить слушать музыку и выполнять движения соответственно темпу музыки; -продолжать учить детей сличать предметы 4-х основных цветов, называть цвет, согласовывать прилагательные с существительными. | «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр.60-62 «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр.63-64 «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр.65-66 | Тема: «Звук И. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие силы голоса и интонационной стороны речи». Цели: - уточнить артикуляцию звука «И». - учить правильно произносить звук «И». - учить интонировать звук «И». - развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, речевое дыхание. - воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 51, с.94 |
Январь. | |||||
3 неделя (16.01.23 – 20.01.23) «Мир вокруг нас. Мебель» | 1. «Предметы мебели» Цель: -знакомство с названиями предметов мебели, -уточнение назначения мебели; -согласование слов «один», «много» с существительными в единственном и множественном числе. 2. «Расположение мебели в комнате» Цель: -расширение и активизация словаря по теме; -обучение употреблению предлогов «около» и «рядом» по образцу. | 3.«Назначение мебели» Цель: -расширение и активизация словаря по теме, -работа над пониманием значений относительных прилагательных. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 20 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 20 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 21 | Тема: «Уточнение произношения звука И в словах и фразовой речи. Развитие силы голоса и интонационной стороны речи.» Цели: - закрепить артикуляцию и произнесение звука «И». - упражнять в произнесении изолированного звука. - учить интонировать этот звук. - развивать память, слуховое внимание, физиологическое дыхание, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук. - воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 55, с.102 |
Январь | |||||
4 неделя (23.01.23- 27.01.23) «Мальчики и девочки. Одежда. Обувь» | 1. Одежда (знакомство). Цель: -уточнить и расширить словарь по теме. Задачи: -формировать понятие «одежда»; -учить произносить простую фразу с прямым дополнением без предлога; -учить правильно употреблять глагол «надеть» в пр.вр. с сущ.м.р. и ж.р.; -развивать зрительное восприятие, общую моторику. 2. Одежда (продолжение). Цель: -закрепить и расширить словарь по теме. Задачи: -учить употреблять обобщающее слово «одежда»; -формировать простую фразу из 3-5 слов, элементы диалогической речи; -развивать внимание, память. | 30. Одежда (фраза). Цель: -закрепить словарь по теме. Задачи: -работать над пониманием речи; -формировать умение самостоятельно и правильно употреблять простую фразу из 3 слов, элементы диалогической речи; -развивать внимание, память. Оборудование: изображения детей, предметные картинки, магнитная доска. | Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 73-74. Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 75-76. Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 86-87. | Тема: «Звук О. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики». Цели: - уточнить артикуляцию звука «О». - учить правильно произносить звук «О». - учить интонировать звук «О». - развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание. - воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 59, с.109 |
Февраль | |||||
1 неделя (30.01.23 -03.02.23) «Мир животных и птиц. Зимующие птицы в Ставрополе. Воробей. Ворона. Голубь» | 1. «Воробей» Цель: -знакомство с характерными внешними признаками воробья, с особенностями его жизни в зимних условиях; -составление короткого предложения по картинке. 2. «Ворона» Цель: -знакомство с характерными внешними признаками вороны, с особенностями ее жизни в зимних условиях; -обучение сравнению двух птиц по словесному образцу. | 3. «Кормушка для птиц» Цель: -развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 49 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 49 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 50 | Тема: «Закрепление произношения звука О в слогах, словах, фразах. Развитие силы голоса и просодической стороны речи». Цели: - закрепить артикуляцию и произнесение звука «О». - формировать просодическую сторону речи. - формировать длительность речевого выдоха. - развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук. - воспитывать навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 63, с.117 |
Февраль | |||||
2 неделя (06.02.23 -10.02.23) «Я в обществе. Культура поведения за столом. Чайная посуда» | 1. «Чаепитие с друзьями» Цель: -знакомство с названием предметов из чайного сервиза, -закрепление согласования качественных прилагательных с существительными. 2. «Чайная посуда из разных сервизов» Цель: -закрепление названий и сравнение однородных предметов чайной посуды по форме, раскраске, размеру; -закрепление согласования качественных прилагательных с существительными. | 3. «Чайная посуда, ее свойства» Цель: -закрепление названий и назначения посуды; -закрепление понятий «один» — «много» в сочетании с именами существительными женского и среднего рода | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 22 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 22 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 23 | Тема: «Звук Э. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Уточнение произношения звука Э в слогах, словах. Развитие слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики» Цели: - уточнить артикуляцию звука «Э». - учить правильно произносить звук «Э». - учить интонировать звук «Э» - развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание. - воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 67, с.124 |
Февраль | |||||
3 неделя (13.02.23 -17.02.23) «Защитники Родины. Праздник армии родной» | 1. «Моя Родина» Цель: -знакомство с названием нашей страны, столицы; -обучение ответам на вопросы по содержанию рассказа. 2. «Защитники Родины» Цель: -формирование элементарных представлений об армии; обучение ответам по содержанию рассказа. | 3. «Праздник нашей армии» Цель: -формирование элементарных представлений о празднике 23 февраля, -обучение ответам на вопросы по содержанию картинки. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.54 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.54 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.55 | Тема: «Закрепление произношения звука Э в звукоподражаниях и в слове ЭТО. Развитие силы голоса и просодической стороны речи». Цели: - закрепить артикуляцию звука «Э» - учить правильно произносить звук «Э». - учить интонировать звук «Э». - формировать навыки диалогической речи. - развивать слуховое внимание, речевое дыхание, мелкую и общую моторику. - воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 71, с.131 |
Февраль | |||||
4 неделя (20.02.23 – 24.02.23) «Неделя безопасности (ОБЖ). Наша группа. Наш детский сад» | 1. «Профессии в детском саду» Задачи: - развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти - развитие коммуникативной функции речи - повторение названий основных цветов - развитие речевого выдоха 2. Занятие 2 Задачи: - развитие фразовой речи - расширение и активизация словаря по теме - развитие общей моторики - развитие артикуляционной моторики | 3. Занятие 3 Задачи: - активизация словаря по теме - развитие фразовой речи - развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти - развитие артикуляционной моторики - развитие общей координации движений | Ю.А Фадеева, Г.А. Пичугина «Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием», занятия 1,2,3, стр.109-111 | Тема: «Звук М. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики» Цели: - закрепить артикуляцию звука «М» - активизировать звук в словах. - развивать внимание, память, просодическую сторону речи, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук. - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 79, с.145 |
III период обучения (март-май) 13 недель (39 занятий) Март | |||||
1 неделя (27.02.23 -03.03.23) | Творческие каникулы. Индивидуальная работа. | ||||
2 неделя (06.03.23 -10.03.23) «8 Марта. О любимых мамах» | 1. «Готовимся к празднику» Цель: дифференцирование понятий «мужчина» и «женщина», их роли в семье; -употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных «мама», «бабушка». 2. «Праздник «Женский день» Цель: -обучение выделению главного при рассматривании картины, -развитие умения отвечать на вопросы распространенным предложением. | 3. «Моя мама» Цель: -формирование эмоционально-экспрессивной лексики, употребление ее в правильной грамматической форме. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.55 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.55 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.56 | Тема: «Закрепление произношения звука М в звукоподражаниях, в словах и фразовой речи. Развитие силы голоса и просодической стороны речи». Цели: - закрепить артикуляцию звука «М» - активизировать звук в словах. - развивать внимание, память, просодическую сторону речи, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук. - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 83, с.153 |
Март | |||||
3 неделя (13.03.23 -17.03.23) «Мы помощники. Что мы умеем? Столовая и кухонная посуда» | 1. «Готовимся к обеду» Цель: -знакомство с названиями предметов столовой посуды, их формой, цветом; - обучение употреблению качественных прилагательных. 2. «Кукла ждет гостей» Цель: -закрепление употребления названий предметов столовой посуды в единственном и множественном числе. | 3. «Столовая посуда» Цель: -закрепление названий предметов столовой посуды; -согласование прилагательных «грязный», «чистый» с существительными; -обучение пониманию прошедшего и настоящего времени глаголов. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 25 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 26 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 26 | Тема: «Звук П. Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука. Развитие ротового выдоха, слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики» Цели: - уточнить артикуляцию звука «П» - активизировать звук в словах. - формировать навыки диалогической речи. - развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, физиологическое и речевое дыхание. - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 87, с.160 |
Март | |||||
4 неделя (21.03.23 - 24.03.23) «Моя малая Родина. Подворье. Домашние птицы. Петушок с семьей» | 1.«Петух, курица и цыплята» Цель: -знакомство с внешним видом, повадками птиц (клюют зерна, пищат, кукарекают, ходят), -уточнение названий частей тела; закрепление навыка сравнения двух птиц по образцу. 2.«Рассказ К.Д. Ушинского "Ходит по двору петушок "» Цель: -уточнение представлений о внешнем виде, повадках, названиях частей тела; -закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию рассказа | 3.«Игрушечный петушок с семьей» Цель: -формирование умения действовать с предметами в соответствии со словесными инструкциями; побуждение к самостоятельным высказываниям, грамматически правильно оформленным. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 73 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 73 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 74 | «Тема: «Закрепление произношения звука П в словах и фразовой речи. Развитие речевого дыхания, слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики» Цели: - уточнить артикуляцию звука «П» - активизировать звук в словах и фразовой речи. - формировать навыки диалогической речи. - развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, физиологическое и речевое дыхание. - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 87, с.160 |
Март | |||||
5 неделя (27.03.23 -31.03.23) «Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными. Продукты питания» | 1. «Хрюша» Цель: -выявление знаний детей по теме. Задачи: -активизировать словарь детей; -познакомить детей с обобщающим понятием «продукты питания»; -продолжать учить составлять фразы со словами «У меня», «На…»; -развивать логическое мышление; Познакомить детей с прилагательными «соленый» и «сладкий», продолжать учить детей договаривать фразу; -развивать общую моторику; -развивать навык длительного направления выдоха. 2. «Как варить компот?» Цель: -обогащение словаря детей по теме. Задачи: -обогатить словарь детей словами- признаками и глаголами по теме; -закрепить в речи детей названия продуктов; -учить детей вслушиваться в речь, понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы; -продолжать учить детей составлять фразу по двум опорным картинкам; -развивать общую моторику. | 3. «В магазине» Цель: -закрепление знаний детей по теме. Задачи: -активизация словаря по теме; -закрепить в словаре детей относительные прилагательные; -продолжать учить детей составлять трехсловную фразу по образцу; -продолжать учить детей образовывать уменьшительно- ласкательную форму слов; -развивать у детей конструктивный праксис; -развивать общую моторику. | «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр.97-99 «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр. 100-103 «Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. Часть 2» Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.,2007 стр. 104-106 | Тема: «Звук Б. Воспитание четкой и правильной артикуляции звука. Развитие слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики. Цели: - уточнить артикуляцию звука «Б». - активизировать звук в слогах, словах. - формировать навыки диалогической речи, учить передавать вопросительную и утвердительную интонации. - развивать внимание, память, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук. - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда.
| Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 92, с.170 |
Апрель | |||||
1 неделя (03.04.23 -07.04.23) «Весна - красна. Дикие животные весной. Медведь» | 1. «Бурый медведь» Цели: - расширение и активизация словаря по теме - знакомство с характерными признаками внешнего вида медведя - уточнение знаний о его частях тела - обучение детей самостоятельным ответам на вопросы - закрепление структуры сложного предложения с союзом «А» в импрессивной речи - развитие мышления 2. «Белый медведь» Цели: - закрепление и расширение словаря по теме - употребление в активной речи уменьшительно-ласкательной формы существительных - обучение сравнению двух предметов - развитие слухового восприятия | 3. «Игрушечные медведи» Цели: - уточнение значений слов, обозначающих цвет и размер - обучение детей умению распространять предложение однородными прилагательными, согласовывать существительное с глаголом в числе - закрепление навыка сравнения двух предметов - развитие слухового восприятия и общей моторики | Громова О.Е., Соломатина Г.Н., А.Ю. Кабушко «Занятия по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера, 2018г Стр. 78-82 | Тема: «Закрепление произношения звука Б в словах и фразовой речи. Развитие речевого слуха, умения различать высоту голоса, мелкой и общей моторики. Воспроизведение интонационно- ритмического рисунка слов». Цели: - уточнить артикуляцию звука «Б» - активизировать звук в слогах, словах. - формировать навыки диалогической речи, учить передавать вопросительную и утвердительную интонации. - развивать внимание, память, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук. - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 92, с.170 |
Апрель | |||||
2 неделя (10.04.23 -14.04.23) «Домашние птицы и их птенцы» | 1. «Домашние птицы. Словообразование» Цели: - расширить словарь по теме - формировать понятие «Домашние птицы» - учить правильно использовать глаголы, образованные от звукоподражаний - формировать элементы диалогической речи, умение давать полный ответ на поставленный вопрос - развивать внимание, память - воспитывать умение слушать логопеда и товарищей, навыки организованного поведения 2. «Птенцы домашних птиц. Знакомство» Цели: - уточнить и расширить словарь по теме - закрепить обобщающее понятие «Домашние птицы» -учить давать полный ответ на поставленный вопрос - развивать внимание, мышление, память | 3. ««Птенцы домашних птиц» Цели: - закрепить словарь по теме - закрепить обобщающее понятие «Домашние птицы», «Птенцы» -учить давать полный ответ на поставленный вопрос - формировать фразу с дополнением, выраженным именем существительным с предлогом «У» - развивать внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику | Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г., стр. 159-160, 165- 169 | Тема: «Звук Ф. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука. Развитие фонематического слуха, длительного ротового выдоха, артикуляторной, мелкой и общей моторики» Цели: - уточнить артикуляцию звука «Ф» - активизировать звук в слогах, словах, фразах. - формировать навыки диалогической речи, учить передавать вопросительную и утвердительную интонации. - развивать внимание, память, длительный речевой выдох, артикуляторную моторику. - развивать фонематический слух, длительный ротовой выдох - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 99, с.184 |
Апрель | |||||
3 неделя (17.04.23 -21.04.23) «Добрые волшебники. Деревья весной. Ёлка. Берёза». | 1. «Деревья: елка, береза» Цель: -выявление и активизация словаря по теме. Задачи: -познакомить с елкой, березой, со свойствами иголок (острые, колючие); -уточнить понятия «один- много» (елок, берез, иголок, листьев); -познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова: елочка, березка, иголочка, листочек; -формировать обобщающее слово «деревья». 2. «Деревья. Фраза». Цель: -активизация фразовой речи. Задачи: -учить детей считать до 2-х, соотносить количество предметов с числом; -закрепить понятие «желтый цвет», «зеленый цвет»; -учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «зеленые иголки»; -учить строить фразу с числами «один», «два» и предлогом У; -развивать умение выполнять действия продуктивного характера; -развивать общую и мелкую моторику. | 3. «Зеленый цвет. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода» Цель: - активизация словаря по теме. Задачи: -учить узнавать и называть зеленый цвет; -закрепить понятие «зеленый цвет»; -учить согласовывать прилагательное «зеленый» с именами сущ-ми муж. и жен.рода; -развивать внимание, мышление, моторные навыки | С.А. Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., 1991г. с.161 Ершова стр 22 Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 48-49. | Тема: «Закрепление произношения звука Ф в словах. Развитие фонематического слуха, умения пользоваться тихим и громким голосом» Цели: - уточнить артикуляцию звука «Ф» - активизировать звук в слогах, словах, фразах. - формировать навыки диалогической речи, учить передавать вопросительную и утвердительную интонации. - развивать внимание, память, длительный речевой выдох, артикуляторную моторику. - развивать фонематический слух, длительный ротовой выдох - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 99, с.184 |
Апрель. | |||||
4 неделя (24.04.23 - 28.04.23) «На улицах города Ставрополя (ПДД)» | 1. На дорогу ты смотри и в беду не попади!» Цели: - учить различать сигналы светофора и подчиняться им; различать и называть виды транспорта. учить различать проезжую часть дороги, тротуар; - понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора; - закрепить знания о дорожных знаках (пешеходный переход) - развивать интерес к машинам, правилам дорожного движения, знаниям о сигналах для машин и людей - воспитывать способность внимательно слушать взрослых и друг друга; 2. «Легковой автомобиль» - формировать умение различать легковой автомобиль по внешнему виду, называть его части (кабина, руль, колеса, окна). | 3. «Помощники на дороге» Цели: - закрепление знаний о правилах дорожного движения. -закреплять знания о работе пешеходного светофора и его сигналах; - закреплять знания о пешеходном переходе. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки | Тема: «Звук В. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука» Цели: - уточнить артикуляцию звука «В» - активизировать звук в слогах, словах, фразах - формировать навыки диалогической речи, учить передавать вопросительную и утвердительную интонации. - развивать внимание, память, длительный речевой выдох, артикуляторную моторику - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 105, с.196 |
Май | |||||
1 неделя (03.05.23 -05.05.23) «Следопыты. Насекомые. Жук. Бабочка» | 1. «Жук» Цель: -ознакомление с внешними признаками жука, особенностями его строения, окраски, питания; -активное употребление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме. Оборудование: картинки с изображением птицы, жука, червяка, зернышка; шапочки с изображением жуков и птицы. 2.«Бабочка» Цель: -ознакомление с внешними признаками бабочки, особенностями ее строения, окраски, питания; -активное употребление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме. Оборудование: набор разрезных картинок с изображением бабочек для каждого ребенка, картинка «Бабочки». | 3. «Жук и бабочка» Цель: обучение сравнению двух насекомых по образцу, закрепление активного использования названий цветов в правильной грамматической форме. Оборудование: картинки с изображением жука и бабочки; лист ватмана, на котором нарисованы цветы; бумажные бабочки, сачок. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 75 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 75-76 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 76 | Тема: «Закрепление произношения звука В в словах и фразовой речи. Развитие силы голоса, фонематического слуха» Цели: - упражнять детей в четком произношении звука В в словах и предложениях. - учить произносить слова в предложении слитно на одном выдохе. - развивать силу голоса, фонематический слух | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки на основе методической литературы: Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа» № 105, с.196 |
Май | |||||
5 неделя (10.05.23 -12.05.23) «Мир вокруг нас. Обувь» | 1.Обувь (знакомство). Цель: - уточнить и расширить словарь по теме. Задачи: -формировать обобщающее понятие «обувь»; -познакомить с назначением обуви; -учить отвечать на поставленный вопрос фразой из 2-3 слов; -развивать внимание, память, общую моторику; -воспитывать умение слушать логопеда и товарищей, бережно относиться к обуви. 2. Синий цвет. Цель: -формировать сенсорный эталон синего цвета. Задачи: -учить давать полный ответ на поставленный вопрос; -формировать элементы диалогической речи; -развивать внимание, память; -воспитывать навыки культуры поведения. | 3.Обувь. Глаголы. Фраза. Цель: - уточнить и расширить глагольный словарь по теме. Задачи: -закрепить обобщающее понятие «обувь»; -учить отвечать на поставленный вопрос фразой из 3 слов; -развивать внимание, память, общую моторику; -воспитывать умение слушать логопеда и товарищей, бережно относиться к обуви. | Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 88-89. Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 77-78. | Тема: «Звук К. Воспитание четкой и правильной артикуляции звука. Развитие силы голоса, фонематического слуха». Цели: - уточнить артикуляцию звука «К» - активизировать звук в словах. - формировать навыки диалогической речи. - развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, физиологическое и речевое дыхание. - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки |
Май | |||||
3 неделя (15.05.23 -19.05.23) «Зелёные друзья. Растения (цветы)». | 1. «Одуванчик» Цель: -знакомство с характерными признаками полевого цветка одуванчика, -закрепление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме. 2.«Ромашка» Цель: -уточнение характерных признаков ромашки, -закрепление умения сравнивать два цветка с выделением общих и отличительных признаков, -составление сложных предложений по образцу. | 3. «Собираем букет» Цель: -закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины. | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 77 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр. 77-76 Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет». М.: ТЦ Сфера Стр.76 | Тема: «Закрепление произношения звука К в словах и фразовой речи. Развитие фонематического слуха» Цели: - уточнить артикуляцию звука «К» - активизировать звук в словах и фразовой речи. - формировать навыки диалогической речи. - развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, физиологическое и речевое дыхание. - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки |
Май | |||||
4 неделя (22.05.23 - 26.05.23) «Комнатные растения» | 1. Герань Цели: - ознакомление с характерными признаками комнатного растения на примере герани - обогащение и уточнение словаря по теме - обучение умению отвечать на вопросы распространенным предложением - развитие мышления 2.Кактус Цели: - уточнение характерных признаков комнатных растений - формирование умений сравнивать два предмета, выделяя общие и отличительные признаки - развитие мышления | 3. Уход за комнатными растениями Цели: - формирование элементарных представлений об уходе за комнатными растениями - активизация и уточнение словаря по теме - развитие зрительного внимания | О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, А.Ю. Кабушко «Занятия по развитию речи детей 3-4 лет», М: ТЦ «Сфера», 2018г (стр. 109 - 112) | Тема: «Звук Г. Воспитание четкой и правильной артикуляции звука». Цели: - уточнить артикуляцию звука «Г» - активизировать звук в словах и фразовой речи. - формировать навыки диалогической речи. - развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, физиологическое и речевое дыхание. - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки |
Май | |||||
5 неделя (29.05.23- 02.06.23) «Скоро лето. Игры с водой и песком» | 1.Лето (знакомство). Цель: -уточнить и расширить словарь по теме. Задачи: -уточнение и расширение представлений о лете, как времени года; -формировать понятие «лето»; -учить давать полный ответ на поставленный вопрос; -учить пересказывать услышанный рассказ близко к тексту; -развивать внимание, память, мышление; -воспитывать умение слушать логопеда и ответы товарищей. 2. Лето (рисование) Цель: -закрепить словарь по теме. Задачи: -закрепить понятие «Лето» и признаки лета; -формирование сенсомоторных навыков; -учить связной речи; -развивать внимание, память, длительность речевого выдоха; -воспитывать желание выполнять задание логопеда. | 3.Сказка В. Сутеева «Кораблик» Цель: -совершенствовать фразовую речь. Задачи: -расширять словарь по теме; -обучать слушанию сказки и развивать умения понимать простые вопросы и отвечать на них; -закрепить в речи обобщающее понятие «Насекомые». | Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 215-216 Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г., стр. 167-169 Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада». СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004 стр. 105-106 | Тема: «Закрепление произношения звука Г изолированно, в слогах и в словах. Развитие фонематического слуха (различение К-Г), воспитание правильного диафрагмального дыхания» Цели: - уточнить артикуляцию звука «Г» - активизировать звук в словах и фразовой речи. - формировать навыки диалогической речи. - развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, физиологическое и речевое дыхание. - воспитывать навыки организованного поведения, желание правильно выполнять задания логопеда. | Интернет – ресурсы, собственные методические разработки |
Календарный тематический план
коррекционной организованной образовательной деятельности
во второй младшей группе № 5
комбинированной направленности
для детей с ТНР
на 2022- 2023 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию связной речи во второй младшей группе «Рассказывание детям народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Конспект по развитию связной речи "Рассказывание детям народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"....
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."
Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...
Конспект НОД по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Мамин день 8-е Марта.»
В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В конце конспекта содержатся фотографии, отражающие хо...
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в средней группе "Домашние птицы"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19197655","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"285","width":"480"}}]]...
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей подготовительной к школе группы «Дикие животные»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21602218","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] ...
Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»
Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...