Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использованием схем, чтения художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, заучивание стихотворений, разучивание пальчиковой гимнастики. На занятии дети систематизировали и закрепляли полученные знания, активизировали словарь по теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7
села Кухаривка
муниципального образования Ейский район
Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Золотая осень»
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ ДС КВ № 7
села Кухаривка МО Ейский район
Хохлова Е.Ю.
Пояснительная записка
к занятию по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи
в старшей группе для детей с ОНР
«Золотая осень»
Пробудить познавательный интерес к миру живой природы, обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях вообще и об осени – в частности, совершить с детьми занимательное и, главное, познавательное «путешествия в осень», раскрывая перед ними это замечательное время года во всей его красе, этому способствовало занятие «Осень – золотая пора».
Занятие для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, составлено в соответствии с программой: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с общедидактическими и коррекционно-педагогическими принципами:
- комплексности, системности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий педагога и детей);
- принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка.
Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использованием схем, чтения художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, заучивание стихотворений, разучивание пальчиковой гимнастики. На занятии дети систематизировали и закрепляли полученные знания, активизировали словарь по теме.
В процессе занятия осуществлялась интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к элементарным нормам и правилам взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности…), «Познавательное развитие» (обобщение и уточнение представлений детей о времени года – Осень, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Художественно-эстетическое развитие» (развитие художественного восприятия детей, отзывчивости на музыку, произведения искусства, художественное слово.), «Физическое развитие» (предупреждение утомляемости детей, формирование потребности в двигательной активности). И основным, конечно же, являлось «Речевое развитие» (развитие всех компонентов устной речи детей – диалогической и монологической форм, грамматического строя речи, связной речи, расширение словарного запаса). Дети рассказывали небольшие стихотворения и составляли рассказы об осени с использованием схем –описания, что способствовало развитию связной речи.
На занятии отрабатывались коррекционно-образовательные, коррекционно - развивающие и коррекционно -воспитательные цели.
Для достижения цели в соответствии с содержанием были использованы различные методы и приемы: наглядные, словесные, практические и игровые.
В процессе занятия были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельности (картинный, дидактический материал схемы -мнемотаблицы…) Дидактический материал был подобран с учетом возраста и возможностей детей, имеющих речевые нарушения. Вся словарная работа проводилась с опорой на наглядный материал. В ходе занятия было использовано различное оборудование: картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; схемы- описание овощей, мнемотаблицы для составления стихов, схема для составления рассказа об осени, круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); муляжи овощей и фруктов, корзинка, коробка, цифры от 1-5, картинка мудрый Ворон, мягкая игрушка кот, чудесный мешочек, шнурочки, мяч.
Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие детей, способствовала раскрепощению детей в процессе релаксационной паузы.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Приемы, носили игровой и обучающий характер (задания, загадки детям предлагались на листьях от сказочного персонажа –Кот-Наоборот). Сюрпризный момент способствовал заинтересованности детей, побуждая детей к применению накопленного опыта.
В процессе занятия использовались разные формы организации детей, способствующие снятию утомляемости: беседа и игры, стоя и сидя на ковре, в кругу, выполнение заданий за столами, двигательные упражнения (имитация полёта листьев). Обязательно в занятие включила психогимнастику, игры на развитие мелкой моторики.
В соответствии с содержанием, старалась добиваться развёрнутых ответов. Привлекала к участию в беседе малоактивных детей. По результатам ответов детей делала выводы о направлении индивидуальной работы.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи
в старшей группе для детей с ОНР
«Золотая осень»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- обобщать представления детей об осени как времени года, ее признаках;
- уточнять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных;
- продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать грамматический строй речи: совершенствовать умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовать прилагательных с существительными, согласовывать числительные с существительными, подбирать слова антонимы.
Коррекционно - развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- улучшать общую моторику и координацию движений;
- развивать художественное восприятие, отзывчивость на музыку, художественное слово;
- упражнять в составлении рассказов по схеме.
Коррекционно - воспитательные
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- приобщать к элементарным нормам и правилам взаимодействия со сверстниками;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Оборудование: картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; схемы- описание овощей, мнемотаблицы для составления стихов, схема для составления рассказа об осени, круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); муляжи овощей и фруктов, корзинка, коробка, цифры от 1-5, картинка мудрый Ворон, мягкая игрушка кот, чудесный мешочек, шнурочки, мяч.
Ход.
1. Организационный момент.
Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляется картинка или игрушка.) Он очень хочет, чтобы вы ему рассказали об одном времени года, обо всем, что происходит в это время года. А вот о каком, вы узнаете, когда послушаете мое стихотворение.
2. Введение в тему: послушайте стихотворение:
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели.
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот.
Когда это бывает? (Дети: Это бывает осенью).
Логопед: Правильно, это время года – осень. Вот мы и вспомним все, о чем или о ком мы говорили осенью. Но сначала, давайте вспомним названия осенних месяцев (Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь)
Логопед: В старину месяца называли:
Сентябрь – рябинник, почему? (Дети: потому что в это время появляется рябина).
Октябрь – листопадник, почему? (Дети: потому что опадают листья).
Ноябрь – зимник, почему? (Дети: становится холодно, как зимой).
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету)
Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре – (Руки сжимают в замок)
Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой)
3. Основная часть.
Логопед: Ребята, вы слышите звук? По-моему это стук.
К нам пожаловали гости! Откроем дверь и войти попросим.
Логопед открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».
Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
Логопед: К нам в гости пожаловал еще один гость, это кот по имени -Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, - ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, - ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:
Логопед.
Пасмурный день - … (Дети: солнечный день)
(Словосочетания: длинные ночи, холодная погода, ядовитые грибы, кислые ягоды, глубокие лужи, ранняя осень, грустное настроение).
(Дети. Нет, веселое настроение)
Психогимнастика «Грибок» (картинка грибка с мимикой, дети определяют его настроение и показывают)
Кот «уходит», забывая свой мешочек.
Развитие связной речи
Логопед. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?
(Дети: Поздняя осень).
Логопед. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.
Логопед предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.
Ребенок: Мы по улицам идём – под ногами лужицы.
А над нашей головой все листочки кружатся.
Сразу видно на дворе: осень начинается,
Ведь рябинки там и тут красные качаются.
Логопед: Ребята, давайте вспомним и назовем приметы ранней осени.
Логопед выставляет на доску картину «Ранняя осень», дети называют приметы ранней осени по картине: листья разного цвета; листопад; птицы улетают в тёплые края; убирают урожай; дни становятся короче, а ночи длиннее; люди одеваются тепло; солнце; дождь…и т.д. (Можно использовать мяч)
Игра «Скажи ласково»
Ранняя осень доставляет нам много удовольствий. Давайте скажем ласково. Дождь -… (Дети: дождик) (Слова: сад, лужа, солнце, лист, дерево, туча и др.)
Логопед: Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками. Логопед включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.
Физкультминутка «Осенние листья»
Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
Дети проходят за столы.
Логопед: Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Расскажи об овощах»
На магнитной доске карточки с изображением помидора.
(Дети описывают овощи, используя схему-описание)
Логопед: А теперь я предлагаю собрать овощи и фрукты.
Дидактическая игра «Овощи и фрукты» (Дети раскладывают фрукты в корзину, овощи в коробку (муляжи))
Дидактическая игра « Посчитай овощи и фрукты».
(Цифры от 1 до 5. Логопед показывает цифру, ребенок берет картинку на столе и говорит, у меня 5 яблок, 3 лимона, 1 груша и т.д.)
Логопед: Дети, кажется кот- Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот -Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.
Игра «Волшебные шнурочки» (индивидуальная работа).
Логопед открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.
Логопед: Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.
Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.
Логопед: А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек.
Логопед: Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?
(Дети: Грибами и ягодами). Давайте отправимся в осенний лес.
Игра «Съедобный – несъедобный»
Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.
Несъедобный – дети поднимают красный кружок.
Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.
Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»
Логопед задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».
Логопед: Скоро белые метели
Снег поднимут от земли
Улетают, улетели
Улетели журавли…
Логопед выставляет картину «Перелетные птицы».
Логопед: Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной? (Дети: Перелетные птицы).
Логопед: Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.
Ответы детей. Похвала.
Логопед: Скажите, как улетают птицы?
(Дети: Вереницей, стаей, клином, поодиночке. (картинки))
Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем… | Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки |
Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей. | Загибаем по одному пальчику, начиная с большого |
Дятел в пестрых перышках Всем хватило зернышек. | Кулачки |
Логопед: Посмотрите в окно! Не видно золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень! Как еще можно назвать осень? (Дети: золотая осень, пасмурная, величавая, разноцветная, унылая).
Игра «Скажи со словом «осенний» (с выделением окончания голосом)
Небо (какое?) (Дети: осеннее), ветер (какой?) (Дети: осенний), погода (какая?) (Дети: осенняя), дождь (какой?) (Дети: осенний).
Логопед: Ребята, а хотите послушать, как стучит по стеклам осенний дождь
(Дети: Хотим.)
Логопед: Я предлагаю выйти, удобно сесть на коврик, закрыть глазки и внимательно слушать
Релаксация. Упражнение на расслабление «Осенний дождь».
Логопед: Ребята, давайте расскажем небольшие стихотворения об осени и осенних явлениях с помощью «говорящих» таблиц (мнемотаблицы).
Стихотворение «Осень» (приложение)
Стихотворение «Осенние деревья» (приложение)
Логопед: Вот какие замечательные стихи у вас получились.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об осени по схеме описание. (Приложение)
Логопед вызывает 2-х – 3-х детей, каждый из них составляет рассказ по схеме, вывешенной на доске.
4. Итог. Рефлексия.
Логопед: Ребята, как вы думаете, понравился ли мудрому Ворону наш рассказ об осени. А что ему понравилось больше всего?
Приложение
Стихотворение «Осень»
Опустел скворечник, | улетели птицы, | листьям |
на деревьях | тоже не сидится. | Целый день сегодня |
всё летят, летят. | Видно, тоже в Африку | улететь хотят. |
Стихотворение «Осенние деревья»
Ветер | по лесу | летал, |
ветер | листики | считал. |
Вот дубовый, | вот кленовый, | вот рябиновый резной, |
вот с берёзы золотой. | Вот последний лист | с осинки |
ветер | бросил | на тропинку. |
Схема – описание «Осень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
Программное содержание.1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.2. Упражнять детей в словоизменении....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших в беду....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу
Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у Поварёнка»
Занятие на закрепление умения классифицировать посуду, на совершенствование грамматического строя речи, связной речи....
Конспект подгруппового НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «Зимующие птицы».
Вашему вниманию представляю конспект в рамках лексической темы недели "Зимующие птицы", являющийся итоговым занятием по закреплению лексического материала и развитию связной речи детей старш...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...