Конспект беседы по картине В.Н. Васнецова «Три богатыря», в рамках исторического просвещения старших дошкольников.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русской
земли. Перед ними расстилаются широкие степи, за их спиной – дремучие леса, села и города. В небесах над богатырями клубятся синевато-серые тучи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект беседы
по картине В.Н. Васнецова «Три богатыря», в рамках исторического просвещения старших дошкольников.
Русские богатыри
Здравствуйте, дорогие ребята!
Видели ли вы картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря»?
Давайте вспомним, кто изображен на картине.
Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русской
земли. Перед ними расстилаются широкие степи, за их спиной – дремучие леса, села и города. В небесах над богатырями клубятся синевато-серые тучи.
Три богатыря
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей
Народ берегут они!
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли.
○ Знаете ли вы, как зовут богатырей?
В самом центре картины на могучем коне — богатырь Илья Муромец. Он широк в плечах, в нем чувствуется громадная мощь и отвага. Приложив руку к глазам, он зорко всматривается вдаль: не идет ли на Русь войско
вражеское?
Справа от Ильи Муромца на мохнатом белом коне другой богатырь — Добрыня Никитич.
А по левую руку от Ильи — самый юный из богатырей — Алеша Попович.
Давайте вспомним, что рассказывают древние русские былины об этих богатырях.
Илью прозвали Муромцем потому, что родился он в селе Карачарове недалеко от города Мурома.
Просидел Илья Муромец сиднем ровно тридцать лет
— ни рукой, ни ногой двинуть не мог.
Вот однажды отец с матерью ушли в поле хлеб убирать, а Илья остался в доме один. Проходили в это время по деревне калики перехожие (в русском народном эпосе бродячие, обычно слепые певцы.) , подошли к избе Ильи,
да и постучали в окошко
— Отвори нам, добрый молодец, дверь, притомились мы, устали с дороги, дай нам водицы испить.
А Илья им отвечает:
— Не могу я, божьи люди, с места сдвинуться, уж тридцать лет сиднем сижу на печи.
А калики не уходят, и всё просят Илью в избу их впустить.
Шевельнулся он на печи! Встал на ноги — чувствует, ноги-то его держат, пошевелил руками. Сделал он шаг, другой, подошел к двери и впустил калик в избу.
А калики перехожие и говорят ему:
— Иди в погреб, принеси чашу зелена вина.
— Да я не смогу!
— Иди, иди! Сможешь!
Спустился Илья в погреб, принес вина.
Дали ему калики испить чару. И почувствовал Илья, как в нем силушка-то заиграла.
— Принеси-ка еще бражки! — приказали ему калики.
Принес он бражки, выпил чару. И такую великую силу в себе почувствовал, что ни словом сказать, ни пером описать!
— Будешь ты, Илья, богатырем великим! Смерть тебя в бою не возьмет! — так сказали Илье странники.
Простились и ушли калики, а Илья уснул богатырским сном и проспал ровно 12 дней.
С той поры стал Илья помогать родителям лес расчищать — старые деревья с корнем выворачивать, дубы крепкие выдергивать. Распахал он поле великое и запрудил реку быструю. То, чего старики-родители Ильи и в три дня не сделали бы, он тотчас исполнял.
Пошел как-то раз Илья на большую дорогу и у мужика перехожего купил жеребца. Кормил его пшеничкой, купал его в утренних росах. И вырос жеребец на диво сильным, статным и красивым. Верным другом и помощником Илье Муромцу стал.
Попросил богатырь благословления у отца-матери на путь-дорогу, на великие подвиги. Оседлал коня вороного, взял копье булатное, вдел ноги в стремена узорные и поскакал в стольный Киев-град, чтобы у князя служить, землю русскую от врагов защищать.
А вот что рассказывается в былинах о другом богатыре — Добрыне Никитиче.
Пригожий, умный мальчик рано потерял любимого отца. Растила Добрыню матушка — Мамелфа Тимофеевна.
В 12 лет Добрыня почувствовал в себе силу молодецкую. Оседлал он доброго коня и поскакал в чистое поле, искать подвигов богатырских. Поехал Добрыня к высокой горе. Там в глубокой пещере жил Змей Горыныч
своими змеенышами. Часто летал он на русские города, из раскрытой пасти его сыпались искры и вырывалось пламя. Многих он погубил, а других в плен взял.
День стоял летний, жаркий. Захотел Добрыня искупаться в Пучай-реке, слез с коня, снял платье богатое и поплыл по реке. Пучай-река тихой была, спокойной. Вдруг откуда ни возьмись, налетела косматая черная туча, загремел гром, засверкали молнии. Огромные волны поднялись.
Налетел страшный двенадцатиголовый Змей Горыныч и захохотал, и закричал:
— Ага! Попался, Добрыня! Задушу тебя, да и съем.
Добрыня не растерялся, нырнул и поплыл под водой. Выбрался на берег, а там ни коня, ни оружия, лишь шапка, жемчугами шитая, валяется. Схватил он шапку, набрал в нее песка да как швырнет в Змея — и отшиб ему двенадцать голов. A потом потоптал всех змеенышей и выпустил из темниц пленников.
Послушайте, ребята, про самого юного богатыря — Алешу Поповича. Прозвище свое Алеша получил потому, что был поповским сыном. Его отец
священник из города Ростова.
Рано научился Алеша на коне скакать, мечом да палицей (старинное оружие - тяжелая дубинка с утолщенным концом.) владеть. Как-то попросил он у отца благословения на путь-дорогу. Хотел он к морю-океану поскакать, гусей-уточек пострелять.
Ехал он, ехал с утра до вечера и доехал до распутья трех дорог. Лежит посредине камень, а на нем высечена надпись:
«Одна дорога в Муром ведет,
другая — в Чернигов,
а третья — в Киев-град».
Подумал Алеша, подумал и решил в Киев ехать, к князю Владимиру Ясное Солнышко.
Приехал он на княжий двор и повстречал там Змея Тугарина. Князь коварному Змею почести оказывает, на лучшее место сажает. А Змей целые караваи проглатывает, да полным ведром меда запивает.
— Что за невежа неотесанный к тебе, князь Солнышко, на пир попал? — спросил Алеша.
Принесли на стол блюдо с белой лебедью, взял Тугарин ее за шею и разом проглотил.
Алеша Попович снова говорит:
— Князь Солнышко, где это видано, чтобы гость по целой лебеди враз проглатывал?
Разозлился Тугарин и бросил в Алешу свой кинжал, да не попал!
— Будем завтра с тобой смертным боем биться! — сказал змей Алеше, да и вылетел в окно.
На другой день вышел Алеша Попович в чистое поле и срубил змею буйную голову, привязал к седлу и привез князю. И остался в граде Киеве служить верой и правдой народу русскому.
Люди любили слушать былины о силе и смелости богатырей, они верили в то, что их мирную жизнь охраняют бесстрашные и могучие воины, гордились тем, что у земли русской такие верные защитники. Недаром в народе говорится: «Кто наступит на землю русскую — оступится»
- ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каких русских богатырей вы знаете?
Расскажите об Илье Муромце.
Расскажите о Добрыне Никитиче
Расскажите об Алеше Поповиче
Объясните пословицу. «Кто наступит на землю русскую — оступится»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с воспитанниками подготовительной к школе группы "Беседа по картине В. М. Васнецова «Три богатыря»
Конспект НОД....

Статья "Экологическое просвещение старших дошкольников"
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся организации экологического просвещения дошкольников в детском саду в виде анимационно-игровой программы. Учтены возможности дошкольников - нравственные, ...

ННОД - квест в рамках патриотического воспитания старших дошкольников Тема: «Мы живем в России» - подготовительная группа. Составила – воспитатель МАДОУ № 2 г. Томска
актуальность:Применение «Квест-технологии» в разных ситуациях организации детского коллектива дошкольников дает возможность инициирования и педагогического сопровождения процессов творческ...

Проект "ДОБРОМУЛЬТ". Духовно-нравственное просвещение старших дошкольников с помощью создания мультфильмов.
Проект «ДОБРОМУЛЬТ» по духовно-нравственному просвещению предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста. Он включает в себя практический опыт создания мультфильмов при ...

Проект «ДОБРОМУЛЬТ». Духовно-нравственное просвещение старших дошкольников с помощью создания мультфильмов. Старший дошкольный возраст.
Проект «ДОБРОМУЛЬТ».Духовно-нравственное просвещение старших дошкольников с помощью создания мультфильмов.Старший дошкольный возраст....

Картинная галерея в детском саду как инструмент развития связной речи старших дошкольников
Технология "Картинная галерея в детском саду" является универсальным инструментом для решения образовательных и воспитательных задач, стоящих перед педагогами ДОО. Предлагаю Вам вариант прим...

Конспект занятия. В рамках исторического просвещения дошкольников. Тема: «Откуда хлеб пришёл» (Старший дошкольный возраст)
Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; Разъяснить, что хлеб - это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу....