Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе на тему «Любимый город Чебоксары»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Осипова Наталия Владимировна

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_gorod_cheboksary.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области  «Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе

на тему  «Любимый город Чебоксары»

Осипова Наталия Владимировна,

воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ «Детский сад №106 «Кораблик»

комбинированного вида» города Чебоксары

Чувашской Республики

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Форма организации: групповая организованная образовательная деятельность.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- закрепить представления детей о России, Чувашской Республике;

- уточнить и активизировать словарь по теме;

- упражнять детей в составлении полных предложений;

Развивающие задачи:

-  развивать у детей слуховое внимание;

- совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание;

- совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности;

Воспитательные задачи:

- воспитывать нравственно-патриотические качества к малой Родине;

- совершенствовать личностные качества, навыки струдничества.

Словарная работа: Ырă кун пултăр, Родина, глобус, Россия, город Москва, В. В. Путин, Чувашская Республика, город Чебоксары, Шупашкар, хĕрлĕ тĕслĕ, сарă тĕслĕ, Сывă пулăр.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация к образовательной ситуации, разрезные картинки флага и герба Чувашской Республики, карточки с достопримечательностями города Чебоксары, карта-схема города Чебоксары, карта Российской Федерации.

Предварительная работа:

- рассматривание картин с достопримечательностями города Чебоксары, открыток, альбомов с журнальными вырезками, репродукции художников;

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника, отгадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, беседы);

- дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;

- художественное творчество: рисование «Достопримечательности города Чебоксары», аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами.

Методы и приёмы, используемые на занятии:

- Организация приветствия;

- Сюрпризный момент – загадка;

- Художественное слово (рассказывание стихотворения);

- ИКТ;

- Дидактическая игра «Президент Российской Федерации»;

- Физкультминутка «По Чебоксарам мы идём»;

- Дидактическая игра «Глава Чувашской Республики»;

- Дидактическая игра «Собери национальные символики»;

- Дидактическая игра «Знатоки  Чебоксар»;

- Поощрение;

- Рефлексия, вопросы детям.

 Ход ООД:

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте»?

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно, здоровья! А теперь давайте поприветствуем друг друга на чувашском языке: «Ырă кун пултăр!»

Ответы детей.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель:  Сегодня я вам принесла…., а что принесла, вы должны, догадаться, отгадав загадку.

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, глобус. Глобус – это модель нашей планеты Земля, только очень маленькая. Ну а теперь изучим его. Что мы можем на нём увидеть?

Ответы детей. 

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим о нашей стране, о нашем родном крае, в котором живём. Как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно. Вы безошибочно сказали, что Родина – это место, где мы с вами родились и живём. Предлагаю послушать  стихотворение «Что такое Родина?»

Что такое Родина?

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия,

Нет другой на свете -

Родины такой!»

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется наша страна?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой город является столицей России?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, это Москва. Предлагаю рассмотреть карту.  Какая же наша страна по размеру?

Ответы детей.

Воспитатель: Согласна с вами, наша страна очень велика. В каждой стране есть свой президент. Сможете ли вы назвать президента Российской Федерации?

Дидактическая игра «Президент РФ»

(На экран выводится  слайд с изображением В.В. Путина и других людей. Дети называют номер, под которым изображён президент РФ).

    Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на слайд. Мия, назови ещё раз Президента России (Данил, Полина…).

Ответы детей.

Воспитатель: Какие основные символы страны вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно. Обратите внимание, здесь мы видим флаг и герб России.

(На экран выводится  слайд с изображением символик РФ).

Воспитатель: Возвращаемся к карте. Кто из вас скажет, в какой республике мы с вами живём?

    Ответы детей. 

Воспитатель: В каждой республике, и в нашей Чувашии, есть главный город - своя столица. Какой город является столицей  Чувашской Республики?

Ответы детей.

Воспитатель: Маша, назови столицу Чувашии (Даша, Данил…).

Ответы детей.

Воспитатель: Значит, мы все живём не просто в городе под названием Чебоксары. Где мы живём?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, мы живём в столице Чувашской Республики. На чувашском языке – Шупашкар.  

Воспитатель: Предлагаю совершить пешую прогулку по городу Чебоксары.

Физкультминутка «По Чебоксарам мы идем».

«По Чебоксарам мы идем,  (маршируем)

Звонко песенку поем.

Город очень большой,      (руки в стороны)

Он уютный и живой.         (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет.        (руками показываем фонарики)

Город улыбается,              (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится».  (знак кистями рук)

Воспитатель: Давайте  найдём столицу нашей республики на карте.

Воспитатель: Посмотрите, какой маленькой выглядит Чувашская Республика на карте РФ. Чувашия располагается на берегу Волги. Это волнистая равнина, которая сужается и круто спускается к реке. Почти вся территория заселена. Мы живем в густонаселенной республике. Много городов и деревень близко расположены друг к другу. 

Воспитатель: Кирилл, покажи нашу республику на карте России.

Воспитатель: Но, несмотря на её размеры, у нас  есть свой флаг, герб и есть Глава республики.

Воспитатель: Посмотрите на следующий слайд и скажите, под каким номером  изображен Глава Чувашии? Назовите его.

Дидактическая игра «Глава ЧР»

(На экран выводится  слайд с изображением О. А. Николаева и других людей.  Дети находят на слайде Главу ЧР  О. А. Николаева. Называют его. Воспитатель просит 3-4 ребенка повторить фамилию Главы ЧР).

     Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим государственный флаг Чувашской Республики. Что на нём изображено?

Ответы детей. 

Воспитатель: Это означает народное понятие «Пулна»«Пур»«Пулатпар» («Было»«Есть»«Будет»), а также связь трех поколений – молодости, зрелости, старости.

Воспитатель: Какие основные цвета использованы?

Ответы детей.

Воспитатель: Красный цвет (хĕрлĕ) символизирует стремление народа к свободе, сохранению традиций, самобытности. Желтый цвет (сарă) наделен понятием самого красивого цвета. Это цвет солнца, дарующего жизнь всему на Земле.

Воспитатель: А теперь рассмотрим герб Чувашской Республики. Здесь также как и на флаге изображены Древо Жизни и Мудрости, увенчанной тремя солнцами. Кто мне ответит, что оно обозначает?

Ответы детей. 

Воспитатель: Согласна с вами, это означает Было, Есть, Будет. Связь трех поколений (молодость, зрелость, старость)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Собери национальные символики».

Дидактическая игра «Собери национальные символики».

  • Цель игры: познакомить детей с основными символами Чувашской Республики – флаг и герб; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма; развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление, быстроту реакции.
  • Материалы для игры: карточки с изображением флага и герба Чувашской Республики; разрезные картинки национальных символик.
  • Ход игры:

Воспитатель предлагает рассмотреть основные символы Чувашской Республики, рассказать об основных цветах и орнаментах, которые изображены на них. Далее дети по образцу собирают разрезные картинки символик.

Вариант усложнения:  дети по памяти собирают флаг и герб Чувашской Республики.

Воспитатель: Совершенно правильно, быстро справились с заданием.

Воспитатель: Ну а теперь нас ждёт виртуальная прогулка по городу (просмотр  слайд-шоу о городе Чебоксары).

Воспитатель: Сколько достопримечательностей в нашем городе!

«Мы их вспомним, назовём и на карте найдём».

Воспитатель: Предлагаю поиграть  в игру «Знатоки Чебоксар».

Дидактическая игра «Знатоки Чебоксар».

  • Цель игры: познакомить детей с достопримечательностями города Чебоксары; закрепить название достопримечательностей; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма; развивать внимание, память, мышление.
  • Материалы для игры: карта-схема города Чебоксары; карточки с изображением достопримечательностей города.
  • Ход игры:

Воспитатель делит детей на 4 группы по цвету карточек (дети также сами могут по очереди выбирать перевёрнутые карточки на подносе, и распределится по группам в соответствии цвета карточки). У каждой группы своя карта-схема города Чебоксары по достопримечательностям. Воспитатель предлагает посмотреть на карточки, назвать достопримечательность и разместить на карте-схеме. Безошибочно справившаяся группа получает фишку. В конце игры подводится итог.

Каждый из вас по очереди будет доставать из коробочки карточки с изображением достопримечательностей и памятных мест нашего города. Нужно не просто назвать, что изображено на картинке, но и правильно разместить карточку на карте города. Всем предлагаю быть очень внимательными. Вдруг кому-то понадобится помощь.

(Дети раскладывают карточки с изображением достопримечательностей на карте города).

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, что же вы сегодня расскажете своим родным о нашем маленьком виртуальном путешествии?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы сегодня много говорили о России, Чувашской Республике, городе Чебоксары, но многого ещё не знаем. На следующих занятиях мы продолжим знакомство  с нашим замечательным городом.

Воспитатель: Давайте скажем друг другу до свидания на чувашском языке «Сывă пулăр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Скоро в школу»

конспект поможет педагогам дошкольного образования при подготовке к итоговому занятию по развитию речи...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Дом для Домовенка Кузи»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группетема: «Дом для Домовенка  Кузи»...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области: «Речевое развитие» с детьми 2 младшей группы Тема: «Чья мама, чей малыш»

Цель: Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных, учить правильно называть их и их детенышей..Задачи:Образовательные: учить детей различать по внешнему виду взрослых до...