Конспект занятия. В рамках исторического просвещения дошкольников. Тема: «Откуда хлеб пришёл» (Старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; Разъяснить, что хлеб - это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
В рамках исторического просвещения дошкольников.
Тема: «Откуда хлеб пришёл»
(Старший дошкольный возраст)
Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; Разъяснить, что хлеб - это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал: серп, цеп, картинки ржи и пшеницы, схемы изб, рушник, каравай
Ход занятия
Воспитатель. Послушайте загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый
А бывает подгорелый». (Хлеб.)
- Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? (Из муки.) А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная.)
Какой хлеб получается из пшеничной муки (Белый), а из ржаной? (Темный.)
Ребята, мы с вами знаем, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень много у них помощников-машин: это трактора, сеялки, комбайны. Я вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.
К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (Дети показывают, как разбрасывать зерно.)
А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (Безветренная.) Почему?
Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.) Вот и кликали люди дождик.
«Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки»
Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.
А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а
женщины серпы и шли в поле. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т. е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп - ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам.
Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное — хлеб.
Как народ работал в поле мы узнали. А где же он отдыхал? Как назывались дома на Руси? (Избы.) Все ли избы были одинаковыми? А какие дома люди научились строить потом? Ребята, трудолюбивый ли русский народ?
Физминутка «Колос растет»
Воспитатель. Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе.
Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей).
Воспитатель уточняет:
- Что значит бережно?
- Куда деть крошки?
- Кому сейчас голодно?
- Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.
«Батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют»
- Правда, хорошие слова?
- На Руси хлеб называли «каравай».
Аня выучила стихотворение «Каравай».
Стук в дверь. Входит повар.
- Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила вам сюрприз сделать, но сначала послушайте такие слова:
«Ветер спросил,
Пролетая;
Отчего ты, рожь,
Золотая?
А в ответ
Колоски шелестят:
- Золотые руки растят!»
Л. Дегутите
- Что это за золотые руки?
- Молодцы! За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла вам в подарок каравай.
Воспитатель. Спасибо. Занятие окончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в по теме «В стране сказок» (старший дошкольный возраст)
Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательные от слов существительн...
Конспект занятия Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию «Откуда хлеб пришёл?» Подготовительная группа ( с использованием метода обучения в сотрудничестве Технологий: игровая, исследовательская)
В данной работе представлен материал по ознакомлению детей с темой занятия: "Откуда хлеб пришёл?"...

план тематической недели "Откуда хлеб пришёл" (старший дошкольный возраст)
Данная разработка представляет собой планирование образовательной деятельности в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришёл"...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Откуда хлеб пришел" старший дошкольный возраст
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект беседы по теме: «Блокадный хлеб» для старшего дошкольного возраста
Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема "Откуда хлеб пришел"?
Программное содержание:1.Закрепить представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;2.За...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Откуда хлеб пришел?».
Программное содержание:1.Закрепить представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;2.За...