Картинная галерея в детском саду как инструмент развития связной речи старших дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

 Любовь

Технология "Картинная галерея в детском саду" является универсальным инструментом для решения образовательных и воспитательных задач, стоящих перед педагогами ДОО. Предлагаю Вам вариант применения картин для формирования и развития связной речи дошкольников на материале текстов цепной организации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystvitelno.docx13.25 КБ
Файл konstantin_razumov_igra_dlya_druga.docx2.18 МБ

Предварительный просмотр:

   Картинная галерея в детском саду является великолепным ресурсом для решения многих задач образовательной программы дошкольного образования, а также  программы воспитания.

Одним из основных направлений по которому традиционно проводится работа как специалистами, так и воспитателями является развитие связной речи. Умение связно, логично и самостоятельно рассказывать действительно является вишенкой на торте речевого развития ребенка и представляет собой важный навык, который поможет ему на следующей ступени образования.

Как вы знаете, всё новое – это хорошо забытое старое. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить классическую методику формирования умения пересказывать текст цепной структуры, предложенную Воробьевой еще в 1989 году. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойствен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема следующего вида (схема на слайд.). Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения — субъект и объект, стрелкой — предикат, выраженный глагольным словом. Пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка — подчиненность плана раскрытию единой темы.

Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.

Важно, при составлении текстов цепной структуры понимать, что если предложение заканчивается одним словом, то следующее начинается с него же. Таким образом, структурированная визуальная подсказка в виде схемы упрощает детям сложный процесс построения рассказа на внутреннем плане.  

Предлагаю Вам примеры картин, цепных рассказов и схем к ним.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин

Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....