Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение, тонкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие для детей с ТНР 6-го года жизни "К нам весна шагает..." | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 46 «Кот в сапогах»
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни
Тема «К нам весна шагает…».
Дудкина Татьяна Викторовна
учитель-логопед
высшей категории
Нижневартовск 2016
Тема «К нам весна шагает…».
Дети вместе с педагогом обобщают представление о весне и типичных весенних явлениях в природе. В процессе расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение, тонкую моторику.
Коррекционно-образовательные цели:
- Обобщение представлений о весне и весенних явлениях в природе.
- Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».
Задачи:
- Упражнять в подборе синонимов и антонимов, признаков и действий к предметам.
- Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
- Закреплять разные способы словообразования (прилагательные и существительные – с помощью уменьшительных суффиксов, приставочных глаголов) и употребления предложно-падежных конструкций.
- Развивать интонационную и эмоциональную выразительность.
- Развивать художественные и творческие способности.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, сухового внимания и пмяти, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.
Материал и оборудование:
- Весенние пейзажи;
- Мяч; картинки природных явлений;
- Солнце с лучиками;
- Скворечник и скворец;
- Презентация по теме;
- Фишки для звукового анализа
Предварительная работа: Беседы о весне, наблюдения во время прогулки, рассматривание картин, заучивание стихов о весне.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед: К нам в гости пришли ваши родители. Они хотят посмотреть на вас, как вы подросли и как много узнали. Подарим улыбки и каждый из вас поприветствует гостей, как хочет. – Прислушайтесь!
Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит, это значит тише всех пришла… (весна). (СЛАЙД 2)
– Вы конечно узнали, это весна. Назовите самые первые признаки весны в природе. (Выставляются картинки). На улице пасмурно, а так хочется чтобы солнышко всегда с нами было. Где же оно? Пойдемте его искать. Какая самая главная примета весны? От нее зависят все остальные приметы. (СЛАЙД 3)
Дети: Солнце.
- Основная часть
- Игра «Подбери признаки и действия к предмету»
Логопед: Кто же это? (СЛАЙД 4)
Дети: Улитка.
Логопед: Здравствуй, улитка! Мы ищем солнышко. Помоги нам его найти.
Улитка: Здравствуйте, дети! Я по земле ползаю, в небо не смотрю. Солнышко не встречала, но оно обронило лучик. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Придумайте, как можно больше слов-признаков и действий про весенние явления. Небо какое? (СЛАЙД 5)
Дети: Голубое, высокое, чистое.
Улитка: Солнце какое? Чтоделает? (СЛАЙД 6)
Дети: Весеннее, яркое, теплое. Светит, пригревает, ласкает.
Улитка: Снег какой? Чтоделает?
Дети: Темный, рыхлый, грязный. Темнеет, оседает, тает.
Улитка: Ручьи какие? Что делают? (звук)
Дети: Быстрые, прозрачные, звонкие. Бегут, звенят, журчат.
Улитка: Ветер какой? Чтоделает? (звук)
Дети: Свежий, весенний, теплый. Дует, ласкает, освежает.
Улитка: Цветы какие? Что делают?
Дети: Первые, нежные, тонкие, красивые. Появляются, расцветают, пахнут, радуют.
Улитка: Молодцы! Вот вам лучик. (СЛАЙД 7)
2. Игра с мячом «Назови ласково»
Логопед: Продолжаем искать весеннее солнышко. Угадайте, что за рыжий мячик прыгает по веткам и щелкает орехи?
Дети: Белочка. (СЛАЙД 8)
Логопед: Как вы догадались?
Дети: С приходом весны она поменяет зимнюю шубку серую на новую рыжую и др.
Логопед: Спросим у белочки про солнышко. Здравствуй, белочка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Белочка: Здравствуйте, дети! Я прыгаю с ветки на ветку, но солнышко не встречала. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Порадуйте меня весенними, ласковыми словами о весне, тогда и скажу. Как ласково можно назвать теплое солнце? Быстрый ручей? Рыхлый снег? Легкий ветер? Тонкий лед? Нежный цветок? Молодая трава? (СЛАЙД 9)
Дети играют в кругу с мячом: Тепленькое солнышко, быстренький ручеёк, рыхленький снежок, легонький ветерок.
3. Физминутка «Заботливое солнышко». (СЛАЙД 10)
Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик.
(Дети ритмично скрещивают руки над головой.)
И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи.
(Плавно покачивают руки вверху.)
Летом нежно согревает щечки, щечки, щечки.
(Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
(Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Очень нравится им это!
Белочка: Молодцы! Вот вам лучик. (СЛАЙД 11)
4. Игра «Скажи наоборот»
Логопед: Продолжаем искать весеннее солнышко. Это кто на пеньке сидит? Отгадайте загадку. Шубка — иголки. Свернётся он — колкий. Рукой не возьмёшь. Кто это?
Дети: Ёж . (СЛАЙД 12)
Логопед: Спросим у ежика про солнышко. Здравствуй, ежик! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Ежик: Здравствуйте, дети! Я спал всю зиму и проснулся весной, но солнышко на земле мне не встречалось. Как-то бежал по лесным проталинкам, мимо ручейков и нашел весенний лучик. Я его вам отдам, если поиграете.
Логопед: Вставайте в кружок поиграем в игру «Скажи — наоборот» (игра с мячом). (СЛАЙД 13)
Ежик: Зимой небо пасмурное, а весной… Дети: — Ясное.
Ежик: Зимой солнце стоит низко, а весной… Дети: — Высоко.
Ежик: Зимой воздух холодный, а весной… Дети: – Теплый.
Ежик: Зимой день короткий, а весной… Дети: – Длинный.
Ежик: Молодцы! Вот вам лучик. (СЛАЙД 14)
5. Игра «Выдели первый и последний звук в слове, обозначь нужной фишкой»
Логопед: Лучиков много, а солнышко не нашли. Что же нам делать? Продолжим искать солнышко.
Логопед: А этот герой, подмочил шкуру, проснулся и вылез из берлоги. Кто это? А почему проснулся недовольный? Покажем, какие чувства мишка испытал: как медведь проснулся, испугался, разозлился, вылез из берлоги, удивился, обрадовался, что пришла весна. (СЛАЙД 15)
Логопед: Здравствуй, мишка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Медведь: Поиграйте со мной со словами и звуками. Выделите первый и последний звук в слове, обозначьте нужной фишкой. Повторите эти слова и назовите самое длинное, короткое. (СЛАЙД 16)
Слова: проталина, ветер, лужа, весна, лист.
Медведь: Молодцы! Вот вам лучик. (СЛАЙД 17)
Логопед: Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.
6.Координация речи с движением «Строители»
Мы без дела не сидим, домик птичкам мастерим.
Мы построим птичкам дом. Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг. Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем, а теперь летит над полем
В деревянный свой дворец? Это — черненький скворец! . (СЛАЙД 18)
Логопед: И к нам прилетел гость скворец-скворушка. Здравствуй, скворушка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Скворец: Здравствуйте, дети! Подскажу, если ответите на вопросы. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).
Дети: Скворечник.
Логопед: Молодцы!
7. Игра «Где сидит скворец?»
Логопед: Посмотрите, что делает, где сидит скворец? (СЛАЙД 19)
Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой. Дети их комментируют.
Дети: Скворец вылетел из скворечника. Скворец облетел вокруг скворечника. Скворец взлетел на крышу скворечника. Скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д. Скворец: Вот вам весенний лучик. Солнышко где-то рядом. Расскажите стихотворение о весне по картинкам, солнышко вас обязательно услышит. (СЛАЙД 20)
8.Заучивание стихотворения по картинкам
Логопед: Давайте расскажем стихотворение о весне по картинкам и пригласим наших гостей поиграть с нами. (СЛАЙД 21, 22)
Вот и пришла к нам весна, после зимы наступила она.
Солнышко светит и греет, снег на земле чернеет.
А на речке тает лед, а на речке - ледоход.
Ручейки проворно бегут, одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки, из них вылезают листочки.
Насекомые выползают, птицы с юга прилетают.
Логопед: Какие весенние признаки вы запомнили? Ответьте полным предложением.
Дети: Весной тает снег и лед. Весной журчат веселые ручейки и т.д.
9. Игра «4-й лишний»
Логопед: Вот и солнышко нашли! Солнышко хочет с нами поиграть в игру «4-й лишний»:
- Март, весна, апрель, май;
- Солнце, ручьи, листопад,ледоход.
Дети выделяют лишнее и объясняют свой выбор.
- Итог и окончание занятия.
Логопед: Молодцы! Все трудности преодолели, все задания выполнили.Пора возвращаться в группу. Что особенно понравилось на занятии? Солнышко благодарит вас и дарит раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста №2 на 2015 – 2016 учебный год
Настоящая программа рассчитана на один год работы с детьми, является приложением к адаптированной образовательной программе МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах». Рабочая программа педагога дошколь...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...
Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)
Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 5-6 лет
В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.06.1998 года № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педаг...
Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей и ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого...
Презентация родительского собрания в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (6-й год жизни)
Презентация раскрывает организацию работы учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (6-й год ...
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста на о...