Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Хохлова Елена Юрьевна

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использованием схем,  чтения художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, заучивание стихотворений,  разучивание пальчиковой гимнастики. На занятии дети систематизировали и закрепляли полученные знания, активизировали словарь по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7

села  Кухаривка

муниципального образования Ейский район

 

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Золотая осень»

       

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ ДС КВ № 7

                                                           села Кухаривка МО Ейский район

                           Хохлова Е.Ю.

                                   

Пояснительная записка

к занятию по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи

в старшей группе для детей с ОНР

«Золотая осень»

Пробудить познавательный интерес к миру живой природы, обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях вообще и об осени – в частности, совершить с детьми занимательное и, главное, познавательное «путешествия в осень», раскрывая перед ними это замечательное время года во всей его красе, этому способствовало занятие «Осень – золотая пора». 

Занятие для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, составлено в соответствии с программой: «Программа логопедической работы по преодолению   общего   недоразвития речи у детей»         Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с общедидактическими и коррекционно-педагогическими принципами:

- комплексности, системности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий педагога и детей);

- принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка.

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использованием схем,  чтения художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, заучивание стихотворений,  разучивание пальчиковой гимнастики. На занятии дети систематизировали и закрепляли полученные знания, активизировали словарь по теме.

      В процессе занятия осуществлялась интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к элементарным нормам  и правилам взаимодействия со взрослыми и  сверстниками,  эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности…), «Познавательное развитие» (обобщение и уточнение  представлений детей о времени года – Осень,  формирование целостной  картины мира, расширение кругозора), «Художественно-эстетическое развитие» (развитие  художественного восприятия  детей, отзывчивости  на музыку, произведения искусства, художественное слово.), «Физическое развитие» (предупреждение утомляемости детей,  формирование потребности в двигательной активности). И основным, конечно же, являлось «Речевое развитие» (развитие всех компонентов устной речи детей – диалогической и монологической форм,  грамматического строя речи, связной речи, расширение словарного запаса). Дети рассказывали небольшие стихотворения и составляли рассказы об осени с использованием схем –описания, что способствовало развитию связной речи.

На занятии отрабатывались  коррекционно-образовательные, коррекционно - развивающие и коррекционно -воспитательные цели.

Для достижения цели в соответствии с содержанием  были использованы различные методы и приемы: наглядные, словесные, практические и игровые.

             В процессе  занятия  были подобраны наглядные и игровые  пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали  к мыслительной деятельности (картинный, дидактический материал схемы -мнемотаблицы…)  Дидактический материал был подобран с учетом возраста и возможностей детей, имеющих речевые нарушения. Вся словарная работа проводилась с опорой на наглядный материал. В ходе занятия было использовано различное оборудование: картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; схемы- описание овощей, мнемотаблицы для составления стихов, схема для составления рассказа об осени, круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); муляжи овощей и фруктов, корзинка, коробка, цифры от 1-5, картинка  мудрый Ворон, мягкая игрушка кот, чудесный мешочек, шнурочки, мяч.

Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие детей, способствовала раскрепощению детей в процессе релаксационной паузы.

      Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Приемы, носили игровой и обучающий  характер (задания, загадки детям предлагались на листьях от сказочного персонажа –Кот-Наоборот). Сюрпризный момент способствовал заинтересованности детей, побуждая детей к  применению накопленного опыта.

В процессе  занятия использовались разные формы организации детей, способствующие снятию утомляемости: беседа и игры, стоя и сидя  на ковре, в кругу, выполнение заданий за столами, двигательные упражнения (имитация полёта листьев). Обязательно в занятие включила психогимнастику, игры на развитие мелкой моторики.

В соответствии с содержанием,  старалась добиваться развёрнутых ответов. Привлекала к участию в беседе малоактивных детей. По результатам ответов детей делала выводы о направлении индивидуальной работы.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи

в старшей группе для детей с ОНР

«Золотая осень»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • обобщать представления детей об осени как времени года, ее признаках;
  • уточнять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных;
  • продолжать учить детей отвечать на  поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление  сложных предложений;
  • расширять и активизировать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи: совершенствовать умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовать прилагательных с существительными, согласовывать числительные с существительными, подбирать слова антонимы.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление;
  • улучшать общую моторику и координацию движений;
  • развивать художественное восприятие, отзывчивость на музыку, художественное слово;
  • упражнять в составлении рассказов по схеме.

Коррекционно - воспитательные

  • воспитывать чувство любви к родной природе;
  • приобщать к элементарным нормам и правилам взаимодействия со сверстниками;
  • воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Оборудование: картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; схемы- описание овощей, мнемотаблицы для составления стихов, схема для составления рассказа об осени, круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); муляжи овощей и фруктов, корзинка, коробка, цифры от 1-5, картинка  мудрый Ворон, мягкая игрушка кот, чудесный мешочек, шнурочки, мяч.

Ход.

1. Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляется картинка или игрушка.) Он очень хочет, чтобы вы ему рассказали об одном времени года, обо всем, что происходит в это время года. А вот о каком, вы узнаете, когда послушаете мое стихотворение.

2. Введение в тему: послушайте стихотворение:

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

Когда это бывает? (Дети: Это бывает осенью). 

Логопед: Правильно, это время года – осень. Вот мы и вспомним все, о чем или о ком мы говорили осенью. Но сначала, давайте вспомним названия осенних месяцев (Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Логопед: В старину месяца называли:

Сентябрь – рябинник, почему? (Дети: потому что в это время появляется рябина).

Октябрь – листопадник, почему? (Дети: потому что опадают листья).

Ноябрь – зимник, почему? (Дети: становится холодно, как зимой).

Пальчиковая гимнастика  «Осень».

Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету)
Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре – (
Руки сжимают в замок)
Поздняя осень стоит на дворе. (
Разводят руками перед собой)

3. Основная часть.

Логопед:  Ребята, вы слышите звук? По-моему это стук.

К нам пожаловали гости! Откроем дверь и войти попросим.

Логопед открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Логопед:  К нам в гости пожаловал еще один гость, это кот по имени -Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, - ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, - ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:

Логопед. 

Пасмурный день - … (Дети: солнечный день)

(Словосочетания: длинные ночи,  холодная погода, ядовитые грибы, кислые ягоды, глубокие лужи, ранняя осень, грустное настроение).  

(Дети. Нет, веселое настроение)

Психогимнастика «Грибок» (картинка грибка с мимикой, дети определяют его настроение и показывают)

Кот «уходит», забывая свой мешочек.

Развитие связной речи

Логопед.  Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?

(Дети: Поздняя осень).

Логопед.  Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.

Логопед предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.

Ребенок: Мы по улицам идём – под ногами лужицы.

А над нашей головой все листочки кружатся.

Сразу видно на дворе: осень начинается,

Ведь рябинки там и тут красные качаются.

Логопед: Ребята, давайте вспомним и назовем приметы ранней осени.

Логопед выставляет на доску картину «Ранняя осень», дети  называют приметы ранней осени по картине: листья разного цвета; листопад; птицы улетают в тёплые края; убирают урожай; дни становятся короче, а ночи длиннее; люди одеваются тепло; солнце; дождь…и т.д. (Можно использовать мяч)

Игра «Скажи ласково»

Ранняя осень доставляет нам много удовольствий. Давайте скажем ласково. Дождь -… (Дети: дождик) (Слова: сад, лужа, солнце, лист, дерево, туча и др.)

Логопед: Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками. Логопед  включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.

Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся          (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)  

Листья нам под ноги тихо ложатся   (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,      (Движения руками вправо,  влево.)

Будто опять закружиться хотят.         (Поднимаются, кружатся.)

 Дети проходят за столы.

Логопед: Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Расскажи об овощах»

На магнитной доске карточки с изображением помидора.

(Дети описывают овощи,  используя схему-описание)

Логопед: А теперь я предлагаю собрать овощи и фрукты.

Дидактическая игра «Овощи и фрукты» (Дети раскладывают фрукты в корзину, овощи в коробку (муляжи))

Дидактическая игра « Посчитай овощи и фрукты». 

(Цифры от 1 до 5. Логопед показывает цифру, ребенок берет картинку на столе и говорит, у меня 5 яблок, 3 лимона, 1 груша и т.д.)

Логопед: Дети, кажется кот- Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот -Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.

Игра «Волшебные  шнурочки» (индивидуальная работа).

Логопед открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Логопед: Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите  шнурочки в свои любимые фрукты.

Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.

Логопед: А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек.

Логопед:  Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?

(Дети: Грибами и ягодами).  Давайте отправимся в осенний лес.

Игра «Съедобный – несъедобный»

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»

Логопед задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».

Логопед: Скоро белые метели

                 Снег поднимут от земли

                 Улетают, улетели

                 Улетели журавли…

 Логопед выставляет картину «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной? (Дети: Перелетные птицы).

Логопед:  Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.

Ответы детей. Похвала.

Логопед: Скажите, как улетают птицы?

(Дети: Вереницей, стаей, клином, поодиночке. (картинки))

 Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

прилетело? Мы расскажем…  

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей.

Загибаем по одному пальчику, начиная с большого

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек.

Кулачки

Логопед: Посмотрите в окно! Не видно золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень! Как еще можно назвать осень? (Дети: золотая осень, пасмурная, величавая, разноцветная, унылая).

Игра «Скажи со словом «осенний» (с выделением окончания голосом)

Небо (какое?) (Дети: осеннее), ветер (какой?) (Дети: осенний), погода (какая?) (Дети: осенняя), дождь (какой?) (Дети: осенний).

Логопед: Ребята, а хотите послушать, как стучит по стеклам осенний дождь

(Дети: Хотим.)

Логопед: Я предлагаю выйти, удобно сесть на коврик, закрыть глазки и внимательно слушать

Релаксация. Упражнение на расслабление «Осенний дождь».

Логопед:  Ребята, давайте расскажем небольшие стихотворения об осени и осенних явлениях с помощью «говорящих» таблиц (мнемотаблицы).

Стихотворение «Осень» (приложение)

Стихотворение «Осенние деревья» (приложение)

Логопед: Вот какие замечательные стихи у вас получились.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об осени по схеме описание. (Приложение)

  Логопед  вызывает 2-х – 3-х детей, каждый из них составляет рассказ по схеме, вывешенной на доске.

4. Итог. Рефлексия.

Логопед: Ребята, как вы думаете, понравился ли мудрому Ворону наш рассказ об осени. А что ему понравилось больше всего?

Приложение

Стихотворение «Осень»

осень

Опустел скворечник,

улетели птицы,

листьям

на деревьях

тоже не сидится.

Целый день сегодня

всё летят, летят.

Видно, тоже в Африку

улететь хотят.

Стихотворение «Осенние деревья»

осенние деревья

Ветер

по лесу

летал,

ветер

листики

считал.

Вот дубовый,

вот кленовый,

вот рябиновый резной,

вот с берёзы золотой.

Вот последний лист

с осинки

ветер

бросил

на тропинку.

Схема – описание «Осень»

C:\Users\111\Desktop\КАРТИНКИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ\0011-006-.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у Поварёнка»

Занятие на закрепление умения классифицировать посуду, на совершенствование грамматического строя речи, связной речи....

Конспект подгруппового НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «Зимующие птицы».

Вашему вниманию представляю конспект в рамках лексической темы недели "Зимующие птицы", являющийся итоговым занятием по закреплению лексического материала и развитию связной речи детей старш...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...